Тема солнца и надежды / Александр Ростов (Мариуполь)

Выпуск №8-258/2023, Гость редакции

Тема солнца и надежды / Александр Ростов (Мариуполь)

В сентябре прошлого года Мариупольский республиканский академический ордена «Знак Почета» русский драматический театр открывал 145 сезон. Можно считать, что после трагических событий на Донбассе это стало важной вехой в истории возрожденного театра. Так же, как и в жизни его нового художественного руководителя заслуженного артиста РФ Александра Ростова, назначенного на должность в августе 2022 года.

За плечами Александра Владимировича Ярославский театральный институт (курс Михаила Нагли), театры Нижнего Новгорода и Костромы, 33-летнее служение в качестве актера и режиссера на сцене Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова, педагогическая работа в культурном центре Российского государственного аграрного университета им. К.А. Тимирязева в Москве, где он создал молодежный театр. И еще один важный штрих: как режиссер Александр Ростов принимал самое активное участие в более 300 творческих проектах на Северном Кавказе, направленных на объединение людей разных национальностей и убеждений. Не случайно его называют человеком, несущим мир.


- Александр Владимирович, сегодня ваша творческая судьба совершила крутой вираж. А что этому предшествовало?

- Примерно три года назад, еще работая в Ставропольском театре, будучи актером и режиссером, я оказался в достаточно жестком творческом кризисе. И несмотря на то, что уже были поданы документы на присвоение мне звания народного артиста, принял решение уйти из театра. Воспользовался предложением ректора Российского государственного аграрного университета им. К.А. Тимирязева и возглавил центр творчества, построил свой студенческий театр и даже выпустил за это время шесть премьер. Началась спецоперация, я понимал, что не могу оставаться в стороне. Несколько лет назад я присутствовал на обеих Кавказских кампаниях, и хотя не принимал участие в боевых действиях, но постарался внести свой гуманитарный и творческий вклад. Тогда мы многое сделали, чтобы примирить Кавказ. Я занимался режиссурой крупных массовых праздников, в том числе участвовал в организации мероприятий к 200-летию Грозного, в проведении Всекавказского фестиваля культуры и спорта, которые объединили народы.

О моей активной работе вспомнили и пригласили на переговоры в Донецк. А потом произошла трагедия с Мариупольским театром, и нужно было решать важнейшую задачу - вместе с оставшейся частью труппы восстановить полноценную деятельность театра.

- В июле прошлого года труппа Мариупольского театра состояла всего из 15 человек.

- Да, верно. Среди них оказались активные люди, несмотря на все произошедшее, они продолжали творческую работу. Я приехал в Мариуполь, мы встретились в небольшой, опаленной пожаром комнате, где не было окон, дверей. В театре решили восстановить чеховские «Водевили». И было понятно, что всем нам предстоит большая и трудная работа. Чуть раньше директором театра был назначен заместитель генерального директора Донецкого цирка Игорь Солонин, для которого это тоже стало важным этапом жизни. Он вошел в абсолютно новое для себя дело. Будучи юристом, Игорь Петрович много сделал для восстановления нормальной работы театральных служб. По сути, мы с ним в Мариупольском театре два гостя - два приглашенных руководителя. Постепенно начали узнавать друг друга, сближаться, помогать в решении насущных вопросов, вместе с коллективом наметили контуры будущего театра.

- Здание Мариупольского театра подверглось сильнейшему разрушению и, наверное, мало что уцелело из реквизита?

- Практически ничего. Только несколько париков, которые из разбитого здания спасла наш гример. Уцелели членские билеты СТД, трудовые книжки и, что невероятно, - орден «Знак Почета». Его спасли наши сотрудники, и мы в прошлом году на открытии сезона 10 сентября показали его всем людям.

- В этом видится важный и хороший знак для судьбы возрождающегося театра.

- Да, это очень символично.

- У Мариупольского драматического, основанного в 1878 году, долгая и богатая история. Сейчас идет уже 145-й сезон. На что вы сегодня ориентируетесь в своей работе - на сохранение традиций или создание совершенно нового театра?

- Сегодня театру важно восстановить прежний и наработать новый репертуар, вернуть на сцену живой русский язык. Ведь семь с половиной лет, начиная с 2014 года, они работали в русском академическом театре в русском городе на украинском языке. Им выдвинули ультиматум: 70 процентов репертуара следовало представлять на украинском. Тогда же из названия театра убрали слово «русский». И все. Даже орден «Знак Почета» убрали. Самое большее раз в месяц им позволяли играть спектакль на русском. Естественно, были аншлаги, и в этом тоже усматривали пророссийскую позицию и пытались всеми правдами и неправдами запрещать. В труппе не все хорошо владели украинским, и это создавало немалые трудности. При этом в театре служили очень интересные актеры, ставились хорошие спектакли. В последние годы началось движение к мюзиклу, которое и я тоже продолжил в своей работе.

