Между прошлым и будущим собственного сердца

Выпуск №1-111/2008, Портрет театра

Между прошлым и будущим собственного сердца

Всегда интересно наблюдать, как некие подспудные настроения, еще неосознанные обществом, но вызревающие в глубинах его «коллективного подсознательного», вдруг выплескиваются чередой постановок по одной и той же пьесе. Но еще интереснее, когда культурологический и социальный посыл порождают настоящую художественную удачу.

В прошлом сезоне Студенческий театр МГУ «МОСТ» показал премьеру — «Сирано» в постановке своего главного режиссера Евгения Славутина. И это не просто «очередное обращение» к знаменитой пьесе Э. Ростана — в очередную эпоху российской смуты, когда всем хочется порядка житейского и порядка нравственного, хочется удачи и успеха, но основанных на взаимопонимании и сотрудничестве, преемственности времен, понимании жертвенности старших, построивших мир, в который входят молодые. Сохранив при этом свободу искренних порывов души — и праздничность этой свободы.

У Славутина и его молодых артистов получился трепетный, откровенный и чистый, правдивый, совсем не романтичный, но возвышенный спектакль о том, как каждый сочиняет свою жизнь. И в этом сочинении рискует оказаться непонятым, нераскрывшимся. Но все равно — внутренне обогащенным сознанием своей правоты и мучительным опытом восторга перед прекрасной правотой непредсказуемости общей судьбы. Почти во всех главных ролях — дебютанты: Сирано — Илья Кожухарь, Кристиан — Ленар Нигоф, Роксана — Елизавета Каркищенко, граф де Гиш — Дмитрий Чуриков. Они лихо отпрыгивают-оттанцовывают комические эпизоды и пародийные фехтовальные сцены дуэлей и боев. Но в те минуты, когда персонажи переживают душевные потрясения, игра юные артистов становится прозрачно-лаконичной и емкой. Никакого пафоса и педалирования, никакого нагнетания темпа. Предельная точность и насыщенность внутренней жизни при максимальной внешней сдержанности. Это точность сильных мастеров и сдержанность умудренных людей. Очень сильны финальные сцены — гибель Кристиана и, особенно, последняя встреча Сирано, Роксаны и де Гиша.

Откуда у юных людей (для которых еще все в жизни — впервые) такая умудренность? Как сумел постановщик вложить в души своих юных артистов такое проникновение-вчувствование в то, что ими еще не пережито? Эту просветленность, открывающуюся на исходе дней тем, кто способен хотя бы в конце честно и здраво взглянуть на прожитое? Этот театр за последние 20 лет щедро усеял нашу эстраду, драматическую сцену, кино и телевидение звездными именами: дуэт «Иваси», ансамбль «Несчастный случай», Алексей Кортнев, Максим Галкин, «Чиж и Ко», Валдис Пельш, Ирина Богушевская...

А прежде отсюда вышли на общероссийские подмостки и экран, например, Ия Саввина и Алла Демидова. В мае нынешнего года этот театр отметил 50-летие с того дня, как его возглавил Ролан Быков; тогда здесь ставили спектакли Сергей Юткевич, Марк Захаров, Роман Виктюк, Алексей Левинский...

А более 200 лет назад, выделенная из этого театра часть актеров университетской труппы сложилась в профессиональный театр Медокса и положила начало Большому и Малому театрам. В здании университетского театра напротив Манежа дебютировали П. П. Мочалов и М.С.Щепкин...

Началось же, когда 26 января 1756 года, уже через год после основания Московского университета, публику потряс спектакль студенческой труппы Московского университета. Руководил театром ректор Университета, поэт и драматург М. М. Херасков.

Вот какое наследство бережно лелеет и развивает нынешний Студенческий театр МГУ.

Евгений Славутин возглавил его в 1985 г. В ту пору здесь поставлены пьесы Н. Садур, В. Ерофеева, М. Шатуновского. Спектакль по пьесе В. Коркия «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили» в 1990 г. выдвигался на Госпремию. Театр успешно выступал на крупнейших мировых фестивалях. В 1999 г. он получил статус государственного и профессионального. В его «движенческих» спектаклях с одинаковым азартом участвуют умелые танцоры и мастера художественной гимнастики — и просто те, кому это нравится. В драматических спектаклях на сцену выходят артисты-любители и профессионалы. Не случайно пришедшая сюда несколько лет назад Людмила Давыдова, актриса прежнего любимовского Театра на Таганке, именно здесь обрела звание заслуженной артистки РФ... Здесь современные пьесы легко уживаются с ремиксами на основе классики: «Я с нею познакомлюсь» — по А.Пушкину, «Троянский VIRU$» — по Гомеру, «Изобретательная влюбленная» — по Лопе де Веге. Это движение по грани между несовместимыми, казалось бы, мирами... Оно имеет у Славутина четкую направленность и определенность.

В последние годы — наряду с легкими шоу, развлекательными эстрадными действами — он раз за разом создает вместе со своими артистами спектакли, удивительно простые по решению, очень ясные по сценическому языку, обращенные к простым чувствам — и увлекающие публику самых разных возрастов.

Евгений Славутин по первой профессии — математик. Хотя он не занимался тем, что в чисто математическом или в научно-прикладном смысле можно назвать системным анализом, но в артистах своего театра он воспитывает то, что можно назвать системой цельного духовного и интеллектуального восприятия жизни. На репетициях или в тренингах Славутин вдруг вбрасывает неожиданные и, казалось бы, далекие от искусства сцены темы. И тут все, «маститые актеры» и только пришедшие в труппу первокурсники, гуманитарии и технари, «физики и лирики» — с жаром начинают обсуждать опыты по квантовому переносу, которые вроде подтверждают обратимость времени и возможность путешествия в прошлое. Или идеи возрождения интеллектов давно умерших «предков» — материализации их в новых телах. Или проблемы экономики России и ошибки нынешних законодателей. И все это — обязательно с позиций этики и нравственности. Личной и коллективной. Седой и умудренный Славутин в эти минуты — не мэтр. Он в дискуссиях и спорах ставит неоперившихся юнцов вровень с собою. Они все вместе словно образовывают друг друга и ищут основания гармонии нашего мира. Как бы исподволь Славутин насыщает тонкие, но умозрительные прозрения молодых опытом и знанием реальной жизни. Это мучительный опыт недавнего и отдаленного прошлого нашей страны. Это подчас трагический опыт самого Студенческого театра МГУ — тех времен застоя, когда ему приписывали вредные злонамеренные уклоны от партийной линии и коверкали судьбы и жизни его руководителей и участников...

И тогда в «застольных разборах текста» и на репетициях сценическая техника и ремесло насыщаются глубинным пониманием цели лицедейства, его духовного смысла, его нравственной основы. И происходит не только то, что можно назвать «воспитанием интеллектуально развитого и этически ориентированного артиста». В душе студентов-артистов закладывается та человеческая, личностная основа, без которой невозможно сотворчество театра и зрителя — ни на любительской, ни на профессиональной сцене.

Эта гармоничность внутреннего существования, гармоничность мировосприятия пронизывает почти все спектакли последних лет.

«Счастливый неудачник» по повести Вадима Шефнера о жизни и взрослении подростков в предвоенном Ленинграде. 30-е годы. Здесь далеко не все актерские работы равноценны по уровню, но общий строй ироничного и теплого спектакля захватывает публику рассказом о том, что близко и понятно каждому человеку — и юному, и взрослому: настоящая житейская удача не в том, чтобы искупаться в лучах славы, это — всего лишь мираж, искушение...

«Книга судеб» (по рассказам Т. Толстой «Милая Шура» и К.Булычева «Позовите, пожалуйста, Нину!») — о нерасторжимой связи времен и судеб, об умении понять и почувствовать другого человека — и через это ощутить смысл и удачу своей судьбы.

Славутин с необычайным доверием относится к праву молодых воспринимать по-своему и итоги жизни взрослых, и прежний опыт, и смысл смены эпох, и то, как жить дальше. С таким же доверием ведет их по дорогам своего опыта. И вместе со своими артистами обретает ответное доверие зрительного зала. Конечно, за всем за этим стоит огромный, кропотливый труд по освоению «техники», ремесла, практических актерских навыков, необходимых знаний в сценическом деле. Но сейчас все эти подробности я оставляю в стороне. Ибо формальные опыты Славутина, порой даже крайне авангардные, не имеют целью эксперимент сам по себе. Цель — в ином: помочь артистам — и вместе с ними зрителям — раскрыть для себя самих максимально правдиво, полно и гармонично мир собственной души. Вот такова и недавняя премьера — «Сирано». Снова здесь — условная декорация, задача которой — расшевелить фантазию. Снова — энергия молодой страсти, защищаемой эскападами юношеской иронии. И — на тончайших нюансах внутренней и внешней актерской техники выстроенный — честный рассказ о силе чувств и той силе разума, которая нужна, чтобы чувства не разрушили равновесие нашего мира.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.