Сберечь лучшие традиции / "Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Дядя Ваня" в Санкт-Петербургском Театре имени Андрея Миронова

Выпуск №9-259/2023, Премьеры Санкт-Петербурга

Сберечь лучшие традиции / "Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Дядя Ваня"  в Санкт-Петербургском Театре имени Андрея Миронова

«Сохраняем традиции русского психологического репертуарного театра...» - этой

программы, заявленной основателем Рудольфом Фурмановым, театр старается придерживаться и после его ухода. Две премьеры Санкт-Петербургского Театра имени Андрея Миронова - новое обращение к лучшим произведениям отечественной классики.

Спектакль Юрия Цуркану «Не было ни гроша, да вдруг алтын» поставлен к юбилею «русского Шекспира». Это четвертое обращение режиссера, ученика Г.А. Товстоногова к творчеству А.Н. Островского. У театра особое отношение к драматургу. «Пучина», «Шутники», «Красавец-мужчина» - спектакли Ю. Цуркану составили своеобразную трилогию, имевшую большой успех. В репертуаре есть также спектакль «Таланты и поклонники» Александра Баргмана. И вот - новый Островский на петербургской сцене.

Действие пьесы происходит на окраине Москвы, в бедном захолустье, в переулке с убогими домами и покосившимися заборами. Всё в пьесе Островского перегорожено этими заборами, скрывающими порой настоящие притоны. В спектакле же сценическое пространство заполнено огромными колоннами, напомнившими почему-то колонны Казанского собора. Они же, открываясь как шкафы, превращаются в каморки-жилища городской бедноты. Во всем царит беспросветная бедность, из которой, кажется, совсем невозможно выбраться (художник Николай Слободяник). Серебристо-серый холодный цвет декораций, предметов и костюмов словно под стать именно бесприютному петербургскому климату. Жить в этих убогих клетушках невозможно, поэтому быт трех семей перемещается на улицу. Вот справа на скамеечке обсуждают последние новости Домна Евстигнеевна Мигачева (Валентина Панина), не знающая, как пристроить своего недоросля сына Елесю, и вспыльчивая, вздорная Фетинья Мироновна (Татьяна Захарова) - в тех же раздумьях об устройстве засидевшейся в невестах дочки Ларисы.

Дуэт Елеси (Александр Васильев) и Ларисы (Евгения Гагарина) - двух смешных балбесов переростков, составивших колоритную пару - гротеск и буффонада, задорная шутка спектакля. Особенно хочется отметить Александра Васильева в необычном для него амплуа - простодушного дурачка и невежи Елеси. Актера, казалось, романтического плана, играющего в театре Лопахина в спектакле «Вишневый сад», Лаэрта в «Гамлете», главные роли в спектаклях «Сорок первый», «Венецианский купец», «Мертвые души», «Фальшивая монета», «Маленькие трагедии». Роль Елеси раскрыла актера с новой интересной стороны.

Другая вполне традиционная пара влюбленных - бедная Настя (Ангелина Столярова) - племянница Крутицкого и ее жених с говорящей фамилией Баклушин (Роман Ушаков). В пьесе Островского, кажется, нет ни одного положительного персонажа. Нам жалко Настю, стесняющуюся своей нищеты, но сторонящуюся простого труда; Анну (Елена Калинина), изнывающую в бедности, но готовую отправить племянницу на содержание к богатому купцу; Баклушина, запутавшегося в долгах, влюбленного в Настю, но откровенно признающегося, что себя он любит больше.

Отставной чиновник Крутицкий - взяточник и ростовщик, наворовавший немало денег, держит в черном теле жену и племянницу, сам ходит летом и зимой в старой потрепанной шинели. Шинель эта, весьма знаковая у Островского, волею художника по костюмам Ники Велегжаниновой - серое поношенное пальто, обильно политое краской, а Михей Михеич Крутицкий в исполнении Сергея Кузнецова даже не лишен некоторого обаяния, он несчастен и одинок. Хотя, мы ни на минуту не забываем, что перед нами типичный скряга, бывший взяточник и ростовщик. В этом пальто-шинели, которую он не снимает ни зимой и ни летом, хранит часть своих наворованных богатств, и случайная потеря денег становится для него катастрофой. Режиссер отнесся ко всем героям Островского с пониманием и сочувствием, и это сопереживание невольно передается залу.

Театр исследует еще один вариант болезни, порожденной властью денег. Вспомним Барона из «Скупого рыцаря», Шейлока из «Венецианского купца» (спектакли, идущие на сцене этого театра), а отчаянный монолог потерявшего деньги Крутицкого напоминает плач по украденной драгоценной шкатулке мольеровского Гарпагона.

Все герои оказываются загнанными в угол непреодолимыми житейскими обстоятельствами, которые разрешаются внезапно счастливым событием - когда потерявший деньги Крутицкий кончает с собой. Денежный сверток находит Елеся, Анне и Насте достается огромное богатство, спрятанное Крутицким, Баклушин готов жениться на желанной богатой невесте. Может ли такая неожиданная развязка принести счастье, этот внезапно полученный алтын? Драматург Островский предстает перед нами неожиданно мудрым и грустным философом, задающим вечные вопросы о смысле человеческой жизни.

