"Сказка - ложь, да в ней намек..." / "Нянины сказки" в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой

Выпуск №6-256/2023, Премьеры Москвы

"Сказка - ложь, да в ней намек..." / "Нянины сказки" в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой

Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой в нынешнем сезоне продолжает радовать интересными премьерами. Вслед за драматическим прочтением неизвестной повести ленинградского писателя и искусствоведа Всеволода Петрова «Турдейская Манон Леско» в постановке Дениса Сорокотягина театр выпустил спектакль «Нянины сказки», погрузив зрителей в атмосферу музыкальной фантасмагории.

Режиссер Гульназ Балпеисова соединила сказки ПушкинаСказку о царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о Медведихе») и сказку Андерсена «Гадкий утенок», есть здесь и почти пародийный эпизод из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», а серьезный фрагмент из нее звучит в исполнении Иннокентия Смоктуновского. Музыкальный руководитель постановки Олег Синкин органично вплетает в ткань спектакля «Картинки с выставки» Мусорского, арию Царевны Лебедь из оперы Римского-Корсакова, свои музыкальные композиции. Музыку исполняет небольшой струнный оркестр (скрипка, виолончель, альт), который находится тут же, на сцене. Звучат в спектакле и фрагменты записей концертных выступлений Елены Камбуровой, играющей в спектакле роль Няни. Сквозь классическую музыку прорвутся знакомые музыкальные цитаты из репертуара Камбуровой - музыкальная фраза из песни «Где же ты, мечта» (музыка Эдуарда Артемьева), фрагмент сочинения «Любовь святая» (музыка Георгия Свиридова), «Вальс на 100 тактов» (музыка Жака Бреля).

Няня в исполнении Елены Камбуровой вовсе не Арина Родионовна, да и спектакль - совсем не новогодне-рождественское путешествие по страницам знакомых сказок. Театр представляет сложное фантастическое действо, по мановению таинственной «Няни» погружая в магию слова и музыки, заставляя сопереживать, думать и сочувствовать.

В глубине сцены за узкой дверью - волшебный лес, причудливые стволы деревьев в полумраке, странные цветы, которых, кажется, коснулось дыхание злого волшебника. Очень хочется шагнуть в эту дверь, в потустороннее зазеркалье, тем более что зеркала тут повсюду. Сразу вспомнился осколок зеркала троллей в глазах андерсеновского Кая, из-за которого он стал видеть мир в искаженном свете, и началась вселенская дисгармония в отсутствии тепла и света. Этой сказки Андерсена в спектакле не будет. Будет лишь «Гадкий утенок», сказка, которую рассказывает Няня, сидя в большом кресле, разряжая бурное действие своим почти ледяным спокойствием, ничего не приукрашивая, глядя нам в глаза. А рядом актриса Анна Комова лишь выражением лица виртуозно проживет историю отверженного и гонимого утенка.

В самом начале спектакля актеры, разыгрывающие «Сказку о царе Салтане» с выбеленными, почти «масочными» лицами, вдруг напомнили бледные лики ярмарочных лицедеев в мире, вывернутом наизнанку - то ли балаган странствующих актеров, то ли театр ужасов и страшилок.

Здесь безвольный царь Салтан (Роман Калькаев), неспособный противостоять жестоким обманщикам, с легкостью поддающийся любым манипуляциям. Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», жестко изводящая своего старика. Царь Гвидон в припадке ненависти к отцу-предателю опрокидывающий громадный книжный шкаф с увесистыми книжными томами, пугая сидящих в нескольких шагах зрителей...

Гиньоль оборачивается иронией и отстраненной самоиронией. Легко и шутливо разыгрывается сцена превращения младенца Гвидона (голова актера в чепчике) в бравого молодца. Заморские купцы перед царем Салтаном меняют свои маски, наигравшись вдоволь в китайцев, цыган, кришнаитов. Спектакль полон таких перевертышей и превращений. Актеры играют по нескольку ролей - Повариха и Гадкий утенок - Анна Комова, Ткачиха и Старуха - Лада Марис, Царевна Лебедь - Золотая Рыбка - Евгения Курова. В центре спектакля правит бал Няня Елены Камбуровой, открывая нам новые смыслы знакомого текста.

Роман Калькаев вдруг сбросит маску сказочного недотепы Салтана и прочитает, проживет на пределе эмоций пронзительную пушкинскую «Сказку о Медведихе», да так, что смех оборвется горьким размышлением о смерти, страдании и обесценивании жизни.

«Сказка - ложь, да в ней намек...», или, как известно, очень часто пугающее зеркало мира.

 

Фото Ирины МИШИНОЙ

предоставлены пресс-службой театра

Фотогалерея