Неотъемлемый знак эпохи / Вячеслав Спесивцев (Москва)

Выпуск №6-256/2023, Лица

Неотъемлемый знак эпохи / Вячеслав Спесивцев (Москва)

Бывают люди, которых судьба упорно ведет к определенной свыше цели, самим человеком пока не угаданной, не сформулированной. Ведет - путями, порой запутанными, но на каждом из ответвлений есть свой смысл, свое осознание. Как правило, это осознание приходит спустя годы и десятилетия, когда настает срок точных формулировок, обобщений...

В этом плане судьба Вячеслава Семеновича Спесивцева не столь запутана, сколь щедра на разнообразие: не поступив ни в одно из театральных учебных заведений, он был принят в Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Замеченный в одном из показов Игорем Владимировичем Ильинским, приглашен мэтром на его курс в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина, окончив которое по рекомендации своего педагога поступил в Театр на Таганке. Театр в ту пору гремел по всей стране, артисты были Юрию Петровичу Любимову не очень и нужны, труппа и без пополнения считалась отборной. Но привлекло режиссера то, что Спесивцев в Цирковом училище мастерски овладел пантомимой - это позволило молодому актеру ставить сцены, которые отличали едва ли не каждый спектакль прославленного театра. Вот только самостоятельных постановок, о которых мечтал Вячеслав Спесивцев, Любимов ему не давал. Оставалось одно - покинуть Таганку и обрести собственное дело.

Так, можно сказать, родился режиссер и педагог, посвятивший себя работе с детьми. И слава его возрастала с каждым спектаклем - сначала в Театре-студии «Гайдар» во Дворце пионеров в Текстильщиках, в Молодежном театре «На Красной Пресне», а затем в Московском Молодежном театре, появившемся на театральной карте столицы в 1987 году. С той поры Вячеслав Спесивцев бессменно руководит им, не только выпуская все новые и новые спектакли, но и успевая заниматься всевозможными просветительскими проектами, проводить фестивали, один из которых можно смело назвать уникальным - это «Амнистия души» в колониях для несовершеннолетних. Не так давно прошел XVI фестиваль, а за годы его проведения в этой акции участвовали такие мастера, как Армен Джигарханян, Николай Сличенко, Иосиф Кобзон, Юрий Куклачев и многие другие.

Выездные показы в школах, ежедневные занятия с детьми и молодежью - в этом видит Вячеслав Спесивцев смысл своего служения. Не случайно он начинал приобщение к театру в ТЮМе, во Дворце пионеров, бок о бок с Натальей Гундаревой, Сергеем Никоненко, Валерием Беляковичем и другими, широко известными сегодня мастерами. Именно там приобщался он к тайнам не только искусства, но едва ли не в первую очередь - педагогики.

В интервью, данном накануне своего 80-летнего юбилея, Вячеслав Семенович сказал: «Важно помнить, что театр обладает колоссальной воспитательной силой. Музыка воспитывает, живопись воспитывает, пластика воспитывает, кино воспитывает, а в театре всё соединено. И если человечество не поймет это, мир погибнет. Между актерами на сцене рождается искра света, а значит рождается жизнь... У сегодняшней молодежи клиповое сознание, они ищут нечто, а это нечто рядом с ними. Александр Калягин как-то спросил меня, зачем я езжу по школам, мне что, славы не хватает. "Если я не буду ездить в школы, - ответил я ему, - то ты лишишься зрителя"».

Сегодняшним молодым поколениям трудно представить себе, какой невероятный ажиотаж царил вокруг театра «На Красной Пресне», как порой невозможно было проникнуть на пользовавшиеся колоссальным успехом спектакли «Я пришел дать Вам волю», «Прощание с Матёрой», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Не больно», «Аты-баты шли солдаты», «Моей памяти поезд». И был незабываемый спектакль «Горение» по Юлиану Семенову, который шел не в помещении театра, а в двух вагонах электрички с Курского вокзала. Это была история о возвращении ссыльных из Сибири в Польшу. Зрители становились реальными свидетелями того, как поезд время от времени замедлял ход, звучали выстрелы и падали за окнами расстрелянные, а в вагоне появлялись лица погибших... Это становилось настоящим потрясением. Чтобы испытать его, народ записывался в очередь за месяц до спектакля, а зимой нередко жгли костры, ночуя у театра.

