И дольше века длится память / Вспоминая Антонину Бубнову, Александра Машкова, Фирса Шишигина, Николая Покровского (Сталинград)

Выпуск №6-256/2023, Вспоминая

И дольше века длится память / Вспоминая Антонину Бубнову, Александра Машкова, Фирса Шишигина, Николая Покровского (Сталинград)

Февраль нынешнего года стал одной из волнующих юбилейных дат - 80-летия Сталинградской битвы, решающего перелома в ходе Великой Отечественной войны. Значительную часть материалов, собранных в нашей традиционной рубрике, составляют те, что посвящены режиссерам и артистам Сталинградского драматического театра, переименованного позже вместе с городом-героем в Волгоградский. О них, переживших военное лихолетье или приехавших позже в еще не восстановленный город, рассказывают наш постоянный автор Галина Беспальцева и Зоя Соколова (к сожалению, ушедшая из жизни и оставившая свои записи).


Горький след «сороковых, роковых»

В конце марта 2022 года в очередной раз отмечался Международный день театра. На торжественном вечере памятным дипломом «в благодарность от последователей» в числе ветеранов СТД была награждена бывшая заведующая труппой Волгоградского драматического театра им. М. Горького, заслуженный работник культуры РФ Антонина Ивановна Бубнова.

...Тоня Бубнова заканчивала 10 класс в Сталинградской школе № 2 на Нижнем поселке «Баррикад». К смотру школьной самодеятельности учительница, страстная театралка, подготовила с ребятами спектакль по поэме А.С. Пушкина «Цыганы», и они играли его в ДК перед представительной комиссией из ведущих актеров драмтеатра им. М. Горького. Когда всё закончилось, Тоню, еще не остывшую от выступления на сцене, в гриме Земфиры, вдруг вызвали в зал: «Тебя ждет Екатерина Петровна Мязина!» («Господи, она была моим кумиром, самой любимой актрисой!») Разговор был следующим:

- Деточка, а что ты решила делать после школы?

- Хочу учиться в ГИТИСе.

- Я тебе советую поступать в Щуку.

20 июня 1941 года Тоня получила аттестат зрелости. На другой день отправила документы в Москву, в Высшее театральное училище им. Б. Щукина при Вахтанговском театре. 22 июня началась война...

Я смотрела на нее, такую статную, красивую (несмотря на возраст и кучу болезней), любовалась ее прекрасными руками, слушала ее глубокий выразительный голос и недоумевала:

- Вы 33 года проработали в нашем драмтеатре при замечательных режиссерах В. Иванове, Ф. Шишигине, Н. Покровском. Почему никому не пришло в голову вывести вас из-за кулис на сцену?

- Во-первых, это непросто. Чтобы играть на профессиональной сцене, нужна школа. У меня ее не было: так сложилась жизнь. Но мне доверяли иногда небольшие роли, с которыми я успешно справлялась.

- Почему же потом, после войны, не поступали, куда хотели?

- Смалодушничала. Так сложились обстоятельства...

Легко спросить, но совсем нелегко ответить. Для этого надо нужно столько рассказать... Не в оправдание несбывшегося. В конце концов, Антонине Ивановне не в чем оправдываться: она прожила очень трудную и очень достойную жизнь. Отличаясь широтой души, редким умением жертвовать собственными интересами, даже самой жизнью, ради других...

8 апреля 1942 года огромный девичий эшелон отправился из Сталинграда в Астрахань в распоряжение штаба 14-го отдельного батальона. Прибывших распределили по ротам и отправили на боевые посты южной части Сталинградского фронта наблюдать за тем, что происходит в небе. Это была совсем не безопасная работа, потому что наземные наблюдательные посты очень хорошо просматривались с неба и, естественно, подвергались постоянному обстрелу немецкими летчиками.

А военная судьба вела Антонину дальше. Уже в звании младшего сержанта и в составе 44-го батальона новой части ее эшелоном отправляют в Харьков, а оттуда ближе к фронту.

