Дом мечты / Самарский молодежный драматический театр «Мастерская»

Выпуск №8-258/2023, Взгляд

Дом мечты / Самарский молодежный драматический театр «Мастерская»

Знакомство с новым театральным коллективом в городе, издавна известном и полюбившемся многим россиянам не только прославленными театрами, существующими давным-давно, но и появившимися в Самаре не слишком давно; в городе, прославившемся театральными традициями, престижными фестивалями «Волга театральная» и «Волжские театральные сезоны» - это не просто любопытно, а в каком-то смысле и знаково. Потому что есть возможность увидеть труппу, состоящую из молодых людей одного возраста, одной школы, одних, в основном, интересов.

Самарский молодежный драматический театр «Мастерская» был основан в 2018 году на базе актерского курса Самарского государственного института культуры. Руководителем этого курса была актриса театра и кино Ирина Сидоренко. Завкафедрой актерского искусства, доцент, лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, Ирина Анатольевна покинула институт и стала художественным руководителем «Мастерской», а само название нового театра засвидетельствовало: процесс обучения еще отнюдь не завершен, он будет продолжаться с каждым новым спектаклем, с усовершенствованием тех, что уже существуют в репертуаре.

Это был первый среди региональных театров случай, когда под выпускной курс института открыли театр, имевший в своем багаже 12 спектаклей. Студенческие работы заложили фундамент будущего Дома мечты - они остались вместе, под чутким руководством своего опытного педагога и получили возможность работать с разными приглашенными режиссерами, оттачивая свое мастерство. Главным режиссером «Мастерской» стал Александр Мальцев, хорошо знакомый вчерашним студентам по институту, в котором он преподавал, по спектаклям СамАрта, где служил. Немало стараний к созданию этого коллектива приложило Самарское отделение СТД РФ во главе со своим энергичным Председателем Владимиром Гальченко.

Вместе они прошли годы студенчества и завершили обучение как состоявшийся студенческий театр. Затем последовала пора студийности, по К.С.Станиславскому, необходимая для каждого коллектива, когда продолжаются не только уроки мастерства, но и накапливается профессиональный опыт. Далее - путь лежит в просторы Театра.

Когда есть одержимость постоянной работы, когда согревает мечта, когда есть страстное желание служить своему делу и дар вершить его - это самое главное. Пока «Мастерская» играет в одном из самарских Домов культуры, но года через полтора будет реконструирован и отдан им бывший кинотеатр «Россия». Дом мечты обретет собственные стены, в которых им, как представляется, предстоит славное будущее. Для достижения этого потребуются две необходимые составные: серьезный, выстроенный на перспективу репертуар и соответствующий уровень приглашенных режиссеров. Остальным они обладают в полной мере.

За пять лет существования репертуар театра стал настолько разнообразным, что можно позавидовать молодым артистам, освоившим множество стилей, форм, возможностей примериваться к эстетике различных режиссеров, постепенно обретая собственное творческое и личностное «я». Это разнообразие привлекает в «Мастерскую» зрителей самого разного возраста: молодежь, взрослых и даже пожилых людей, школьников, студентов. Судите сами лишь по некоторым названиям: мюзикл «Кентервильский призрак» по новелле Оскара Уайльда, который завоевал любовь зрителей еще в Учебном театре. «Безрукий из Спокана» Мартина МакДонаха, «Марьино поле» Олега Богаева, «Пластические мистерии» по поэме М.Ю. Лермонтова «Демон», «Гибнет хор» Аси Волошиной, «Есть жизнь, есть смерть» и «Иуда Искариот» по Леониду Андрееву, «Розенкранц and Гильденстерн» Томаса Стоппарда, «Прощание в июне» Александра Вампилова, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Саня, Ваня, с ними Римас» Владимира Гуркина, «Сторож» Гарольда Пинтера, «Шинель» Н.В. Гоголя...

И этими названиями далеко не исчерпывается афиша «Мастерской».

Мне довелось увидеть пять спектаклей. Пять вечеров, проведенных в этом театре, оказались не только интересным знакомством и доброжелательным общением на обсуждениях, но и еще одной ступенькой к узнаванию неких особенностей современной молодой режиссуры, что отнюдь небесполезно.

Первым в этом ряду была «Молодая гвардия». Режиссер из Москвы Ирина Кондрашова поставила спектакль по собственной инсценировке. В программке разъясняется: «Это не документальный спектакль, не историческое исследование, не реконструкция событий, а художественное высказывание о войне, где нет места поэзии, только всепоглощающий страх, заставляющий выживать». Как и большинство зрителей, я читала эти слова перед началом, сидя в зрительном зале, невольно вспоминая стихи поэтов, написанные не только после, но именно во время Великой Отечественной, на фронтах которой они сражались и погибали. На сцене стояли крупные фотографии молодогвардейцев, юных ребят, о которых Александр Фадеев написал «по горячим следам» документальный роман, не претендующий на высокую художественность, но ставший на долгие годы для читателей подлинным потрясением подвига юных мальчишек и девчонок, в котором смешались, проросли одно в другое поэзия, влюбленность, непонимание страха гибели, чувство служения справедливости, защита Родины в высоком, поэтическом значении этого понятия, впитанного из книг.

В спектакле занята вся труппа, энергичные, молодые, прекрасно владеющие пластикой, танцем ребята демонстрировали всё, на что способны. Но режиссер не дала им ни малейшей возможности «остановиться, оглянуться», хоть на мгновение задуматься о происходящем. Началась «Молодая гвардия» с появления группки шаловливых школьников под предводительством Экскурсовода (ее играет Ирина Сидоренко) - подобный зачин царит на подмостках уже столько десятилетий, что воспринимается необязательным шаблоном. Но режиссерская фантазия на этом не останавливается: наступают моменты, когда Экскурсовод становится действующим лицом событий давней давности и, надо отдать должное актрисе и художественному руководителю театра, именно это дает ей возможность показать мастер-класс актерского существования своим недавним ученикам. И, конечно, зрителям.

Нельзя ни в чем обвинить молодых артистов - инсценировка не предусматривает ни одного шанса хотя бы несколькими чертами раскрыть характер, они вынуждены просто изображать некое абстрактное единство устремления энергичными движениями под заглушающую текст музыку, под незаменимым сегодня почти в каждом втором театре экраном на заднике, где всплывают то портреты Гитлера (при появлении карикатурных немцев), то портреты Сталина (когда молодогвардейцы обсуждают будущие события), то еще что-то. Что же касается немцев, не помню кто очень точно заметил: после фильма «Семнадцать мгновений весны» уже невозможно показывать карикатуры на врага. Стоит добавить для старших поколений: и после отечественной прозы, получившей название «лейтенантской» еще в конце 50-х годов...

Нарушая хронологию, вспомню еще один вечер «Мастерской». Шел спектакль «Географ» по мотивам романа А.Иванова «Географ глобус пропил», инсценированного опять же Ириной Кондрашовой. Не зная других постановок этого режиссера, не стану обобщать, но роман, прочитанный многими, экранизированный и приобретший немало поклонников, «взломан» автором инсценировки и режиссером так же, как и «Молодая гвардия». Бесконечные движения-кружения, заглушающая текст музыка, однозначность персонажей, среди которых хотя бы относительное развитие получают лишь учитель Служкин (Павел Толочко), ученик Градусов (Руслану Салихову дается возможность развития образа) и Маша (Надежда Насырова), точным характером заявленная в начале Надя (Ольга Царёва). И винить артистов - язык не повернется. Они выполняют волю режиссера, декларирующего: «Школьный учитель Служкин - квинтэссенция этого понятия («лишний человек» - Н.С.). В нем можно узнать и Печорина Лермонтова, и Акакия Акакиевича из гоголевской «Шинели», и персонажей Чехова». Так прописано белым по черному в программке, хотя бедный Башмачкин никогда и никем не относился к разряду «лишних», а получил в литературоведении определение «маленький человек», коих в отечественной и мировой литературе оказывалось достаточно. Полагаю, еще совсем молодые артисты сумели бы более внятно рассказать о том, что заставляет их столь энергично, живо воспроизводить близкую им по времени и реалиям историю школьного учителя географии и его учеников.

Одной из сильнейших для меня в романе «Географ глобус пропил» стали яркие, очень сильные описания природы Пермского края. Отобразить это на сцене - неимоверно трудно, но художник Павел Петрушов (Санкт-Петербург) и художник по свету Евгений Вершинин приложили максимальные усилия и мастерство, чтобы артисты и зрители смогли ощутить величие и коварство природы. Немало помогают в этом замечательная музыка Василия Тонковидова и хореография Алексея Жандарова.

