Театр - праздник и работа души / Илья Славутский (Казань)

Выпуск № 7-257/2023, Лица

Театр - праздник и работа души / Илья Славутский (Казань)

Судьба Ильи Славутского была решена по факту его рождения. Отец - известный режиссер Александр Славутский, работавший в крупнейших российских театрах, в 1994 году возглавил Казанский академический русский большой драматический театр имени В.И. Качалова. Мать - прима этого театра, блистательная актриса Светлана Романова.

Илья поступил на актерский, а позже закончил и режиссерский факультет ГИТИСа у Сергея Арцыбашева, к своим сорока с небольшим сыграл самые разные роли в классическом и современном репертуаре, показав себя ярким, неординарным, многогранным актером, которому равно удаются комические и драматические роли.

Всесторонне одаренный, не мыслящий своего существования вне театра, Илья Славутский уже в 2001 году, в возрасте 22 лет, поставил свой первый спектакль. По традиции это была сказка для детей, «Красная шапочка» по пьесе Евгения Шварца, которая вот уже два десятка лет в репертуаре и по-прежнему радует детей и родителей - каждый находит тут что-то важное и забавное для себя. Бесхитростная, внятно рассказанная история, наполненная песнями, танцами, озорными шутками и «приколами», никого не оставляет равнодушными.

На сцене пестрый праздничный мир - и задник, и толстоствольные деревья покрыты крупными красными, зелеными, белыми мазками, что создает ощущение приветливого леса, где солнечные блики, «пробираясь» сквозь густую листву, рождают неожиданные всплески света и цвета. Это и нарядный мир сказки и праздника. Объемные стволы деревьев, гиганты на колесиках, создают ощущение живого, меняющегося мира: маленькие домики, где можно спрятаться, куда решают «заточить» строптивого зайца. Художник Александр Патраков, многолетний соавтор Александра Славутского, в спектаклях которого он привычно удивляет металлическими жесткими конструкциями, в совместной работе с Ильей Славутским предстает в совсем неожиданном качестве, демонстрируя разнообразие и многоцветность, тонкое понимание конкретного материала и стиля автора и постановщика.

Действие не просто движется - несется вскачь вместе с необычайно энергичными и подвижными актерами. В труппе около пятидесяти человек, но каждый - запоминается. Более того, в этом театре играют всегда и везде: в детских, взрослых спектаклях, в премьерах и спектаклях старожилах так, как в первый раз. Всякое появление на сцене - это полная отдача и демонстрация мастерства и возможностей. А самые разные пьесы позволили убедиться в профессионализме и ответственном отношении к своему театру актеров.

Удивительной солнечной энергией обладает Алёна Козлова, играющая много, разнообразно, везде покоряющая своей витальностью, заразительной веселостью. Ее Красная Шапочка, этакая современная оторва, ни минуты не стоит на месте. Приплясывает, притоптывает, поет, готова повести за собой, просто заворожить всё лесное зверье.

В этом спектакле - как, впрочем, и во всех работах Большого драматического театра имени Качалова - прекрасные костюмы. Но если во взрослых спектаклях они поражают фасонами, неожиданными портновскими решениями, то тут удивительным образом трансформируются во вполне современные и остроумные одеяния сегодняшних участников сказки. Вроде традиционные тюзовские комбинезоны - у медведя бурый, у ежика грифельно-серый, у лисы бордовый, у зайца белый, но... На Ёжике комбинезон с выпуклыми поролоновыми иголками, на которые насажены грибы - остроумно и убедительно. Зайчик в шляпе с длинными ушами лихо бьет степ модными стильными ботинками. На Лисе вполне пикантное одеяние, оставляющее на виду прелестные ножки в бордовых же колготках, а ее высокие фигурные воротники вместе с шапочкой с лисьей мордочкой подчеркивают кокетство этой проныры и интриганки. На Медведе поролоновый наряд, делающий его толстым и неуклюжим. Все «звери» демонстрируют характеры - трусость, осторожность, хитрость, браваду.

И, конечно, супермэн этой истории - импозантный наглый Волк в феерическом исполнении самого постановщика, актера Ильи Славутского. Этот развязный красавец, одетый в стильное серое пальто с меховым воротником - живое воплощение веселой наглости, точно переданное ощущение вседозволенности. Его фанфаронство, артистическое нахальство вызывает восторг публики, особенно радуются папы, которые, наверное, сердились, что их ведут на детский утренник, а получили поддержку в лице такого вальяжного прохиндея.

Конечно, сказка эта со счастливым финалом, все живы, здоровы, радостно пляшут и поют, прославляют дружбу и взаимовыручку. Много точных афоризмов, западающих в детские души. Тем более, спектакль выстроен так, что здесь не только не игнорируются подсказки, эмоции, реплики маленьких зрителей. Напротив, к ним прислушиваются, на них живо реагируют, зрители становятся друзьями и союзниками.

На фоне безликих героев современных анимэ, невнятных драматургических конструкций, веселая добрая сказка, написанная великим театральным сказочником и разыгранная с полной отдачей и восторгом актерами, смотрится счастливым исключением.

Организаторы фестивалей для детей! Ау! Вы имеете шанс украсить афиши ваших форумов!

На большой сцене показывали премьеру «Секрет ее молодости», комедию в двух действиях по пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса», поставленную Ильей Славутским. Написанная в 1922-м и тогда же поставленная автором в Пражском театре, пьеса с успехом шла на мировых сценах, в 1940 году появился русский перевод, в 70-х ее поставили на сцене Малого театра, в 10-х годах XXI века мюзикл «Средство Макропулоса» шел во многих российских театрах. Прежде всего тут привлекает эффектная женская роль для актрисы средних лет и налет мистической тайны.

Однако, нельзя не отметить, что сама постановка вопроса о бессмертии человека, о том - благо это или тягостная обуза, до конца не прояснена и на него не дан убедительный ответ.

В Качаловском театре пошли иным путем, сделав свою сценическую редакцию, убрав молодую пару - Кристину и Янека Пруса и их любовную линию.

Максимально сжатое, сконцентрированное, стремительное действие превращается в противоборство дивы - Эмилии Марти, личности загадочной, манящей и пугающей, и простых обывателей, хоть и награжденных титулами графа и барона. Обыденное сознание, низменные страсти при столкновении со сверхъестественным обнаруживают свою примитивность. Эти герои - архивариус Витек, адвокат Блюменталь, Альберт Макгрегор, мечтающий разбогатеть, и барон Ярослав Прус, не желающий отказываться от богатства, оказываются недостойными такого дара как бессмертие. Что они принесут людям, чем оправдают свою бесконечно длинную и... никчемную жизнь?

Режиссер сосредоточился на образе Эмилии Марти. Все проблемы - философские, этические решает именно она, и ее позиция становится определяющей. Холодная, отрешенная, похожая на марсианку Аэлиту, она живет в своем мире, отделенном от прочих невидимыми, но непроницаемыми стенами. Елена Ряшина - актриса сильная, самобытная, разносторонняя. Довелось увидеть ее самые разные работы. Тут и кокетливая, ни минуты не остающаяся в покое интриганка Лиса в сказке; вечно испуганная, зажатая условностями, смешная купеческая дочь Агафья Тихоновна; светская львица леди Хэф, маска надменности у которой не может скрыть ни ее проницательности, ни язвительности, ни умения внести в жизнь праздник. В ее арсенале и нежная, но умеющая быть сильной Серафима Корзухина в «Беге», простушки и светские дамы, и везде - тонкость проработки нюансов, умение чувствовать авторскую интонацию, мастерство.

Илья Славутский в своем режиссерском решении пьесы Карела Чапека максимально театрализует представление, уходит от бытового правдоподобия и конкретики ежедневности и помещает всю эту историю в магический мир театра, который позволяет оправдать многие странности и несообразности пьесы. Ведь, по сути, создавая пьесу, Чапек шел на эксперимент - жестокий эксперимент над живыми людьми, правда, решенный средствами искусства.

На сцене выстроен еще один портал, изысканный, барочный - пред нами пражская опера, где с небывалым успехом гастролирует Эмилия Марти. Сверху из-под колосников на разных уровнях, подчеркивая глубину пространства, спускаются легкие золотистые занавесы. Роскошная люстра. Появляются персонажи в золотых хитонах, которые надевают золотые маски - и начинается праздник театра: танцы, кружения, пение, смех, восторги, звуки моцартовской «Волшебной флейты» (прекрасный голос актрисы позволяет продемонстрировать дивный вокал).

В этом волшебном театре не удивляет даже появление Моцарта (Леонид Тимашев). Он молчалив, одет по моде своего времени, в парике, но само его присутствие только подчеркивает таинственность, театральность и загадочность происходящего.

И вот появляется она. Елена Ряшина - Эмилия Марти, стройная, с прямой спиной и надменно-замкнутым выражением лица отдает короткие четкие приказы. Блистательная дива в роскошных нарядах - в чем в чем, а в нарядах в этом театре понимают прекрасно: высокие воротники, платья, подчеркивающие великолепную фигуру, буфы... Цилиндр на черном каре строгой прически и трость - непонятная, манкая, волнующая и отталкивающая таинственная незнакомка, надмирное существо.

Таково и будет ее существование в спектакле - всегда чуть впереди, по центру сцены. Суета там, на втором плане, за ее спиной. И даже после ночи с бароном она ослепительна и... холодна. Так, что заставляет барона вздрагивать, словно обнимает он не живую, полную страсти женщину, а ледяную статую.

