И дольше века длится память / Вспоминая Антонину Бубнову, Александра Машкова, Фирса Шишигина, Николая Покровского (Сталинград)
Выпуск №6-256/2023, Вспоминая
Февраль нынешнего года стал одной из волнующих юбилейных дат - 80-летия Сталинградской битвы, решающего перелома в ходе Великой Отечественной войны. Значительную часть материалов, собранных в нашей традиционной рубрике, составляют те, что посвящены режиссерам и артистам Сталинградского драматического театра, переименованного позже вместе с городом-героем в Волгоградский. О них, переживших военное лихолетье или приехавших позже в еще не восстановленный город, рассказывают наш постоянный автор Галина Беспальцева и Зоя Соколова (к сожалению, ушедшая из жизни и оставившая свои записи).
Горький след «сороковых, роковых»
В конце марта 2022 года в очередной раз отмечался Международный день театра. На торжественном вечере памятным дипломом «в благодарность от последователей» в числе ветеранов СТД была награждена бывшая заведующая труппой Волгоградского драматического театра им. М. Горького, заслуженный работник культуры РФ Антонина Ивановна Бубнова.
...Тоня Бубнова заканчивала 10 класс в Сталинградской школе № 2 на Нижнем поселке «Баррикад». К смотру школьной самодеятельности учительница, страстная театралка, подготовила с ребятами спектакль по поэме А.С. Пушкина «Цыганы», и они играли его в ДК перед представительной комиссией из ведущих актеров драмтеатра им. М. Горького. Когда всё закончилось, Тоню, еще не остывшую от выступления на сцене, в гриме Земфиры, вдруг вызвали в зал: «Тебя ждет Екатерина Петровна Мязина!» («Господи, она была моим кумиром, самой любимой актрисой!») Разговор был следующим:
- Деточка, а что ты решила делать после школы?
- Хочу учиться в ГИТИСе.
- Я тебе советую поступать в Щуку.
20 июня 1941 года Тоня получила аттестат зрелости. На другой день отправила документы в Москву, в Высшее театральное училище им. Б. Щукина при Вахтанговском театре. 22 июня началась война...
Я смотрела на нее, такую статную, красивую (несмотря на возраст и кучу болезней), любовалась ее прекрасными руками, слушала ее глубокий выразительный голос и недоумевала:
- Вы 33 года проработали в нашем драмтеатре при замечательных режиссерах В. Иванове, Ф. Шишигине, Н. Покровском. Почему никому не пришло в голову вывести вас из-за кулис на сцену?
- Во-первых, это непросто. Чтобы играть на профессиональной сцене, нужна школа. У меня ее не было: так сложилась жизнь. Но мне доверяли иногда небольшие роли, с которыми я успешно справлялась.
- Почему же потом, после войны, не поступали, куда хотели?
- Смалодушничала. Так сложились обстоятельства...
Легко спросить, но совсем нелегко ответить. Для этого надо нужно столько рассказать... Не в оправдание несбывшегося. В конце концов, Антонине Ивановне не в чем оправдываться: она прожила очень трудную и очень достойную жизнь. Отличаясь широтой души, редким умением жертвовать собственными интересами, даже самой жизнью, ради других...
8 апреля 1942 года огромный девичий эшелон отправился из Сталинграда в Астрахань в распоряжение штаба 14-го отдельного батальона. Прибывших распределили по ротам и отправили на боевые посты южной части Сталинградского фронта наблюдать за тем, что происходит в небе. Это была совсем не безопасная работа, потому что наземные наблюдательные посты очень хорошо просматривались с неба и, естественно, подвергались постоянному обстрелу немецкими летчиками.
А военная судьба вела Антонину дальше. Уже в звании младшего сержанта и в составе 44-го батальона новой части ее эшелоном отправляют в Харьков, а оттуда ближе к фронту.
- Под нескончаемым осенним дождем, по колено в грязи, с растертыми в кровь ногами, без еды мы шли пешком почти двое суток, - вспоминала Антонина Ивановна. - А я еще раньше почувствовала, что-то неладно со мной: рот не могу открыть, шея и лицо опухли, боль нестерпимая. Девчонки мои заставили добраться до госпиталя, там объявили диагноз: флегмона дна полости рта, нужна немедленная операция...
Вот тут Тоня по-настоящему испугалась, тем более, когда узнала, что анестезию делать нечем, придется терпеть... Ей еще долго пришлось терпеть: и боль, и дикие условия военных госпиталей. Выдержать эту муку помогла лишь мечта о театре, о сцене. Последний госпиталь находился в Саратове, где протекала любимая Волга, которая соединяла с родным домом. Оттуда и явилась радость - приехала мама и увезла домой в Сталинград.
Девушка вернулась на родину инвалидом 2-й группы, с врачебным освобождением от службы в армии. И что же? Она не могла оставаться дома, когда другие продолжали воевать. Через некоторое время опять оказалась на фронте, теперь уже Ленинградском. Выполняла оперативную работу, доставляя документацию для сверки из Выборга в штаб, смело переходила через «линию Маннергейма» и опасные болотистые леса. Там она получила свою первую медаль «За боевые заслуги». Там же храбрая красавица Тоня получила сразу несколько предложений выйти замуж. Но ей не хотелось замуж: она должна была сначала стать актрисой.
Через несколько дней после возвращения с фронта домой Тоня засобиралась в Москву. Подруга, бывшая политрук роты, обещала дать приют. Сразу позвонила в Щуку - узнать о приемных экзаменах... и услышала ответ: «Экзамены уже закончились, приезжайте на будущий год».
- Пять лет на войне ждать было легче, чем этот год, - рассказывала Антонина Ивановна. - Подруга уговорила не уезжать, устроила чертежницей на завод. В Москве тогда был настоящий голод, дома не отапливались. Я серьезно заболела, а потом одолела страшная тоска. Кроме того, дома в мое отсутствие умер папа, тяжело заболела сестра. Я уехала...
Надо было устраивать свою жизнь в родном городе. Театр все равно оставался для нее главной мечтой. «Есть одна должность, - сказали ей в драмтеатре им. М. Горького, - нам нужен суфлер». «Я согласна», - был ответ. Что такое суфлер в театре? Человек, невидимый зрителю, подсказывающий текст актерам. Профессия не для самолюбивых. Но, как известно, «не место красит человека». Тоня исполняла свои обязанности истово и самоотверженно. Через несколько лет начались проблемы с голосом, Тоне предложили стать помощником режиссера. Ее работа в этой новой ответственной должности совпала с лучшим, пожалуй, творческим периодом в истории Сталинградского драмтеатра им. М. Горького, связанным с именем народного артиста СССР Н.А. Покровского.
- Я его побаивалась, он очень строгий был человек, но режиссер потрясающий. Счастьем было делать всё, чтобы ему было удобно и спокойно репетировать. Так случилось, что я оказалась почти свидетелем его смерти. Знаю, ему было тяжело в последний год, атмосфера в театре становилась неприятной, некоторым чиновникам и актерам не нравились его человеческая и режиссерская суровость, требовательность, бескомпромиссность. Думаю, наш театр впоследствии поплатился творческим спадом и такой драматической судьбой...
Годы шли. А что же с мечтой об актерстве? Была еще одна попытка, а точнее, сначала была любовь, первая и единственная. Он, режиссер из Ленинграда, уговорил поехать поступать в Ленинградский театральный институт (заодно и с его мамой познакомиться). «Да она готовая актриса», - сказали в институте. Но... не судьба. Заболела Тоня, с учебой опять ничего не получилось. С любовью - тоже.
Родной театр приносил душевное успокоение, она была в своей среде, пользовалась там огромным авторитетом и уважением, получила звание заслуженного работника культуры РФ. В конце 1970-х стала заведующей труппой. Координатором между директором, главным режиссером и актерским коллективом. Сложная работа. Для умного, тактичного и очень терпеливого человека. Этих качеств Антонине Ивановне было не занимать. Как и врожденного чувства собственного достоинства, что в театре особенно ценно, потому что его легко потерять. В конце концов, именно это качество и заставило ее покинуть любимый театр лет за семь до его расформирования. Она слишком уважала память о замечательных людях, служивших там, о лучших его временах.
Стараниями Антонины Ивановны был собран огромный архивный материал для будущего театрального музея, который так и канул в Лету. Много лет А.И. Бубнова являлась председателем Совета ветеранов 14-го отдельного батальона воздушного наблюдения. Дважды после окончания войны она организовывала здесь Всесоюзный сбор бойцов 14-го отдельного. А каждый год 9 мая сталинградские фронтовые подруги и друзья встречались у Вечного огня. Их становилось всё меньше и меньше. «Сороковые, роковые» отдалялись, и возрастала необходимость сохранять о них память. Поэтому святой обязанностью считала Антонина Ивановна приходить к детям, молодежи и рассказывать о лично пережитом. Она вкладывала в эту деятельность весь свой человеческий и актерский талант.
Актерская судьба
Народный артист РФ Александр Иванович Машков был одним из титанов уже ушедшего в историю Волгоградского драмтеатра имени М. Горького.
До своего векового юбилея Машков не дожил девять лет, удивительным образом в столь почтенном возрасте сохранив светлый ум, достоинство, элегантность, те личностные качества, что всегда отличали его как человека и актера. В нем была порода и, конечно, огромный талант. Именно это не дает стереть из памяти образы, созданные Машковым в лучших спектаклях нашей драмы. Как и объясняет в какой-то степени причину его слишком раннего - в 60 лет - ухода из театра.
Машкову повезло служить здесь в самые творчески яркие периоды, связанные с деятельностью крупнейших режиссеров Валентина Иванова, Фирса Шишигина, Николая Покровского. Он попал в наш город уже опытным актером сразу после окончания войны, когда имя Сталинграда гремело во всем мире и его «возрождение из пепла» (в прямом смысле) включало в себя и возрождение духовных ценностей, в том числе театра.
В газетных материалах сохранились воспоминания Александра Ивановича о том времени: «... Подъезжая к городу, мы испытывали трепет при виде груды орудий, сложенных для плавки. Сойдя с перрона, увидели на площади разрушенный фонтан - скульптурный хоровод детей-пионеров. Они были без ног, без голов, в старой хронике есть этот кадр. Город стоял в развалинах, но люди тянулись к культуре, к общению. В день, когда мы приехали, в помещении Театра музыкальной комедии Драмтеатр играл спектакль «Молодая гвардия», на улице спрашивали лишние билетики, и у нас спросили... На вокзале нас встречали представитель театра и бричка, запряженная лошадью. Повезли домашний скарб на квартиру, которую нам с женою, актрисой Н. Волновой, сняли за полотном. Мы прожили полгода в этой сырой каморке, но потом финотдел не разрешил театру платить за нас 500 рублей (старыми). И перевезли нас в театр, где мы три года жили под лестницей. Потом отстроили новые дома на улице Мира, и многие актеры получили квартиры в этих домах».
В июле 1952 года именно Машков был делегирован коллективом принимать вновь отстроенное после войны здание Драматического театра. На его сцене вместе с ним работали ставшие потом очень известными Н. Рыбников, И. Смоктуновский, Т. Доронина, И. Лапиков, а также крупнейшие актеры провинции Н. Соколов и М. Горбатова, Е. Мязина и В. Акимов, Е. Евгеньева и В. Красовский, К. Синицын, В. Клюкин, И. Овчаренко, А. Высоцкий...
Коллеги Александра Ивановича с удовольствием вспоминали в разные годы о нем и его ролях.
А.И. Бубнова, заслуженный работник культуры РФ, завтруппой театра: «У Александра Ивановича было особое положение в театре. Это был умный актер, образованный, интеллигентный человек и настоящий труженик. Не было случая, чтобы он когда-нибудь опоздал на репетицию или пришел с невыученным текстом, неподготовленный, чтобы повысил голос на коллегу или на кого-то из технических цехов. При Машкове и другие люди не позволяли себе хамства, разгильдяйства».
И. Юлдашева, заслуженная артистка РФ: «Не помню, чтобы Александр Иванович пришел в театр в плохом настроении, усталым или небрежно одетым. Всегда с иголочки, подтянут, бодр, готов к творчеству. Это очень влияло на общую атмосферу, мы тоже старались «выглядеть».
Т. Коновалова, заслуженная артистка БССР: «А.И. Машков пользовался в театре абсолютным авторитетом. Особенно ценил его ум, талант, человеческую порядочность и глубину народный артист РФ Н.А. Покровский, у которого он создал свои самые значительные роли».
Л. Кузнецова, заслуженная артистка РФ: «Я всегда его немного побаивалась, думаю, что не я одна. Он казался недоступным, даже несколько высокомерным. Во всяком случае, любая фамильярность в отношениях была исключена. Он терпеть не мог пустопорожней болтовни, интрижек, пошлой «тусовочной» суеты».
З. Соколова, актриса: «Наблюдать А.И. на сцене было настоящей актерской школой. Он владел профессией виртуозно: легко и органично существуя как в системе театра «переживания», так и в системе условного, «представленческого» театра. Например, он играл Пичема в «Трехгрошовой опере» Брехта, и обнаруживалась его необыкновенная внутренняя пластичность, умение быть в образе и одновременно рядом с ним. Зато настоящий трагизм ощущался в образе Андрея в «Трех сестрах». Помню еще, как мы, студийцы, участвовали в массовке на спектакле «Третья Патетическая» Н. Погодина и деревенели от того, что стояли на одной сцене с Машковым-Лениным...»
Это особая страница в творческой биографии актера. Роль Ленина он исполнял в трех спектаклях театра и на телевидении. На нее были потрачены десять лет напряженной работы. Не забудем, что в 1950-1960 годы образ вождя революции воспринимался иначе, чем сегодня. Машков в этой роли имел истинно народный успех не только в Волгограде, но и во всех городах, где театр бывал на гастролях.
Для А.И. Машкова очень дорога и памятна была роль царя Федора в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Его партнерша Л. Кузнецова вспоминает, что лицо Машкова здесь было как с иконы, а глаза излучали свет. Зато в другой роли - монаха Лопеса из «Испанского священника» это же лицо обретало черты порока, это была уже «лоснящаяся морда» забулдыги, пьяницы и лицемера.
«Его Курочкин в «Свадьбе с приданым», - вспоминает другая партнерша, - не выходил, а выплывал на сцену, танцуя и напевая куплеты под гармошку. Здесь он был настоящим сельским парнем, балагуром и весельчаком. В другом спектакле («Стакан воды» Э. Скриба) актер перевоплощался в аристократа, хитроумного политика и интригана сэра Болингброка. А в знаменитом спектакле «Бег» по М. Булгакову Машков блестяще играл Корзухина. От него исходил холод, скрытая злоба и раздражение при встрече с бывшими соотечественниками».
О роли инженера Цыганова в «Варварах» М. Горького в прессе была даже полемика. Актера обвиняли, что он сделал циника излишне обаятельным. Другие же увидели в этом решении образа правду и сложность человеческой натуры. Вообще не было ни одной рецензии, где бы не значилась фамилия А. Машкова, какую бы роль он ни исполнял в спектакле. И конечно, удивляет само их разнообразие - от героических до фарсовых.
Он покинул сцену Драматического театра им. М. Горького в начале 1970-х, находясь на пике популярности у зрителей и в расцвете таланта. Так он решил! Но ушел не на покой. Долгие годы его авторитет помогал держать уровень в работе Союза театральных деятелей (ВТО) Волгограда. Александр Иванович возглавлял жюри смотров творческой молодежи, исполнял также нелегкие обязанности председателя ревизионной комиссии отделения СТД (ВТО). И в этой работе, как всегда, оставался требовательным, но неизменно доброжелательным человеком.
Имя народного артиста РФ А.И. Машкова навсегда вписано в историю культуры Волгограда. В день 100-летия большого артиста и человека к дому, где он жил, пришли люди, чтобы у мемориальной доски почтить его словами благодарности.
Галина БЕСПАЛЬЦЕВА
СЛАВНЫЕ ПЯТИДЕСЯТЫЕ
Почерк Мастера
...Уходили в прошлое «сороковые-роковые» годы. Город выздоравливал, залечивая раны. Драматический театр имени М. Горького работал напряженно. Сталинградцы любили свой театр, и любовь эта была стимулом для полной творческой самоотдачи.
В 1950 году из Москвы приехал в наш город народный артист СССР, лауреат Государственной премии Фирс Ефимович Шишигин и принял руководство театром. Его имя к тому времени было уже известно всей театральной России. После окончания техникума сценического искусства в Ленинграде он был там режиссером в Театре классической миниатюры и в ТРАМе, потом на протяжении двенадцати лет руководил театрами Дальнего Востока. После войны работал главным режиссером Ставропольского театра, потом служил в Москве и, наконец, судьба привела его в Сталинград.
В «Театральной энциклопедии» о Ф. Шишигине сказано: «Характерно тяготение к героико-романтическим постановкам, большое внимание уделяет массовым народным сценам». Как этих слов мало, чтобы понять и представить себе своеобразный талант большого Мастера! Каждый новый спектакль в его постановке ошеломлял не только грандиозностью, изобретательностью внешнего действия, но и подробной психологической разработкой внутреннего мира героев. С ним любили работать такие требовательные артисты, как Константин Синицын, Александр Машков, Екатерина Мязина. Спектакли Фирса Шишигина «Грозное оружие» А. Липовского, «На дне» М. Горького, «Великий государь» В. Соловьева стали эпохальными в судьбе театра имени Горького. Сколько сил, сколько индивидуальных ночных репетиций было отдано Синицыну, исполнителю роли Маяковского и Ивана Грозного! Людмила Владимировна Маяковская, сестра поэта, высоко оценила спектакль «Грозное оружие». Фирс Ефимович неизменно появлялся в зрительном зале, чтобы снова и снова пережить счастье успеха, когда зал взрывался аплодисментами. И даже несовершенные пьесы, написанные «на злобу дня», он умел поднять до высокого сценического уровня.
Народный артист Александр Иванович Машков рассказывал, как триумфально прошли гастроли театра в избалованной «звездами» Одессе, где игрались в основном спектакли Ф. Шишигина. В двух театрах параллельно работала труппа, и каждый вечер - аншлаг, весь месяц. Одновременно приехавший столичный МХАТ им. М. Горького вынужден был досрочно свернуть свои гастроли. А наш театр благодарные одесситы попросили остаться еще на полмесяца - небывалый случай в гастрольной практике!
В «шишигинский» период театральная труппа пополнилась многими молодыми актерами, в том числе Иннокентием Смоктуновским и Риммой Быковой. К сожалению, задержались они у нас всего только на два сезона. Но ветераны сцены помнят, как из маленькой роли Бьонделло в «Укрощении строптивой» Смоктуновский сделал шедевр, как ввелся на сложнейшую роль Хлестакова в «Ревизоре», как интересно играл Белогубова в «Доходном месте», а дети полюбили его в роли Сказочника в «Снежной королеве». Римма Быкова, умная и чуткая актриса, великолепно играла Абигель в «Стакане воды» и Герду в той же «Снежной королеве» Но что-то не сложилось тогда у них и в семье, и в нашем театре. Их пути на театральный Олимп прошли через Ленинград и Москву. Так же, к сожалению, не сложились в этом театре судьбы Ивана Лапикова (сыгравшего много ролей, но оставшегося малоизвестным широкому зрителю до начала блистательной кинематографической биографии), Татьяны Дорониной...
Все актеры-ветераны с нежностью и благодарностью вспоминают Аркадия Семеновича Разина-Рогозина, который с довоенного времени работал директором театра, пережил вместе с актерами эвакуацию, возвращение на родное пепелище, служил театру верой и правдой до 60-х годов.
И вот итог. Имея в 1950-х годах отличного директора А.С. Разина-Рогозина, редкого в своей талантливости и самоотдаче главного режиссера Ф.Е. Шишигина, очень разных и интересных режиссеров А. Михайлова и И. Колтынюка, уникальный состав мастеров сцены и очень перспективную молодежь, Сталинградский театр был авангардом искусства в городе, который вот-вот должен был стать Волгоградом...
Фирс Ефимович Шишигин покинул наш город в 1956 году, подняв за шесть лет театр на высокую ступень профессионализма. Последние годы он трудился в театрах Воронежа и Ярославля. А за ним начиналась «эпоха» Николая Александровича Покровского (тоже, к сожалению, короткая, с 1957 по 1961 год).
Эпоха Покровского
В 2022 году исполнилось 126 лет со дня рождения Николая Александровича Покровского, актера и режиссера, человека огромного таланта, высокого интеллекта, любившего театр глубинно и не на показ.
Это имя широко известно и уважаемо во всей театральной России. Но в Волгограде обязаны помнить его особенно благодарно, ибо, получая всю жизнь приглашения в самые престижные театры (в Малый театр, в том числе), Николай Александрович дважды выбирал Драматический театр имени М. Горького в нашем городе.
В 1930-х годах он был не просто актером, а центральной фигурой в театральной жизни города. У меня в руках сводная программа сезона 1937-1938 годов. Все, кто хорошо знает специфику актерского труда, поймет, что такой репертуар за один сезон мог сыграть только гениальный артист, обладающий редким даром перевоплощения, трудоспособностью, эмоциональностью и просто большой физической силой. Судите сами, только в одном этом сезоне в спектаклях режиссера Всеволода Энгель-Крона он сыграл Хлестакова («Ревизор» Н.В. Гоголя), Фон Штубе («Разлом» Б.А. Лавренева), Незнамова («Без вины виноватые» А.Н. Островского), Акосту («Уриэль Акоста» К. Гуцкова), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского) - в собственной постановке. И я назвала только классические пьесы, а были еще и современные, «на злобу дня». Редкий актер в мировом театре мог блеснуть таким репертуаром! Люди, которые совсем юными ходили в театр «на Покровского», подтверждают, что испытывали потрясение от его работы...
К началу сезона 1957 года Николай Александрович Покровский, уже маститый режиссер, народный артист СССР, приехавший из Горького, возглавил Сталинградский драмтеатр. Так началась «эпоха Покровского», которая длилась, к сожалению, недолго - неполных пять лет. Но успел он так много, что артисты, прожившие после его смерти долгую творческую жизнь, с волнением вспоминают годы сотрудничества с Николаем Александровичем по сей день.
При Н.А. Покровском в театре работали два очередных режиссера - Владимир Александрович Менчинский и Илья Борисович Колтынюк: профессионалы разных художественных стилей и литературных вкусов, разных мироощущений. И это было на пользу театру, так как репертуар складывался разнообразный и интересный.
Менчинский приехал из Саратова вместе с женой, актрисой Валентиной Суриковой, на которую и ориентировался в выборе репертуара. Он предпочитал ставить классику, не нарушая традиций «старой школы». В 1960-е годы поставил две пьесы, которые широко прошли по сценам России и имели повсеместный успех - «Иркутскую историю» А. Арбузова и «Все остается людям» С. Алешина.
Настоящей удачей для молодежи театра и всего города был приезд в наш город режиссера И.Б. Колтынюка. В 1957 году он поставил пьесу С. Левитина «Приговор» о судьбе молодой дворянки, попавшей в водоворот революции и гражданской войны. Мне кажется, что Колтынюк заложил в свой спектакль тот тайный замысел, адресованный мыслящему зрителю и очень опасный в то время, который сделает явным и так блестяще разовьет позже Н.А. Покровский в «Беге» М.А. Булгакова. В следующем году И. Колтынюк поставил пьесу П. Когоута «Такая любовь». В том и другом спектакле главные роли исполняла молодая талантливая Валентина Ермакова, ставшая настоящей «звездой» драмтеатра тех лет.
Под мудрой и доброй рукой Николая Александровича Покровского расцветало на сцене подлинное и неугомонное творчество актеров всех поколений. Он пригласил из Ярославля замечательного театрального художника - заслуженного деятеля искусств РФ Николая Николаевича Медовщикова, на протяжении десяти лет служившего главным художником нашего театра. И этот тандем явил нашему городу спектакли высокой эстетики, вкуса, духовности, интеллигентности и страсти.
