Одиссея на слоне / Наталия Королёва (Иркутск)

Выпуск №8-258/2023, Лица

Одиссея на слоне / Наталия Королёва (Иркутск)

С чего начинается театр? Про вешалку - банальность. Булгаков в «Театральном романе» вспоминает золотого коня, с которым встретился в закулисье МХАТа. «Я, лишь только увидел коня, - признается Мастер, - так сразу понял и сцену, и все ее мельчайшие тайны». Сразу почуял в себе "сценическую кровь", с которой "ничего не поделаешь"».

Мою героиню увлек в театральную фата-моргану маскарадный слон. На новогоднем представлении в Свердловском Дворце пионеров, где в театральном кружке занималась ее старшая сестра, нужна была легкая маленькая девочка - прокатиться на короле джунглей. И Наташу, еще дошколенка, впервые выпустили на многолюдную публику. И не прогадали. Даром что девочка сама видела, как под попоной-костюмом прячутся трое старшеклассников. Она, как только оседлала подвижную костистую спину, так тотчас ощутила геркулесову силу и всемогущество игры. В ураган аплодисментов и ливень ребячьего смеха нес ее слон - невероятный и неопровержимый, могучий и фантастический, лучше живого! Этот исполинский великан легко, как бабочка, оторвался от прозаической тверди - и полетел во властно манящую даль, в нереальную подлинность театрального колдовства.

Народная артистка России, ведущая актриса Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Наталия Королёва 5 апреля отметила свой 75-летний юбилей. Свою жизнь на подмостках она отсчитывает обычно со времен театрального училища - путь длиною в 60 лет. Но если считать от того незабвенного и судьбоносного выезда на слоне, с которого уже не суждено было спрыгнуть, от яркого детства во Дворце пионеров, от театра юношеского творчества, которым руководил Леонид Константинович Диковский, седой и аристократичный, ни дать ни взять Станиславский с портрета; от школьных передач и постановок на Свердловском телевидении - путь окажется еще длинней. Много было на этом пути ярких и радостных моментов, немало и нешуточных мук, напряженных исканий, титанических усилий. Ведь, как утверждал Махатма Ганди, слону «нужно в тысячу раз больше пищи, чем муравью, но это не признак неравенства», это просто цена таланта. Верность театральному слону оставалась незыблемой, помогала верить в себя, принимать уроки жизни как дар, как бесценный преображающий опыт.

Вопрос из опросника Пруста:

- Наталия Васильевна, если не собой, кем бы хотелось вам быть?

- О, конечно, никем другим, только собой. Думаю иногда: вернуть бы молодость, какой бы дорогой я пошла? Не сомневаюсь, что выбрала бы ту же самую, на которой и трудностей было достаточно, и ошибок немало. И через трудности бы прошла, и ошибки бы вновь повторила. Это мой путь. Мои ошибки, на которых я училась, мой опыт, мой багаж, мой чердак памяти, откуда можно взять много полезного для каждой новой роли. Ведь я артистка, мне важно проживать разные чувства, накапливать разные мысли. Иначе с чем же я буду выходить на сцену... Чтобы выйти на сцену - всегда надо иметь что-то за душой...

Сколько раз она выходила на сцену, подсчитать, конечно, нельзя. Счет потерян. Ролей за десятилетия служения призванию насчитывается больше двухсот. Амплитуда широчайшая. От мальчиша-плохиша Юры Узюмова в спектакле «Пузырьки» Свердловского ТЮЗа до эпического образа распутинской старухи Анны в осыпанном многими наградами «Последнем сроке» на Охлопковской сцене. Богатая вереница: Вероника в «Вечно живых» Розова, Анна Австрийская в «Трех мушкетерах», Анна Керн, Полли Пичем из «Трехгрошовой оперы», Александра Муравьева - жена декабриста, Альдонса в «Человеке из Ламанчи», героини Софокла и Шекспира, Жана Кокто и Джона Патрика, Гоголя и Островского, Достоевского и Чехова, возлюбленная Колчака Анна Тимирёва, Голда в «Поминальной молитве» Горина... Столько изумительных характеров, столько неповторимых жизней. Все прошли через ее натруженный нерв, через щедрое сердце. Зачем ей быть кем-то еще? Счастье - действительно быть собой.

Сейчас она опять несет зрителю новую правду о любви и принятии горьких потерь в роли матери Базарова Арины Власьевны в охлопковской премьере «Дети» по бессмертному роману Тургенева.


- Роль совсем малюсенькая. Но мне это нисколько не жмет, - говорит актриса. - Текста немного, а есть что играть. Радость от встречи с сыном, страх расставания, боль огромной утраты. Трепетные хлопоты домашней куропатки, большое, горячее сердце матери.


У большинства героинь Королёвой такое горячее сердце.

И снова вспоминается слон. На этот раз из песни Высоцкого. Из той, где владыка Индии подарил ему слона.

«Зачем мне слон?» - спросил я иноверца.

А он сказал: «В слоне большое сердце...»

Тот слон, что умыкнул нашу наездницу из будничности в королевство правдивейших грез, безошибочно выбрал себе седока. В Индии погонщиками слонов становятся в детстве, навыки ремесла передаются из поколения в поколение под строгим секретом, как у факиров. Не обходится и без мистики, без таинств и ритуалов. Говорят укротители со своими слонами на сакральном загадочном языке, которого нам не постичь. Но, благодаря искусству погонщика, мы «можем парить на крыльях этого слона», как говорится в знаменитом диснеевском «Дамбо». Ведь театральный слон не дружит с приземленностью. Он боится мышей, чурается всего мелкого и темного, суетного и пошлого, что может засорить и замутить лучистый эфирный свет рампы. Он идет вперед, не оглядываясь на бешеных мосек, путающихся под ногами на ярмарке тщеславия. Впрочем, наш слон давно оставил позади эту зыбкую территорию самоутверждения и конкуренции, его известной хозяйке уже никому и ничего не нужно доказывать. С нею лавры многочисленных наград, ореол признания.

С театром связана жизнь и всех ее близких. Дочь Александра Москвитина - глава дизайнерской службы в Иркутской драме. Внук Андрей Стрельцов успешно руководит Иркутским театром кукол «Аистенок». Рядом подрастает будущая артистка - внучка Арина, уже занятая в нескольких охлопковских постановках. Десятки учеников Наталии Васильевны уже стали ее партнерами по сцене, еще многих она «поставит на крыло» в Иркутском театральном училище. В Иркутском академическом Наталия Васильевна играет вот уже сорок лет. На официальном сайте театра, dramteatr.ru - объемное досье примадонны: целый иконостас ее фестивальных побед, губернаторских премий, ярких публикаций в прессе. Недавно этот внушительный перечень пополнил высший актерский знак качества - «Золотая Маска», врученная «За выдающийся вклад в театральное искусство России». И все-таки главным воздаянием за свой труд она считает любовь зрителей, их эмоциональный отклик и громкие овации.

- Загадка, для меня самой не вполне объяснимая, что удается тронуть души людей, взволновать чем-то подлинным и насущным, чем-то сокровенным и заповедным, - делится юбиляр. - Это случилось с моей Голдой из «Поминалочки», с моей Эльзой из чудесной пьесы Ярославы Пулинович «Земля Эльзы», на закате жизни не предавшей свою мечту, свою чистую надежду на счастье. Они запомнятся зрителям и, думаю, в чем-то их изменят, согреют и обогатят. Я вот только за такой театр. Когда от человека к человеку - о судьбе, о душе, о правде жизненной... Это мне в театре дороже всего...

- Наталия Васильевна, ваше представление о счастье?

- Быть в мире, в ладу с самой собой.

- Ваше представление о несчастье?

- Потеря близких. Не обязательно физическая. Горько не только провожать в последний путь, больно отдаляться, терять душевную связь, так тоже бывает.

- Ваша главная черта?

- Терпение.

- Главный недостаток?

- Вредная я...

- Маргарет Тэтчер заметила: когда женщина проявляет характер, ее называют вредной бабой, когда характер проявляет мужчина, говорят, мировой парень. К каким человеческим порокам у Вас довольно снисхождения?

- К большинству. Сама не безупречна, так что же строго судить других... Слаб человек, щадить его надо, уметь прощать. Божеское это, божеское... Годы меня научили. Но вот с ленью мне очень трудно мириться, как в творчестве, так и в быту.

- С кем из когда-либо живущих на свете людей вам хотелось бы перемолвиться?

- Сразу на ум пришел Тарковский. Вот сказала, и напрасно. Побоялась бы я с ним встречаться, не посмела бы. Я вообще робею рядом со знаменитостями, немею почему-то. Приезжал к нам Александр Калягин со своим блистательным «Et Cetera», мой муж Анатолий Андреевич Стрельцов на правах директора свободно с ним общался, шутил, а я прямо цепенела. И на фестивалях, когда случалось приблизиться к известным театральным мэтрам, я всегда старалась быть незаметной. Мне кажется, они великие, а я такая маленькая... Но вот с Пушкиным я бы поговорила по душам. Его, наверное, не испугалась бы. Мне он представляется простым и веселым, и, скажу больше, родным.

- Что скажете Богу при встрече?

- ... Прощения попрошу за прегрешения. И, конечно, поблагодарю. В ножки поклонюсь. За всё. За жизнь, долгую и наполненную, за людей, что люблю и что любят меня, за мой бесценный, боготворимый театр. За то, что выбрала этот путь. Что он не кончается. Вот и свой юбилей встретила на гребне, на сцене, с новой ролью. Дай Бог не последней. Вся моя жизнь - игра, весь мой мир - театр. И я бы не желала ничего иного.

 

Фото Анатолия Бызова, Анастасии Токарской

Фотогалерея