Не Вязопурихой единой / К 100-летию со дня рождения Валентины Ковель

Выпуск №6-256/2023, Дата

Не Вязопурихой единой / К 100-летию со дня рождения Валентины Ковель

В январе этого года исполнилось 100 лет со дня рождения Валентины Ковель.

Для всероссийской аудитории это, наверное, не самое звонкое имя, но для питерской публики она была настоящей народной артисткой.

Понятно, как важно для актрисы найти свой театр, своего режиссера и вовремя сыграть роли, для нее предназначенные. У Ковель всё было не так просто.

Учеба в Театральном институте на Моховой неизбежно привела ее в Ленинградский театр драмы им. А.С. Пушкина (ныне - Александринский), который как раз возглавлял один из ее педагогов, Л.С. Вивьен. Почти двадцать лет на сцене «прославленных мастеров» большой известности ей не принесли, хотя сыграно было немало ролей. Однако как мужской, так и женский состав в 1950-60-е годы был там весьма основательным, и блеснуть на таком фоне удавалось нечасто. Ковель не могла не блистать: она, как говорила чеховская героиня, «никогда не была красива, но всегда была чертовски мила». Но мила по-своему: дерзкая, шальная, острая на язык, вызывающе невзрачная. Ее темперамент зашкаливал. Любую записную красотку Валентина могла в два счета оттеснить с авансцены императорских подмостков. Что время от времени и делала. Конечно, в «Сонете Петрарки» Н. Погодина или «На диком бреге» по Б. Полевому особенно не поблистаешь. Зато Настя в «На дне» (а это был вообще один из лучших спектаклей той поры, который зрители пересматривали по многу раз) ни на минуту не терялась среди таких мощных партнеров, как Н. Симонов, Ю. Толубеев, Б. Фрейндлих, А. Борисов... Ее Варвара в «Грозе» способна была свести с ума не только Кудряша, но и всё мужское население темного царства. Дуэт гоголевской Марьи Антоновны и восходящей звезды театра Игоря Горбачева - Хлестакова превращался в поединок двух достойных соперников, в котором дочка городничего не отступала под натиском столичного ухажера, а буквально рвалась из платья ему навстречу. В весьма спорной интерпретации «Доброго человека из Сычуани», пожалуй, только вдова Цинь в безжалостно трезвом решении Ковель приближалась к брехтовскому оригиналу - наперекор стилю в духе балета «Красный мак».

Ковель не была актрисой этого театра. Чувствовалось, что это залетная птица, из чужой стаи. Не оттого, что не соответствовала его масштабам. Ее нестандартность шла вразрез с академически-реалистической эстетикой, постепенно обретавшей черты официозного соцреализма. Ее муж, красавец Вадим Медведев, кое-как вписывался в торжественный строй Александринки, особенно, когда выходил на сцену в классике («Пучина», «Дворянское гнездо») или в «Смерти коммивояжера» Артура Миллера (где они с Юлианом Паничем в очередь играли сына Вилли Ломена Хеппи).

К слову, относительно их союза. Помешать этому браку пыталась даже Фурцева, возмущенная тем, что первый питерский красавец бросил семью из-за какой-то актрисульки. Когда они поженились, театральный мир горячо обсуждал скандальный мезальянс. В капустнике прозвучала эпиграмма острослова Александра Белинского, мгновенно разлетевшаяся по театральному закулисью:

Онегин, я скрывать не стану,

Как я безумно хохотал,

Когда ты Ларину Татьяну

На Вальку Ковель поменял...

 

Союз оказался прочным, может быть, как раз благодаря разности потенциалов спокойного, аристократичного, ироничного Медведева (тяготившегося амплуа jeune-premier'а) и взрывной, резкой, непредсказуемой Ковель. Они дружно ушли из Театра драмы им. Пушкина, дружно снимались на Ленинградском телевидении, подрабатывали гастрольными «халтурами». Дружно репетировали, пылко ссорились. Дружно пришли в БДТ, верой и правдой служили театру Товстоногова, а ныне покоятся рядом на Большеохтинском кладбище.

Оба по-настоящему пригодились Большому драматическому. Играли много и разнообразно. Товстоногов понимал, насколько широки возможности этой экзотической пары. В половине репертуара были заняты в одних и тех же постановках, но как дуэт - изредка.

В одном из первых их сезонов состоялась премьера «Цены» Артура Миллера. Режиссер Роза Сирота здесь превзошла сама себя, да и актерский ансамбль собрала выдающийся. Сергей Юрский, Владислав Стржельчик, Валентина Ковель, Вадим Медведев (позже в очередь с ним Уолтера Франка играл Олег Басилашвили) - круче некуда. Судьба у спектакля была под стать уровню - трудная. Премьера должна была состояться осенью 1968-го, надо полагать, пьесу разрешили включить в репертуар БДТ, сочтя идейно выдержанной (известно, что немало нервов писателю потрепала комиссия по расследованию антиамериканской деятельности), на волне дружбы с автором пьесы, посетившем СССР. Но Миллер нелицеприятно отозвался о вторжении советских танков в Прагу, из-за чего тут же стал из друга недругом, и постановку объявили антисоветской. Играли ее всеми правдами и неправдами, то разрешали, то запрещали. Отчего интерес публики к «Цене» только рос. Журнал «Театр» в 1969 году опубликовал рецензию Н. Берковского, хотя спектакль официально был снят с афиши. Автор отмечал несомненные достоинства постановки, подчеркивая, что каждое лицо здесь - личность и характер.

Конечно, в конце 1960 - начале 70-х мы не считывали все смыслы пьесы, еще не познав на собственной шкуре, что за слом общественных и семейных отношений переживают герои. Но благодаря таланту режиссера и артистов чувствовали нюансы «великой депрессии» буквально на клеточном уровне. Валентина Ковель (Эстер), пожалуй, впервые в жизни играла столь масштабную женскую драму. Но кто бы мог подумать, что вскоре ей предстоит потрясти нас трагедией Вязопурихи?!

«История лошади» стала сенсацией даже на фоне весьма незаурядного репертуара БДТ тех лет. Товстоногов не раз был буквально в шаге от увольнения за «ошибки» в художественном руководстве. Зрители не разделяли мнения партийного начальства и ценили как раз те спектакли, которые раздражали чинуш из Смольного. К «Холстомеру» претензий было не меньше, чем к «Цене», ангажированные критики не щадили даже Льва Толстого, который, по их мнению, попал в дурную компанию. Но мы-то знаем, что вопреки всему 1970-е для театра Товстоногова были взлетом его истории. Один за другим выходили: «Ревизор», «Мольер», «Три мешка сорной пшеницы», «Ханума», «Пиквикский клуб», «История лошади», «Энергичные люди»... Было, отчего взбелениться начальству. Было, за что любить театр зрителям.

Валентина Павловна Ковель тогда же переживала звездные часы (точнее - годы) своей карьеры. Участвовала во всех громких премьерах. Всенародную любовь обрела в «Хануме», где две главные «зажигалки» БДТ устраивали на сцене натуральный Авлабар: Хануму играла Людмила Макарова, ее конкурентку сваху Кабато - Ковель. Публика спектакль обожала. И до сих пор охотно смотрит и пересматривает телеверсию. Режиссер усмехался в воображаемые усы: театр исполнил свой гражданский долг - поставил «датский» спектакль по классику А. Цагарели, однако «фонтан Дружба народов» получился не только исполненным любви к старому Тбилиси, но и с явным ироническим подтекстом. Фонтанировали здесь буквально все - от композитора Гии Канчели до авторов куплетов Б. Рацера и В. Константинова, не говоря уж о народных артистах, которые пели, танцевали и резвились, как дети.

А после - по контрасту - грянула «История лошади». Трагическая история лошади, в чьих радостях и несчастьях отразились людские беды. Холстомера играл Евгений Лебедев, любовь всей его жизни кобылу Вязопуриху - Валентина Ковель. Трудно было найти лучших исполнителей для этих ролей. При всей резкости рисунка обоим удалось пройти по тончайшей грани между людьми и лошадьми, не противопоставляя, а сближая их характеры и судьбы. Жанр мюзикла помог актрисе быть максимально свободной, она бесстрашно распахивала все грани женской притягательности, не пытаясь быть красивой, но становясь тем более желанной. Ее голос звучал хрипло, словно она действительно сгорала от страсти. А тело немолодой уже женщины призывно колыхалось под грубым рубищем.

Задача актрисы усложнялась тем, что в спектакле она играла еще две роли - Матье и Мари - еще две ипостаси женских судеб. Их характерной актрисе было играть значительно проще: по сравнению с многомерностью Вязопурихи они были, пожалуй, элементарнее. Напрашивалась цитата из давнего товстоноговского спектакля «Эзоп»: «Чем чаще я смотрю на людей, тем сильнее моя любовь к животным». Толстовская метафора, конечно, глубже, и все же природа, натура, все естественное и живое - от солнечного лучика до бабочки, - несомненно, выше людской тщеты, праздности, жестокости и равнодушия.

