Судьбы скрещенья / «Крутится, вертится шар…» в Театре "У Никитских ворот"

Выпуск № 7-257/2023, Премьеры Москвы

Судьбы скрещенья / «Крутится, вертится шар…» в Театре "У Никитских ворот"

Рассказ Исаака Бабеля «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна», с которым писатель дебютировал в журнале «Летопись» в 1916 году, лег в основу спектакля Аркадия Каца «Крутится, вертится шар...». Премьеру сыграли в конце февраля на Старой сцене Московского государственного театра «У Никитских ворот».

Короткий литературный сюжет о случайной встрече пожилого еврея и проститутки и возникшей между ними душевной близости едва не сыграл с Бабелем злую шутку. С одной стороны, доброжелательные отзывы критиков, подчеркивающие сочетание юности и зрелого мастерства автора. С другой, обвинения в безнравственности, в результате чего рассказ был запрещен цензурой, а дело едва не дошло до суда. К счастью, время выставило свои оценки, произведения Бабеля стали классикой. Аркадий Кац убежден: сегодня «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» - одна из самых чистых и светлых новелл современной литературы.

Пустое и гулкое сценическое пространство заполняет звук приближающегося поезда, стук колес напоминает глухие удары сердца. Мужчине надлежит срочно покинуть город, ведь закон запрещает ему находиться за чертой оседлости. Уехать не может - потеряет дело. Женщина ищет очередного клиента, потому что без заработка лишится жилья и куска хлеба. Вот такая грубая правда жизни. Ему нужен только ночлег, для нее на счету каждый рубль, и они терпеливо торгуются. Им предстоит провести вместе только две ночи, но это короткое время превратится в какую-то отдельную и во многом прекрасную жизнь. Забудется тревога Эльи Исааковича, отступит невыносимое чувство обреченности Маргариты Прокофьевны.

Юрий Голубцов и Яна Прыжанкова создают характеры своих персонажей с психологической точностью, на полутонах. В их диалогах многое остается недосказанным, но так явственны перемены, которые постепенно происходят в каждом. Молодая женщина давно отреклась от себя, оставив попытки вернуться к нормальной жизни. «Занятия такая, что дешевкой оденешься - щей не похлебаешь», - равнодушно говорит проститутка о своей профессии и тут же осознает, как неуместен сейчас ее вызывающий наряд. Она наденет скромную светлую блузку и струящуюся юбку (художник по костюмам Евгения Шульц), и сразу исчезнут угловатость движений и грубые манеры, во всем облике появится удивительная женственность. Уже на другой день на столе появится кружевная скатерть, а хозяйка дома в ожидании Эльи Исааковича наденет белоснежный передник, приготовит ужин. На мгновение возникнет иллюзия спокойного семейного счастья, возможности мечтать о будущем. Маргарита Прокофьевна тихо напевает старинную русскую песню и мысленно возвращается к чему-то очень милому сердцу, но давно утраченному. А ведь наверняка там, в прошлом, был отчий дом, тепло и забота близких. Должно было произойти что-то по-настоящему страшное, непоправимое, толкнувшее на улицу.

Этот странный человек, которого еще вчера она презрительно называла папашей, откроет ей волшебный мир Одессы, и, кажется, вместе с Маргаритой мы ощутим плеск морской волны и веселую суету Молдаванки. В инсценировке Аркадия Каца, так же, как и в его книге «Похвала бессоннице», рассказы о легендарном городе очень музыкальны, с удивительным внутренним ритмом. Жизнь Эльи Исааковича тоже полна драматизма, но он не разучился улыбаться и продолжает верить в хороших людей. Лишь на мгновение даст слабину, коротко скажет о семейных неурядицах и сразу как-то ссутулится, подтверждая собственные слова о том, что «горе словно горб приклеилось».

Светлый взгляд на мир невольно передается Маргарите, а торжественный ужин, который устроен специально для нее, превращается в чудесный праздник двух людей, отрешившихся на миг от тяжелых дум. Она вдруг поймет смысл незнакомого и странного словечка «нивроко», звучащее в его устах как одобрение, и возникнет ощущение, что мужчина и женщина говорят на одном языке, одинаково мыслят. С улицы донесется голос шарманки, и они как будто заново откроют для себя знакомый напев «Крутится, вертится шар голубой...». Элья Исаакович научит Маргариту движениям чардаша, а она неожиданно закружится в танце и, кажется, вот-вот взлетит. А потом доверчиво положит голову ему на плечо и, может быть, впервые в жизни ощутит себя защищенной.

Элья Исаакович подарит Маргарите яблоко - скромный знак внимания, и они разделят его пополам, как ветхозаветные Адам и Ева прикоснутся к Древу познания. А если обратиться к славянской мифологии, где этот плод символизирует любовь и красоту, - впустят в свою невеселую обыденность немного света.

В финале, когда подойдет время неминуемого прощания, Маргарита прибежит на вокзал и робко протянет ему сверток с пирожками. За этим наивным и трогательным жестом скрывается острейшая боль одинокой потерянной женщины. Элья Исаакович словно фокусник извлечет из портфеля два красных яблока, но теперь это не принесет радости. Ненужные, они так и останутся лежать на скамье, потому что случайно завязавшаяся история, сроднившая две одинокие души, подошла к концу. Невидимая ниточка оборвалась, каждый останется со своей печалью, но она будет светла...

Если вспомнить время написания этого рассказа, возникнет отчетливое понимание всей зыбкости положения двух героев, которые вынуждены плыть по течению и уже ничего не в силах изменить. Их неустроенность и уязвимость воспринимаются как предвестье еще более страшных испытаний, потому что совсем скоро наступит 1917 год и до основания разрушит старый мир. Можно только предполагать, как закрутит жизни Эльи Исааковича и Маргариты Прокофьевны революционный вихрь.

Но мы точно знаем, что произошло с Исааком Эммануиловичем Бабелем.

 

Фото Анастасии ЕНТЯКОВОЙ

Фотогалерея