- Но ведь были в истории этого театра серьезные и творчески продуктивные советский и постсоветский периоды?

- Несомненно. В театральной летописи Мариуполя немало ярких имен. Среди них Александр Утеганов, в 1960-1980-е годы главный режиссер Донецкого областного русского драматического театра в городе Жданове (ныне Мариуполь), режиссер Константин Добрунов, возглавивший этот коллектив в 2000 году и организовавший при Мариупольском колледже искусств театральное отделение. Сейчас в нашу труппу собираются актеры, и часть из них - выпускники школы Константина Владимировича Добрунова. К сожалению, в 2015 году он ушел из жизни.

- Александр Владимирович, получается, вам приходится многое начинать с чистого листа?

- В августе прошлого года я встретился с актерами и понял, что без решения одновременно творческих и социальных задач ничего не сделаешь. Потому что эти люди должны иметь крышу над головой, они должны быть хотя бы не голодны, ведь в то время еще готовили на кострах, а горожане только вышли из сырых подвалов, где укрывались от бомбежек. Долгое время они жили как братья, как сестры, как единая большая семья, заботясь друг о друге. Это была невероятно сердечная среда. И я понял, что с этими людьми нужно вести себя как-то по-другому. Самый главный принцип - не навреди. Поставил перед собой задачу: дать всем до единого работу. Если кто-то из актеров самостоятельно начал репетировать новый спектакль или восстанавливать старый, - они должны это делать.

Я сам исповедую школу Анатолия Васильевича Эфроса, основанную на провокации актерского поиска. Для меня очень важно через внутренний поиск прийти к созданию образа. Исповедание живого театра, стремление к нему для меня всегда было самым главным. И, конечно же, я не предполагал, что выйду на Мариупольскую сцену еще и как актер...

- Какой стала ваша первая режиссерская и актерская работа в Мариупольском театре?

- Вместе с актерами мы взяли курс на русскую классическую драматургию. Ведь это русский театр, который вышел из оков другого языка, хоть и родственного славянского. Вначале планировал поставить пьесу А.Н. Островского «Бедность не порок», поскольку сегодня мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого драматурга. Но, учитывая ограниченные финансовые возможности, в тот момент это было очень сложно. Поэтому решил создать что-то рукотворное из того, что можно найти, собрать, принести из семьи, и выбрал «Старшего сына» А. Вампилова. И это не случайно. Я ходил по городу, говорил с жителями, слушал многочисленные истории о том, как они в подвалах помогали друг другу. И сразу стал понятен контекст и философская глубина новой работы: притча о том, как чужие люди становятся родными. Конечно же, здесь важен и юмор Вампилова, и парадокс, когда человек через моральное преступление становится самым дорогим и нужным в разрушающейся семье Сарафановых.

Я понял, что мне всегда чего-то не хватало в этой пьесе. И решил, что это не история бездарного, спившегося музыканта, а рассказ о талантливейшем человеке, который в силу своего безволия не способен сделать карьеру. И тогда я взял в руки баян, поскольку сам являюсь музыкантом, играю на двенадцати инструментах, и использовал его в спектакле. Зазвучала живая музыка, люди поверили, что главный герой истинный маэстро. Я решил отказаться от того, что Сарафанов играет на похоронах. Та давняя традиция уже ушла, и современному зрителю это не понятно. Но важно было показать, какова степень падения талантливого музыканта - от симфонического оркестра, где он служил великой музыке, до самых низов. Так возник образ пивнушки на рынке, где он исполняет шансон.

Мы придумали интересное оформление. Ведь если это глухая провинция, и первоначально Вампилов назвал свою пьесу «Предместье», значит, должны быть особые знаки. Например, развешенное во дворах белье, которое колышется на ветру. Оно и стало важным элементом сценографии, через него можно сделать и теневой театр, и контровой свет. С помощью таких простых визуальных средств удалось создать атмосферу провинции. И вот на фоне белых простыней, которые напоминали паруса и символизировали надежду, развивалась трагикомическая история, завершившаяся счастьем для семьи Сарафановых. Словом, получился такой российско-мариупольский спектакль.

- Как публика восприняла эту работу?

