По следам памяти / 100 лет Государственному академическому театру имени Моссовета

Выпуск № 7-257/2023, Дата

По следам памяти / 100 лет Государственному академическому театру имени Моссовета

Юбилей театра - это не только долгая и разнообразная история коллектива, прожившего десятки лет в своей стране, в которой многое менялось за это время: эпохи, поколения на сцене и в зрительном зале. Наступало время смены приоритетов, духовных и моральных ценностей... Столетний юбилей - огромная история, о начале и продолжении которой остались воспоминания, статьи и рецензии на спектакли, портреты мастеров. Все это можно прочитать, но для какой-то части зрителей, любителей театра, с тем или иным спектаклем непременно связана эмоциональная память, которая оживает внезапно или под влиянием чего-то, заставляющего представить: как это было...

И это тоже - история театра. Личная, тобою прожитая, потому особенно дорогая...

1967 год. Более полувека назад вышла из театра потрясенная: с трудом достав билет на «Маскарад», наслушавшись о выдающемся Арбенине Николая Мордвинова, не раз слыша по радио, с каким вдохновением и осмыслением читал артист Лермонтова, посмотрев старый фильм Сергея Герасимова, мечтала увидеть его собственными глазами на сцене в спектакле Юрия Завадского. Разжигало любопытство и высказывание Ираклия Андроникова: «Сказать, что Николай Дмитриевич Мордвинов сыграл Арбенина хорошо и даже что он сыграл его лучше всех виденных мной исполнителей, - это значит не сказать главного... Казалось, Мордвинов для этой роли был создан. Он отвечал ей и внешне, и внутренне. Раскрывая сложный характер Арбенина, он подчеркивал не только аристократизм, исключительность, превосходство, могучие страсти, но и знание людей, и расчетливый ум, силу воли и какую-то глубокую горечь».

Но оказалось, что Арбенина в этот день играет Леонид Марков...

По сравнению с фильмом, это был совершенно иной герой: прошедшие десятилетия резче обозначили не столько аристократизм, сколько личностную исключительность; страсти были не приподнято-романтическими, а скорее, присущими современному человеку, для которого важнее прочего было явить и сохранить себя в мире фальши и условностей общества таким, каков он есть. Это было впечатляюще и сохранилось в памяти отчетливо и ярко.

Театр имени Моссовета вошел с той поры в мою жизнь. Не могу забыть Леонида Маркова, такого разного, так властно захватывающего зрительный зал в каждую минуту своего существования в «Петербургских сновидениях» по «Преступлению и наказанию» Ф.М. Достоевского в постановке Юрия Завадского, где блистали таланты Геннадия Бортникова, Ии Савиной, затем Раскольникова сыграл вступивший в труппу Георгий Тараторкин. А Порфирий Петрович Леонида Маркова, ни на миг не продолжая своего Арбенина, был тоже, в сущности, игроком, искусным ловцом, подобно коту, играющему с мышью. Персонажем и того, давнего, и неуловимо нашего времени, в котором мы обитали в 60-70-е годы прошлого века. Мастерски совмещая, сочетая эпохи, Марков существовал тогда и сейчас в «Царской охоте» Л. Зорина (постановка Романа Виктюка), в «Живом трупе», поставленном Борисом Щедриным, в «Егоре Булычове и других» (режиссер Павел Хомский) и в современных пьесах, которых немало было в его репертуаре и в кинематографе.

В том же конце 60-х годов на сцене Театра имени Моссовета появился спектакль «Глазами клоуна» по роману Генриха Бёлля - новое открытие артиста Геннадия Бортникова, поставившего этот спектакль под художественным руководством Ирины Анисимовой-Вульф. Любимое и высоко ценимое зрителями старшее поколение артистов (В. Марецкая, Л. Орлова, Ф. Раневская, Л. Шапошникова, В. Сошальская, Р. Плятт, Г. Жженов, Б. Иванов, М. Погоржельский, И. Карташова, Н. Лебедев, С. Цейц и другие) еще играло на подмостках в полную силу, но стали появляться молодые кумиры, среди которых одно из первых мест по праву занимал этот необычный во многом, нервный, наделенный каким-то особым темпераментом и аурой артист. Покоряла Нина Дробышева в ставшем мгновенно популярным спектакле «Эдит Пиаф», игравшимся в фойе театра.

Поистине незабываемым на всю жизнь событием стал спектакль «Дальше - тишина» по пьесе В. Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» в постановке Анатолия Эфроса. Два гениальных артиста, Фаина Раневская и Ростислав Плятт проживали на сцене судьбу немолодых героев, переставших быть нужными своим выросшим детям и вынужденных расстаться с привычным за десятилетия существованием, оставаясь любящими, необходимыми друг другу супругами. Никогда не перестанут оживать в памяти боль и отчаяние, охватывавшие переполненный зрительный зал в момент их прощания - каждому казалось, что это происходит с ним...