После «Истории лошади» актриса сыграла еще десятка два ролей. Ярких, интересных, полюбившихся зрителям. Но перебить успех Вязопурихи не удавалось. Впрочем, за успехом Ковель не особенно гонялась, он и так сопутствовал ей и в больших, и в скромных ролях. В «Пиквикском клубе» - поистине диккенсовском спектакле, с массой удачных сцен и персонажей, ее миссис Бардл - полнейшее попадание в авторский стиль.

Среди энергичных людей В. Шукшина (в одноименном спектакле, который тоже из-за излишне сатирической - по мнению начальства - обрисовки нравов советских мещан чуть не попал под запрет цензуры) она опять же в дуэте с Евгением Лебедевым азартно рисовала «картину маслом», давая гротескный портрет «новой русской» дамы, неприятной во всех отношениях. Тут уместны были сравнения и с Гоголем, и с Зощенко, но тип шагнул на сцену прямо из жизни.

Еще похлеще, чему способствовал жанр, живописала артистка Брандахлыстову в мюзикле «Смерть Тарелкина». Безжалостней, кажется, невозможно было изобразить разудалую прачку, больше похожую на хозяйку публичного дома. Ковель оставалась характерной актрисой высокого полета, у которой в запасе был неисчерпаемый набор масок, характеров, говоров, манер... Но без трагических ролей, без трагикомедии ее творческая биография не была бы полной. И театр подготовил для Валентины Павловны, вроде бы, сверх программы, нечто поистине бенефисное - роль Клары Цаханессян в спектакле «Визит старой дамы».

Однако... мало сказать, что этому спектаклю не повезло. Казалось, что вокруг него собрались все злые силы, чтобы наказать театр и актрису за былое везение. Во-первых, он сам по себе не вполне удался. Во всяком случае, на генеральной репетиции он очень не понравился Товстоногову, что не было причиной последовавших событий, но совпал с ними и стал, страшно сказать, последней каплей в жизни великого мастера. Всем известно, что в тот день Георгий Александрович, тяжело болевший, в мрачном настроении сел за руль своего «мерседеса» и, доехав до Троицкого моста, навсегда остановился на светофоре. Поставивший спектакль талантливый ученик режиссера Владимир Воробьев тяжело переживал обстоятельства ухода Г.А. и через несколько лет трагически погиб. Спектакль какое-то время шел, но печальный контекст мешал ему раздышаться и развернуться, как должно. Надо признать, что и для Ковель миллионерша из пьесы Дюрренматта не стала любимой ролью. Там, казалось, было всё, чем сильна актриса: поломанная судьба, стальной характер, история несчастной любви и возможность отыграться по-крупному... Но, похоже, уже не увлекала актрису запоздалая идея отыграться, отомстить - весь этот трагический балаган, затеянный злой, опустошенной Кларой.

Не стоит, наверное, завершать рассказ о прекрасной актрисе на столь грустной ноте, хотя финал ее жизни особенно веселым не был. И все же Валентина Павловна не сдавалась. Много играла в театре - и репертуарные спектакли, и премьеры. В 1996-м состоялась ее встреча с Романом Виктюком, который, как известно, охотился за лучшими театральными актрисами страны, мечтая работать именно с «бриллиантами». Он соблазнил Ковель вроде бы незамысловатой, но выигрышной для яркой возрастной актрисы ролью Эдды в пьесе А. Николаи «Бабочка... Бабочка». Спектакль вышел в Театре сатиры на Васильевском и порадовал многих. Актриса купалась в роли, которую до нее исполняли десятки мировых знаменитостей. Режиссер осыпал ее комплиментами, окружил достойными молодыми партнерами, зрителям постановка тоже пришлась по душе. Именно эта роль и стала последней в судьбе актрисы. Через год после премьеры она заболела и скончалась. Что было огромной потерей для театрального Петербурга.

Но в его историю она вошла навсегда. И пребывает в ней со всей потрясающей энергией женщины и актрисы. В дни ее столетия мы вспоминали о Валентине Павловне с коллегами по сцене. Грустных воспоминаний было мало.

 

Фото с официальной страницы сайта

АБДТ им. Г.А. Товстоногова

Фотогалерея