И снова придется пренебречь хронологией. Режиссер из Санкт-Петербурга Ольга Парфёнова поставила в «Мастерской» по собственной инсценировке гоголевские «Мертвые души», определив жанр спектакля «Душевная поэма в пяти сделках». Как широко известно даже в рамках школьной программы, Николай Васильевич писал поэму, которая по определению не может быть ни душевной, ни равнодушной, никакой иной, потому что каждый жанр предполагает определенную логику. Есть своя игра в названии поэмы: если душа бессмертна (а Гоголь был человеком православным), значит, умереть она не может. Мертвая душа может быть лишь у живых. Считая это своим литературоведческим открытием, режиссер наделяет умершей душой помещиков - Маниловых, Собакевичей, Коробочку, Плюшкина, Ноздрева и городских жителей, рассматривая их исключительно как карикатуры. А значит - роль Чичикова определена: он не может быть никем иным, как Мефистофелем (о чем нам сообщается в программке). Кирилл Шевырев играет роль Чичикова безукоризненно - в меру демоничен, в меру мистичен, когда водит рукой над головой помещиков (словно именно там - обиталище души), забирая их души в горстку и складывая в черную шкатулку, на которой нарисован крест. По мнению режиссера, он не списки умерших крепостных собирает, а «обольщает людей и охотится за душами». Возможно. Но тогда зачем он возвращает их всем в финале, выпустив из шкатулки и прижимая к себе Губернаторскую дочку (которая одновременно и Русь, не дающая ответа)? Надо отдать должное Марии Солодневой, безмолвно исполняющей эту двойную роль: появляясь в самом начале спектакля со свечой в руке, пристально всматриваясь в зал, эта загадочная для нас фигура создает поистине гоголевскую атмосферу, которая слишком быстро разрушается.

Всё превращается в карикатуры, заглушается музыкой, мастерской хореографией Алексея Жандарова, которая в каждом из названных и еще не названных спектаклях вызывает аплодисменты в зрительном зале. Артисты великолепно владеют не только пластикой, но и элементами акробатики. Но перегруженные не совсем умелым инсценированием, постановки явно перегружены и этим дарованием артистов.

Замечательно работают в спектакле Петрушка (Руслан Салихов), Селифан (Никита Ходенков), но под давлением нескольких нагруженных на них ролей нередко скатываются к пустому комикованию. И есть в «Мертвых душах» великолепный эпизод - приезд Чичикова к Плюшкину. Валерий Сабельников играет его так, что дыхание перехватывает! И на миг забывается всё, что нам показывают, и (прошу прощения за парадокс) оживают души в зале...

Не зная спектаклей режиссеров Ольги Парфёновой и Ирины Кондрашовой, я была уверена, что они - выпускницы одной школы, тех мастеров, что открыто проповедуют сегодня самоутверждение взамен внимания к литературному источнику. Можно не читать, а перелистывать любой текст в надежде найти то, за что можно уцепиться, вытащив собственную оригинальность на поверхность. Можно одними и теми же отмычками вскрывать произведения разных мастеров разных эпох. Невозможного не существует! Именно это получило сегодня широкое распространение, а необходимость «быть в тренде» превосходит многократно все прочие необходимости.

Оказалось, что учились они в разных городах, но проповедуют одним «словом отрицания» отнюдь не любовь к театру, а к себе, что для молодежного театра становится серьезной опасностью: заменяются основы основ театрального искусства, «легкость в мыслях необыкновенная» у не успевших сформироваться молодых людей может погубить талант, стремление неустанно трудиться. И что мы получим в итоге?..

К счастью, два из увиденных спектаклей, совершенно разных по всем параметрам, включая пьесы, написанные в разное время в разных странах, но открывающие нам сегодня нечто важное и - вечное. Первый стал для меня подлинным открытием: режиссер и сценограф Роман Нарцев (Санкт-Петербург) обрел талантливых единомышленников в лице петербургских композитора Александра Попова, художника по костюмам Александра Шторгина и самарского хореографа Алексея Жандарова в работе над никогда не ставившейся в нашей стране (насколько мне известно) одной из первых одноактовых пьес Юджина О'Нила «Жажда».

Жанр сам автор определил как «трагедию», но современный думающий режиссер читает текст как трагикомедию, имея на то полное право: написанная в 1913 году, в каком-то смысле предвосхитившая «театр абсурда», повышенный интерес к которому стал для нас уже пройденным уроком, «Жажда» обретает для сегодняшних зрителей тот первоначальный смысл, что вкладывал автор и считает вполне сегодняшним режиссер. Это «мотив трагедии человека, не нашедшего или утратившего себя... Жизненный идеал всех этих «пасынков судьбы» потерпел крушение», по словам авторитетного специалиста по американской драматургии Анны Ромм. Мотив, реализованный через трех человек, оставшихся в живых после кораблекрушения: Танцовщицы (Александра Костырева), Джентльмена (Микаел Габриелян) и Темнокожего матроса, он же загадочный Барон Суббота (Кирилл Шевырев).

Посреди океана они умирают от жажды, переживая галлюцинации, обмороки, исступленные попытки обрести хотя бы долю сочувствия в ком-то, подозревая, что у каждого припрятано хоть немного воды и едва не вступая в схватку за глоток живительной влаги. Начиная порой танцевать или напевать что-то, но пластика их, как и голоса, изломаны непереносимой мукой жажды. Представители полярно противоположных социальных групп, они то соединяются, то отдаляются, словно истинные «пасынки судьбы»... Действие длится час с небольшим, но спектакль продуман и простроен таким образом, что вместе с героями мы переживаем все перипетии в некоем ускоренном темпе вплоть до момента их гибели...

Всё настолько тщательно продумано молодым режиссером, что буквально каждая реплика, каждый диалог, каждое движение, какими бы ни казались они абсурдными, наполнены глубоким смыслом: не так же ли говорим и двигаемся мы в точно ощущаемом и подавляемом нами крошечном пространстве между бытием и небытием? Не так же ли цепляемся за иллюзии, отгоняя от себя мысль о конечности земной жизни?..

Казалось бы, подобная мысль должна вызвать пессимистическое настроение, как часто бывало, когда к нам пришли спектакли по пьесам Ионеско, Мрожека, Беккета, а спустя несколько десятилетий Роман Нарцев делает иной вывод. Зрители уходят после «Жажды» с ощущением ценности каждой минуты жизни. Редко осознаваемой нами как величайшей дар судьбы, а именно это дает право не считать себя «пасынками»...

Глубокая и тщательная работа всех, кто трудился над этим спектаклем, еще долго будет оставаться незабываемой...

Последним спектаклем, увиденным мною в «Мастерской», была «Безымянная звезда» М.Себастиана, поставленная главным режиссером театра Александром Мальцевым. Это, что называется, беспроигрышный вариант: многочисленные постановки, полюбившийся художественный фильм и - столь влекущая тема, сформулированная румынским актером Мирчей Септиличи: «Эта Песня любви производит впечатление удара молнии!». Александр Мальцев, прекрасно знающий возможности своих артистов, поставил мюзикл и не прогадал: все они не только прекрасно поют, двигаются, но и точно оттеняют характеры своих персонажей даже в небольших бессловесных ролях. Что же касается главных ролей - они безукоризненно прожиты Ольгой Царёвой (Неизвестная), Андреем Галкиным (Учитель), Павлом Толочко (Григ), Русланом Салиховым (Начальник вокзала), всеми горожанами, горожанками, школьницами.

Отдельно надо отметить Ирину Сидоренко в роли мадемуазель Куку. Великолепная опытная актриса тонко и точно проводит свою героиню от надсмотрщицы с полицейским свистком, умело скрывая собственное любопытство к тем, кто на несколько минут покидает вагоны поезда, останавливающегося в Богом забытом городишке, и устремляется дальше, в загадочную, влекущую жизнь, до выплеснувшейся перед Незнакомкой горечью красивой женщины с распахнутыми ярко-голубыми глазами, которые, кажется, завораживают зрительный зал своим безысходным отчаянием от промчавшихся мимо ее жизни поездов...

Гармоничный, цельный спектакль, в котором каждый из артистов сумел обжить не только определенное место, но определенную судьбу, оставил по себе светлую память. И - надежду на то, что путь театра, который отметит в этом году первый в своей жизни 5-летний юбилей, проложен и будет развиваться в верности традициям русского психологического театра, в котором может быть много пластики, музыки, вокала, но неизменным станет раскрытие характеров...

Фото предоставлены театром 

Фотогалерея