- Очень хорошо. Наверное, еще и потому, что большинство зрителей пожилые люди, которые никуда не уезжали и все эти страшные дни хранили свой город. Они восприняли «Старшего сына» еще и как путешествие в свою молодость, и как надежду, что жизнь продолжается. Я подумал, что нужно этой благодарной публике подарить что-то еще душевно им близкое, вспомнил пьесу Андрея Иванова «Божьи одуванчики» и поставил второй спектакль. Назвали мы его «Жениха вызывали, девочки?», играли при аншлагах. Видимо, люди истосковались по зрелищности, комедии. На сцену вышло старшее поколение актеров и подарило мариупольцам эту трогательную историю.

- Прошло меньше года, но уже удалось сформировать неплохой репертуар - в нем одиннадцать спектаклей и три концертные программы.

- Продолжались поиски. Ведущие актеры Лариса Колесник и Сергей Мусиенко, которые пробовали себя в режиссуре, предложили восстановить уже имеющиеся постановки по классическим произведениям. Сергей Николаевич вспомнил о моноспектакле «Мастер» по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а Лариса Алексеевна восстановила, а фактически создала заново спектакль по повести А.С. Пушкина «Метель» со старейшей актрисой Мариупольской драмы Анной Федоровной Фоменко.

Так, постепенно, вся труппа оказалась вовлечена в театральное действо. Лариса Колесник начала репетировать пьесу И. Жамиака «Месье Амилькар, или Человек, который платит», а к Новому году я поставил любимейшую сказку «Бременские музыканты» по мотивам мюзикла В. Ливанова, Ю. Энтина и Г. Гладкова, создав с разрешения авторов оригинальный сценарий. Этот спектакль-карнавал стал для нас парафразом на тему молодости, искусства, победы над злом и тиранией. Тема творчества, солнца, надежды. Я не устаю повторять: рядом с великой армией должна быть великая культура. Если освободили город, то, в первую очередь, он, разрушенный, истерзанный, должен задышать искусством.

- Мариупольский театр, как мне кажется, сегодня стал еще и символом актерского братства.

- Трагедия этого театра объединила не только Донецкую народную республику, но и всю Россию. Каждый театр посылал весточки, поддерживал. Где-то играли спектакли и перечисляли деньги в благотворительный фонд «Театральные инициативы», организованный Евгением Витальевичем Мироновым. Во время наших гастролей труппу принимали с большим пиететом и уважением. И мне показалось, что возникло то театральное служение, к которому я шел долгие годы. Вновь проявилось великое значение театра. В Мариуполе уже побывали многие видные деятели культуры, встречались с труппой, в том числе Иван Охлобыстин, Александр Михайлов, Евгений Миронов, Андрей Соколов, композитор Андрей Батурин. Мы на самом деле ощутили это актерское братство. Вся театральная Россия откликнулась на нашу беду.

- Александр Владимирович, расскажите о гастролях Мариупольского театра.

- Сейчас у нас нет собственной сценической площадки, поэтому мы много гастролируем. В ноябре прошлого года в рамках межрегионального направления программы «Большие гастроли», организованной ФГБУК Росконцерт, театр совершил тур по городам Юга России. Играли «Водевили» по пьесам-шуткам А.П. Чехова и «Золотого цыпленка» В. Орлова в Ростове-на-Дону, Симферополе, Ялте, Севастополе, Краснодаре. А с 4 по 27 марта побывали в Новочеркасске, Белгороде, Курске, Курчатове, Брянске, Орле, Калуге, Туле, Новомосковске и Воронеже. Еще мы стали гостями XVII Фестиваля театров Ульяновской области «Лицедей-2023», где на сцене Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова состоялась премьера нашего спектакля «Человек, который платит». Исполнитель главной роли заслуженный артист Украины Александр Арутюнян был удостоен премии «Верность сцене» имени Клары Шадько.

Кроме того, мы много выступаем перед жителями Донбасса. С начала нынешнего года театр представил двенадцать выездных спектаклей и концертных программ для школьников, военнослужащих и строителей, в том числе семь спектаклей-концертов «Душа солдатская и доля» по поэме А. Твардовского «Василий Тёркин». Его мы играли в рамках мероприятий, посвященных 80-летию освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. Специально к Дню защитника Отечества, Международному дню 8 марта и Всемирному дню театра подготовили выездные концертные программы. А совсем недавно, 25 марта, на сцене Першотравневого центра культуры и досуга поселка Мангуш сыграли премьеру комедии «Шикарная свадьба» по пьесе Робина Хоудона.

- Театр побывал в городах, которые сегодня тоже находятся в очень сложной ситуации и, наверное, стал для их жителей примером возрождения в полном смысле слова из пепла.