- Под нескончаемым осенним дождем, по колено в грязи, с растертыми в кровь ногами, без еды мы шли пешком почти двое суток, - вспоминала Антонина Ивановна. - А я еще раньше почувствовала, что-то неладно со мной: рот не могу открыть, шея и лицо опухли, боль нестерпимая. Девчонки мои заставили добраться до госпиталя, там объявили диагноз: флегмона дна полости рта, нужна немедленная операция...

Вот тут Тоня по-настоящему испугалась, тем более, когда узнала, что анестезию делать нечем, придется терпеть... Ей еще долго пришлось терпеть: и боль, и дикие условия военных госпиталей. Выдержать эту муку помогла лишь мечта о театре, о сцене. Последний госпиталь находился в Саратове, где протекала любимая Волга, которая соединяла с родным домом. Оттуда и явилась радость - приехала мама и увезла домой в Сталинград.

Девушка вернулась на родину инвалидом 2-й группы, с врачебным освобождением от службы в армии. И что же? Она не могла оставаться дома, когда другие продолжали воевать. Через некоторое время опять оказалась на фронте, теперь уже Ленинградском. Выполняла оперативную работу, доставляя документацию для сверки из Выборга в штаб, смело переходила через «линию Маннергейма» и опасные болотистые леса. Там она получила свою первую медаль «За боевые заслуги». Там же храбрая красавица Тоня получила сразу несколько предложений выйти замуж. Но ей не хотелось замуж: она должна была сначала стать актрисой.

Через несколько дней после возвращения с фронта домой Тоня засобиралась в Москву. Подруга, бывшая политрук роты, обещала дать приют. Сразу позвонила в Щуку - узнать о приемных экзаменах... и услышала ответ: «Экзамены уже закончились, приезжайте на будущий год».

- Пять лет на войне ждать было легче, чем этот год, - рассказывала Антонина Ивановна. - Подруга уговорила не уезжать, устроила чертежницей на завод. В Москве тогда был настоящий голод, дома не отапливались. Я серьезно заболела, а потом одолела страшная тоска. Кроме того, дома в мое отсутствие умер папа, тяжело заболела сестра. Я уехала...

Надо было устраивать свою жизнь в родном городе. Театр все равно оставался для нее главной мечтой. «Есть одна должность, - сказали ей в драмтеатре им. М. Горького, - нам нужен суфлер». «Я согласна», - был ответ. Что такое суфлер в театре? Человек, невидимый зрителю, подсказывающий текст актерам. Профессия не для самолюбивых. Но, как известно, «не место красит человека». Тоня исполняла свои обязанности истово и самоотверженно. Через несколько лет начались проблемы с голосом, Тоне предложили стать помощником режиссера. Ее работа в этой новой ответственной должности совпала с лучшим, пожалуй, творческим периодом в истории Сталинградского драмтеатра им. М. Горького, связанным с именем народного артиста СССР Н.А. Покровского.

- Я его побаивалась, он очень строгий был человек, но режиссер потрясающий. Счастьем было делать всё, чтобы ему было удобно и спокойно репетировать. Так случилось, что я оказалась почти свидетелем его смерти. Знаю, ему было тяжело в последний год, атмосфера в театре становилась неприятной, некоторым чиновникам и актерам не нравились его человеческая и режиссерская суровость, требовательность, бескомпромиссность. Думаю, наш театр впоследствии поплатился творческим спадом и такой драматической судьбой...

Годы шли. А что же с мечтой об актерстве? Была еще одна попытка, а точнее, сначала была любовь, первая и единственная. Он, режиссер из Ленинграда, уговорил поехать поступать в Ленинградский театральный институт (заодно и с его мамой познакомиться). «Да она готовая актриса», - сказали в институте. Но... не судьба. Заболела Тоня, с учебой опять ничего не получилось. С любовью - тоже.

Родной театр приносил душевное успокоение, она была в своей среде, пользовалась там огромным авторитетом и уважением, получила звание заслуженного работника культуры РФ. В конце 1970-х стала заведующей труппой. Координатором между директором, главным режиссером и актерским коллективом. Сложная работа. Для умного, тактичного и очень терпеливого человека. Этих качеств Антонине Ивановне было не занимать. Как и врожденного чувства собственного достоинства, что в театре особенно ценно, потому что его легко потерять. В конце концов, именно это качество и заставило ее покинуть любимый театр лет за семь до его расформирования. Она слишком уважала память о замечательных людях, служивших там, о лучших его временах.

