ТОЛЬЯТТИ. Классика жанра

Выпуск №9-259/2023, В России

ТОЛЬЯТТИ. Классика жанра

Тольяттинский драматический театр «Колесо» имени народного артиста России Глеба Дроздова завершил юбилейный, 35-й сезон. Два года назад в театре сменилось руководство: на должность директора был назначен Вячеслав Тиунов, заместителем директора стал Евгений Быков, в качестве художественного руководителя в родной коллектив вернулась народная артистка России Наталья Дроздова. Вновь на сцену выходят ученики Глеба Дроздова, любимцы публики - Игорь Супрунов, Ирина Малышева, Светлана Саягова, Ирина Мамина. Совместно с региональными отделениями Союза театральных деятелей и Союза писателей России театр провел Пятый международный конкурс современной драматургии «Читаем новую пьесу», на который поступило около 200 текстов. Актерские читки вошедших в шорт-лист пьес и их обсуждения запланированы на июнь. К формированию репертуара в театре относятся вдумчиво. Не случайно юбилейный сезон прошел под девизом «Классика жанра».

В свое время Глеб Дроздов писал в одной из статей: «Я не терплю рассуждений о местном зрителе. Думаю, даже в одной семье есть зритель более, а есть менее подготовленный. Когда мы создавали театр «Колесо», нас пугали ситуацией в Тольятти, что город, дескать, в смысле культуры очень отстал, что нас не поймут. Мы проводили много дискуссий после спектаклей, слышали разные суждения о театре. Я считаю, что у театра должны быть свои взгляды, принципы, свой уровень мышления, своя стилистика. Театр существует для зрителя. Но не для развлечения, а для того, чтобы сказать важное в нравственном, художественном или в социальном отношении».

Создатель первого в Советском Союзе государственного контрактного театра, поставивший в нем без малого три десятка спектаклей, Глеб Дроздов, что называется, «сочетал приятное с полезным»: и развлекал публику яркими постановками, и заставлял задуматься о вечном. Театр «Колесо» не раз гастролировал в Англии, Франции, США, Италии, Югославии, Болгарии, участвовал в театральных фестивалях и много лет подряд проводил в Тольятти международный театральный фестиваль. Евгений Князев, Виктор Дмитриев и Наталья Дроздова были награждены почетным званием «Народного артиста России». Кроме того, Глеб и Наталья Дроздовы создали в Тольятти существующую и по сей день систему высшего актерского образования.

После смерти Глеба Дроздова его театр обретал новую стилистику под художественным руководством Анатолия Морозова, а затем Петра Монастырского. Когда директором и худруком стала Наталья Дроздова, за год были поставлены несколько ярких спектаклей. Неожиданное увольнение Дроздовой привело к тому, что вслед за ней из театра в знак протеста ушел 21 артист. В последующие годы в «Колесе» спектакли ставили десятки режиссеров. Была своя эстетика у спектаклей, возглавлявших коллектив Владимира Хрущева и Михаила Чумаченко. Театр увлекался то новой драмой, то опытами начинающих постановщиков. Неудивительно, что через девять лет возвращение Натальи Дроздовой многие восприняли как откат пусть и к прекрасному, но к прошлому. Однако поставленные Игорем Касиловым комедия положений «Шикарная свадьба» и фантазия-квест по мотивам поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» не имели ничего общего с поклонением театральному пеплу. Публика «на ура» приняла яркую сценическую форму этих спектаклей.

Разменяв девятый десяток, народный артист России Евгений Иванович Князев принял решение не проводить в театре свой творческий вечер. Здоровье уже не то. Не в его характере принимать поздравления, сидя в кресле в лучах софитов. В этом весь Князев: человек со своей точкой зрения, с характером. Среди актеров не так много таких, не зацикленных на своей жизни в искусстве. Если уж выходить к публике, то в новой роли. Из пьес, над которыми он размышляет, наиболее интересна «Цена» Артура Миллера.

Откликнувшись на приглашение Натальи Дроздовой, свой первый спектакль в «Колесе» в сентябре 2022 года выпустил заслуженный артист России Вадим Романов. Окончив в 1983 году в Воронежском институте искусств курс Глеба Дроздова, он был ведущим актером Ярославского академического театра драмы имени Федора Волкова, а затем и Александринского театра. Окончив ГИТИС, поставил более 70 спектаклей в театрах России и за рубежом. Вскоре после премьеры исторической драмы «Татищев. Сказание о звере мамонте» Вадим Романов был назначен на должность главного режиссера театра «Колесо». За исполнение роли императрицы Анны Иоанновны Наталья Дроздова стала лауреатом профессионального губернского конкурса «Самарская театральная муза - 2022» в номинации «Лучшая женская роль в драматическом театре».