- Конечно, к театру было особое отношение. Мы ощутили живое человеческое участие, сочувствие и понимание. Зритель был доброжелателен, спектакли пользовались теплым приемом публики. Наверное, такое гуманное отношение сейчас необходимо, но, думаю, что увлекаться этим долго не стоит. Нужно заниматься реальным, нормальным театром. Меня сейчас волнует проблема профессионального становления молодежи. Проблема поиска нового репертуара, который был бы не просто развлекательным, но и духовно богатым. Проблема избавления от каких-то актерских штампов, которые возникли в последние годы. Смогу ли я это сделать? Не знаю...

- Но ведь дорогу осилит идущий.

- Во всяком случае в труппе огромное желание работать. «Бременских музыкантов» мы выпускали фактически при минусовой температуре. Окна репетиционного помещения были затянуты пленкой, и артистам приходилось работать в зимней одежде, иногда при свете мобильных телефонов, потому что отключали электричество. И ведь ни один человек не отказался! Болели, выздоравливали просто на ходу и понимали - у детей должен быть праздник.

Режиссер и педагог Наталья Гончарова поставила утренник «Кругосветное путешествие с Дедом Морозом и Снегурочкой», который разыграли возле новогодней елки. Нас посетило более пяти тысяч детей, многие из них впервые соприкоснулись с этими сказочными персонажами, ведь до этого вместо Деда Мороза на новогодних праздниках был святой Николай. Каждое представление проходило при полном зале, дети танцевали под елкой, радовались и, самое главное, получали подарки. Мы смогли это сделать благодаря спонсорской помощи Общероссийского народного фронта, артиста театра Ленком Андрея Соколова, композитора и музыканта, заместителя председателя Союза композиторов России и президента Союза композиторов Евразии Андрея Батурина и многих других неравнодушных россиян. Сейчас подружились с Волонтерским движением многодетных семей Москвы.

- Как сегодня складывается сотрудничество Мариупольского театра драмы с Союзом театральных деятелей РФ, другими творческими организациями?

- Лично у меня с СТД РФ многолетние связи: работая в Ставрополе, я был членом правления регионального Союза театральных деятелей. Эта общественная организация выполняет, на мой взгляд, важнейшую задачу, потому что консолидирует в русском народе главное - соборность. Союз театральных деятелей исповедует эту соборность, объединяя театры. Не хочется говорить высокопарных слов, но эту общероссийскую общественную организацию можно сравнить с большим добрым сердцем. В настоящее время наши мариупольские артисты вступают в СТД РФ переводом. Кроме того, девять молодых артистов стали участниками образовательного проекта «Театральные уроки», организованного СТД РФ совместно с Министерством культуры РФ для артистов Южного федерального округа и новых регионов России. Семинар проходил с 26 марта по 6 апреля в Доме творчества «Актер» в Ялте.

Сейчас в труппе Мариупольского театра 27 человек. В нашем коллективе есть танцевальная группа и оркестр. Мне бы хотелось, не нарушая репетиционный процесс, продолжить обучающее направления для артистов, и в этом у меня тоже большие надежды на поддержку СТД РФ. Кроме того, по инициативе Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург), которую поддержали Министерство культуры ДНР и городская администрация Мариуполя, формируется целевая группа для поступления в 2023 году двенадцати человек на актерский факультет и четырех человек на режиссерский.

Еще мы получили приглашение от Театра Наций, и практически вся мариупольская труппа с 29 мая по 6 июня поедет в Магнитогорск на Фестиваль театров малых городов России для участия в образовательных мастер-классах и просмотра конкурсной программы, и это значимое событие для нашего театра.

- Театр живет интересными идеями и серьезными планами, а значит, этот большой корабль идет в верном направлении.

- Мы делаем все, что можем. Много играем для жителей Донбасса, потому что знаем, как важны для людей встречи с театральным искусством. Чтобы не терять связи со зрителем в отсутствии стационарной сцены запустили серию онлайн-проектов на своих страничках в соцсетях - «Театр души моей», «Режиссерская читка», «Театральная мозаика», «Театр Мариуполя в лицах». В скором времени будем ставить спектакль к 90-летию нашей замечательной актрисы Анны Федоровны Фоменко. В планах нынешнего года «Театральная рулетка» С. Мусиенко, «Сестра моя Русалочка» Л. Разумовской, «Бедность не порок» А.Н. Островского, мюзикл «Дубровский» К. Кавалеряна и К. Брейтбурга. Вся наша работа в театре построена на взаимном доверии, и это очень ценно. Теперь главное, чтобы хватило сил...

 

Фото из архива театра и открытых источников

Фотогалерея