Игорь Войтулевич: "Слишком мне важен сам процесс работы" (Смоленск)

Выпуск №6-256/2023, Вспоминая

Игорь Войтулевич: "Слишком мне важен сам процесс работы" (Смоленск)

Почти все последнее десятилетие XX века и первые три года века XXI история Смоленского театра драмы прочно связана с именем режиссера Игоря Геннадьевича Войтулевича (1958-2018). Он поставил в Смоленском театре драмы (в настоящее время государственный академический драматический театр им. А.С. Грибоедова) 17 спектаклей и около пяти лет проработал главным режиссером.

Ученик Андрея Гончарова и Марка Захарова, Игорь Войтулевич - мастер театральной формы. При этом ему удавалось органично сочетать театр переживания и театр представления. Поставленные им спектакли глубоки, полифоничны, предполагают разные уровни восприятия. В основе каждого из них, как правило, достаточно сложное литературное произведение.

Но даже не это самое главное. Игорь Войтулевич, сам, наверное, того не подозревая, изменил отношение смоленских зрителей к театру. Он является автором совершенно новых для Смоленска по форме и театральному языку спектаклей, таких, как «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда, «Дон Жуан» А.К. Толстого, «Лев зимой» Дж. Голдмэна, «Кармен» П. Мериме, «Красный шут» по роману А. Белого «Петербург», «Цианистый калий... с молоком или без?» А. Мильяна, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Снегурочка» А.Н. Островского и других.

Смоленский государственный экспериментальный театр драмы (так с августа 1991 по июнь 1999 года назывался драматический театр в Смоленске) в жизни Войтулевича появился неожиданно. Как рассказывал сам Игорь Геннадьевич, возвратившись в 1994 году в Москву после трех лет работы в Израиле, первым, кого он встретил, был главный режиссер Смоленского театра драмы Петр Дмитриевич Шумейко. Они очень друг другу обрадовались, поскольку были знакомы по Забайкальскому драматическому театру, где в середине 80-х годов оба начинали: Шумейко как режиссер, а Войтулевич - как актер.

Когда по приглашению П.Д. Шумейко Войтулевич приехал в Смоленск, ему только что исполнилось 36 лет. Он успел поработать актером в нескольких российских театрах, был режиссером-репетитором в Театре им.Вл.Маяковского Маяковского в Москве, у своего учителя Андрея Александровича Гончарова, участвовал в создании русскоязычного театра «Гешер» в Израиле, с которым побывал во многих городах Европы и США. То есть немало повидал и успел себя проявить.

В Смоленске ему была предоставлена возможность полностью отдаться режиссуре и осуществить многое из того, о чем поначалу, наверное, даже не позволял себе и помыслить. Настолько благоприятная для творчества обстановка в ту пору сложилась в Смоленском драматическом театре, невзирая на сложные и безденежные 90-е годы. Прежде всего было с кем работать: высокопрофессиональная труппа, много молодежи, прекрасные театральные художники (с Николаем Агафоновым вскоре сложился творческий тандем), талантливый и увлеченный театром балетмейстер Елена Егорова, всегда открытый для нового музыкальный руководитель Дмитрий Монахов... Но главное, конечно, это сам Петр Шумейко, который не только приветствовал интересные идеи, но и активно способствовал их осуществлению. И всё получалось!

«Страсти роковыя...» - сценические терзания по рассказам Аркадия Аверченко - первый спектакль Игоря Войтулевича в Смоленском театре, который он поставил на малой сцене, до сих пор в репертуаре. Скоро 30 лет. Премьера состоялась весной 1994 года. «Страсти...» удостоены наград фестивалей «Серебряный век» в Орле и «Русская классика» в подмосковной Лобне, а также фестиваля камерных спектаклей «Он и она» в Тольятти.

Поработав с молодыми артистами, Игорь Войтулевич решился осуществить в Смоленске постановку трагикомедии Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Пьеса была опубликована в журнале «Иностранная литература» за 1990 год в переводе Иосифа Бродского и на тот момент уже имела сценическую историю. В 1991 году ее поставил в Театре им. Вл. Маяковского режиссер Евгений Арье, а затем повторил в созданном им же русскоязычном израильском театре «Гешер». Войтулевич работал в Маяковке как режиссер-репетитор и был в составе группы Арье в Израиле. Наверняка у него еще тогда возникло собственное представление по поводу этого увлекательного текста, с его-то режиссерской фантазией...

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Игоря Войтулевича (художник-постановщик Юрий Попов) - развернутая иллюстрация к излюбленной цитате из Шекспира о том, что весь мир - театр. Не случайно фактически главный герой спектакля - Старый актер. Эту роль исполнил Николай Голованов. Именно он, Актер, знает ответы на все вопросы, ибо столько переиграл в своей жизни, что имеет право, как бы вскользь, заметить: «Правдиво только то, что принимается за правду». В общем-то, почти каждая его реплика воспринималась как откровение...

Заглавные герои, как и другие персонажи пьесы Стоппарда, прямая отсылка к шекспировскому «Гамлету». Были в спектакле и другие художественные «знаки». В частности, чаплинские костюмы Розенкранца (Олег Кузьмищев) и Гильденстерна (Александр Тараньжин) в первом действии: опрятные сюртуки и белые рубашки с бабочкой при подчеркнуто мятых брюках и грубых нечищеных ботинках - символизировали, по всей вероятности, «обыкновенность» этих персонажей.

В целом спектакль можно было бы условно назвать «анатомией одного предательства». Оба героя не раз повторяют вопрос, в сущности, риторический: «Но почему именно мы? Ведь кто угодно сгодился бы?» Их объяснение и оправдание, почему не кому-либо другому из однокашников Гамлета, а именно им предложили шпионить за датским принцем, тоже вполне обыкновенны, привычны: мы люди маленькие, всех обстоятельств не знаем, с нашей стороны было бы просто большим нахальством вмешиваться в замыслы судьбы или даже королей... Постигшая героев расплата не кажется им несправедливой. «Должно быть, был момент, - произносит в последнем монологе Гильденстерн, - тогда, в самом начале, когда мы могли сказать - нет. Но мы как-то упустили...»

И все же было бы преувеличением сказать, что спектакль по пьесе модного и знаменитого драматурга Тома Стоппарда в Смоленске произвел фурор. Безусловно, были зрители, кто смотрел «Роза и Гиля», как именовали в театральных кругах спектакль, два и три раза. Но настоящих театральных ценителей вообще немного, а в нашем городе они в буквальном смысле наперечет. Для публики же, предпочитающей обычные, а не интеллектуальные комедии, спектакль оказался слишком сложен. Довольно скоро «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» исчезли из репертуарной афиши. Но слух остался. Журналисты спустя годы задавали Войтулевичу вопросы об этом спектакле.

В одном из интервью режиссер сказал, что, наверное, поторопился, что сначала нужно было воспитать своего зрителя, приучить его думать, наладить контакт, а потом уже говорить с ним на более утонченном языке. И вспомнил случай с бесплатным показом трагедии «Ромео и Джульетта», когда народу собралось столько, что жаждущие попасть в зрительный зал устроили у входа в театр давку, как в автобусе в часы пик... Однако эта история произошла уже в начале 2000-х, когда спектакли Войтулевича в Смоленске знали и принимали с большим интересом.

Однажды я спросила Игоря Геннадьевича, чем, на его взгляд, провинциальный театр отличается от столичного, и видит ли он какие-то для себя плюсы в работе в провинции. Вот как он ответил: «В столице театр существует, и всё. А в провинции мы так зависим от власти! Ибо если поддержат сильные мира сего, может быть, мы будем работать. Нет - значит, будем просто функционировать, как, скажем, «Пицца - «Домино». То есть «обслуживать»... Ведь мы вынуждены выпускать пять-шесть премьер за сезон, потому что никуда не денешься от проблемы «мало зрителей» и «зал непомерно огромный». Разумеется, это накладывает определенный отпечаток и на творчество, поскольку порой даже просто нет времени долго вынашивать, думать, мучиться в сомнениях... С другой стороны, по жизнеспособности в своей среде могу судить, насколько за эти годы в Смоленске я вырос, условно говоря, как мастер. Вот это, бесспорно, плюс!»

Как мастер Игорь Войтулевич, действительно, вырос в Смоленске, и сам он это признавал и даже подчеркивал. Но насколько же он был творчески азартен и увлечен театром! В первый же свой год работы здесь он собирался поставить спектакль по роману Андрея Белого «Петербург». Он уже пробовал ставить «Петербург» в Москве, однако результатом не был доволен. В Смоленске сценической площадкой избрал театральную гостиную, поскольку для широкой публики литературный материал был сложен. Точно не помню, начались ли репетиции, но вдруг его планы резко изменились.

Случайно попалась на глаза пьеса итальянского драматурга Леонардо Франкини «Цирковой бог» - о бродячих артистах. «Циркового бога» главный режиссер театра Петр Шумейко получил непосредственно из рук автора во время празднования 100-летнего юбилея Тильзит-театра в городе Советске Калининградской области. «Цирковой бог» - пьеса об артистах, а также о том, что каждую секунду жизни, отдавая себе в этом отчет или бессознательно, все мы стоим перед выбором... Прочитав пьесу, Игорь Геннадьевич отложил всё остальное на неопределенное будущее и немедленно приступил к репетициям с любимыми своими актерами Александром Тараньжиным, Светланой Ульяновой, Ликой Рулла. Роль Ангела-хранителя была доверена однокурснику Тараньжина Виталию Четкову, блестяще справившемуся с этой работой. Клоуна Армина играл заслуженный артист России Вячеслав Леонов. Премьера состоялась за неделю до Нового года на малой сцене театра.

Сюжет этой философской пьесы незатейлив и даже, можно сказать, приземлен. Трое бродячих артистов уже несколько дней выступают в небольшом городке и фактически являются заложниками местных жителей. Их автомобиль сломался, шансы заработать на его ремонт равны нулю, поскольку публика знает наизусть весь репертуар труппы, насмешничает и платит ровно столько, чтобы артисты не умерли с голоду. Именно эта забава, а не само представление и привлекает в театр горожан, поскольку других развлечений в городке просто нет. Единственная надежда директора программы клоуна Армина связана с танцовщицей Бэллой (Светлана Ульянова), которая в программке названа «кандидаткой в классические балерины». Не столько ее искусство, сколько она сама, кажется, привлекла внимание одного из городских богачей...

А Бэлла верит, что должен быть Некто, покровительствующий искусству варьете. И он - Цирковой бог - появляется... Спускается прямо с небес в сопровождении Ангела-хранителя, всячески остерегающего его снисходить к людским слабостям и проблемам. Спектакль был полон романтизма и ностальгии по настоящей любви. Чем-то он напоминал гриновские «Алые паруса» и одновременно - «Дорогу» Федерико Феллини.

Рождение подобной работы возможно лишь при полном взаимопонимании актеров и режиссера, когда удается передать ту мыслительную и эмоциональную энергию, которой заряжена личность режиссера, пробудить в каждом актере ассоциативное видение роли, причем, именно пробудить, а не навязать...

Спустя четыре месяца после премьеры «Циркового бога» видеокассета с рабочей записью спектакля попала в Италию. А в июне 1995 года синьор Леонардо с супругой прибыли в Смоленск. В театральной гостиной состоялась краткая пресс-конференция, после чего показали «Циркового бога» с его очень русской, хотя, наверное, общечеловеческой темой: призываем бога, а когда он приходит, пренебрегаем им. По словам Леонардо Франкини, он не ожидал, что из рассказанной в его пьесе реальной истории о сломанном автомобиле странствующих циркачей может получиться столь глубокая психологическая драма.

После «Циркового бога» Игорь Войтулевич обратился к пьесе А.К. Толстого «Дон Жуан». Шел 1995 год, иллюзии, в плену которых общество находилось с середины 1980-х, рассеялись. Главную роль исполнил Константин Денискин - думающий и тонкий актер, ныне артист Центрального академического Театра Российской Армии, заслуженный артист России. Слова Жуана: «Все в мире ложь! Вся жизнь есть злая шутка, / И, если все явленья перебрать / И призраки пустые все откинуть, / Останется лишь чувственность одна, / Любви ничтожный, искаженный снимок», - звучали злободневно.

Вскоре на Ирину и Николая Головановых на малой сцене театра была поставлена пьеса Голдмэна «Лев зимой», где Ирина предстала в роли Элинор Аквитанской, а Николай сыграл ее венценосного супруга. Спектакль получился настолько удачным, что увидевший его Константин Райкин пригласил Войтулевича на постановку в «Сатирикон». Примерно через год это было осуществлено. Автором сценографии ко «Льву зимой» и в Смоленске, и в Москве стал Николай Агафонов.

Второй смоленский спектакль Войтулевича, поставленный в театре К.А. Райкина, - «Цианистый калий... с молоком или без?» по пьесе испанца Алонсо Мильяна (в «Сатириконе» спектакль назывался «Эстремадурские убийцы»). Но самая яркая постановка Войтулевича, вошедшая в историю Смоленского драматического театра конца 90-х годов - это, конечно же, «Кармен». В репертуаре она продержалась лет десять. И неизменно, куда бы ни приглашали театр на гастроли, по просьбе принимающей стороны этот спектакль включали в гастрольную афишу.

Войтулевич сам написал пьесу, в которой, кроме новеллы Мериме, были использованы его же «Хроники». Сюжет самой новеллы представлен как интермедия, разыгрываемая суровыми моряками в часы отдыха. Большая удача «Кармен» - сценография, созданная Николаем Агафоновым. Место действия - невысокий черный помост полукругом. В дополнение к черному - два полотнища: белое и красное. В цветовой гамме отражалась Испания. Черное - любимый цвет одежды женщин этой страны. Красное - цвет крови и красная тряпка перед глазами разъяренного быка... Красный указывал также на коварство и порочность героини. Белое полотнище воспринималось как символ надежды и знак простодушия Хосе. Во время свадьбы красное и белое полотнища сплетаются в тугой канат, которым как бы связывают Кармен и Хосе, соединяя их. В минуту последней встречи Хосе с Кармен под ногами обоих грязной тряпкой валяется бывший когда-то белоснежным парус.

«Кармен» - последний спектакль Войтулевича, в котором были заняты молодые артисты, курс Екатеринбургского театрального института 1991 года выпуска, почти в полном составе проработавший в Смоленском драматическом театре с 1991 по 1997 год. Летом 1997 года уехал Александр Тараньжин, затем супруги Елена Чернова и Виталий Четков. Незадолго до них - Николай Кочеров. Примерно на год раньше из Смоленска уехал Константин Денискин. Все они сегодня работают в разных театрах Москвы. В Смоленском театре из бывших однокурсников остался только Олег Александрович Кузьмищев, ныне заслуженный артист России.

После неожиданной смерти Петра Дмитриевича Шумейко в январе 1999 года Игоря Геннадьевича Войтулевича назначили главным режиссером театра. А театр вновь называли Смоленским драматическим - без слова «экспериментальный». Однако экспериментальные спектакли ставить продолжали. Уже и публика стала другая. В Смоленском филиале Московского энергоинститута организовался студенческий клуб «Галерка», его члены стремились попасть не только на премьеры спектаклей, но и на репетиции. Любительское объединение театралов было и в педагогическом институте. В Доме актера проходили встречи молодых зрителей с авторами наиболее нашумевших спектаклей.

В начале 2000 года Игорь Войтулевич осуществил свой давний замысел - поставил спектакль по роману Белого «Петербург». Он назывался «Красный шут». Роль Николая Аблеухова исполнил молодой артист Павел Зуйков - выпускник ЛГИТМиКа. Его отца-сенатора блистательно сыграл Александр Руин - актер старой школы, до той поры не участвовавший в спектаклях Войтулевича. Вслед за сенатором Аблеуховым в «Красном шуте» Руин сыграет у Войтулевича роль Монтекки в «Ромео и Джульетте» Шекспира.

В 2002 году Смоленский театр принял участие в Международном фестивале «Островский в Доме Островского». На сцене Малого театра представили спектакль И.Г. Войтулевича «Снегурочка», и он произвел впечатление. Фрагменты из него в комментариях о ходе фестиваля «Островский в Доме Островского» показывали по каналу «Культура». Специалист по Островскому Нина Алексеевна Шалимова - в ту пору профессор Ярославского театрального института - в интервью сказала, что, пожалуй, студентов надо везти спектакли смотреть в Смоленск ... Сам же режиссер прокомментировал успех своего спектакля скромно: «Работа над «Снегурочкой» убедила меня в том, что, похоже, эту пьесу толком никто не читал. Все относились к ней, как к сказке. А ведь в сказочном этом Берендеевом царстве только и делают, что пьют, занимаются развратом и так далее, и на каждой странице у Островского об этом говорится. Снегурочка попала просто в Содом и Гоморру. Ею попользовались и принесли в жертву. То есть само открытие этой пьесы для меня удивительно. К тому же Русь-то у Островского в «Снегурочке» еще дохристианская, языческая. Не так много мы об этом времени знаем, а значит, тем больше простор для фантазии по этому поводу».

В 2004 году Игорь Войтулевич возвратился в Москву. Выпустил курс на эстрадном отделении РАТИ-ГИТИСа, поставил несколько театральных спектаклей, в том числе «Дядюшкин сон» Достоевского, и снял семь телесериалов - от «Татьяниного дня» до «Обручального кольца». В Смоленске после ухода из театра бывал нечасто. А 24 февраля 2011 года состоялась премьера его нового смоленского спектакля - заказной кассовой комедии «Одолжите тенора» Кена Людвига. Игорь Геннадьевич назвал свой спектакль «Benvenuto, Отелло!», что в переводе означает «Добро пожаловать, Отелло!». Классическая комедия положений в его трактовке обогатилась новыми смыслами. Кроме рассказанной в пьесе анекдотической ситуации в спектакле появилась тема маленького человека, точнее, человека со способностями, но безвестного, не имеющего громкого имени. В подходящий момент его могут вознести на пьедестал, а, использовав, выбрасывают за ненадобностью...

В 2018 году Игорь Войтулевич безвременно ушел из жизни. Он скончался в Болгарии, во время летнего отдыха. Согласно завещанию режиссера, его прах был развеян там же, в Болгарии, над Черным морем. 25 января 2023 года Игорю Войтулевичу исполнилось бы 65 лет.

В памяти смоленских театралов Игорь Геннадьевич навсегда остался автором театральных шедевров. Время, когда он работал в Смоленске, вспоминается как пора театрального расцвета. В сентябре 2021 года актер и режиссер Игорь Голубев, заслуженный артист России, поставил в память о своем учителе и друге спектакль «Чума на оба ваши дома!..» по пьесе Григория Горина. Постановка осуществлена на сцене Смоленского Камерного театра. Автор сценографии и костюмов - заслуженный художник России Николай Агафонов, главный художник Смоленского Камерного.

 

Фото из личного архива автора

Фотогалерея