Удачным примером заявленной «классики жанра» стала премьера лирической комедии А.Н. Островского и П.М. Невежина «Блажь» в постановке, художественном и музыкальном оформлении Алексея Доронина. Уже не первый год я с удовольствием слежу за творчеством этого талантливого режиссера, акварельно тонко раскрывающего на сцене мир русской классики. «Блажь» в театре «Колесо» Алексей Доронин интерпретировал в жанре любовного наваждения, пленившего Елену Радионову в образе помещицы Серафимы Сарытовой и Егора Дроздова в роли управляющего ее имением Степана Баркалова. Нельзя не отметить психологически точные образы, созданные Елизаветой Фарапоновой-Двинской (Прасковья Бондырева) и Ириной Маминой (Марья).

В апреле 2023 года в редакции Натальи Дроздовой на камерную сцену вернулась одна из постановок Глеба Дроздова - водевиль «Урок дочкам», в котором дебютировали выпускник Оренбургского государственного института искусств Вадим Муллагалиев (Семен) и только что окончившая актерское отделение Волжского университета имени Татищева Даниелла Суворова (Фекла). Настоящим украшением этого спектакля стал Михаил Спутай в роли отца семейства Велькарова.

Премьера комедии Карло Гольдони «Венецианские близнецы» в постановке и художественном оформлении Вадима Романова не раз прерывалась аплодисментами зрительного зала. В работе над этим спектаклем принимала участие профессор Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина при Академическом Малом театре России Людмила Николаевна Новикова. В жанре комедии дель арте виртуозно существуют на сцене Ярослав Дроздов (Дзанетто и Тонино Бизаньози), Ирина Мамина (Коломбина), Егор Дроздов (Арлекин), Андрей Чураев (Капитан).

В юбилейном сезоне под овации публики прошли премьерные спектакли благотворительного проекта «Лига премьер» и детской театральной студии «Премьера», бенефисы ведущих артистов театра Андрея Амшинского, Елены Радионовой, Елизаветы Фарапоновой-Двинской. В феврале, сначала на сцене театра «Колесо», а затем и в Самарском Доме актера состоялся совместный творческий вечер Елены Радионовой и Андрея Амшинского. Бывшие сокурсники, они сыграли вместе более чем в 60 спектаклях, в двух десятках из них были семейным или любовным дуэтом. Совместный актерский творческий вечер - явление редкое. «Самая обаятельная и привлекательный» - заключенная в названии самоирония связала воедино фрагменты из спектаклей, поставленных в разные годы Глебом Дроздовым, Валентином Варецким, Василием Мищенко, Олегом Скивко. 25-летие со дня первой постановки комедии Александра Галина «Сирена и Виктория» театр отметил блоком аншлаговых показов, в одном из которых сменяли друг друга актерский состав четвертьвековой давности и артисты, играющие в обновленной сценической версии.

С литературно-поэтической композицией Натальи Дроздовой по эссе Марины Цветаевой «Мой Пушкин» театр участвовал во Всероссийском фестивале «Русская классика. Страницы прозы», а спектаклем «Блажь» закрыл в Самаре областной фестиваль «Театральная весна Островского». Впереди поездка в Красноярск в рамках межрегиональной программы федерального проекта «Большие гастроли», а в сентябре - открытие спектаклем «Татищев. Сказание о звере мамонте» межрегионального фестиваля «Волга театральная».

На юбилейном вечере о театре «Колесо» с радостью говорили многочисленные поклонники творческого коллектива. Глава городского округа Тольятти Николай Ренц сообщил о начале технического переоснащения светового и звукового оборудования и о том, что при поддержке губернатора и областного министерства культуры театр может рассчитывать на получение средств в том числе и из федерального бюджета на предстоящую реконструкцию здания. В верхнем фойе театра состоялась презентация скульптурного портрета Глеба Борисовича Дроздова, фойе третьего этажа украсила выставка раритетных афиш из архива театра, а на первом этаже перед входом в партер внимание публики к себе приковывает масштабная стена с полным списком состоявшихся премьер, цитатами из публикаций в региональной и федеральной прессе, а также с коллажем из фотокопий документов и изображений сцен из спектаклей разных лет.

Обращаясь к зрительному залу, председатель Самарского регионального отделения Союза театральных деятелей России, заслуженный артист России, народный артист Самарской области, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Владимир Гальченко сказал: «Я тоже в определенном смысле человек театра Глеба Дроздова. Я - выпускник Воронежского института искусств, заведующим кафедрой актерского мастерства в котором был Глеб Борисович Дроздов. Наташа Дроздова была любимой актрисой моей театральной юности. Она и сегодня моя любимая актриса! Созданный Глебом Дроздовым театр имел и имеет свой творческий почерк. У театра «Колесо» прекрасное настоящее и большое будущее!»

 

Фото предоставлены театром


Фотогалерея