Воронеж. День рождения в кругу друзей / Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А.А. Брянцева в Воронеже

Выпуск № 7-257/2023, Гастроли

Воронеж. День рождения в кругу друзей / Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А.А. Брянцева в Воронеже

Очень (и вот здесь «очень» можно возвести в превосходную степень) изысканный подарок к юбилею Воронежского театра юного зрителя город получил от Санкт-Петербургского театра юных зрителей им. А.А. Брянцева. Два спектакля - «Сказка о потерянном времени» и «Счастливый неудачник» - играли два дня, по два представления в каждом. Залы полные. Долгожданные гастроли прошли с невероятным успехом.

Профессиональное сотрудничество двух театров началось в 2009-м. В Воронеже на VI Международном фестивале «Театр детства и юности - XXI век» ТЮЗ им. А.А. Брянцева показал спектакль «Отцы и дети» (режиссер Георгий Цхвирава). В 2013 году, в рамках 50-летия Воронежского ТЮЗа, питерцы привезли «Повесть о господине Зоммере». Спектакль Никиты Кобелева тогда стал ярким событием праздничных мероприятий. Спустя десять лет юбилейный год Воронежского ТЮЗа вновь открывают постановки одного из старейших коллективов страны. Гастроли проходили при поддержке Министерства культуры РФ и Департамента культуры Воронежской области. Вместе с труппой приехали режиссеры спектаклей Ирина Кондрашова, Иван Пачин и директор театра Светлана Лаврецова. В наше время такой статусный визит не только «галочка» в профессиональных связях, но и знак дружеских отношений между театрами.

«Сказка о потерянном времени» адресована маленькому зрителю. Но режиссер-постановщик Ирина Кондрашова, как человек нашего сверхдинамичного века, решила и нам, взрослым, лишний раз напомнить о ценности момента. Сказка Евгения Шварца о том, как ленивый (хотя, как выяснилось позже, по современным меркам, пытливый) мальчик Петя Зубов (Илья Божедомов) откладывает всё «на потом» и невольно становится заложником злых волшебников: Мастера Скуки и Ничего Неделания (Сергей Шелгунов), Госпожи Лени (Елизавета Прилепская), Мадам Хандры (Ольга Карленко) и Синьора Фу (Кирилл Таскин). Помогает им некий Домовой (Радик Галиуллин). Фигура обаятельная и рефлексирующая. По сюжету время волшебников катастрофически заканчивается. Вот они и придумывают разные хитрые способы заполучить чужое. Креативный Домовой, почти как менеджер проекта, приводит в Академию лени школьников, отчаянных лодырей и капризников. «Лень - это прекраснее, чем чупа-чупс», - поет Госпожа Лень. Но старый способ - позволить бить баклуши (не есть кашу с комочками, не ходить в школу, спать до нового сна и т.п.) - не работает. И?! Да просто всё, дайте детям гаджет, подключите вайфай и готово. Всё время ваше!

Музыкальная линия в «Сказке о потерянном времени» очень важна. Тексты зонгов написал драматург Михаил Бартенев, а музыку композитор Василий Тонковидов. Музыка здесь - яркая краска, она создает нужную атмосферу: беззаботного веселья, ленивой хандры или грустных переживаний. У каждого героя своя зонг, написанный вроде бы в шутливой форме, с понятными для современного зрителя словечками, тем не менее, эти монологи ненавязчиво расставляют акценты и укрупняют образы.

Сценическое пространство (художник Надежда Осипова) ловко переносит нас из реального в виртуальное. Экран в форме часов как Дамоклов меч висит над сценой. Здесь, как кровь по жилам, бежит время или замирает. Вот стрелки начинают обратный отсчет, потом это уже лента соцсетей мальчика Пети, портал во времени, одним словом, удобная штука: что хочешь, то и покажет. Вопрос «чего ты хочешь?» неким камертоном постоянно звучит между героями. И невольно попадает в нас, зрителей. И получается, что это Сказка не о потерянном времени, а некая альтернативная вселенная, еще чуть-чуть - и сами волшебники будут залипать в «Одноклассниках» и пинтересте (там можно найти сто и один способ, как сделать волшебную палочку в домашних условиях, к примеру). Главное, суметь вовремя остановиться. После спектакля мой юный зритель завел разговор о главном: а в каком возрасте ему можно получить телефон, играть в компьютерные игры, лазить в интернете и при этом не тратить время напрасно? Спасибо, цель достигнута!

На второй гастрольный день воронежскому зрителю показали премьеру прошлого сезона питерского ТЮЗа, спектакль «Счастливый неудачник» по одноименной повести Вадима Шефнера. «Ой, они кино будут снимать?» - с волнением раздался шепот из соседнего кресла. «Ты чё, это театр!» - авторитетно заметили из другого. Оба юных зрителя невольно оказались правы. Режиссер Иван Пачин поместил действие в две плоскости: спектакль - это некий съемочный процесс и, вместе с тем, готовое видео, показанное в режиме реального времени на экране. Изобретательная форма ничуть не отвлекает от содержания.

«Полувероятная история» про мальчика Витю - это, конечно, автобиографичная история самого поэта Вадима Шефнера. Он живет в Ленинграде, в коммуналке. У него нет родителей. Его растит и пытается «сделать человеком» тетя Аня (Юлия Нижельская). Как и многие мальчишки, Витя иногда хулиганит, не учит уроки, совершает глупые поступки на спор. Один неверный шаг - и он падает с третьего этажа. Никто не верит, но теперь Витя начинает рифмовать слова. Он почти поэт!

Эту роль исполняют два артиста. Получается некий собирательный образ поколений. Юного, угловатого, тонкого и при этом порывистого мальчика Витю играет актриса-травести Анна Слынько. Делает она это очень точно, с целой гаммой полутонов в интонациях. Взрослого, уже сложившегося поэта, исполняет Максим Подзин. Между ними выстраивается невольный диалог, как связь времен, из которых вырастают истории о взрослении и осознании мира вокруг и в себе, о Ленинграде 20-х годов, о дружбе, первой любви и шалости, о всех тех мелочах, из которых потом вырастаешь ты.

Визуальная составляющая спектакля переносит нас из Воронежа (здесь можно написать любое место) в город на Неве. Это прошлое, но сейчас оно плещется деталями, подробностями, милыми рисуночками, как твое настоящее. Это огромная, трудоемкая работа целого коллектива (художник Ольга Галицкая, художник по свету Илья Пашнин, видеохудожники Дмитрий Мартынов, Андрей Зуев, иллюстратор Аня Леонова). И почему-то вспомнился бельгийский художник Рене Магритт. Он называл свой стиль магическим сюрреализмом, а у режиссера Пачина и команды получился какой-то магический реализм. Не в значении волшебный, оторванный от жизненной правды, напротив, здесь важна именно память о настоящем, а в смысле завораживающего действа, от которого невозможно оторваться даже после финального поклона.

Спектакль «Счастливый неудачник» очень современный и ностальгический одновременно. Ивану Пачину важно было рассказать про поколение, о котором сегодня помнят недостаточно; про стихи, про человека, который так нежно и тонко схватил в охапку принадлежащее только ему и поделился с нами. Сделал он это изобретательно, без реверансов и сантиментов. И ты отчаянно, задыхаясь, понимаешь, что стал свидетелем чего-то прекрасного, чужого, но, одновременно, и твоего.

 

Фото Галины ФУРСОВОЙ

Фотогалерея