До пронзительных мелочей помнится спектакль «Вдовий пароход» по повести Ирины Грековой в постановке Генриэтты Яновской, необычное, совершенно новое прочтение режиссером Камой Гинкасом «Гедды Габлер» Генрика Ибсена. А когда в 1978 году в Хамовниках открылась Малая сцена, где появились такие спектакли, как «Сашка» Вячеслава Кондратьева в постановке Гария Черняховского, «Пять углов» Сергея Коковкина (режиссер Кама Гинкас), «Печка на колесе» Н. Семеновой, поставленная Борисом Щедриным, «Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовской (режиссер Евгений Лазарев), «ЕБЖ» Сергея Коковкина в постановке Алексея Казанцева, где Льва Николаевича и Софью Андреевну фантастически играли сам Сергей Коковкин и Наталья Тенякова, не так давно пополнившая труппу московского театра одна из признанных звезд Ленинградского БДТ - не только давние и недавние поклонники театра осаждали кассу. Ряды зрителей обновлялись, стремясь попасть в новое, очень уютное небольшое помещение, чтобы приобщиться к еще непривычному в ту пору творчеству не слишком популярных, по большей части, драматургов.

Трудно поверить, что все названные спектакли запомнились настолько живо и ярко - отдельными эпизодами, за которыми почти сразу возникает целостное ощущение и - главное! - эмоциональное восприятие того времени, помноженное на нынешний театральный и жизненный опыт. Оказывается, что и оно не уходит вместе со спектаклем, а оживает, дарит вновь то, что казалось забытым, но уже с нотками ностальгии - по прошлому своему, по прошлому театра. А значит - какую-то часть его вековой истории мы прожили вместе с ним, и значительной долей она входит в историю нашей жизни...

В 1973 году в Театр имени Моссовета пришел очередным режиссером Павел Хомский, возглавлявший до того Московский театр юного зрителя, ставший за годы его работы одним из ярчайших театральных коллективов столицы. Именно там, на сцене МТЮЗа, Хомский поставил первый в стране мюзикл «Мой брат играет на кларнете» по повести Анатолия Алексина и целый ряд незабытых через десятилетия спектаклей. В 1985 году Павел Осипович стал художественным руководителем прославленного Театра имени Моссовета и руководил им до своего ухода из жизни в 2016 году. То чувство музыки в сочетании с драматургическим текстом и свободной, расковывающей артиста пластикой, из которого может родиться подлинное чудо, «опробованное» Павлом Осиповичем на сцене МТЮЗа, заставило режиссера обратиться в Театре имени Моссовета к таким произведениям, как «Иисус Христос - суперзвезда» Э.Л. Уэббера и «Игра» Я. Кесслера и А. Невского. Спектакли получились яркими, необычными и настолько привлекательными для зрителя, что «Иисус Христос - суперзвезда» до сегодняшнего дня живет в афише театра, сменив уже несколько поколений исполнителей...

Перечислять все спектакли Хомского на моссоветовской сцене - не стоит, даже если сосредоточиться на «самых-самых», их окажется очень много. Ведь за сорок три года руководства театром Павел Осипович поставил 43 спектакля. И в каждом из названий находил режиссер новые возможности для известных артистов, раскрывая их дарование во многом непривычно. Нельзя не вспомнить такие его спектакли, как «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, с отточенными работами Ростислава Плятта, Георгия Тараторкина, «Фома Опискин» по «Селу Степанчикову и его обитателям» Ф.М. Достоевского с блистательным Сергеем Юрским, «Свадьбу Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, «Опасные связи» Шодерло де Лакло, где тонко и с, казалось, давно забытым изяществом играли Александр Яцко и Ольга Кабо; «Римскую комедию» Л. Зорина с великолепными работами Георгия Тараторкина и Виктора Сухорукова, приходившими к зрителю в 90-х-2000-х именно тогда, когда поднятые в пьесах проблемы становились жгуче актуальными. И почти в каждой роли угадывал опытный и мудрый режиссер, умеющий точно определить: чем еще могут покорить зрителя Ростислав Плятт и Георгий Жженов, Валентина Талызина и Людмила Шапошникова, Борис Иванов и Леонид Марков, Евгений Стеблов и Георгий Тараторкин, Геннадий Бортников и Евгений Киндинов, Александр Домогаров и Александр Леньков, Ольга Остроумова и Маргарита Шубина, Сергей Юрский и Михаил Козаков и многие другие мастера...

А для Георгия Тараторкина роль Диона в «Римской комедии» стала последней...

В 1978 году труппа Театра имени Моссовета пополнилась именами известных ленинградских мастеров, едва ли не всей страной любимых по кинематографу - Натальи Теняковой и Сергея Юрского, который получил возможность раскрыть здесь свой незаурядный режиссерский дар. Те, кому посчастливилось видеть «Тему с вариациями» С. Алешина, поставленную Юрским и сыгравшем в этом спектакле вместе с Ростиславом Пляттом и Маргаритой Тереховой, вряд ли смогут забыть это уникальное трио и прозрачную атмосферу, словно вызывавшую вибрацию зрительного зала.

Помнится, критика прохладно восприняла «Правда - хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского, который Сергей Юрский не только поставил, но и блистательно сыграл в нем Силу Грознова. Это был последний спектакль с участием Фаины Раневской в роли Фелицаты. А сам спектакль был во многом новаторским в восприятии драматургии Островского - не случайно в более поздних постановках разных режиссеров звучали порой отголоски прочтения того или иного образа, сценографии, подбора музыки...

А в 1990-м спектаклем по пьесе Альбера Камю «Калигула» режиссера Петра Фоменко с Олегом Меньшиковым в заглавной роли открылось еще одно пространство, сцена «Под крышей». Она существует в отличие от Хамовников и поныне, на ней работают разные режиссеры, течет энергичная, наполненная жизнь.

На протяжении долгих лет работает с труппой театра и Юрий Ерёмин. Получивший известность и признание в периоды, когда он возглавлял Центральный академический Театр Советской Армии, а затем Московский драматический театр им. А.С. Пушкина, Юрий Иванович поставил на сцене Театра имени Моссовета немало спектаклей, в списке которых для меня первое место занимают «У врат царства» К. Гамсуна, «Не будите мадам» Ж. Ануя, где сильно, ярко играл Георгий Тараторкин; «Царство отца и сына» по двум частям Трилогии А. К. Толстого, в которых неожиданно, по-новому раскрылись известные мастера - Геннадий Коротков, Александр Яцко, Виктор Сухоруков, Ольга Остроумова, Татьяна Бестаева, Екатерина Гусева. А поставленный Ерёминым по роману И.С. Тургенева «Дым» спектакль «Baden-Баден» живет в памяти не только верной и четко сформулированной приверженностью к классике, чувственной, тонкой игрой Евгении Крюковой, Алексея Трофимова, Дмитрия Щербины, небольшой по месту в пьесе, тем не менее очень точно прожитой на сцене ролью тетушки невесты героя Ольгой Анохиной, но и выразительнейшей сценографией самого режиссера и автора инсценировки.

Поставив в 2004 году на сцене Театра имени Моссовета «Чайку» А.П. Чехова, выдающийся кинорежиссер Андрей Кончаловский не остановился на одном чеховском произведении, а воплотил свою давнюю мечту о трилогии по пьесам «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» с одним составом актеров. Спектакли вызвали неподдельный интерес широкой публики, как и последовавшие за ними другие работы режиссера, в частности, «Укрощение строптивой» Шекспира.

В 2020 году театр возглавил режиссер Евгений Марчелли, ставивший спектакли не только в разных городах страны, но и в столице. За прошедшее время он воплотил ряд классических произведений, в частности, «БЕСприданница» по А.Н. Островскому, «Фрёкен Жюли» Августа Стриндберга, «ШекспирГамлет», «Жестокие игры» Алексея Арбузова, вызвавших неоднородное восприятие театральной критики и публики - от восторженного до недоумевающего. И это - естественно для любого театра, живущего полнокровной жизнью. Чем больше разнятся границы неприятия-приятия, тем плодотворнее труд тех, кто работает для самого широкого круга зрителей.

В самом начале юбилейного театрального сезона Евгений Марчелли сказал в интервью: «Это театр серьезного отношения к своему делу, это театр, в котором на протяжении века работают артисты первой величины. Театр, который продолжает оставаться востребованным... Помимо выпуска новых названий к столетию у нас есть масса творческих идей. Это и цикл встреч с нашими мастерами, и летняя сцена в нашем саду «Аквариум», и создание документального фильма, в котором будут заняты не только артисты, но и все сотрудники театра, и создание иммерсивного спектакля в пространстве театра, и спектакль-инсталляция. Надеюсь, что все наши замыслы встретят поддержку и в труппе, и в городе, и смогут реализоваться в той или иной форме».

Но это - близкое будущее театра, празднующего свою столетнюю годовщину. Пусть всё сбудется!..

И пусть сохранится у каждого своя память о прошлом, а вслед за нею родится память новых поколений о нынешних и будущих временах...

 

Фото с сайта Театра им.Моссовета

Фотогалерея