Объединяя людей /Форум-фестиваль «Область театра» в городе Кириши

Выпуск №9-259/2023, Событие

Объединяя людей /Форум-фестиваль «Область театра» в городе Кириши

Форум-фестиваль «Область театра» в городе Кириши - масштабное событие для работников культуры Ленинградской области, созданное по инициативе Театра «На Литейном» и его директора-художественного руководителя Сергея Морозова. Впервые он состоялся осенью 2021 года, объединив под своей эгидой творческие коллективы всей Ленинградской области. Нынешний расширил границы: собрались специалисты из Ижевска, Москвы и других регионов России, сделав Кириши центром притяжения работников культуры со всей страны.

В пространстве Дворца культуры КИНЕФ - в самом центре Киришей - на протяжении пяти дней учились, обменивались опытом, закладывали фундамент для будущих совместных проектов. В общем, делали всё, чтоб творческая почва Северо-Западного региона приносила как можно больше плодов - качественных, инновационных и профессиональных.

Фестиваль включил в себя культурную и образовательную программы. Первая в этом году ожидаемо была посвящена 200-летию А.Н. Островского. Свои спектакли показали все пять профессиональных театров Ленинградской области. Театр «На Литейном» открыл фестиваль спектаклем «Красавец-мужчина» в постановке Сергея Грицая, выборгский театр «Святая крепость» показал «Правда - хорошо, а счастье - лучше», театр «Комедианты» привез «Лес» с актерским дуэтом Андрея Шимко (в роли Несчастливцева) и Антона Быстрова-Мокрого (в роли Счастливцева), театр-студия «Апрель» из Лодейного Поля представил комедию «Банкрот», а закрыл фестиваль своей «Бесприданницей» Театр «На Васильевском». И если культурная программа не могла похвастать ни разнообразием, ни прогрессивностью, скорее обнажая проблемы культурной стагнации и отрыва от общего театрального контекста подавляющего большинства коллективов, то образовательная действительно впечатляла.

Для удобства участников она была разделена на два блока - творчество и организация. В секции «Творчество», направленной на артистов, режиссеров, педагогов, раскрывалось многообразие форм и жанров современного театра. Анна Иванова-Брашинская рассказывала о бэби-театре и театре предмета, иллюстрируя лекции примерами из российской и мировой практики. Лия Возлюбленная провела тренинг по плейбек-театру, сайт-специфик представила в своей лекции Юлия Клейман. Выбор именно таких жанров для знакомства кажется логичным: аудитория - в значительной мере, представители малых городов. Где как не в Выборге или Лодейном Поле, или самих Киришах исследовать локальную территорию и искать уникальную идентичность места; вовлекать в проекты горожан, включая их повседневный опыт в эстетическое поле. Весь спектр современных театральных жанров и трендов последних лет бегло обсудили на круглом столе «Современный театр: границы возможного/невозможного». Своими методами управления поделился со слушателями Тимур Магомедов, директор Государственного республиканского русского драматического театра им. М. Горького (Махачкала); об опыте существования театра, построенного на принципах открытости, доступности и самоорганизации, рассказал Дмитрий Крестьянкин - режиссер и идеолог петербургского «Плохого театра»; тренды современной драматургии представила театровед и филолог Мария Сизова; о своих кураторских проектах в области новых театральных жанров рассказали театральные критики и кураторы Юлия Клейман и автор этих строк.

Такое «первое соприкосновение» художников с новым опытом не только погружает в контекст и расширяет границы представлений о собственной профессиональной деятельности, но и позволяет сделать первые робкие шаги к преодолению очевидных проблем многих творческих коллективов Ленинградской области. Отвечает такая программа и запросам самих участников: во-первых, еще осенью 2022 года в Театре «На Литейном» была проведена генерация с целевой аудиторией, где они могли свободно высказывать свои боли, радости и пожелания к форуму; во-вторых, уже на самом фестивале во время обсуждений спектаклей артисты делились своими потребностями - многим из них хочется работать с разными режиссерами, в разных жанрах, выходить за рамки привычного репертуарного существования и обогащать инструментарий. Для повышения навыков творческих работников в программе были предусмотрены мастер-классы по сценической речи от Юрия Васильева, по уникальной методике которого воспитывают артистов в России, Германии, Чехии, Китае, Литве и других странах. О работе актера со словом и голосом был и мастер-класс Сергея Морозова и Людмилы Бояриновой, актрисы Санкт-Петербургского государственного Молодежного театра на Фонтанке.

В секции «Организация», рассчитанной на менеджеров, говорили о планировании, грантрайтинге, работе с целевой аудиторией и других вопросах, актуальных для управленцев в сфере культуры. Максим Шелунцов, сооснователь продюсерского агентства «Команда плюс один», среди проектов которого, например, нашумевшее иммерсивное шоу «Вернувшиеся», рассказал о собственной системе управления театральными процессами «Темза». Программа позволяет планировать репертуар, ставить ежедневные задачи цехам, собирать статистику. Это универсальный инструмент для решения комплекса задач в театре, клиентами «Темзы» уже стали Московский театр им. Евг. Вахтангова, Театр кукол С.В. Образцова, Пермский Театр-Театр и другие крупные институции. Теперь, благодаря форуму «Область театра», присоединиться к системе смогут и учреждения культуры Северо-Западного региона.

О работе с аудиторией, построении коммуникации и развитии бренда говорили Алексей Кузнецов, основатель и генеральный директор брендингового агентства Kuznets, Анна Зейман, директор по развитию Мультимедиа Арт Медиа, Георгий Безбородов, основатель агентства устойчивого маркетинга Time4Brand. О механике спецпроектов и вовлечении аудитории с помощью цифровых-инструментов рассказала Евгения Помазкина, цифровой продюсер агентства Molinos.

Другой аспект цифровизации раскрыл в своей лекции доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук и шеф-редактор журнала «Театрал» Виктор Борзенко. Он представил широкий культурологический и философский обзор креативных индустрий, определив место в них театра. На примере таких спектаклей, как «Вишневый сад» в игровой вселенной Minecraft, "I don't want to see this" Федора Елютина, проектов Rimini Protokoll и других мировых и российских кейсов Борзенко показал, как сегодня театр может создавать продукты, не ограниченные конкретным местом и направленные на широкую аудиторию.

Актуальные проблемы привлечения дополнительных средств слушатели обсудили с Анной Яковлевой, кандидатом социологических наук и автором проекта #ПишемГрант. На лекции аудитория смогла познакомиться с основными трудностями, с которыми сталкиваются потенциальные грантополучатели, узнать пути их преодоления, а также на практике попробовать разобрать проектные кейсы для таких крупных конкурсов как Фонд президентских грантов и Президентский фонд культурных инициатив.

Дополнительные возможности продвижения с помощью «Пушкинской карты» и платформы «PRO.Культура.РФ» показали Инна Громенко, менеджер отдела поддержки «PRO.Культура.РФ» и федеральной программы «Пушкинская карта», и Олеся Григорьева, менеджер направления образования для учреждений платформы «PRO.Культура.РФ». Стоит заметить, что эти темы не были формальным, лежащим на поверхности выбором работы с госинструментами поддержки: судя по официальной статистике, в Ленинградской области прирост пользователей «Пушкинской карты» и количество продаж по ней в театрах растут не слишком высокими темпами. У управленцев появилась возможность узнать эффективные инструменты повышения продаж по «Пушкинской карте» и развитию аудитории с помощью дополнительных площадок продвижения.

Прекрасным финалом секции «Организация» стал большой воркшоп «Креативное мышление при решении рабочих задач», проведенный игротехником Анастасией Петровой. Кроме практической пользы от решения реальных рабочих кейсов креативными инструментами, аудитория смогла познакомиться с новым и активно развивающимся направлением - образованием через игру.

Также в программу форума-фестиваля вошел круглый стол «Островский не Достоевский. Структурные особенности драматургии Островского», спикерами которого стали доктор искусствоведения Наталья Скороход, профессор РГИСИ Николай Песочинский, доктор искусствоведения Вадим Максимов, доктор искусствоведения и исследователь творчества Островского Нина Шалимова.

Форум-фестиваль «Область театра» показал многообразие тем, связанных с современным театральным процессом. Особенной ценностью форума, несомненно, стала ориентированность на реальные потребности аудитории, стремление дать возможности роста и стимул для улучшения рабочих процессов во всех культурных учреждениях теперь не только Ленинградской области, но и других регионов России. Форум - проект полезный и прогрессивный, помогающий создавать новые связи между коллегами из разных городов и закладывающий прочный фундамент для развития культуры и новых инновационных проектов. При дальнейшем развитии форум-фестиваль может стать не только центром притяжения для творческих работников, но и событием, развивающим культурный туризм в Ленинградской области.

 

Фото Сергея РЫБЕЖСКОГО

Фотогалерея