Вторая премьера сезона «Дядя Ваня» - одна из самых популярных пьес на мировой сцене. Чехов - еще один любимый драматург в Театре имени Андрея Миронова. Долгое время афишу украшала «Чайка» в постановке Александра Товстоногова и спектакль Андрея Дежонова «Счастливчик» по чеховским рассказам, в нынешнем репертуаре «Вишневый сад» Юрия Цуркану и «Палата N 6» Влада Фурмана.

«Дядя Ваня» - первая режиссерская работа актера Алексея Морозова. Спектакль необычен тем, что в нем впервые применены новые технологии для сохранения живого образа спектакля.

На афише и на программке силуэт мужчины с QR-кодом вместо лица. Если навести на него телефон, то попадаешь на сайт miron.fun, первый в России кино-театральный NFT-агрегатор, на котором выставлена коллекция художественных образов спектакля.

По словам Алексея Морозова, «монологи актеров с каждого спектакля оцифровываются и переводятся в нейрокартину, которую затем можно оживить в специальном приложении, чтобы почувствовать эмоции актеров. Эти оцифрованные монологи составят коллекцию художественных образов спектакля. Так, например, зритель может приобрести монолог Сони про небо в алмазах и иметь на него свой личный цифровой сертификат.

Каждый спектакль неповторим, новые технологии - это способ сохранения актерского образа. Но эти новые технологии связаны только с сохранением актерских чувств и эмоций, наш спектакль - это классически психологическое проживание чеховской истории.

Мастером моего курса в ЛГИТМиКе был Вениамин Михайлович Фильштинский, апологет Станиславского. Мне не близки суперсовременные формы театра. Я верю в артиста, в его слово, его воображение, которое передается зрителю, волнует и заставляет сопереживать. Выше этого не может быть ничего. Никакие новые технологии не заменят артиста на сцене. Мы долго репетировали, почти полгода, поначалу я хотел ввести в спектакль тексты современных авторов, которые очень хорошо подходили к каждому герою, но на стадии выпуска, когда спектакль созрел, всё лишнее отпало. Чехов сказал всё. У нас есть монолог дяди Вани, спетый под манеру Высоцкого, но это не более чем театральная игра, шутка».

В художественном оформлении спектакля, в костюмах героев преобладает условность, подчеркивающая вневременной, вечно современный характер истории (художник-постановщик и художник по костюмам Гала Филатова).

Все предметы мебели, реквизита помещены в прозрачные стеклянные капсулы, шкафчики, футляры. Настоящий венский коллекционный стул, редкий антикварный самовар, даже чашки, в которых подают чай, здесь - в стеклянной коробке. Некие обломки дома, которые то собираются в кубики, то распадаются в своей вечной игре со временем. Невольно вспоминается рассказ Чехова «Человек в футляре». В футляры с прозрачными стенками, кажется, упакованы все чувства и эмоции героев. В игре актеров преобладает эмоциональная сдержанность. Предметы как музейные экспонаты хранятся в прозрачных витринах, дорогие, красивые и недоступные, но и все герои живут здесь словно в некоторой изолированной стеклянной капсуле. Как, например, Елена Андреевна - роковая красавица в исполнении Елизаветы Кафиевой - женщина-русалка с полотен художников Серебряного века. Или недоступный для Сони с ее вечными заботами по хозяйству (Анастасия Квитко, Анна Арефьева), ее полудетской страсти философ и одновременно циник Астров (Михаил Разумовский).

В роли Войницкого Олег Гаянов актер МДТ - Театра Европы, актер додинской психологической школы. Глубоко переживающий, самый одинокий человек в стеклянном доме. Между Астровым и Войницким в спектакле даже возникает некая борьба за Елену Андреевну, на взаимные чувства могут претендовать оба, но ни один из них не сможет разбить стеклянный футляр, в который закрыты ее чувства. В своей непроницаемой капсуле существует и профессор Серебряков (Николай Дик), не интересующийся ничем, кроме собственной персоны, и Мария Васильевна (Ирина Соколова, Елена Ложкина) с вечной книжкой в руках, и странный, «не от мира сего» Телегин (Илья Мозговой), и даже старая няня Марина (Татьяна Захарова), не очень-то занятая какими-то домашними заботами. Призрачный мир стеклянных кубиков, и в них живут, страдают такие простые и понятные нам чеховские герои...

Из стеклянных кубиков - обломков мира в третьем действии собирается подобие некоего дома, но кубики опять распадаются. «Вам не жаль никого, ни лесов, ни птиц, ни женщин, ни друг друга. Во всех вас сидит бес разрушения». Слова Елены Андреевны, повторяющей слова Астрова, но у Астрова они относятся уже к чете Серебряковых. Эта фраза становится ключевой в спектакле. Некогда цельный мир разбит на отдельные, не собирающиеся в единое целое молекулы. Всё меньше надежды на то, что рассеется тьма, что «мы отдохнем» и «увидим небо в алмазах».

«Чеховская история могла происходить в любом времени, - считает режиссер, - русский человек всегда будет говорить, что пропала жизнь, будет жить иллюзиями, а не реальной жизнью. И надеяться на «небо в алмазах». Это незыблемая часть русского хроноса, именно это и хотелось исследовать в спектакле».


 

Фотографии Владимира ПОСТНОВА, Виктора ВАСИЛЬЕВА

предоставлены Театром им. Андрея Миронова


 

Фотогалерея