ОРЕНБУРГ. Большие надежды Малого зала

Выпуск №8-258/2023, В России

ОРЕНБУРГ. Большие надежды Малого зала

Последний раз эти стены видели публику полтора десятилетия назад. Именно столько помещение простояло закрытым. Год назад из областного бюджета на его ремонт и техническое оснащение было выделено более 70 миллионов рублей. Началась глобальная реконструкция. И вот через 12 месяцев, «как в сказке, скрипнула дверь, а за дверью театр теперь». Это строки из капустника, который устроила труппа для гостей, пришедших на долгожданное новоселье.

Действительно, это вполне театр, только, как говорят артисты, Малый. Ведь теперь здесь, как и на большой сцене старейшего театра Урала, - новейшее световое, звуковое и другое театральное оборудование. Выполнена звукоизоляция, установлена система кондиционирования и вентиляции, решены вопросы с пожарной безопасностью. Увеличено количество мест: теперь в креслах-трансформерах могут разместиться до 80 зрителей.

День открытия малого зала народный артист России, художественный руководитель Оренбургского драматического театра Рифкат Исрафилов назвал счастливым, потому что новое пространство - это расширение театральной палитры.

«Областной драмтеатр - одно из ведущих учреждений культуры Оренбуржья, - сказал на открытии губернатор Денис Паслер. - Его коллектив в постоянном поиске новых форм. Малая сцена - это площадка как для зрелых, состоявшихся артистов, так и прекрасная возможность для творческого роста молодых, своего рода - профессиональный лифт. Рад, что благодаря нашей поддержке у театра появилось пространство для творческих экспериментов, для спектаклей нового формата, в том числе интерактивных, которые очень востребованы в современном мире».

Премьеры Малого зала не заставили себя ждать. Уже через две недели афиша сообщила о первой постановке на новой театральной площадке: зрителям был представлен дипломный спектакль студентов актерского отделения Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей - притча «Оскар и Розовая дама» Э.-Э. Шмитта. Поставил его Александр Фёдоров, много и плодотворно работающий и на большой сцене, где недавно состоялся премьерный показ еще одного его спектакля - «Обыкновенная история» по хрестоматийному произведению русского классика И.А. Гончарова. Роман Эрика-Эмманюэля Шмитта еще не стал классикой французской литературы, но это произведение, достаточно серьезное и глубокое, с недавнего времени включено в обязательную программу российских школ в рамках изучения иностранной литературы.

«Оскар и Розовая дама» - история о десятилетнем мальчике, пленнике больничных стен, умирающем от рака крови. Дни его сочтены, и он об этом знает. Обреченность, безысходность, отчаяние и обида на весь белый свет и, в первую очередь, на родителей, которые боятся заходить к сыну в палату, - вот замкнутый круг его эмоций. Ну, разве что робким лучиком пробивается время от времени сквозь горизонт, затянутый тучами, его чувство к Пегги Блю, девочке из соседней палаты. Но Розовая дама в образе больничной сиделки бабушки Розы, научившая мальчика писать письма Богу, помогает ему прожить оставшиеся дни совсем с другими чувствами. Благодаря ее ненавязчивым наставлениям, похожим на игру, десятилетний Оскар уходит достойно, сумев и простить, и проститься «по-взрослому».

Через несколько дней «на том же месте, в тот же час» зрители снова увидели «Оскара и Розовую даму». Но это был уже совсем другой спектакль. Вернее, история та же самая, но по-иному рассказанная. Если в первом представлении действие было сосредоточено вокруг больничной койки главного героя, то во втором ее и вовсе не было. Зато появились новые действующие лица - большие плюшевые медведи. Они и игрушки, и друзья, с которыми маленькие пациенты этой страшной клиники могут поделиться своими мыслями и страхами. И еще один важный момент: артисты поменялись ролями друг с другом. Те, кто в первой версии играли главные роли, во второй получили роли второго плана. И наоборот. Получилось два разных по форме сценических произведения. Они и обозначены в программке, как экспериментальная версия № 1 и № 2. Но оба варианта этой пронзительной истории были сыграны так проникновенно, что глубоко тронули сердца зрителей.

Это был великолепный дебют. И не только для начинающих артистов, но и для Малыша, как в театре любовно окрестили Малый зал. Он блестяще справился со своей задачей: камерная атмосфера, когда действие происходит на расстоянии вытянутой руки, как и ожидалось, способствовала глубокому погружению публики в происходящее, подарив зрителям новые необычные ощущения. Впрочем, как и актерам. И если бы не новая сцена, то ни одну из этих версий оренбуржцам увидеть было бы не суждено. Никогда прежде дипломные работы студентов не выносились на публику. Не было такой возможности.

Следом за «Оскаром...» состоялась еще одна премьера - музыкально-поэтический спектакль «Знакомый ваш, Сергей Есенин», который создал заслуженный артист России Олег Ханов. Пришедший на оренбургские подмостки в 2000 году вслед за «своим» режиссером Рифкатом Исрафиловым, он собрал здесь «иконостас» наград за создание блистательных образов. Но больше десяти лет назад, оставив актерскую профессию, уехал главным режиссером Салаватского драматического театра. А потом возглавил Башкирский академический театр драмы им. Мажита Гафури.

В этом сезоне он вновь вернулся в Оренбургский театр. И, что называется, не с пустыми руками, а с постановкой по стихам Сергея Есенина, в которую вошли как проникновенные строки о стране «березового ситца», так и тревожные раздумья о судьбах России в «суровые грозные годы». Помимо избранных стихотворений прозвучали поэмы «Черный человек» и «Анна Снегина», проявившие великолепный чтецкий дар Олега Ханова. А также песни и романсы в исполнении заслуженного артиста России Сергея Тыщенко и актрис Ольги Бересток, Александры Бражниковой, Юлии Ковальчук.

Погружению в мир есенинской поэзии способствовало музыкальное сопровождение лауреата международных конкурсов Антона Васильева, исполнившего произведения из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Великолепно легла на строфы «Анны Снегиной» и нежнейшая мелодия башкирского композитора Урала Идельбаева, написанная специально для этой поэмы. Каждый образ, каждая строка в этом спектакле согреты чувством безграничной любви к Родине, что сегодня особенно созвучно сердцу каждого россиянина.  

Во Всемирный день поэзии в камерной обстановке Малого зала перед зрителями выступили со своими стихами известные оренбургские авторы. В свою очередь, актеры прочитали произведения, вошедшие в классику мировой литературы. Следом ожидаются творческие встречи с поэтом Виталием Молчановым и литератором Павлом Рыковым, чьи пьесы неоднократно ставились в оренбургском театре.

Заслуженный артист России Сергей Кунин готовит для малой сцены моноспектакль «О, не ставьте мне монумента!» по повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Артист Дмитрий Воропаев работает над постановкой «Записки молодого врача» по рассказам М. Булгакова. В апреле с большой сцены в Малый зал «переселяются» спектакль-реквием «Письма памяти», поставленный заслуженным артистом Украины, балетмейстером Олегом Николаевым, и комедия «Пришел мужчина к женщине» в постановке автора пьесы Семёна Злотникова. Судя по тому, что билеты проданы, зрителям интересно увидеть спектакли-долгожители оренбургской сцены в новой камерной обстановке.

По всему выходит: Малый зал оправдывает большие надежды, которые на него возлагались.

 

Фото предоставлены театром 

Фотогалерея