Зодчий мира / К 70-летию Валерия Гергиева

Выпуск №9-259/2023, Юбилей

Зодчий мира / К 70-летию Валерия Гергиева

В биографии Валерия Гергиева, чье имя известно решительно каждому, кто хоть в малой степени интересуется искусством музыкального театра, две круглые даты: 70 лет со дня рождения и 35 лет музыкального руководства Мариинским театром. Главной фигурой бывшего Императорского театра в северной столице он стал в 1988-м, через шесть лет - художественным руководителем-директором, одновременно возглавив оркестр и обе труппы - оперную и балетную. Благодаря его инициативе Театру имени С.М. Кирова возвращено историческое именование - Мариинский. Благодаря его колоссальным организаторским умениям, к исторической сцене Мариинского прибавились новые: Мариинский - 2, Концертный зал, камерные залы Мусоргского, Рахманинова, Прокофьева и Стравинского, фойе Щедрина, два филиала - Приморский во Владивостоке и Национальный театр оперы и балета Северной Осетии-Алании во Владикавказе. Ему - никому другому - музыкальный мир обязан современной фестивальной картиной, поражающей панорамным разворотом тем, идей и образов - музыкальных и театральных. От форумов, посвященных Мусоргскому, Чайковскому, Прокофьеву, Римскому-Корсакову в прошлом веке - до юбилейных ассамблей в честь композиторов, «Звезд белых ночей» и Пасхального фестиваля - в новом.

Маршрутная карта Гергиева, записавшего все симфонии Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Стравинского, Шостаковича, Равеля, опусы Бородина, Мусоргского, Доницетти, Верди, Вагнера, Брамса, Малера, Дебюсси, поражает воображение не меньше, чем его театральные деяния в отечестве и за его пределами. Весь мир, поделенный осями и меридианами, как партитуры - вертикалями и горизонталями партий.

Вернув к началу 2000-х на сцену Мариинского театра «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера, не звучавшее в России целиком со времен немецких трупп, Валерий Гергиев, кажется, объяснил нам феномен собственной музыкальной всеядности: его видение мира, художественного, разумеется, в той же степени, сколь гражданского и философского, уподоблено жанру тетралогии. Тетралогия, как и симфония, позволяет смотреть на миф как на мир и - наоборот. Не отчуждая от реальности, сама эта форма дает панорамное видение сущего через музыку и театральную образность. И чем шире взгляд - тем ярче и подробнее восприятие: делиться им с современниками - вот в чем суть художественно-просветительской миссии маэстро.

Гергиев - что зодчий, искусно соединяющий в своей артистической натуре благоприобретенные навыки с природным талантом. Строить театральные дома, изобретать соответствующую им инфраструктуру, наконец, возводить на подмостках величественные капища искусств - равно, что проявлять до сияния смыслы бытия.

Он овладел этим в совершенстве. «Когда ты силен дома, - прислушаемся к маэстро, - ты силен в мире». Стоит ли добавлять, что и «дом», и «мир» в его высказывании не просто слова?  

Фотогалерея