Дни и сезоны Рудольфа Нуреева / Международный культурный проект "Нуреевские сезоны-2023" (Уфа)

Выпуск №8-258/2023, Мир музыки

Дни и сезоны Рудольфа Нуреева / Международный культурный проект "Нуреевские сезоны-2023" (Уфа)

Имя Рудольфа Нуреева в Уфе чтут: здесь, в знаменитом Аксаковском доме он впервые увидел балет - «Журавлиную песнь» Льва Степанова и Загира Исмагилова и твердо решил связать свою жизнь с искусством танца. Преодолевать барьеры на выбранном пути приходилось то и дело. Во-первых, против занятий хореографией категорически выступал отец - политрук Красной армии, мечтавший о том, чтобы сын пошел по его стопам. Во-вторых, в послевоенной Уфе практически негде было осваивать балетную грамоту: профессиональной школы попросту не существовало. Наконец, бедственное положение семьи, эвакуировавшейся из Москвы в столицу Башкирии и едва сводившей концы с концами, не способствовало тому, чтобы кто-то из домочадцев (три сестры и брат) мог тратить время на увлечения. Тем не менее, одержимый танцем и музыкой парень хотел учиться и посещал уроки в кружках Домов учителя и пионеров. Первыми его педагогами стали ленинградские балерины Анна Удальцова и Елена Войтович, наставниками в студии при Башкирском оперном театре - Загида Бахтиярова и Виктор Пяри. Дальше, как известно, семнадцатилетнего Нуреева, выступившего в небольшой партии балета «Журавлиная песнь» на Декаде литературы и искусства Башкирии в Москве, приняли в Ленинградское хореографическое училище (класс Александра Ивановича Пушкина), где предупредили: либо из него получится выдающийся танцовщик, либо не получится ничего. Он работал над собой днем и ночью, чтобы осуществить мечту. И - осуществил: в 1958 году дебютировал в Театре имени С.М. Кирова в балете «Лауренсия» Александра Крейна, став партнером первой балерины труппы Наталии Дудинской. За неполных три года на главной сцене Северной столицы Нуреев исполнил ведущие партии в балетах классического наследия, а в 1961-м во время гастролей театра во Франции принял спонтанное решение остаться на Западе. Его поступок назвали «прыжком в свободу», однако не политические мотивы, а желание танцевать как можно больше руководило начинающим артистом. И здесь он вытащил счастливый билет - выступал на всех главных сценах мира и нередко давал в год более двухсот спектаклей. Жажда работы не покидала его никогда, а упрямый характер служил опорой доказательствам - самому себе, с детства мечтавшему о театре, и педагогам, которые в него однажды поверили: из их вердикта «либо всё, либо - ничего» он взял жизненным и творческим девизом первое: всё!

В Башкирии, на родине отца, он - всемирно признанный гений танца - появился потом однажды: в ноябре 1987 года, когда ему выдали краткосрочную визу, чтобы попрощаться с умирающей матерью. Через два года, когда с него сняли обвинения за измену Родине, приехал в Ленинград и выступил на сцене Театра имени Кирова в балете Хермана Левенскольда «Сильфида». Ему было больше 50-ти, ноги с порванными связками и обремененное травмами тело не слушались, но, выйдя к публике, он преобразился: встреча крестьянского парня Джеймса с легкокрылой девой воздуха Сильфидой в интерпретации Нуреева воспринималась как встреча упрямого уфимского паренька со своей Мечтой - мечтой о балете и прекрасном мире, где царит гармония и властвует красота. Но в балете Сильфида ускользает от деревенского мечтателя, гибнет, и тот не находит сил пережить горькую утрату. Нечто похожее происходит дальше и в жизни самого Нуреева. Без сцены, без балета, без мира красоты и гармонии, рано вошедших в его судьбу, он жить не может. Даже попытка сменить профессию - взять в руки дирижерскую палочку и встать за главный пульт оркестра - не помогает продлить дни. На католическое Рождество 1993 года Рудольф Нуреев уходит из жизни.

Но - остается память, и она, как уже сказано, не зависит от особых календарных дней, круглых дат и новостных таблоидов. В Казани, на родине матери Нуреева, ежегодно объявляется Фестиваль классического балета, которому сам танцовщик по просьбе руководства Театра имени Мусы Джалиля дал свое имя. В Уфе, на родине отца, на сцене театра, где состоялись первые пробы танцовщика, с 1993 года по инициативе Юрия Григоровича и Шамиля Терегулова проводится биеннале балетного искусства в честь знаменитого земляка. Имя Нуреева присвоено Уфимскому хореографическому колледжу и балетной труппе Башкирского театра оперы и балета.

В нынешнем году к 85-летию со дня рождения Рудольфа Нуреева в Уфе организовали Нуреевские дни, в программу которых вошли балеты «Журавлиная песнь» и «Сильфида», Гала-концерт, но - не только. Важной составляющей биеннале стал общероссийский проект «Нуреевские сезоны», охвативший собой три города - Уфу, Казань и Москву. Организаторы «Сезонов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив представили публике документальные фильмы, посвященные Рудольфу Нурееву, выставки, провели мастер-классы. В Уфе большой резонанс вызвала лента, снятая Татьяной Маловой, «Рудольф Нуреев. Нездешний остров» - премьера прошла в зале Башкирской оперы. Фильм рассказывает об итальянском периоде жизни танцовщика, который в конце 1980-х годов стал владельцем архипелага Ли Галли (Сиренузские острова в Срединоземноморье). Зрители вслед за камерой путешествуют по благословенной земле - одному из последних убежищ гения, объяснявшего свое уединение так: «Я пришел к мысли, что только пребывание на корабле может насытить мою жажду синевы, солнца и покоя. Галли и есть тот самый корабль посреди моря... самого чарующего моря в мире». Авторы включили в ленту воспоминания о Нурееве примы Ла Скала Карлы Фраччи, автора надгробья на могиле артиста Эцио Фриджерио, балерин Лилиан Кози и Анны Марии Прина, менеджера Луиджи Пиньотти.

Второй хит программы - показ на широком экране фильма-балета «Лебединое озеро» на музыку П.И. Чайковского, запись которого была осуществлена в 1966 году на основе поставленного Нуреевым спектакля двумя годами раньше для Венской Statsoper. Спектакль, вошедший в историю тем знаменитым фактом, что по окончании его Нуреева вместе с его партнершей Марго Фонтейн вызывали на поклоны 89 раз - по времени дольше, чем длились все три акта балета, и сегодня производит неизгладимое впечатление. Хореография Нуреева выглядит, с одной стороны, оммажем классической версии Льва Иванова и Мариуса Петипа, которую он танцевал на сцене Театра имени Кирова, с другой - воспринимается абсолютной инновацией, поскольку Нуреев прочитывает весь сюжет «Лебединого озера» через призму мировосприятия своего героя - юного принца Зигфрида, входящего во взрослую жизнь, разнящуюся с его юношескими романтическими о ней представлениями. «Лебединое озеро» Нуреева - это озеро души его встревоженного персонажа, его перепутье и его волнение, где мечты сталкиваются с реальностью, свет - с тьмой, ангелы - с демонами.

Роль Ангела в балете Габора Кевехази «Кристофоро» в Будапештской государственной опере стала последней, и о ней рассказывают авторы фильма «Рудольф Нуреев. Последний танец». Заключительная часть цикла кинопремьер студии «Свой почерк», руководимой Альфией Чеботаревой, - картина «Рудольф Нуреев. Возвращение». Все ленты вкупе с видеозаписью «Лебединого озера» составили своеобразный контекст Нуреевских дней в Уфе, но ядром их, конечно же, оказались спектакли и Гала-концерт на сцене Башкирской оперы.

В день рождения Нуреева труппа, носящая его имя, дала «Журавлиную песнь» - первый национальный балет, поставленный в военном 1944 году Ниной Анисимовой на либретто Фази Гаскарова по мотивам народных легенд. Спектакль пережил три возобновления (соответственно, в 1953, 1973 и 1997 годах) и бережно сохраняется на афише в редакции Шамиля Терегулова. Главные партии в фестивальном показе вели Гульсина Мавлюкасова (Зайтангуль), Олег Шайбаков (Юмагул) и Артем Доброхвалов (Арсланбай). Лирико-драматическое дарование Мавлюкасовой - безусловной примы Башкирского балета - как нельзя лучше соответствует партии Зайтангуль, в которой артистка выступает достойной наследницей Зайтуны Насретдиновой - первой исполнительницы роли. Рудольф Нуреев вспоминал о Зайтуне Агзамовне всю жизнь, танцевал с выдающимися балеринами, но Насретдинова в его воображении, пожалуй, и оставалась той самой мечтой о чуде и красоте, какая поселилась в душе, когда он семилетним мальчиком увидел ее в «Журавлиной песне». Мавлюкасова в партнерстве с мужественным Шайбаковым и харизматичным Доброхваловым удивительным образом орнаментирует народными узорами классический танец и насыщает его огромной драматической силой, не позволяя легенде о любви превратиться в бесхитростную сказку, но и не оставляя саму легенду на волнах сказания. Ее любящая и страдающая Зайтангуль - реальна и абстрактна одновременно - как земная дева и как хрупкая мечта.

Драматургическую арку фестивальных дней худрук башкирского балета Леонора Куватова сложила из «Журавлиной песни» - первого балета, где Нуреев исполнял сольную партию молодого джигита, и «Сильфиды» - по сути последнего спектакля, в котором он выступал на сцене Театра имени Кирова в сложнейшей танцевальной роли Джеймса. «Сильфиды» не было в репертуаре театра семь лет, и нынешнее ее представление, по сути, можно считать премьерой - важной для труппы, почитающей имя своего великого соотечественника.

Одаренный Рустам Исхаков, исполнитель партии Джеймса, как и Мавлюкасова в «Журавлиной песне», образно соединил две темы, определявшие творческий и жизненный путь Рудольфа Нуреева. На этом пути существовало словно два мира: один - видимый, другой - воображаемый, один - земной, второй - космический. Исхаков - абсолютный виртуоз в танце (на уфимской сцене он блестяще танцует партии Спартака, Ферхада в «Легенде о любви», Гирея в «Бахчисарайском фонтане», всю классику), умеет выразить пластически драматургическое развитие роли. Его Джеймс - герой трагический, поэт и художник, которому одиноко в мире соплеменников - обычных пейзан, живущих распорядком дня, по правилам и обрядовым нормам. Кажется, что Сильфида - это плод его воображения, причем настолько устойчивого и одновременно полетного, что видение обретает осязаемые черты, остраняет реальность, уничижает ее и становится единственно возможной сферой существования. Там, в этой сфере свободы и полета, Джеймс Исхакова словно оживает, начинает дышать, петь свои «лебединые» и «журавлиные» песни - любить и творить. Как тут не вспомнить нуреевскую версию «Лебединого озера», не сказать о том, что его артистический взгляд на мир, сам его артистический тип продолжают жить в талантливых современных артистах, связующих нити творческих поисков и устремлений. Рустам Исхаков, Гульсина Мавлюкасова, изысканная Ирина Сапожникова в «Сильфиде» и Ирина Чыонг, талантливо переформатировавшая в этом же балете роль колдуньи Мейдж, блеснувшие в программе Гала-концерта Валерия Исаева (па-де-де из «Корсара»), петербуржец Олег Габышев («Жертвоприношение» на музыку Джеймса Харнера), челябинцы Лири Вакабаяси и Кубаныч Шамакеев (па-де-де из «Дон-Кихота»), москвичи Александра Криса, Юрий Выборнов, Дмитрий Соболевский и их начинающие коллеги - учащиеся Башкирского хореографического колледжа, безупречно станцевавшие композицию хореографа Александра Полубенцева «Как стать балериной» - своим искусством подтверждают однажды сказанное Рудольфом Нуреевым: «В каждом, кто выйдет на сцену после меня, будет жить частичка меня». Для балета Уфы эти слова стали не только девизом Нуреевских фестивалей, но самим содержанием профессии и смыслом творчества.


Фото предоставлены

пресс-службой Башкирского театра оперы и балета

 

Фотогалерея