САРАНСК. Алые паруса в небе

Выпуск № 7-257/2023, В России

САРАНСК. Алые паруса в небе


«Клянусь всеми сказками мира - это что-то особенное!» - говорит Бродяга, протягивая Ассоль кораблик, сделанный ее отцом...

Романтическая повесть Александра Грина «Алые паруса» получила еще большую известность после экранизации 1961 года с Анастасией Вертинской и Василием Лановым в главных ролях. Картина впечатляет с первых минут. Не менее впечатляюще выглядит версия Алексея Истомина - главного режиссера Санкт-Петербургского драматического театра им. Графини С.В. Паниной. Несколько лет назад он поставил на сцене Мордовского национального драматического театра спектакль по мотивам трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», который до сих пор является одной из самых кассовых и обсуждаемых постановок. Главная причина этой популярности в индивидуальном режиссерском взгляде на классические сюжеты.

Огромным интересом у молодежи пользуется еще одна работа Алексея Истомина в Мордовском национальном театре - музыкальная феерия этого сезона - «Алые паруса». Создается ощущение, что на некоторые мизансцены авторов спектакля вдохновила классическая постановка Марка Захарова «Юнона и Авось».

«В спектакле акцентируем внимание на передаче эмоциональной составляющей через музыку, потому что она быстрее всего проникает в сердца зрителей. Сознание и личность персонажей складываются через понимание своей музыки жизни, поэтому в постановке так важна музыкальная направленность», - отмечает режиссер.

Новая сценическая версия «Алых парусов» во многом отлична от литературного оригинала. Судьбы некоторых героев представлены иначе, чем у Александра Грина, что притягивает внимание зрителя еще больше. При помощи деревянных конструкций первый ряд зрительного зала на время спектакля преобразовался в корабельный причал, мост, который визуально увеличивает масштаб сцены. Нос корабля, находящийся в самом центре сцены, делает отсылку к кадрам из знаменитого «Титаника».

На барьер «королевской ложи» сел Путешественник-бродяга (Дмитрий Мишечкин), и представление началось. Зрители, наблюдая за тем, как герой ловко прыгает с барьера на барьер, сразу же «включаются» в действие.

Пожалуй, самыми драматичными и выразительными образами феерии стали мать Ассоль Мэри и отец Лонгрен. Судьба Мэри трагически обрывается в начале повествования. Эту роль реалистично и пронзительно исполнила актриса Ольга Земскова.

Сценическую судьбу классического отрицательного персонажа - трактирщика Хьюса Меннерса в исполнении Тимофея Чудаева режиссер Истомин увидел совершенно иначе, чем автор литературного произведения. Меннерс - главный антагонист, классическое воплощение алчности. Но он тоже вызывает сочувствие. Это одинокий, несчастный человек, обделенный любовью. И теперь он пытается заполнить отсутствие этой любви постоянным увеличением богатства.

Отторжение вызывают жители Каперны. Художник Ольга Фарафанова мастерски оживляет для нас это пространство. Обитатели небольшого поселения кормятся лишь рыбным промыслом. Мужчины и женщины безлики. Одни идут в море. Другие их провожают. Последние «хотят любви», но в их понимании это что-то обыденное, низменное. Создается впечатление, что они никогда ее и не знали. Одинаково одетые, в одинаково огромных прорезанных фартуках и надвинутых на глаза косынках жены рыбаков, кажется, утратили свою женскую сущность, они уныло однообразны и бесполы, пьют как мужики и как мужики вкалывают.

В процессе начинаешь понимать, что вся всплывшая на поверхность сцены серо-зеленая невзрачная человеческая масса на самом деле является очевидной и яркой антитезой центральным персонажам этой истории. Конечно, перед зрителями и самими жителями Каперны Ассоль выглядит «белой вороной» на контрастном фоне этих кривляющихся существ, смеющихся над светлым, чистым и мечтательным юным созданием. 

Главную героиню сыграла молодая прима Мордовского национального театра Евгения Акимова. Ее Ассоль невероятно мила, честна, искренна и ранима, но в то же время она способна до конца быть верной своей светлой мечте, которая родом еще из детства. Ее наивность и мечтательность кажутся потусторонними на богом забытом клочке земли. В новом амплуа предстал перед зрителями Антон Саранкин, исполнитель роли Артура Грэя. До этого молодой артист играл в основном «плохих», комических, сказочных персонажей. Несмотря на нетипичную внешность, Антон Саранкин отлично вжился в романтический образ Грэя, его герой получился отважным, дерзким и волевым.

Очень приятное впечатление на зрителя произвела небольшая, но яркая комедийная роль матроса Летики в исполнении Максима Акимова. Каждое его появление и хождение вразвалочку сопровождалось взрывами смеха в зале. Максимально приближенным внешне и внутренне к литературному первоисточнику стал образ матери Артура Грэя - Лилиан. Марина Аверкина исполнила эту роль эмоционально, выразительно, с присущим ей внутренним благородством. Аристократическое происхождение ее утонченной натуры подчеркивал прекрасно сшитый и дорого выглядящий костюм и укладка волос в виде «ракушки» с одной седой прядью.

Завершает фееричную романтическую историю потрясающая мелодия Никиты Сапронова, написанная специально для этой постановки. Прекрасная Ассоль в свадебном платье своей матери Мэри обрела счастье рядом с широкоплечим восторженным Грэем на корме уже своего «Секрета». И алые паруса стремительно поднялись ввысь!

Получился очень стильный спектакль, наполненный, прежде всего, какой-то одухотворенно-тонкой атмосферой. После каждого показа можно наблюдать, как зрители аплодируют стоя и уходят потрясенными. Прекрасно, что театр, бережно хранящий традиции прошлого, открыт новым идеям. Огромная кропотливая работа завершилась большой творческой победой.


 

Фото Сони ПОПОВОЙ

Фотогалерея