Тамбов на карте театральной...

Выпуск №6-256/2023, Гости Москвы

Тамбов на карте театральной...

В Центральном Доме актера им. А.А. Яблочкиной с 30 января по 1 февраля проходил Фестиваль театров Тамбовщины, посвященный 110-летию открытия в Тамбове Отделения Всероссийского театрального общества (ВТО - СТД РФ) в рамках программы «Театральная провинция», руководитель проекта Ирина Москаленко.

Открывал фестиваль Тамбовский государственный академический драматический театр спектаклем по пьесе И. Германа «Прости меня», камерным произведением для трех действующих лиц: Татьяна (Наталья Ковылина-Антипова), ее взрослая дочь Аня (Ольга Сирото) и Алексей (Сергей Левандовский) в постановке Михаила Мамедова. История банальнейшая - много лет назад Сергей бросил Татьяну с маленькой дочкой, влюбившись в ее подругу Жанну, уехал в другой город, ни разу не появился, от него не было никаких вестей. Татьяна - актриса, изо всех сил старается сохранить форму, до изнеможения ходит с палками, но результат небольшой. Видимо, и в театре дела идут не лучшим образом. Две женщины живут тоскливо. О театре вообще не говорят. Дочь привычно разгадывает кроссворды. Кажется, ничего никогда с ними не случится. Так начинается спектакль. Но перед началом действия по авансцене бодрым шагом проходит красавица-певица в роскошном сверкающем концертном платье со сломанной пластинкой в руках и поет без аккомпанемента популярную песню о любви. Эти проходы возникают несколько раз, а артисты на сцене замирают. Вероятно, эта разбитая пластинка - символ их разбитой жизни, а песни должны определить время, эпоху и поддерживать актеров эмоционально. Но актеры на сцене - настоящие мастера, им эта режиссерская поддержка не нужна, она только останавливает действие.

Итак, мать отдыхает после прогулки, дочь разгадывает кроссворд. Вдруг раздается звонок, и на пороге появляется седой мужчина с дорожной сумкой в руке. Татьяна не сразу узнала своего бывшего возлюбленного. Они стоят друг против друга. Долгая пауза. Он, не снимая плаща, просит у нее прощения. Наталья Ковылина-Антипова и Сергей Левандовский ведут диалог, где пауз больше, чем слов, заставляя зрителей следить за ними с замиранием сердца.

Оказалось, что в душе Татьяны, несмотря на все обиды, сохранилась любовь к этому человеку, она готова его простить и принять. И для Сергея Татьяна осталась единственной любимой женщиной. Они оба помолодели на глазах. И Аня, впервые увидев отца, тоже будто проснулась от спячки. У нее изменилась походка, она стала энергичной, нарядной, похорошевшей. Но опытный зритель не мог не догадаться: что-то тут не так...

Автор пьесы «Прости меня» Игорь Герман определил жанр - мелодрама, мелодраму и сыграли. Оказалось, что Сергей смертельно болен и приехал просить прощения, замаливать свои грехи. Он должен уехать. Но перед отъездом наши герои вспомнили свою театральную молодость, когда играли Ирину и Тузенбаха. И этот прощальный чеховский текст прозвучал у актеров так просто и так искренне, что многие зрители не смогли сдержать слезы.

Актеры Тамбовского академического драматического театра своим мастерством и талантом сумели победить весьма примитивную пьесу, вдохнули в нее жизнь, имели большой успех у публики. Они доказали, что актерские традиции одного из старейших театров России, чья история начиналась с любительских спектаклей в доме Г.Р. Державина в 1786 году, когда он был губернатором Тамбовской губернии, живы.

Вторым участником Фестиваля Тамбовских театров в Центральном Доме актера им. А.А. Яблочкиной был Мичуринский драматический театр Тамбовской области. У него тоже славная история. В городе Козлове, как назывался нынешний Мичуринск, в 1897 году на средства местных купцов возвели здание зимнего театра. Оно сгорело, новое было построено в 1912 году. В нем театр работает по сей день. Именно в Козлове появилось первое отделение ВТО в 1914 году, одно из первых в провинции. У Мичуринского театра тоже прекрасные актерские традиции. С труппой театра выступали приглашенные Юрий Яковлев, Анатолий Папанов, Алиса Фрейндлих, Евгений Леонов и другие выдающиеся артисты.

В Москву Мичуринский театр привез спектакль по пьесе Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина». Режиссер-постановщик, художник-постановщик, автор музыкального оформления - Татьяна Воронина.

Лет десять назад эта пьеса шла в добром десятке театров по всей России, и везде были удачные спектакли; они были разные - многонаселенные, игровые, озорные, смешные, с неожиданным трагическим финалом. Автор удивлялся фантазии режиссеров, о чем говорил во многих интервью. Он был уверен, что написал монопьесу, пьесу-монолог. И вот в Мичуринском театре получился моноспектакль, хотя там два актера: в роли Михаила Питунина, который рассказывает о своей жизни и отношениях с Пушкиным, Сергей Холкин, всех остальных персонажей, о которых упоминает Михаил Питунин, играет Ксения Морозова. Спектакль шел в большой гостиной, которая выполняет в Доме актера роль малого зала. На сцене сбоку четыре огромных манекена, на одном надета красная пилотка и красный галстук, стоит старая швейная машинка «Зингер», связки книг на полу, кукла-неваляшка, на столе будильник и красное знамя, подвыгоревшее, с кистями. Набор атрибутов советской эпохи. На экране надпись: М. Хейфец. «Спасти камер-юнкера Пушкина».

На секунды гаснет свет, начинается спектакль. В луче прожектора на венском стуле сидит мужчина в рубашке, с модной небритостью. У него на коленях длинное черное пальто, он неумело пытается пришить верхнюю пуговицу. Каким-то тихим, будничным голосом он произносит первую фразу: «Пушкина я возненавидел с детства». Невольно улыбаешься и уже не можешь оторваться от этого человека - Миши Питунина, от его рассказа про все перипетии, связанные с Пушкиным, начиная с детского сада, 69-й школы им. А.С. Пушкина. И кажется, что этот чудесный остроумный текст написал не Михаил Хейфец, а он рождается сейчас. Михаил Питунин просто рассказывает разные забавные истории о том, как он натерпелся из-за Пушкина, как его всю жизнь мучили вопросами: «Ты любишь Пушкина?», «Ты не любишь Пушкина!?», и как он на всю жизнь должен был усвоить, что для всех советских людей любимый поэт - Пушкин, любимый композитор - Чайковский, любимый художник - Репин.

Сергей Холкин не изображает мальчика, юношу или взрослого мужчину, которому жизнь не удалась, он ничего, вроде, не играет даже в сценах со своей партнершей Ксенией Морозовой, оставаясь самим собой. Она же играет всех тех людей, которые «доставали его с Пушкиным»: Воспитательницу детского сада, Маму, Училку, Замполита, хулигана-одноклассника Секу, Девушку Леру. Видимо, режиссер предложил ей играть в жанре клоунады. Морозова - прекрасная характерная актриса, и все персонажи получились шумными, броскими, яркими, словно эстрадные карикатуры. Отношение к этим персонажам в тексте пьесы достаточно ироничное, насмешливое, даже сатирическое. Но у меня возникло ощущение, что два актера играют разные спектакли.

Сергей Холкин, при том, что там много смешного, вел очень серьезный разговор о жизни вообще с нами, сидящими в зрительном зале. Очень интересно было следить, как Пушкин занимает и в жизни, и в душе героя всё большее место, как возникла и как развивалась мысль о том, почему никто не спас Пушкина и как можно было его спасти. Как вместе с девушкой Лерой, ради которой он даже выучил два стихотворения из любовной лирики Пушкина, они придумали массу способов спасения Пушкина. Тема всё разрасталась. Сергею Холкину удалось вовлечь зрителя в эту историю, дать почувствовать свою сопричастность. Пушкин стал конкретным живым человеком, которого надо спасти, не только для Миши Питунина, но и для нас, сидящих в зале. В спектакле есть момент очень важный, когда герой делает страшный вывод: «Чем больше читаю, тем больше понимаю, спасти-то можно, только непонятно, от кого. От Дантеса - это проще простого. Не встретились с Геккереном. Но если дело не в Дантесе? А если нет? Кто же еще? А оказывается, до фига кому Пушкин не нравился, оказывается, не одни мы такие с Дубасовым». Актер так произносил эти слова, что возникала масса ассоциаций, связанных не только с Пушкиным.

Михаил Хейфец говорил в одном из интервью: «Все прошли через этот культурный разлом, когда всё, чему нас учили, оказалось ненужным, неважным, невостребованным. Когда человек остался один на один на обломках, на разрушенных культурных корнях. Пьеса очень смешной получилась. Такой язык бытовой, узнаваемый, череда анекдотических случаев, доведенных до гротеска. Хотелось, чтобы становилось комком в горле». В спектакле Мичуринского театра это получилось.

90-е годы. Михаил Питунин остался один, без работы, мама умерла, он вернулся в свою квартиру на улице Рентгена на Петроградской стороне, пошел пройтись. 69-й школы им. А.С. Пушкина нет - там ПТУ. Стало обидно за Пушкина. Всюду киоски печати, там журналы с какими-то голыми девками. И брякнул: «А у вас Пушкина нет?» И услышал: «Нет спроса». И Питунин купил настоящий дуэльный пистолет, Пушкин уже не отпускал. Нашел дома рисунок Леры: Михаил спасает камер-юнкера Пушкина. Дантес наставил пистолет, а он загородил Пушкина собой. Питунин надел длинное черное пальто, поехал на Черную речку, на место дуэли. Представил себе, как проходил весь тот зимний морозный день. Что он делал, кого встречал по пути, почему никто не остановил... Это был не тихий рассказ, в душе всё кипело. Было уже непонятно: Михаил Питунин или артист Сергей Холкин как будто был там, на дуэли, видел все своими глазами. «И никто его не спас, окажись я там...»

Этот человек в длинном черном пальто был совсем не тот, который с юмором рассказывал, как в детстве он не любил Пушкина. Они с Пушкиным сроднились. Питунин думал: «Как хорошо было во времена Пушкина. Как это здорово, что можно было вызвать любого гада. Поставить на расстояние десяти шагов и вкатить пулю диаметром двенадцать мм». Потом поднялся по лестнице, поднял руку с пистолетом, имитируя выстрелы. Он кричал, в гневе называя имена всех, кто портил ему жизнь, и всех расстреливал. Но вдруг раздался настоящий выстрел. Питунин схватился за живот, его ранили как Пушкина? «Я, действительно, спас Пушкина?..» А убил Михаила Питунина бывший одноклассник, бандит Сека, позарившись на его квартиру. Это было так неожиданно, но в то же время обыденно и страшно... Когда закончился спектакль, наступила пауза, тишина. И только потом раздались аплодисменты.

Завершал фестиваль театров Тамбовский молодежный театр спектаклем по комедии А. Галича и К. Исаева «Вас вызывает Таймыр» (режиссер, музыкальное оформление, инсценировка Любови Баголей). Она сделала ретро-спектакль, стараясь с легкой иронией сохранить особую атмосферу пьесы, где торжествуют дружба и взаимовыручка, а все герои - настоящие советские люди. Может быть, у них и есть небольшие слабости, но это не в счет. Сейчас трудно поверить, что дозвониться до Таймыра было чрезвычайно сложно, как и с Таймыра в Москву, куда приехал добывать для стройки на Севере всякую необходимую продукцию от подшипников до краски, молодой инженер Дюжиков (Юрий Фетисов). Он поселился в общем номере на четверых гостиницы «Москва» на тринадцатом этаже. Четверка получилась прекрасная, каждый по-своему неповторим: директор филармонии Иван Иванович Кирпичников (Сергей Демидов), обаятельный хитрован, которому осточертели все артисты, стремящиеся попасть в филармонию. Он ходок и подкаблучник, что стало ясно, когда появилась его строгая жена (Валентина Демидова). Дедушка Бабурин, известный профессор (Станислав Завьялов), получился молодым, без бороды. Он приехал на научную конференцию, но все его мысли только о внучке Дуне, которая рвется в певицы (Татьяна Хвостова), девушка очень своенравная и решительная. Есть еще Андрей Николаевич Гришко (Сергей Малахов), жуткий недотепа, влюбленный в Любу (Дарья Томилина), девушку серьезную, знающую себе цену, но влюбившуюся в этого недотепу, который никак не может решиться признаться в любви. И все трое командировочных, бросив свои дела, занимаются делами Дюжикова, испытывая душевный трепет и чувство долга перед северной стройкой, а он не может отойти от телефона, потому что телефонистка его предупреждает: его вызывает Таймыр. Он сидит в номере, где разыгрываются очень смешные сценки, настоящие эстрадные номера. Вместо Кирпичникова он должен слушать безумную певицу, выдерживать натиск ансамбля, участники которого готовы на всё: и на акробатические пирамиды, и на цыганские песни и пляски, и на исполнение хором «Солнце красит нежным светом стены древнего Кремля...», напоминая время действия, буквально всё сметая на своем пути. В результате, Дюжикову, такому симпатичному молодому человеку, удается перепутать всех невест, но всех убедить ехать работать на Таймыр. Причем, все эти сменяющие друг друга сценки идут в бешеном ритме, кого там только нет: и милиционер, и узбек, и человек в клетчатом пальто, и моряк... Все роли, большие и маленькие, артисты играют с истинным увлечением, импровизируя. В спектакле занята практически вся труппа. К гастролям отнеслись очень серьезно - привезли полное оформление.

Молодежный театр - самый молодой в Тамбове. Его создатель и бессменный руководитель Виктор Владимирович Федоров. В 2009 году он выпускал курс театрального факультета Тамбовского университета им. Г.Р. Державина. Этот курс и стал первой труппой Молодежного театра. А свое помещение они получили только в 2014 году. Отремонтировали бывший кинотеатр и сделали очень уютный театр, который сразу полюбила тамбовская молодежь - аншлаги на всех спектаклях. Каждый год в театре проходит фестиваль «Виват, театр!», в котором участвуют и профессиональные театры из разных городов, и любительские, и школьные, и учебные театры Тамбова. И их спектакли порой оказываются интереснее профессионалов. Этой осенью на фестивале среди членов жюри была Ирина Москаленко. Она вручила сертификат-приглашение на показ спектаклей в Москве в рамках ее творческого проекта театров РФ «Театральная провинция». Молодежный театр стал 74-м участником этого проекта. Ирина Москаленко была гостеприимной хозяйкой. Залы были полны. Счастливы были и артисты, и зрители.

Фотогалерея