Стараниями Антонины Ивановны был собран огромный архивный материал для будущего театрального музея, который так и канул в Лету. Много лет А.И. Бубнова являлась председателем Совета ветеранов 14-го отдельного батальона воздушного наблюдения. Дважды после окончания войны она организовывала здесь Всесоюзный сбор бойцов 14-го отдельного. А каждый год 9 мая сталинградские фронтовые подруги и друзья встречались у Вечного огня. Их становилось всё меньше и меньше. «Сороковые, роковые» отдалялись, и возрастала необходимость сохранять о них память. Поэтому святой обязанностью считала Антонина Ивановна приходить к детям, молодежи и рассказывать о лично пережитом. Она вкладывала в эту деятельность весь свой человеческий и актерский талант.


Актерская судьба

Народный артист РФ Александр Иванович Машков был одним из титанов уже ушедшего в историю Волгоградского драмтеатра имени М. Горького.

До своего векового юбилея Машков не дожил девять лет, удивительным образом в столь почтенном возрасте сохранив светлый ум, достоинство, элегантность, те личностные качества, что всегда отличали его как человека и актера. В нем была порода и, конечно, огромный талант. Именно это не дает стереть из памяти образы, созданные Машковым в лучших спектаклях нашей драмы. Как и объясняет в какой-то степени причину его слишком раннего - в 60 лет - ухода из театра.

Машкову повезло служить здесь в самые творчески яркие периоды, связанные с деятельностью крупнейших режиссеров Валентина Иванова, Фирса Шишигина, Николая Покровского. Он попал в наш город уже опытным актером сразу после окончания войны, когда имя Сталинграда гремело во всем мире и его «возрождение из пепла» (в прямом смысле) включало в себя и возрождение духовных ценностей, в том числе театра.

В газетных материалах сохранились воспоминания Александра Ивановича о том времени: «... Подъезжая к городу, мы испытывали трепет при виде груды орудий, сложенных для плавки. Сойдя с перрона, увидели на площади разрушенный фонтан - скульптурный хоровод детей-пионеров. Они были без ног, без голов, в старой хронике есть этот кадр. Город стоял в развалинах, но люди тянулись к культуре, к общению. В день, когда мы приехали, в помещении Театра музыкальной комедии Драмтеатр играл спектакль «Молодая гвардия», на улице спрашивали лишние билетики, и у нас спросили... На вокзале нас встречали представитель театра и бричка, запряженная лошадью. Повезли домашний скарб на квартиру, которую нам с женою, актрисой Н. Волновой, сняли за полотном. Мы прожили полгода в этой сырой каморке, но потом финотдел не разрешил театру платить за нас 500 рублей (старыми). И перевезли нас в театр, где мы три года жили под лестницей. Потом отстроили новые дома на улице Мира, и многие актеры получили квартиры в этих домах».

В июле 1952 года именно Машков был делегирован коллективом принимать вновь отстроенное после войны здание Драматического театра. На его сцене вместе с ним работали ставшие потом очень известными Н. Рыбников, И. Смоктуновский, Т. Доронина, И. Лапиков, а также крупнейшие актеры провинции Н. Соколов и М. Горбатова, Е. Мязина и В. Акимов, Е. Евгеньева и В. Красовский, К. Синицын, В. Клюкин, И. Овчаренко, А. Высоцкий...

Коллеги Александра Ивановича с удовольствием вспоминали в разные годы о нем и его ролях.

А.И. Бубнова, заслуженный работник культуры РФ, завтруппой театра: «У Александра Ивановича было особое положение в театре. Это был умный актер, образованный, интеллигентный человек и настоящий труженик. Не было случая, чтобы он когда-нибудь опоздал на репетицию или пришел с невыученным текстом, неподготовленный, чтобы повысил голос на коллегу или на кого-то из технических цехов. При Машкове и другие люди не позволяли себе хамства, разгильдяйства».

И. Юлдашева, заслуженная артистка РФ: «Не помню, чтобы Александр Иванович пришел в театр в плохом настроении, усталым или небрежно одетым. Всегда с иголочки, подтянут, бодр, готов к творчеству. Это очень влияло на общую атмосферу, мы тоже старались «выглядеть».

