По закону одержимости / Театр "У Никитских ворот"

Выпуск №8-258/2023, Портрет театра

По закону одержимости / Театр "У Никитских ворот"

Среди многочисленных толкований слова «одержимость» в разных словарях разных времен выбираю особенно подходящее к явлению, о котором пойдет речь: «всецело охваченный каким-нибудь чувством, переживанием, мыслью». И добавляю: способный «заражать», гипнотизировать значительное количество людей.

Наверное, так создаются театры, которым суждена долгая и счастливая в значительной степени жизнь, под руководством человека-гипнотизера, сумевшего не просто собрать под крышей будущего Дома-Театра разных людей, но зарядить их той особой энергией, что носит имя «одержимость».

Случилось это событие 40 лет назад, когда Марк Розовский, пройдя путь от Моховой, где окончил факультет журналистики МГУ и создал студенческий театр «Наш дом», поставив спектакли в нескольких театрах, понял: необходимо создать студию, из которой впоследствии и вырастет театр его мечты. Сегодня непросто осознать, что вот уже четыре десятилетия мы существуем в магии этого театра с географически-домашним, уютным названием «У Никитских ворот». В то время рождались театральные студии, многие из которых просуществовали какое-то время и тихо угасли; другим был отпущен более долгий век, но под воздействием различных обстоятельств они изменяли изначальной идее своего рождения. Всякое бывало...

За десятилетия существования Театр «У Никитских ворот» не просто обрел стойких и верных поклонников, но продолжает находить новых - на каждом спектакле можно увидеть множество молодых людей и подслушать в антракте их разговоры о любимых спектаклях и любимых артистах этой труппы. Да и сама труппа обновляется за счет таких же, вероятно, одержимых. Как это происходит - остается только гадать.

Одна из отгадок для меня - в названии и энергетическом посыле спектакля, который уже не существует, оставив, подобно комете, длинный «хвост» воспоминаний. Назывался он «Самосожжение Марка Розовского». Весь вечер на сцене создатель и лидер театра говорил, пел, вспоминал, существовал в своем исключительном мире, куда допускал и нас, зрителей, остро и сильно разделяющих этот процесс «самосожжения» во имя рождения высокого искусства, потому и говорилось об этом спектакле: «Спички - ваши, бензин - наш». А процесс сгорания оказывался общим... И продолжается до сей поры. Когда-то очень давно Юнна Мориц написала стихотворение «Несгораемое», посвятив его Марку Розовскому, об упорной бабочке, летящей на огонь вопреки всему и всем, вопреки самой логике существования и самосохранения. Об этой не просто способности, но какой-то страсти к самосожжению:

За картинами снов, за любовью -

Ночь стоит с ее черною кровью,

Ночь-подсказчица в звездном плаще!

В то же пламя - со вздохом просторным

Та же бабочка - золото с черным!

Еженощно на той же свече!

Тыщу крыльев - как два! - простирает

И сгорает, сгорает, сгорает...

И всё в том же, всё в том же ключе...

Но «ключи» оказались разными: неустанный экспериментатор, Марк Розовский ведет своих артистов, словно по лабиринту, в котором не угадать новых поворотов и переплетений тропинок. Он бросает их то в пространство классики, чередуя трагедию, комедию, фарс; то в нехоженое поле современной драматургии; то в область своих воспоминаний, фантазий, ярких и причудливых вымыслов; то в стихию мюзикла, где они блистательно демонстрируют владение голосом и пластикой... Энергия этого мастера границ не ведает - он пишет пьесы, романы, стихи, сценарии, инсценирует прозу. Его произведения оживают на сцене Театра «У Никитских ворот», наполняясь живым дыханием и биением пульса тех, кто безоговорочно верит в своего мастера и предан ему.

Особенно важно в Марке Розовском - умение из всего извлекать театральность. Театральная природа и темперамент этого мастера создали явление. Можно любить и не любить его спектакли, можно выискивать в них так свойственные порой Розовскому «переборы», но нельзя отрицать, что Театр «У Никитских ворот» - это совершенно особое явление с собственной, глубоко самобытной эстетикой. Это вряд ли кто бы то ни было возьмется отрицать...

Два с лишним десятилетия назад Александр Петрович Свободин сказал: «Личность он феноменальная, являющая собой некий сгусток энергии. Чем бы он ни занимался, всегда образует вокруг себя сильнейшее поле. Он излучает энергию, генерирует ее. В сферу его притяжения все эти годы попадает множество людей. Художественные результаты могут быть различны - от исключительных до посредственных, что касается конкретных спектаклей. Когда же думаешь о его жизни в театре в целом, она представляется явлением выдающимся. Его присутствие в мире театра уже воспринимается как необходимость, его нельзя вычесть из этого тридцатилетия.

Всем, чего он достиг, он обязан самому себе, он выстоял бы и проявился при любых обстоятельствах. В нем жажда и азарт деятельности, из него прямо-таки сочится та материя, которую Толстой назвал «энергией заблуждения» и считал необходимым условием творчества, то есть бесстрашие перед неизвестным. Много раз он затевал такое, что по здравому размышлению начинать бы и не следовало. Но он не боялся и нырял, не зная глубины... Мы, критики, не имеем права вмешиваться в его диалог с собственным внутренним голосом. Это вмешательство - атавизм нашего советского прошлого. Никто в искусстве никому ничего не должен. Надо вслушиваться в голос художника. Марка можно обсуждать, но не поучать...»

В словах опытнейшего критика сошлось многое и многое, о чем нельзя не думать сегодня, говоря о театре Марка Розовского и пытаясь определить природу таланта лидера и уникальности создания. Розовский создал подлинно авторский театр.

Самое главное, что, старея, как все мы, Марк Розовский не утратил ни свежести восприятия, ни интереса к этому «прекрасному и яростному миру», ни чувства какой-то обжигающей ответственности к делу, которому он служит всю жизнь. И сегодня, перешагнув порог сорокалетнего юбилея Театра «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского, мы пытаемся повернуть свою память и пройти вновь по той дороге, по которой упорно шел Розовский вместе со своими артистами да и со всеми нами...

Перечислить все спектакли Марка Розовского и нескольких других режиссеров, порой ставящих спектакли в этом театре, за прожитые десятилетия почти невозможно. Ежегодное количество премьер вызывает изумление и - почти трепетное уважение к неустанному, не знающему отдыха труду.

Когда, наконец, театр получил и обжил новое здание, две сцены оказались наполнены не только постоянно обновляющимся репертуаром, но и старыми спектаклями, бережно сохраняемыми в этом коллективе. Неугомонный Марк Розовский придумал для Старой сцены поистине уникальное действо под названием «Лента поэзии» - в нем звучат стихи поэтов разных времен, и для многих стало неожиданностью, насколько оказалось востребованным в наше отнюдь не поэтическое время приобщение к творчеству как классиков, так и тех, кого мы сегодня с полным на то правом причисляем к классикам второй половины ХХ столетия. Причем, не только тех зрителей, что выросли еще на знании поэзии и любви к ней, а молодых, может быть, впервые прикасающихся к именам, не входящим в школьную программу. А значит, продолжается линия, изначально присущая понятию не только «авторского театра» - просвещение, втягивание в орбиту культуры, расширение кругозора, иными словами, попытка воспитания личности как артиста, так и зрителя.

Можно еще о многом вспомнить и о многом рассказать, но лучше просто поздравить Театр «У Никитских ворот» с тем, что они обрели за десятилетия существования, поблагодарить за то, что обрели мы, и пожелать покорения новых высот. Высот одержимости, если они и впрямь существуют...

 

Фото с официального сайта театра


Фотогалерея