САМАРА. Гасите свет! Выходит солнце!

Выпуск №8-258/2023, В России

САМАРА. Гасите свет! Выходит солнце!

«Обычно люди пытаются быть самими собой, мы же, артисты, пытаемся войти в кожу другого человека. Оставьте сцену нам, мы оставляем вам жизнь»

Э.-Э Шмитт. «Фредерик, или Бульвар преступлений»)

 

Бенефисы когда-то были одной из самых ярких традиций Куйбышевского /Самарского академического театра драмы эпохи Петра Монастырского, специально сочинялись и ставились регулярно, шли с огромным успехом и были ярким свидетельством творческой и дружной человеческой жизни театра, возможность заглянуть в которую так манит и привлекает публику. С течением времени традиция эта затихла. Владимир Гальченко - «император самарской сцены», как окрестили его критики, любимец публики, заслуженный артист России, лауреат национальной премии «Золотая Маска», секретарь СТД РФ и многолетний председатель его Самарского отделения, народный артист Самарской области, один из немногих работающих ныне артистов из «команды Монастырского» был непременным участником тех легендарных бенефисов.

Но настало время для его юбилея, к которому театр выбрал пьесу, бенефисную по существу.

«Фредерик, или Бульвар преступлений» в Самарском академическом театре драмы - спектакль очень красивый. Режиссер-постановщик Сергей Морозов, художник-постановщик и художник по костюмам Ирина Долгова, художник по свету Валентин Бакоян и композитор Василий Тонковидов создают впечатляюще цельную, динамичную и красочную атмосферу, в которой азартно разыгрывается весьма ироничный, с элементами мелодрамы и трагикомедии сюжет потери и обретения идентичности, сюжет, переполненный всё побеждающей любовью к театру.

Это спектакль волнующий. Пьеса Э.-Э. Шмитта, если посмотреть с холодным вниманием, литературна и умозрительна, повороты сюжета весьма расчетливо продуманы, и не столько двигают действие, сколько «нанизывают» на героя, практически не покидающего сцену, разнообразные предлагаемые обстоятельства. Они проверяют героя на прочность, и с каждым новым поворотом тестирование усложняется, более драматичными становятся условия проверки на искренность и подлинность чувств. Но спектакль, в отличие от пьесы, эмоционально скроен и сшит так, что с самого начала и до финала публика, не переставая, смеется и плачет, замирает в тишине, взрывается аплодисментами, сопереживает. На сцене лиризм сцеплен с иронией, комедия доведена до шаржа, выход персонажа может быть отдельным эстрадным номером. Смех и слезы попеременно будоражат зрительный зал, градус веселья до невозможного поднимает замечательно сыгранный (как будто по музыкальной партитуре) обаятельный и органичный дуэт Владимира Сапрыкина (директор театра Гарель) и Андрея Нецветаева (Му де Звон). В плакатной характерности стареющей примадонны м-ль Жорж (Елена Лазарева) проступают пронзительно беззащитные краски, возникает многомерность характера и судьбы (замечу в скобках, что эта работа заслуживает отдельного рассказа и безусловно станет одной из важнейших в биографии актрисы). В постановке всё зависит от чувства меры и вкуса, и вот в этом, надо отметить, и сказывается класс каждого артиста и художественный уровень всего спектакля. Вообще же, у каждого из персонажей доминирует своя характерная черта, главная краска. При этом каждая - демонстративна, акцентирована, сочно подана, как это, вероятно, и было во времена театра на бульваре Тампль, когда артист - каждый за себя, и чтоб добиться личного успеха, надо «переиграть» партнера. К слову, эти пародийные «спектакли» в спектакле остроумно поставлены и исполнены. Конечно, всем характерным персонажам повезло больше, чем, скажем, Беренике (Виолетта Шулакова). Юность, восторженность, влюбленность, нежные розовые, голубые, бледно-сиреневые тона, она - само совершенство, символ любви и надежды.

Во всем этом многофигурном театральном мире есть по-настоящему единственный, главный герой - Фредерик Леметр. Звезда, большой артист, надежный, смелый, находчивый, просто добрый и ... многоликий. Он центр этого мира, его мотор. Именно его и подвергает испытанию судьба. Владимир Гальченко начинает роль слегка отстраненно, словно наблюдает за героем в предлагаемых автором обстоятельствах. Он со своим героем... играет. То в капризного любимца публики, то в доброго друга или товарища, способного на риск. Он может быть смиренным, бунтарем, злым, несправедливым, разочарованным или нежным... И всякий раз Гальченко как бы чуть сомневается в нем, присматривает за ним: вот тут, не переборщил ли с м-ль Жорж, ведь их так многое связывает? В достаточной ли мере возмущен недоверием властей? Насколько убедителен? Всё - игра, темпераментная игра харизматичного, обаятельного, яркого артиста, игра талантливая, азартная.