Т. Коновалова, заслуженная артистка БССР: «А.И. Машков пользовался в театре абсолютным авторитетом. Особенно ценил его ум, талант, человеческую порядочность и глубину народный артист РФ Н.А. Покровский, у которого он создал свои самые значительные роли».

Л. Кузнецова, заслуженная артистка РФ: «Я всегда его немного побаивалась, думаю, что не я одна. Он казался недоступным, даже несколько высокомерным. Во всяком случае, любая фамильярность в отношениях была исключена. Он терпеть не мог пустопорожней болтовни, интрижек, пошлой «тусовочной» суеты».

З. Соколова, актриса: «Наблюдать А.И. на сцене было настоящей актерской школой. Он владел профессией виртуозно: легко и органично существуя как в системе театра «переживания», так и в системе условного, «представленческого» театра. Например, он играл Пичема в «Трехгрошовой опере» Брехта, и обнаруживалась его необыкновенная внутренняя пластичность, умение быть в образе и одновременно рядом с ним. Зато настоящий трагизм ощущался в образе Андрея в «Трех сестрах». Помню еще, как мы, студийцы, участвовали в массовке на спектакле «Третья Патетическая» Н. Погодина и деревенели от того, что стояли на одной сцене с Машковым-Лениным...»

Это особая страница в творческой биографии актера. Роль Ленина он исполнял в трех спектаклях театра и на телевидении. На нее были потрачены десять лет напряженной работы. Не забудем, что в 1950-1960 годы образ вождя революции воспринимался иначе, чем сегодня. Машков в этой роли имел истинно народный успех не только в Волгограде, но и во всех городах, где театр бывал на гастролях.

Для А.И. Машкова очень дорога и памятна была роль царя Федора в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Его партнерша Л. Кузнецова вспоминает, что лицо Машкова здесь было как с иконы, а глаза излучали свет. Зато в другой роли - монаха Лопеса из «Испанского священника» это же лицо обретало черты порока, это была уже «лоснящаяся морда» забулдыги, пьяницы и лицемера.

«Его Курочкин в «Свадьбе с приданым», - вспоминает другая партнерша, - не выходил, а выплывал на сцену, танцуя и напевая куплеты под гармошку. Здесь он был настоящим сельским парнем, балагуром и весельчаком. В другом спектакле («Стакан воды» Э. Скриба) актер перевоплощался в аристократа, хитроумного политика и интригана сэра Болингброка. А в знаменитом спектакле «Бег» по М. Булгакову Машков блестяще играл Корзухина. От него исходил холод, скрытая злоба и раздражение при встрече с бывшими соотечественниками».

О роли инженера Цыганова в «Варварах» М. Горького в прессе была даже полемика. Актера обвиняли, что он сделал циника излишне обаятельным. Другие же увидели в этом решении образа правду и сложность человеческой натуры. Вообще не было ни одной рецензии, где бы не значилась фамилия А. Машкова, какую бы роль он ни исполнял в спектакле. И конечно, удивляет само их разнообразие - от героических до фарсовых.

Он покинул сцену Драматического театра им. М. Горького в начале 1970-х, находясь на пике популярности у зрителей и в расцвете таланта. Так он решил! Но ушел не на покой. Долгие годы его авторитет помогал держать уровень в работе Союза театральных деятелей (ВТО) Волгограда. Александр Иванович возглавлял жюри смотров творческой молодежи, исполнял также нелегкие обязанности председателя ревизионной комиссии отделения СТД (ВТО). И в этой работе, как всегда, оставался требовательным, но неизменно доброжелательным человеком.

Имя народного артиста РФ А.И. Машкова навсегда вписано в историю культуры Волгограда. В день 100-летия большого артиста и человека к дому, где он жил, пришли люди, чтобы у мемориальной доски почтить его словами благодарности.

Галина БЕСПАЛЬЦЕВА

 

 

СЛАВНЫЕ ПЯТИДЕСЯТЫЕ

 

Почерк Мастера

...Уходили в прошлое «сороковые-роковые» годы. Город выздоравливал, залечивая раны. Драматический театр имени М. Горького работал напряженно. Сталинградцы любили свой театр, и любовь эта была стимулом для полной творческой самоотдачи.

В 1950 году из Москвы приехал в наш город народный артист СССР, лауреат Государственной премии Фирс Ефимович Шишигин и принял руководство театром. Его имя к тому времени было уже известно всей театральной России. После окончания техникума сценического искусства в Ленинграде он был там режиссером в Театре классической миниатюры и в ТРАМе, потом на протяжении двенадцати лет руководил театрами Дальнего Востока. После войны работал главным режиссером Ставропольского театра, потом служил в Москве и, наконец, судьба привела его в Сталинград.

В «Театральной энциклопедии» о Ф. Шишигине сказано: «Характерно тяготение к героико-романтическим постановкам, большое внимание уделяет массовым народным сценам». Как этих слов мало, чтобы понять и представить себе своеобразный талант большого Мастера! Каждый новый спектакль в его постановке ошеломлял не только грандиозностью, изобретательностью внешнего действия, но и подробной психологической разработкой внутреннего мира героев. С ним любили работать такие требовательные артисты, как Константин Синицын, Александр Машков, Екатерина Мязина. Спектакли Фирса Шишигина «Грозное оружие» А. Липовского, «На дне» М. Горького, «Великий государь» В. Соловьева стали эпохальными в судьбе театра имени Горького. Сколько сил, сколько индивидуальных ночных репетиций было отдано Синицыну, исполнителю роли Маяковского и Ивана Грозного! Людмила Владимировна Маяковская, сестра поэта, высоко оценила спектакль «Грозное оружие». Фирс Ефимович неизменно появлялся в зрительном зале, чтобы снова и снова пережить счастье успеха, когда зал взрывался аплодисментами. И даже несовершенные пьесы, написанные «на злобу дня», он умел поднять до высокого сценического уровня.

Народный артист Александр Иванович Машков рассказывал, как триумфально прошли гастроли театра в избалованной «звездами» Одессе, где игрались в основном спектакли Ф. Шишигина. В двух театрах параллельно работала труппа, и каждый вечер - аншлаг, весь месяц. Одновременно приехавший столичный МХАТ им. М. Горького вынужден был досрочно свернуть свои гастроли. А наш театр благодарные одесситы попросили остаться еще на полмесяца - небывалый случай в гастрольной практике!

В «шишигинский» период театральная труппа пополнилась многими молодыми актерами, в том числе Иннокентием Смоктуновским и Риммой Быковой. К сожалению, задержались они у нас всего только на два сезона. Но ветераны сцены помнят, как из маленькой роли Бьонделло в «Укрощении строптивой» Смоктуновский сделал шедевр, как ввелся на сложнейшую роль Хлестакова в «Ревизоре», как интересно играл Белогубова в «Доходном месте», а дети полюбили его в роли Сказочника в «Снежной королеве». Римма Быкова, умная и чуткая актриса, великолепно играла Абигель в «Стакане воды» и Герду в той же «Снежной королеве» Но что-то не сложилось тогда у них и в семье, и в нашем театре. Их пути на театральный Олимп прошли через Ленинград и Москву. Так же, к сожалению, не сложились в этом театре судьбы Ивана Лапикова (сыгравшего много ролей, но оставшегося малоизвестным широкому зрителю до начала блистательной кинематографической биографии), Татьяны Дорониной...

Все актеры-ветераны с нежностью и благодарностью вспоминают Аркадия Семеновича Разина-Рогозина, который с довоенного времени работал директором театра, пережил вместе с актерами эвакуацию, возвращение на родное пепелище, служил театру верой и правдой до 60-х годов.

И вот итог. Имея в 1950-х годах отличного директора А.С. Разина-Рогозина, редкого в своей талантливости и самоотдаче главного режиссера Ф.Е. Шишигина, очень разных и интересных режиссеров А. Михайлова и И. Колтынюка, уникальный состав мастеров сцены и очень перспективную молодежь, Сталинградский театр был авангардом искусства в городе, который вот-вот должен был стать Волгоградом...

Фирс Ефимович Шишигин покинул наш город в 1956 году, подняв за шесть лет театр на высокую ступень профессионализма. Последние годы он трудился в театрах Воронежа и Ярославля. А за ним начиналась «эпоха» Николая Александровича Покровского (тоже, к сожалению, короткая, с 1957 по 1961 год).


Эпоха Покровского

В 2022 году исполнилось 126 лет со дня рождения Николая Александровича Покровского, актера и режиссера, человека огромного таланта, высокого интеллекта, любившего театр глубинно и не на показ.

Это имя широко известно и уважаемо во всей театральной России. Но в Волгограде обязаны помнить его особенно благодарно, ибо, получая всю жизнь приглашения в самые престижные театры (в Малый театр, в том числе), Николай Александрович дважды выбирал Драматический театр имени М. Горького в нашем городе.

В 1930-х годах он был не просто актером, а центральной фигурой в театральной жизни города. У меня в руках сводная программа сезона 1937-1938 годов. Все, кто хорошо знает специфику актерского труда, поймет, что такой репертуар за один сезон мог сыграть только гениальный артист, обладающий редким даром перевоплощения, трудоспособностью, эмоциональностью и просто большой физической силой. Судите сами, только в одном этом сезоне в спектаклях режиссера Всеволода Энгель-Крона он сыграл ХлестаковаРевизор» Н.В. Гоголя), Фон ШтубеРазлом» Б.А. Лавренева), НезнамоваБез вины виноватые» А.Н. Островского), АкостуУриэль Акоста» К. Гуцкова), ГлумоваНа всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского) - в собственной постановке. И я назвала только классические пьесы, а были еще и современные, «на злобу дня». Редкий актер в мировом театре мог блеснуть таким репертуаром! Люди, которые совсем юными ходили в театр «на Покровского», подтверждают, что испытывали потрясение от его работы...

К началу сезона 1957 года Николай Александрович Покровский, уже маститый режиссер, народный артист СССР, приехавший из Горького, возглавил Сталинградский драмтеатр. Так началась «эпоха Покровского», которая длилась, к сожалению, недолго - неполных пять лет. Но успел он так много, что артисты, прожившие после его смерти долгую творческую жизнь, с волнением вспоминают годы сотрудничества с Николаем Александровичем по сей день.

При Н.А. Покровском в театре работали два очередных режиссера - Владимир Александрович Менчинский и Илья Борисович Колтынюк: профессионалы разных художественных стилей и литературных вкусов, разных мироощущений. И это было на пользу театру, так как репертуар складывался разнообразный и интересный.

Менчинский приехал из Саратова вместе с женой, актрисой Валентиной Суриковой, на которую и ориентировался в выборе репертуара. Он предпочитал ставить классику, не нарушая традиций «старой школы». В 1960-е годы поставил две пьесы, которые широко прошли по сценам России и имели повсеместный успех - «Иркутскую историю» А. Арбузова и «Все остается людям» С. Алешина.

Настоящей удачей для молодежи театра и всего города был приезд в наш город режиссера И.Б. Колтынюка. В 1957 году он поставил пьесу С. Левитина «Приговор» о судьбе молодой дворянки, попавшей в водоворот революции и гражданской войны. Мне кажется, что Колтынюк заложил в свой спектакль тот тайный замысел, адресованный мыслящему зрителю и очень опасный в то время, который сделает явным и так блестяще разовьет позже Н.А. Покровский в «Беге» М.А. Булгакова. В следующем году И. Колтынюк поставил пьесу П. Когоута «Такая любовь». В том и другом спектакле главные роли исполняла молодая талантливая Валентина Ермакова, ставшая настоящей «звездой» драмтеатра тех лет.

Под мудрой и доброй рукой Николая Александровича Покровского расцветало на сцене подлинное и неугомонное творчество актеров всех поколений. Он пригласил из Ярославля замечательного театрального художника - заслуженного деятеля искусств РФ Николая Николаевича Медовщикова, на протяжении десяти лет служившего главным художником нашего театра. И этот тандем явил нашему городу спектакли высокой эстетики, вкуса, духовности, интеллигентности и страсти.

