ВЛАДИМИР. Актуальная премьера

Выпуск №6-256/2023, В России

ВЛАДИМИР. Актуальная премьера

В январе 2023 года во Владимирском академическом драматическом театре с успехом состоялась премьера спектакля «451 градус по Фаренгейту» по мотивам одноименного произведения Рэя Брэдбери, которое вышло в свет 70 лет назад. Постановка в жанре антиутопического трагифарса взволновала и тронула зрителей своей жизненностью. В одном из интервью Брэдбери говорил: «Я считаю себя писателем «идей». Такая литература впитывает в себя любые идеи: политические, философские, эстетические». Пожалуй, именно эта особенность и привлекла директора одного из старейших театров России Бориса Гунина. В наши дни роман поражает своей актуальностью. Огонь, пожирающий культуру, - это зловещая метафора, которая уже не выглядит утопией.

Режиссер-постановщик Андрей Любимов, постановочная группа и исполнители сделали спектакль психологически точным, искренним и стильным. Сюжет романа передан почти «дословно», за исключением отсутствия не совсем театральных деталей. Например, к счастью, нет электрического пса, который преследует и убивает людей. Главное в том, что отражены волновавшие писателя проблемы, его рассказ об обществе будущего, где чтение книг запрещено законом. Людей, хранящих книги, арестовывают, а книги сжигают так называемые «пожарные». Гай Монтэг (Эмиль Филиппов) - «пожарный». Он 7 лет живет с женой Милдред (Ариадна Брунер) и делает свою работу, которая состоит в том, чтобы жечь книги, а заодно и дома нарушителей закона. Допустимы в этом мире лишь работа и развлечения. Но ряд встреч заставляют героя задуматься о своей жизни. Во время дождя он знакомится с юной Клариссой (Яна Иванчук) и с профессором Фабером (Андрей Щербинин). Первая любит природу, сердечное общение, простые человеческие радости; второй тайком читает спрятанные книги. После этих встреч под очищающем дождем Гай приносит с пожарищ книги, принимает решение уволиться. Его начальник - брандмейстер Битти, которого убедительно играет Юрий Круценко, уговаривает Гая не делать этого. Монолог, объясняющий Монтэгу, ради чего работают «пожарные», воспринимается как предупреждение: «Цветным не нравится детская сказка «Маленький черный самбо». Сжечь ее. Белым неприятна «Хижина дяди Тома». Сжечь и ее тоже. Нужна безмятежность, спокойствие. Прочь всё, что рождает тревогу. Жгите, жгите всё подряд! Огонь горит ярко, огонь очищает». Существенно, что сам Битти в прошлом - книгочей, интеллектуал, знает многое наизусть. Но сегодня он безжалостно сжигает в огне Женщину (Мария Македонская) вместе с ее домом и книгами. Эта безымянная женщина самоотверженно защищает самое дорогое. А жена Гая сообщает «пожарным», что в их доме есть книги. Начальник Битти принуждает Монтэга лично расправиться с книгами, но Гай направляет огнемет против самого брандмейстера. Остается только бежать. В пути герой находит новых друзей. Каждый из них - живая книга: они заучили наизусть уничтоженные огнем произведения. Один из них, Грэнджер (Виталий Панасенко) произносит главные слова: «Мы знаем, какую глупость совершили. А раз мы знаем, то есть надежда, что когда-нибудь мы перестанем сооружать эти дурацкие погребальные костры и кидаться в огонь. Каждое новое поколение оставляет нам людей, которые помнят об ошибках человечества... Когда-нибудь мы вспомним так много, что соорудим самый большой в истории экскаватор, выроем самую глубокую могилу и навеки похороним в ней войну».

Безупречно оформил спектакль художник-постановщик Борис Шлямин. Предложенное им пространство «живет» вместе с героями, художественная парадигма создает философские смыслы. Так, вытянутые вверх почти до самых колосников вертикальные книжные стеллажи «оторвались» от земли и людей, а в конце первого акта книги «погибают в огне». Художник по свету Тарас Михалевский игрой света подчеркивает людскую и «бесовскую» суету. Создатели спектакля пластикой вычерчивают бездумное поведение «пожарных», их безумное жестикулирование яркими фонарями и канистрами. Музыкальность и пластичность действию придала прекрасная работа балетмейстера Ирины Скрипкиной, которая с Владимирским театром драмы сотрудничала впервые.

Впечатляющий видеоконтент для оформления спектакля создал видеоинженер Дмитрий Мартынов. Ярко показана угроза книжной культуре со стороны одурманивающих СМИ, особенно телевидения, которое заменило персонажам общение даже с близкими людьми. С экранов телевизоров на нас льется гигантский поток информации, в том числе жестокой. Абсурд происходящего подчеркивают и «ролики» с рекламой. Виртуозно исполняет роль «человека из телевизора» Александр Аладышев, который как сатана несет «бесовщину» в общество. На экранах крупным планом он постоянно напоминает: «Скоро будет война...» Чем бы ни были заняты люди, время от времени на их головы громыхающей лавиной обрушивается рев истребителей, напоминая о близости войны. Страшный звук подкрепляется видеокартиной разрушения страны, перед тем почти погубившей собственную культуру. Когда же артист «выходит из бездушного ящика», он исполняет песни репертуара музыкальных групп и солистов, в творчестве которых звучат мотивы книги, полной страстной защиты жизни на Земле, тревоги за человека. А в финале музыка выразительно подчеркивает пророческие слова Брэдбери: «Всему свое время. Время разрушать и время строить. Время молчать и время говорить...»

Режиссер-постановщик в финале ставит, как и в романе, не точку, а многоточие. Зритель вместе с главным героем остается наедине с собой. Спектакль становится поводом для размышления, добавляя целый пласт жизненных смыслов. Это важно, особенно для молодежи, которая в театре познает мир, учится сопереживать и мыслить. Постановка отразила раздвоенность, противоречивость и катастрофичность жизни тех людей, которые отказались от книги и мысли во имя развлечений и бездумного существования, жизни без душевного тепла и любви. Получился пронзительный спектакль не о тех, кто безжалостно сжигает прошлое, а о тех, кому хватает мужества сохранить главное, что делает человека человеком - культурное и духовное наследие, семейные ценности, единение с природой, живое общение и любовь.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея