Маяки судеб / Н. Зозулина. «Джон Ноймайер. Рождение хореографа» и «Витийственный Аким». Балетная критика Акима Волынского

Выпуск №6-256/2023, Книжная полка

Маяки судеб / Н. Зозулина. «Джон Ноймайер. Рождение хореографа» и «Витийственный Аким». Балетная критика Акима Волынского

Наталия Зозулина. «Джон Ноймайер. Рождение хореографа». Санкт-Петербург, Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2021.


«Я убежден, что хореограф - не простой аранжировщик танца. Профессия хореографа шире и мистичнее. Дело хореографа - творить новый мир, никогда и нигде не существовавший прежде... Хореография для меня начинается тогда, когда душа словно высвобождается из тела, когда не разум и знания, а мой инстинкт подсказывает, как связывать движения», - этим авторским кредо Джона Ноймайера открывается книга Наталии Зозулиной о начальном, американском периоде жизни балетмейстера. Более тридцати лет занимается Зозулина исследованием творчества знаменитого немецкого хореографа (он и сам считает ее своим лучшим биографом): откликается на каждый новый спектакль Мастера, регулярно посещает знаменитые ноймайеровские Ballett Tage - ежегодные Дни танца в Гамбурге. В 1990 - 2000-е годы Наталия Зозулина записала целый цикл бесед с хореографом о его жизни и творчестве. На основе этого богатейшего материала были выпущено два фундаментальных исследования: «Джон Ноймайер в Петербурге» (2012) и «Вечное движение. Джон Ноймайер и его балеты» (2019). Теперь в свет вышла третья книга цикла - «Джон Ноймайер. Рождение хореографа». Это рассказ о мальчике из провинциального американского города Милуоки, в чьем сердце всегда жила любовь к прекрасному. Он увлекался живописью, жадно читал книги, обожал киномюзиклы с Фредом Астером и Джином Келли. Но однажды в возрасте 12-ти лет Джон попал на балет «Коппелия» труппы «Русский балет Монте-Карло» и буквально потерял голову. Отныне главное место в его жизни занял танец. Юноша поступил в балетную студию, стал собирать книги по балету (сегодня в библиотеке Ноймайера 14 тысяч экземпляров!), активно занялся музыкальным самообразованием, слушал записи и радиотрансляции, открывая для себя Генделя и Баха, Моцарта и Бетховена, Чайковского и Глазунова. В шестнадцать лет увидел советский фильм - спектакль «Ромео и Джульетта»: гениальная музыка Прокофьева настолько потрясла его, что карьеру хореографа он начал с постановки этого балета. Позднее, в 1971 году в Гамбурге им же дебютировал в жанре многоактного спектакля.

Поступив в Маркетт-Университет в родном Милуоки, Ноймайер увлекся драмой, участвовал в постановках местного студенческого театра «Мария». Тогда, в 1950-е американский театр свято верил в систему Станиславского - основу основ для режиссера и актера. Студентом Ноймайер занимался в знаменитой школе Ли Страсберга в Нью-Йорке, штудировал переведенные в Америке книги Станиславского, размышляя, как можно использовать опыт великого режиссера применительно к балету. И вот пробил час первой пробы сил: «Символическим днем рождения Ноймайера-хореографа можно считать 13 мая 1959 года - день премьеры его балета «Небесный гончий» и игрового спектакля с его хореографией «Обыватель» в театре «Мария». Зажегшийся в тот день маяк судьбы разгорится не сразу, он будет гаснуть и снова включаться, таким мигающим светом показывая путь к скрытому еще в будущем призванию», - пишет Наталия Зозулина.

Живя в Америке, Джон Ноймайер не мог пройти мимо танца модерн, имевшего здесь столь много адептов. Какое-то время, еще учась в Университете, он изучал иную систему хореографических ценностей в труппе Сибил Ширер - одного из лидеров танца модерн, ученицы и последовательницы знаменитой Марты Грехэм. Их взгляды на танец не сошлись, но искусство Ширер повлияло на творчество Ноймайера. Позднее, уже в Германии он вспоминал: «Казалось, я забыл о Ширер на несколько лет. Но когда я начал заниматься хореографией, дух Сибил внезапно ожил во мне. В тот первый день, когда я увидел ее танец, образ ее движения как семя вселился в меня. Я не пытался копировать то, что я помнил, и мои собственные движения определенно не принадлежали ей, но в моей хореографии установилась с ней тайная связь. Во время импровизации я чувствовал себя одержимым Сибил!»

Время шло, и Джон все отчетливее понимал, что его судьба - классический танец и что досконально изучить его можно только в Европе. Окончив в 1962 году Маркетт-Университет, молодой танцовщик всерьез задумался о переезде в Старый Свет. «Его не привлекала, прежде всего, «бессюжетная» танцевальная Америка, увлекавшаяся, как он полагал, формотворчеством и разработкой движений», - читаем в книге. Его вкусы и чаянья, может быть, еще не отчетливо сформулированные, были совсем иными. Он тяготел к серьезной драме и литературе и хотел, чтобы танец разбирался в хитросплетениях человеческой души. Запроса на такой танец он в Америке не чувствовал. Неудивительно, что в нем зародилось «огромное желание завершить свое танцевальное образование в Европе». Джон мечтал заниматься в Копенгагене у известного русского педагога Веры Волковой. Но по ряду причин эту мечту пришлось пока что отложить. В результате, его выбор пал на Англию, и осенью 1962 года молодой американец приехал в Лондон. «Знаменитые часы Биг-Бена начали отсчет его новой европейской жизни», - завершает свое повествование Наталия Зозулина.

Всемирная слава, звание одного из классиков хореографии ХХ века, более полутора сотен постановок в театрах всего мира - все это будет позже. Но американская юность, несомненно, важна для становления личности Джона Ноймайера. Ведь все мы родом из детства...


«Витийственный Аким». Балетная критика Акима Волынского. Санкт-Петербург, Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2020 - 2021. Научный редактор Наталия Зозулина.


С 2020 года Академия реализует уникальный проект полного издания сочинений самых известных критиков - «властителей балетных дум» XIX - начала XX вв. Санкт-Петербург всегда слыл одним из центров российского балетоведения. Критическая мысль развивалась здесь параллельно с балетным театром. За два столетия история театральной критики Северной столицы обогатилась многими блистательными именами. Среди них значимое место занимает Аким Волынский - тонкий эстет и философ танца, беззаветно влюбленный в балет как воплощение идеала красоты. Глубина проникновения в тему, широкий интеллект и точность формулировок Волынского вывели русскую балетную критику на новый уровень. Как пишет в предисловии автор-составитель сборника статей за 1918-1922 годы Анна Мандрыкина, «Волынский не просто считал балет равным другим видам искусства, способным отвечать на самые сокровенные духовные запросы человека, он считал балет воплощением идеала. И искренне верил, что соприкосновение с этим видом искусства может изменить человека изнутри, одухотворить его, вдохновить на героические действия».

«Балетных па ревнитель, витийственный Аким...» - обращался к нему известный поэт Серебряного века Михаил Кузмин. «Витийственный Аким» - так и называется «волынская» серия, издаваемая Академией. Несмотря на то, что Волынский обратился к балетной критике довольно поздно (его первая статья «Священнодействие танца» вышла в свет, когда автору было около пятидесяти лет), за пятнадцать лет он написал более трехсот пятидесяти статей и создал полноценную летопись русского балетного театра своей эпохи. Это рецензии на спектакли, портреты балерин, полемика с Михаилом Фокиным и Айседорой Дункан, философско-теоретические размышления об искусстве хореографии.

Все это собрано, отредактировано и снабжено комментариями. Уже вышло в свет три тома, всего же кафедра балетоведения Академии планирует выпустить семь. Вся серия богато иллюстрирована редкими фотографиями из музея издателя.

Фотогалерея