Режиссер по-своему решает проблему бессмертия. Не свиток-рецепт оказывается в руках героини, а шкатулка и хрустальный флакон с зельем. Сияют отблески синего света на переливающихся гранях. Героиня произносит монолог о бессмертии - ради чего эта бесконечная жизнь, в которой только меняются декорации. Словно закольцовывая тему театра, Эмилия произносит страстный монолог в защиту искусства, его одухотворяющего и возвышающего воздействия на человека.

В Качаловском театре труппа невелика, уже давно обозначился круг наиболее востребованных актеров, за которыми чрезвычайно увлекательно наблюдать.

Зануду и буквалиста в нарукавниках, архивариуса Витека играет Марат Голубев. Он сутулится, втягивает голову в плечи, недоверчиво бросает взгляд исподлобья. А потом, в детской сказке, он появится смешным долговязым зайцем, трогательным в борьбе с собственной трусостью.

Пронырливого адвоката Блюменталя играет Алексей Захаров - юркий, въедливый, относящийся ко всем с профессиональной недоверчивостью.

Альберт Макгрегор - молодой Павел Лазарев, успевший показать себя в самых разных ролях. Ему удаются молодые интроверты, погруженные в себя и свои думы, сосредоточенные и серьезные молодые люди.

Игрун, весельчак, балагур, эдакий сэр Фальстаф - таким сочно играет графа фон Шендорфа Игорь Скрябин.

Премьера спектакля по пьесе Жана Ануя «Бал воров» состоялась в сентябре 2020 года, в первом полноценном сезоне после закрытия театра на период пандемии. Этот спектакль стал первой постановкой режиссера Ильи Славутского на большой сцене театра, не считая сказки для детей.

Постановка представляет каскад веселой игры, гэгов, шуток и бесшабашного веселья. Небо, море, курорт мировой известности - Виши! Праздная публика, деньги, драгоценности и аферисты. Те, для которых важно не просто украсть - разыграть интригу, поймать на крючок доверчивую расслабленную публику, одурачить, проявить смекалку.

Спектакль - праздник, веселый водевиль, где всё «понарошку» - и светский прием, и стремление одурачить, и наивность одних и спесь других. Всё это буквально тонет в веселой карнавальной игре - недаром скучающая леди Хэф придумывает вечер с переодеванием - бал воров, и уже непонятно, кто настоящий разбойник, а кто глуповатый исполнитель прихотей богатой бездельницы. И снова появляется своеобразный «хор», а вернее - кордебалет. Недаром автор вслед за Мольером определяет жанр своего произведения как «комедия-балет». И режиссер принимает вызов. Три прелестные женщины в платьях с пышными нижними юбками, их кавалеры, три веселых стюарда в псевдоморской форме, неизменные три веселых вора, которые без устали демонстрируют чудеса трансформации, появляясь то в виде небритых... монахинь, то в более привычных им арестантских костюмах. Особенно хорош Гектор в исполнении Алексея Захарова, обольщающий богатую наследницу, пытаясь пленить ее то черным кудрявым париком, то представая в самых неожиданных обличьях! Да и главарь шайки Петербоно (Александр Малинин) - то индийский раджа, то русский царь...

Комическая пара отца и сына Дюпон-Дюфоров (Илья Скрябин и Виктор Шестаков) оттеняют действия настоящих воров, внося дополнительные сатирические краски в спектакль.

Елена Ряшина играет главную устроительницу бала и разоблачительницу леди Хэф. Надменная и чувствующая свое превосходство, она, тем не менее, остается живой, остроумной и озорной женщиной, умеющий взбодрить скучающих отдыхающих. Леди Хэф видит насквозь прохвостов жуликов, но не прочь поиграть с ними, как кошка с мышками. Она безупречно дирижирует этим сложным оркестром, она - настоящий демиург, творящий жизнь по своему усмотрению. Под стать ей комический рамоли, ее спутник, невпопад на всё отвечающий, всё путающий, но вдруг оказывающийся прытким и сообразительным. Марат Голубев в который раз демонстрирует богатую палитру своих возможностей - это и жесткий дракон, и трусливый зайчишка, и смешной чудак, стреляющий острым глазом и точно угадывающий ситуацию.

И конечно, важна в спектакле лирическая тема - любовная линия трепетного и совестливого Гюстава (Павел Лазарев), которому претит его грязное ремесло, и озорницы Жульетты (Алёна Козлова), готовой все на свете превратить в шутку и повод для веселого розыгрыша. В этом карнавале масок и обманок нота большого светлого чувства звучит особенно трогательно и убедительно.