«Олеко Дундич» М. Каца и А. Ржевского - первый спектакль Н.А. Покровского в сезоне 1957-1958 годов. В том же 1957 году он выпустил на сцену «Бег» М. Булгакова. Из письма Елены Сергеевны Булгаковой Покровскому: «Для меня за многие последние месяцы - «Бег», Сталинград, встреча с Вами, дни, проведенные в Сталинграде, волнение до дрожи, до слез при виде «Бега», ожившего на сцене, - все это стало радостной точкой. Если бы Вы знали, как часто я все это вспоминаю, перебираю в памяти все впечатления... Как раз вчера, в один день, пришло и Ваше письмо, и фотографии... Я показываю их всем приходящим, рассказываю и мечтаю увидеть это опять».
Я видела «Бег» столько раз, сколько он шел на сцене, и свидетельствую, что именно так - «до дрожи, до слез». И потому снова шла на спектакль, что из театра тянулся за зрителем в их жизнь шлейф волнений, дум, открытий, которые хотелось пережить еще и еще. В этом спектакле актеры взяли духовную и творческую вершины: не было ни единого формального персонажа. Покровский зарядил своим умом и талантом всех. Напомним, что взять к постановке произведение Булгакова в то время мог только человек, имеющий огромное гражданское мужество. «Бег» был счастьем для актеров и горем одновременно. Булгакова боялась столичная номенклатура, и спектакль был запрещен для показа на гастролях в Москве и Ленинграде.
Для Покровского этот сезон был истинно «болдинской осенью». Он поставил еще и другой масштабный спектакль - «Кремлевские куранты» Н. Погодина. В следующем году состоялась премьера «Варваров» М. Горького. Спектакль был пронизан болью от несовершенства, жестокости человеческого общества. «Варвары» Покровского оказались лучшим спектаклем в России на фестивале горьковских пьес.
В декабре 1959 года Николай Александрович Покровский выпустил «Третью Патетическую» Н. Погодина, где Ленина, как и прежде, играл народный артист СССР Александр Машков. В массовых сценах впервые предстали перед зрителями студийцы Покровского. А его последними спектаклями стали «Три сестры» А.П. Чехова и «Воскресение» Л.Н. Толстого.
Николай Александрович Покровский был человеком, отмеченным Божьим знаком. Учась в театральной студии, созданной и руководимой им, мы испытывали чувство восхищения и трепета перед нашим мэтром, хотя он был прост и уважителен в общении с нами, юными и еще ничего не значащими в театре. Он был для нас воплощением благородства, почти исчезнувшим качеством людей в современном мире. Он ценил в человеке порядочность, знания и полную отдачу в работе. Он учил нас, что актерская наивность хороша в сочетании с умом, невежество было органически неприемлемо для него. У Николая Александровича был отменный литературный и театральный вкус, этим, я думаю, и объясняется его тяготение к высокой классике.
Николай Покровский и в старости был красив и элегантен. Когда он шел через площадь к театру, люди невольно оборачивались вслед ему.
Казалось бы - какая счастливая судьба, какое полное самовыражение в любимой работе! Но всё, к сожалению, не так просто. Такой силы талант живет в режиме самосожжения и, как правило, совершенно беззащитен перед конъюнктурой. И то, что произошло с любимым детищем, спектаклем «Бег», который запретили показывать из «идеологических соображений», унесло, вероятно, немало его жизненных сил.
Он умер 23 февраля 1961 года. В театре, в своем кабинете. Опечаленные артисты и потрясенные студийцы до глубокой ночи не уходили из театра, не в силах поверить, что дальше надо жить без него. Покровский не успел показать последнюю свою работу - «Двенадцатую ночь» Шекспира и многие другие спектакли, которые зарождались в его мудрой голове, в его горячем сердце.
Драматическому театру имени М. Горького оставалось жить и долгие, и короткие 27 лет. Летом 1988 года (в год своего 70-летия) театр был закрыт, труппа расформирована. Автор этой «идеи» до сих пор неизвестен. Многие театры в России, как и наш, в начале перестройки переживали ломку, конфликтные ситуации, снижение творческой активности.
Но закрыт был только театр в Волгограде...
Зоя СОКОЛОВА