«Олеко Дундич» М. Каца и А. Ржевского - первый спектакль Н.А. Покровского в сезоне 1957-1958 годов. В том же 1957 году он выпустил на сцену «Бег» М. Булгакова. Из письма Елены Сергеевны Булгаковой Покровскому: «Для меня за многие последние месяцы - «Бег», Сталинград, встреча с Вами, дни, проведенные в Сталинграде, волнение до дрожи, до слез при виде «Бега», ожившего на сцене, - все это стало радостной точкой. Если бы Вы знали, как часто я все это вспоминаю, перебираю в памяти все впечатления... Как раз вчера, в один день, пришло и Ваше письмо, и фотографии... Я показываю их всем приходящим, рассказываю и мечтаю увидеть это опять».

Я видела «Бег» столько раз, сколько он шел на сцене, и свидетельствую, что именно так - «до дрожи, до слез». И потому снова шла на спектакль, что из театра тянулся за зрителем в их жизнь шлейф волнений, дум, открытий, которые хотелось пережить еще и еще. В этом спектакле актеры взяли духовную и творческую вершины: не было ни единого формального персонажа. Покровский зарядил своим умом и талантом всех. Напомним, что взять к постановке произведение Булгакова в то время мог только человек, имеющий огромное гражданское мужество. «Бег» был счастьем для актеров и горем одновременно. Булгакова боялась столичная номенклатура, и спектакль был запрещен для показа на гастролях в Москве и Ленинграде.

Для Покровского этот сезон был истинно «болдинской осенью». Он поставил еще и другой масштабный спектакль - «Кремлевские куранты» Н. Погодина. В следующем году состоялась премьера «Варваров» М. Горького. Спектакль был пронизан болью от несовершенства, жестокости человеческого общества. «Варвары» Покровского оказались лучшим спектаклем в России на фестивале горьковских пьес.

В декабре 1959 года Николай Александрович Покровский выпустил «Третью Патетическую» Н. Погодина, где Ленина, как и прежде, играл народный артист СССР Александр Машков. В массовых сценах впервые предстали перед зрителями студийцы Покровского. А его последними спектаклями стали «Три сестры» А.П. Чехова и «Воскресение» Л.Н. Толстого.

Николай Александрович Покровский был человеком, отмеченным Божьим знаком. Учась в театральной студии, созданной и руководимой им, мы испытывали чувство восхищения и трепета перед нашим мэтром, хотя он был прост и уважителен в общении с нами, юными и еще ничего не значащими в театре. Он был для нас воплощением благородства, почти исчезнувшим качеством людей в современном мире. Он ценил в человеке порядочность, знания и полную отдачу в работе. Он учил нас, что актерская наивность хороша в сочетании с умом, невежество было органически неприемлемо для него. У Николая Александровича был отменный литературный и театральный вкус, этим, я думаю, и объясняется его тяготение к высокой классике.

Николай Покровский и в старости был красив и элегантен. Когда он шел через площадь к театру, люди невольно оборачивались вслед ему.

Казалось бы - какая счастливая судьба, какое полное самовыражение в любимой работе! Но всё, к сожалению, не так просто. Такой силы талант живет в режиме самосожжения и, как правило, совершенно беззащитен перед конъюнктурой. И то, что произошло с любимым детищем, спектаклем «Бег», который запретили показывать из «идеологических соображений», унесло, вероятно, немало его жизненных сил.

Он умер 23 февраля 1961 года. В театре, в своем кабинете. Опечаленные артисты и потрясенные студийцы до глубокой ночи не уходили из театра, не в силах поверить, что дальше надо жить без него. Покровский не успел показать последнюю свою работу - «Двенадцатую ночь» Шекспира и многие другие спектакли, которые зарождались в его мудрой голове, в его горячем сердце.

Драматическому театру имени М. Горького оставалось жить и долгие, и короткие 27 лет. Летом 1988 года (в год своего 70-летия) театр был закрыт, труппа расформирована. Автор этой «идеи» до сих пор неизвестен. Многие театры в России, как и наш, в начале перестройки переживали ломку, конфликтные ситуации, снижение творческой активности.

Но закрыт был только театр в Волгограде...

Зоя СОКОЛОВА 

Фотогалерея