«Женитьба» Н.В. Гоголя была поставлена на Малой сцене в 2016 году. Удивительное свойство спектаклей качаловцев - время над ними не властно. Та же энергия, свежесть чувств, точность реакций, филигранная отточенность движений, как и на премьере, никакой приблизительности - традиции, заложенные и бережно хранимые Александром Славутским, прекрасно работают и в спектаклях его талантливого сына.

Выбор пьесы очевиден - тут тебе и классика, и школьная программа, и блистательные роли для самых разных актеров. Если глубже проанализировать - сразу возникнет вопрос об удивительном и чисто российском типе, пожалуй, впервые так точно сформулированным и обрисованным Гоголем. Человек, который страшится любого изменения в своей жизни. «Пусть всё будет, как есть». Теоретически, все стремятся к движению, к изменению. В реальности - боязнь неизведанного нового пугает.

Илья Славутский остро чувствует ритмы времени. Любая классическая пьеса, да и пьесы недавнего прошлого, при внимательном чтении поражают многословностью. Сегодня всё стремительней, точней, более сжато. «В один клик» - повторяется во многих слоганах.

Долгие и обстоятельные речи свахи с описанием и самой невесты, и немалого приданого с самого начала тормозят действие. Поэтому текст роли свахи сокращен. Многое переведено в пластические, эффектно организованные сцены.

И, конечно, в центре Подколесин (Илья Славутский) и Кочкарев (Марат Голубев). Герой и черт. Кочкарев - весь в черном, в длинном пальто с тростью появляется из «преисподней»: поднимается из люка, постепенно вырастая на наших глазах. Его напор, нахрап, особая вертлявость завораживают и лишают окружающих собственной воли, туманят разум.

Подколесин Ильи Славутского, напротив, вальяжный барин, отчасти - ребенок, человек, виртуозно «увертывающийся» от жизни. На фоне прочих энергичных и озабоченных своими проблемами женихов его мягкая ненавязчивость выглядит особенно привлекательной и располагающей. И сам побег его тоже построен без напряжения, излишней суеты, как бы невзначай состоявшийся. Это мягкое упорство в достижении своей цели - ни на йоту не изменить жизнь - выглядит неожиданно и убедительно.

Каждый жених - это блестящая галерея типов окраинной русской жизни, хотя дело происходит в столице империи. Сколько живости, театральной выдумки, человеческого обаяния и насмешки создают коллективный портрет маленького человека.

Они, женихи, все острохарактерные типы, но каждый выделяется своей особенной чертой. С широкими подставными плечами, прямой спиной, сердито сосредоточенный Яичница Александра Малинина, озабоченный приданым. Игривый словно мотылек, манерный Анучкин Алексея Захарова - повзрослевший Хлестаков, не утративший легкость в мыслях необыкновенную. Основательный солидный купец Стариков Ильи Скрябина. Весельчак и балагур, неунывающий бесхитростный и наивный Жевакин Виктора Шестакова. Чего стоит огромный петушок на палочке, который он преподносит невесте!

Агафья Тихоновна Елены Ряшиной испугана, насторожена. Актриса тонко и убедительно подчеркивает растерянность своей героини, ее неуверенность, и то, как сдается она под напором вездесущего Кочкарева, и то, как мил ей деликатный, ничего не требующий Подколесин. Но вот она поверила в свое счастье, появилась в свадебном платье и фате - и как велико ее отчаянье, как многократно усилилась ее растерянность перед жестокостью жизни.

Илья Славутский остроумно использует две винтовые лестницы справа и слева, которые позволяют выстроить затейливые мизансцены. Верх и низ, люк и узкая лестница, поднимающаяся к потолку - преисподняя и небеса. Подколесин свое окно, путь к свободе и самому себе находит там, высоко, почти под потолком (спектакль играется в Малом зале).

Поставленный в 2016 году, спектакль не утерял ни смысла, ни внутреннего напряженного развития действия.

Все так же ослепительны костюмы Елены Четвертковой (художник спектакля Игорь Четвертков). Художественная культура - это не только выбор пьесы, концепция, распределение ролей, но и сценическая культура, и уважение к зрителю, и свежесть эмоций, и актерская отдача.

Четыре репертуарных спектакля. Обычные будни одного из самых мощных художественно совершенных коллективов России.

Александр Славутский вписал славную страницу в историю БДТ имени Качалова в Казани. Илья Славутский, учившийся профессии режиссера не только у мастеров, преподававших в ГИТИСе, но усвоивший и по-своему переосмысливший опыт, приемы, стиль, особый почерк своего отца - незаурядного мэтра современной режиссуры, стал достойным продолжателем славных традиций. Илья усвоил главное: театр - это праздник, радость, но это и серьезная работа, которая предполагает сопереживание, участие в решении важных жизненных проблем, заставляется задуматься, эмоционально подключиться к размышлениям и нравственным поискам сценических героев.

Фотогалерея