Это только сегодняшним режиссерам и зрителям кажется, что иммерсивный театр - явление, пришедшее в нашу культуру с Запада. Тогда определения не было - было захватывающее действо, и люди решались на многое, чтобы пережить это ощущение вместе с юными артистами!..

А в «Ромео и Джульетте» было четыре героя и четыре героини, потому что Спесивцев определил действие как четырехдневное, а персонажи «взрослели» с каждым прожитым днем: «Они любили друг друга всего четыре дня. С субботы на воскресенье встретились, а с четверга на пятницу он пришел в склеп, принял яд, и она себя зарезала. Всего четыре дня: первый день - встреча, второй - венчание, третий - разлука и четвертый - смерть. Каждый день абсолютно разные, абсолютно новые Ромео и Джульетта».

Вспоминая сегодня те далекие годы, многие тогдашние зрители искренне считают, что в репертуаре «были поистине шедевры».

Нельзя не упомянуть еще одно событие, о котором много писали тогда и порой вспоминают сегодня. Вячеслав Спесивцев поставил спектакль «Сто лет одиночества» по роману Габриэля Гарсиа Маркеса, которым зачитывалась вся страна. Приехав в 1986 году в СССР, писатель был возмущен, узнав, что его роман инсценирован без разрешения. Главный редактор журнала «Латинская Америка», интеллигентнейший, блестяще образованный и воспитанный Серго Анастасович Микоян позвонил Спесивцеву, устроил встречу режиссера с классиком ХХ века, в результате которой Маркес решил посмотреть спектакль. А после спектакля он попросил Спесивцева дать ему русское издание романа и на форзаце книги написал: «Разрешаю ставить мои произведения, но только Спесивцеву и только в его театре».

Судьба подарила Вячеславу Семеновичу Спесивцеву много встреч с писателями, режиссерами, артистами, чьи имена известны едва ли не по всему миру. Но для него высшим подарком является то, что стал первым воспитателем и педагогом для целого ряда артистов, популярных и востребованных сегодня в столичных театрах. Достаточно назвать лишь несколько имен: Оксана Мысина, Евгения Добровольская, Александр Феклистов, Евгения Крюкова, Наталья Щукина; режиссеры Владимир Мирзоев, Андрей Любимов, Владимир Аршанский... Он выращивал их, как опытный садовник любовно выращивает цветы, чувствуя, что именно нужно каждому из них, чтобы они раскрывались во всей красе и данными природой щедрости красок.

Свой 80-летний юбилей Вячеслав Спесивцев встречает в рабочей форме. И хочется вспомнить, как десятилетие назад начиналась статья о его предстоящей круглой дате: «Его судьба испещрена самыми невероятными взлетами и самыми жестокими падениями. Его смешивали с грязью и превозносили до небес. Его запрещали, разрешали и снова запрещали... В конце концов, смирились с ним, как с некой неизбежностью.

Режиссера Вячеслава Спесивцева мало кто знает в лицо. Зато вряд ли найдется человек, который ни разу не слышал его фамилию. Поколение 70-х наверняка вспомнит ночные костры у стен Молодежного театра на Красной Пресне. Поколение 80-х - километровые очереди у касс Театра киноактера (было время, когда Спесивцев возглавлял этот коллектив, состоящий из звезд советского экрана - К.А.). На его шокирующие, ни на что не похожие спектакли попасть было невозможно. А те счастливцы, которым все-таки удавалось раздобыть билетик, не променяли бы его и на дефицитную путевку в Болгарию».

Не знаю, насколько можно адресовать молодым поколениям эти слова. Но для старших они остаются навсегда благодарностью «неизбежности» по имени Вячеслав Спесивцев, который был неотъемлемым знаком эпохи, в которую «как молоды мы были, как верили в себя...»

 

Фото с официального сайта театра

Фотогалерея