БЕЛГОРОД. В ожидании счастья

Выпуск №9-259/2023, В России

БЕЛГОРОД. В ожидании счастья

Непростые времена переживает Белгородчина. Обстановка в приграничном регионе напряженная, но Белгородский академический драматический театр имени М.С. Щепкина работает, не опуская творческую планку. В нынешнем, 87 сезоне театр порадовал несколькими премьерами: «Марсианские штучки» В. Ольшанского, «Саня, Ваня, с ними Римас» В. Гуркина, «Женитьба Бальзаминова» А.Н. Островского, «Снежная королева» Н. Зотовой, «Двое на качелях» У. Гибсона, «Варшавская мелодия» Л. Зорина, «Королева русского юмора» Н. Тэффи.

Новые постановки Малой сцены заслуживают отдельного разговора. Камерное пространство предъявляет к исполнителям особые требования. Актер здесь как на ладони - играть приходится в буквальном смысле в двух шагах от зрителя.


Границы любви

Имя драматурга Леонида Зорина белгородским театралам знакомо не только по телеверсии спектакля вахтанговцев «Варшавская мелодия» и телефильму «Покровские ворота». На белгородской сцене несколько сезонов шла «Царская охота». На IV Всероссийском фестивале «Актеры России - Михаилу Щепкину» Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой показал «Пропавший сюжет» с Владимиром Андреевым. А в 2019 году Молодежный театр из Минска привез «Варшавскую мелодию» на гастроли в Белгород. У этой зоринской пьесы, увидевшей свет в 1966 году, счастливая судьба - больше полувека она не сходит с подмостков.

«Варшавская мелодия» щепкинцев началась с читки, открывшей проект «Наше. Всё». Подготовленная молодыми актерами Белгородской драмы Валерией Ерошенко и Романом Рощиным, она вызвала интерес у зрителей. И тогда решено было поставить спектакль.

...В послевоенной Москве на концерте Шопена знакомятся польская девушка Гелена, студентка столичной консерватории, будущая певица, и советский парень Виктор, фронтовик, выбравший профессию винодела. Молодые люди влюбляются, и кажется, ничто не может помешать их счастью. Актерский дуэт супругов Виктории Ерошенко и Романа Рощина наполняет лирическую драму неподдельной искренностью чувств.

Расширяя рамки камерного спектакля, режиссер Андрей Зотов вводит в постановку узнаваемый видеоряд: Спасская башня, памятник Пушкину, московские улицы... Кадры старой черно-белой кинопленки, подобно машине времени, создают эффект присутствия «здесь и сейчас».

У Леонида Зорина истории любви, как правило, связаны с контекстом эпохи, политическими реалиями. В спектакле «Варшавская мелодия» Гелена и Виктор говорят не только о своих чувствах, но и о событиях XX века, о пережитом: войне, фашизме, границах, разделяющих людей... А зритель воспринимает всё это так, словно речь идет о дне сегодняшнем.

Как гром среди ясного неба для героев «Варшавской мелодии» - указ 1947 года о запрете браков советских граждан с иностранцами. На экране влюбленные мечутся вдоль каменной стены в поисках выхода. Но серая глыба системы безжалостно разрушает их планы. «Победитель» Виктор бессилен перед обстоятельствами. После расставания будут две встречи через десятилетия. И для каждого нового этапа жизни своих героев актеры находят точные краски.

Варшава. Виктор в служебной командировке. Они все еще любят друг друга. Оба, на первый взгляд, вполне благополучны - у каждого семья, профессиональный успех. Гелена верит: не всё потеряно, они могут быть счастливы вместе. Но герой Рощина уже не тот, что прежде, он превращается в конформиста, не позволяет себе поддаться порыву. Зачем ставить под удар карьеру, спокойствие? И, наконец, встреча в Москве. Гелена и Виктор заметно изменились и внешне, и внутренне. Она - знаменитость, гастролирует по миру, он - доктор наук. Нет никаких препятствий, чтобы быть вместе. Но живо ли чувство?..

Всегда и везде Леонид Зорин утверждал: главное в этой пьесе - тема обреченности любви, ощущение хрупкости счастливого мига. В мемуарном романе «Авансцена» автор вспоминает: «Цензоры требовали в финале если не возрождения чувства, то хоть намека, что это возможно. Но дело тут шло о самой сути, и отступать мне уж было некуда - напрягся, уперся и устоял».

В 1997 году драматург напишет продолжение драмы - пьесу «Перекресток». Герои «Варшавской мелодии-2», одинокие пенсионеры, случайно встречаются еще через тридцать лет на европейском курорте. Он не узнает ее, а она делает вид, что не узнает его. В диалоге героев длиною в жизнь поставлена точка...

Режиссер предлагает свое прочтение истории. «Я люблю хеппи-энды, - признается Андрей Зотов, - и поэтому все-таки оставляю надежду». В финальной мизансцене Гелена и Виктор сидят рядом и с просветленными лицами вспоминают о первых днях своей любви. А на экране под грустную музыку польского композитора, чей бюст украшает сцену, вновь оживает прошлое...


Эти опасные качели

В 2022 году в репертуаре Щепкинского театра появилась знаменитая пьеса Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо». В новом сезоне Андрей Манохин предложил свою трактовку лирической драмы «Двое на качелях», ставшей бродвейским дебютом американского драматурга в 1958 году. Это вторая режиссерская работа актера на Малой сцене после комедии А. Гельмана «Скамейка».

Спектакль «Двое на качелях» - еще одна вариация на тему любви и расставания. Пространство сцены разделено надвое. С одной стороны, мужской мир - необжитой интерьер съемной квартиры Джерри, адвоката из штата Небраска. С другой - мир женщины: уютная комната с лилиями в напольной вазе, портновским манекеном. Здесь обитает разведенная Гитель (Валерия Ерошенко), несостоявшаяся танцовщица, живущая на пособие по безработице.

В роли Джерри - Андрей Манохин. Его герой, опустошенный, привыкший брать, ничего не давая взамен, остро переживает разлад с женой. Он в плену у «призраков прошлого». Гитель - полная противоположность Джерри. Добрая душа, она готова без раздумий отдать последнее первому встречному. Одиночество толкает их, таких непохожих, навстречу друг другу. Зрителю предлагают взглянуть на две модели поведения мужчины и женщины в любви - жертвенную и эгоистическую - с позиций психоанализа. По ходу действия символические качели-балансир то взлетают, то резко опускаются: от отчаяния к надежде, от непонимания к прозрению, от прошлого к будущему...

Юрист Джерри Райан далеко не образец галантности и особых симпатий зала не вызывает. Но в сцене ссоры после вечеринки режиссер, как показалось, педалирует жесткость героя. Вместо удара свернутым в трубку журналом (так в пьесе) Гитель получает оглушительную пощечину, от которой невольно вздрагивает зритель.

За те несколько месяцев, что герои были вместе, у них на многое открылись глаза. «Слабое существо слабого пола», Гитель оказывается сильнее мужчины: она помогает Джерри справиться с душевным кризисом, почувствовать твердую почву под ногами. Но вместо счастливой развязки героиню ждет крушение надежд.

Финал спектакля - с обменом взаимными благодарностями, признаниями в любви - вызывает у зрителей неоднозначную реакцию. Одним он кажется трогательным, другим, менее склонным к сентиментальности, излишне патетичным. Сюжет Уильяма Гибсона, разыгранный Валерией Ерошенко и Андреем Манохиным, наводит на грустные размышления о «странностях любви».


Смех и слезы Надежды Тэффи

«Королева русского юмора» - так называли в России писательницу Тэффи. Ее рассказами в начале XX века зачитывались все - от гимназистов до императора Николая II. К сожалению, сегодня имя этой удивительной женщины практически неизвестно неискушенному зрителю. Режиссер Сергей Денисов талантливо восполнил пробел, поставив свою инсценировку воспоминаний Надежды Александровны Тэффи. На сцене, оформленной художником Мариной Шепорнёвой, географическая карта, театральные афиши, портреты писательницы.

Точнее всех природу своего уникального дара определила сама его обладательница: «...у меня, как на фронтоне греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее». В роли Надежды Тэффи, легенды из созвездия Серебряного века, - актриса Анна Лего. С приятным удивлением отмечаешь внешнее сходство актрисы с писательницей. Героиня - обаятельная, утонченная, в элегантном наряде начала прошлого века - завораживает. От нее невозможно отвести взгляд. Анна Лего мастерски ведет монолог: «Я не только умею очаровывать, рассказывать были и небылицы, но и заговаривать боль». Перед зрителем проходит ее жизнь: детство, первые литературные опыты, слава...

Но вот память возвращает к «окаянным дням», и тональность спектакля становится трагической. Революция, скитания по стране, вынужденное расставание с родиной: «Страшный, черный плач. По всей России, по всей России... И тихо-тихо отходит от меня моя земля...» Сергей Денисов предлагает выразительное музыкально-поэтическое обрамление постановки. В прологе на фоне виолончели проникновенно звучит стихотворение Тэффи «Есть в небесах блаженный сад у Бога». «Элегия» Массне в исполнении Федора Шаляпина завершает исповедальную историю печальной насмешницы, нашедшей свой последний приют во Франции.

«Королева русского юмора» - первый моноспектакль в истории Белгородского театра. Жанр невероятно трудный. Вершина, которую не каждый может покорить. Творческому союзу супругов Анны Лего и Сергея Денисова восхождение удалось.

Три премьеры Малой сцены - три непростые истории, в которых причудливо переплелись печаль и ожидание счастья, горечь потерь и радость обретений.

Элла ГАБРИЭЛОВА

Фото из архива театра

Фотогалерея