Гальченко далеко не сразу дает нам понять, где его Фредерик настоящий. Он ускользает в калейдоскопе масок. Но вот в жизнь артиста, как кажется, сотканную из любви себя в театре и театра в себе, вторгается Любовь. И меняется рисунок. Владимир Гальченко ведет зрителя через огонь страстей и холодный душ сомнений, сочувствия, разочарования, протеста. Настоящая любовь всей жизни оборачивается проверкой на человечность. Раздвоенность Фредерика, точнее, отстраненность артиста, время от времени возникающая «несинхронность» с персонажем - тонкая и непростая, но очень театральная игра, словно многогранное зеркало множащая лики и сущности, искривляющая пространство, путающая времена...

Режиссер с самого начала задает высокий градус существования и жесткий, ускоряющийся по мере движения сюжета темпоритм, который несколько раз «споткнется» о флэшбеки, потом снова до предела закрутит эмоции и, остановившись ненадолго в кульминации, вновь погонит действие к финалу по театральному кругу. Сценически организатор этого движения - Маски (блестящая работа хореографа Виктории Фитюниной), своеобразный Хор, такой привет древнему и вечному символу театра. Маски своей энергией заставляют пространство меняться, они подгоняют время и героя, комментируют, насмехаются, горюют. Они материализованный дух театра, намоленный многими поколениями его служителей.

Театр в театре - постановочный прием не новый, но здесь он удивительно гармоничен, безупречно оправдан. Публика легко принимает игру пространств. Но в какой-то момент режиссер опрокидывает действие в зал, и публика внезапно обнаруживает себя участником, вольно или невольно примеряя на себя мучительные вопросы бытия. Кто я? Где я настоящий? Что такое любовь? Сколько длится моя любовь? Профессиональная деформация, кризис идентичности или кризис среднего возраста - назовите, как хотите - это о каждом. В нарастающем напряжении движения героя от индивидуальности к личности, эмоциональным очищением становятся вспышки памяти Фредерика о матери. Они есть в пьесе, но в спектакле - они не о том, почему в его судьбе возник театр и как глубока эта зависимость. В спектакле в этих эпизодах, на мой взгляд, исчезает Фредерик. В них - артист Гальченко предельно искренний, беззащитный, без масок. Впрочем, это конечно же, Фредерик - без Гальченко с его отстраненностью. Дело в том, что в эти моменты в круге света на месте фигуры в позе зародыша может себя представить любой человек в зрительном зале, и думаю, что именно это и происходит. В такие мгновения среди жизненного карнавала и рутинной суеты вдруг приоткрывается бездна, в которую ты заглядываешь, а она смотрит на тебя: где ты, кто ты, как долго длится твоя любовь?

Решение Фредерика - потеря себя во имя служения профессии или счастье обретения вечной любви публики, оставляющей память об артисте в поколениях? Спектакль окончен, театр продолжается.

Это уже бенефис в декорациях спектакля, его персонажи-артисты сочинили и сыграли веселый театральный капустник, лукаво отвергнув написанную к случаю Му де Звоном новую пьесу «Гальченко, или Тупик поздравлений». Сначала с изрядной долей иронии были перечислены все заслуги, звания и должности юбиляра, потом, почти как в только что сыгранном спектакле, его учили правильно выходить на сцену в роли Бенефицианта. Легко и весело по ходу действа директором бульварного театра Гарелем и Му де Звоном было художественно представлено поздравление А.А. Калягина, а также приглашены на сцену И.Е. Калягина - министр культуры Самарской области и глава Самарской городской Думы А.П. Дёгтев. Добрые пожелания получил юбиляр от многочисленных коллег по цеху и от родного Воронежского института. Было заразительное, сердечное, веселое представление, в котором официальные лица становились раскрепощенными и артистичными. Символично закольцевал весь театральный вечер «флэшбек», эпизод Фредерика с матерью. На сцену вышел артист Российского академического Молодежного театра Андрей Гальченко с репликой из самого начала спектакля: «Как здесь красиво!» И попросил у зрителей особенных аплодисментов главному человеку из публики - маме. Без ее любви, преданности и поддержки многое бы не случилось в театральной и человеческой судьбе их семьи. Так, уже за рамками спектакля, был зарифмован его победный смысл: вечный круговорот любви к театру, преданности профессии и этому вечному искусству.

И помните, о чем вас просил великий Фредерик Леметр: оставьте сцену артистам, они оставляют зрителям жизнь.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея