САРАТОВ. Это — ты, это — я…

Выпуск №9-259/2023, В России

САРАТОВ. Это — ты, это — я…

Песня композитора Кати Семеновой как внутренняя ниточка, которую не смогли порвать ушедшие годы: «Это ты, это я, это мы». Чаще в наш прагматичный век звучит несколько иной вариант: «Ты - это ты, а я - это я»... Затравленный семилетний ребенок, мечущийся между смертельно больным отцом и смертельно уставшей от его болезни матерью. Умирающего злит рабская покорность жены: «Всё будет терпеть... смотреть, как бью ее ребенка, сама под кулак морду подставит, а потом еще за водкой побежит, чтобы я совестью не мучился... Ненавижу я твою любовь!» Наверное, это и не любовь. Разве любовь может позволить кому-либо поднять руку на малыша?..

Известный петербургский режиссер Екатерина Гороховская поставила жесткую пьесу Светланы Баженовой с длинным, труднопроизносимым названием «Это я тебе ухо откусила, или Делай всё что хочешь, пока я тебя люблю» на сцене Саратовского ТЮЗа Киселева. В ТЮЗе много лет успешно идет другая пьеса драматурга «Как Зоя гусей кормила», выросшая из лабораторного эскиза.

Художник-постановщик Анвар Гумаров и композитор, музыкальный руководитель постановки Юлия Колченская тоже петербуржцы. Главную роль играет Ирина Протасова. Ее взрывной темперамент тут очень к месту. С ней на равных - только отчаянно использующий ненормативную лексику Отец (он же физрук - Владимир Егоров). У остальных актеров манера игры более ровная - всё как бы в прошлом.

Отца не простить, так понять можно: «черная метка», выпавшая молодому мужчине, превратила его жизнь в ад. Не всем хватит сил и воли пройти последний отрезок терпеливо, не начав обвинять во всем близких. Дочь отца не судит. Здесь как раз вариант безмерной дочерней любви. Безответной, потому что на ответную любовь умирающему уже не хватает сил. Ни мать, ни парни, которых девочка встречает внизу и на крыше бывшего кинотеатра, ни ходивший за ней как пришитый Глеб (Артем Яксанов) так любить не умеют.

Не сразу понятно, почему не устраивает ее всепрощающий Глеб. Есть такие парни - ни рыба, ни мясо. Любит-не любит? - «Ходит». «Ты хоть обидеться на меня можешь? Так, чтобы мстить мне, или, хотя бы, внимания на меня не обращать, специально. - Зачем. - Ты меня бесишь, ты тупой, уходи. - А че не так-то?» Ему же бросит в лицо героиня свой страстный монолог. Он перекочевал из другой пьесы Баженовой, написанной раньше, но близкой к этой «Мой папа - Иисус».

«Я люблю тебя... Давай поженимся так скоро, как только можно. Я буду о тебе заботиться... Я всё вынесу. Даже если ты будешь бить меня, или если ты будешь бить моих детей, или мою мать... Даже если ты сильно заболеешь и разучишься нормально разговаривать, и сможешь только материться... Даже если у тебя появится любовница или даже любовник... Я раньше тебя не умру - не бойся. Делай что хочешь, пока я тебя люблю». Конечно, «нормальный» парень Глеб ее не понимает.

А Светин крик души - продолжение ее семьи, их отношений, где мат, побои и страсти спеклись в одну вязкую массу. Но иначе любить эта девочка не умеет. В первой пьесе Баженовой героиня стала студенткой, но всё еще мыкалась, пытаясь прислониться то к красивому однокурснику, то к надежному с виду преподавателю. Всё напрасно, текст пьесы закольцован: «Наташа. Папа! Папочка! Не уходи! Па-поч-ка!!! Папа. Наташа, успокойся. Успокойся - тебе сказано! Чтоб я еще когда-нибудь...»

Девочка, которая никому не нужна, со своим тотальным одиночеством и недетской любовью. В новой пьесе у героини другое имя, Света, она учится в последнем классе. Смерть отца, от которого мать всё же уходит. Физрук заменил здесь импозантного Грузина и тоже не понимает метаний своей ученицы. Возникнет Крыша бывшего кинотеатра - ее бессловесный друг. Появятся Подружка (Вера Яксанова) и Собеседник на крыше - странный Паша (Руслан Дивлятшин, Вера Яксанова). И линия хореографа Марины Петровны (Виктория Самохина), не всегда понятная. Если она всё так замечательно тонко чувствует, зачем отпускает от себя девочку?

Первый вариант пьесы был угловат, прямолинеен, как угловата, неудобна для окружающих сама героиня, но был логичен в своей жестокости. Теперь появились «бонусы» в виде Хореографа, Собеседника, Мамы, которая тоже на крышу, в конце концов, поднимается. Это понятный финал. Но есть и второй: возникает парнишка с инфантильным именем Эдик. У него, наверное, тоже трудное детство. Потому что запомнил он только, как девочка в садике... откусила ему ухо. И думает, наверное, что откушенное ухо - это верх нежности.

Юлия Колченская решила пьесу в музыкальном ключе, превратив ее героев в солирующие инструменты рок-группы «Зомби-бэнд». Оля (Мама и Подруга) садится за клавишные, Глеб берет в руки гитару, Марина Петровна поет влекущим голосом сирены, изо всех сил колотит по барабанам и тарелкам Света. Это смягчает действие, накидывая на него вместе с рок-дымами некий флер воспоминаний.

«Дохлый номер писать про то, чего не знаешь!» - сказала на пресс-конференции в театре драматург. Ее острые, неудобные пьесы - другая правда о жизни. О другом детстве и другой юности. Странных, перевернутых. Где могут не любить собственных детей. Где сквернословие и побои - привычные вещи. Где пьянство, бытовая разруха и бытовое насилие. Неблагополучные дети заводских окраин и неперспективных деревень - кто-то же должен о них написать, прокричать их беду так, чтобы услышали и в чистеньких «детских».

Пьесу Баженовой играют остро и в Саратовском ТЮЗе. Но, сохраняя сюжет и язык автора, несколько «сублимировали» их музыкальными вставками и плывущим фоном «города сверху». Спектакль показали во внеконкурсной программе национального фестиваля «Золотая Маска» «Детский weekend» в Московском ТЮЗе.
Сразу после спектакля было обсуждение, и оказалось, что тему одиночества героини зрители сумели «считать» даже в такой непростой форме. Причем как ученики театральной школы, так и более старшие - родители и учителя.

Музыкальный руководитель постановки рассказала, что в начале работы над пьесой почти никто не владел инструментами. У молодых актеров велико было желание создать «свою группу». И она появилась: ребята сыгрались как в пьесе, так и в рок-бэнде.


 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея