Зачем нужен дом, когда есть целый остров? / "Питер Пэн" в Театре «Буфф» имени И.Р. Штокбанта

Выпуск №9-259/2023, Премьеры Санкт-Петербурга

Зачем нужен дом, когда есть целый остров? / "Питер Пэн" в Театре «Буфф» имени И.Р. Штокбанта

В Театре «Буфф» имени И.Р. Штокбанта случилась премьера - музыкальный спектакль для детей «Питер Пэн» в режиссуре Ильи Кузнецова, возобновившего легендарную постановку Виктора Рябова. Яркая и динамичная работа погружает в полную приключений жизнь детей, которые умеют быть самостоятельными и даже сражаться с пиратами, но совсем не знают о том, что такое дом и привязанность. Спектакль полон волшебства, тесного взаимодействия со зрительным залом, юмора и добра.

История о непослушном мальчишке Питере Пэне, который не хочет взрослеть и стремится жить в чудном мире Нетландии, была создана в начале ХХ века шотландским писателем Джеймсом Мэтью Барри. Известно, что произведение было посвящено старшему брату, скончавшемуся накануне своего 14-летия и навсегда оставшемуся в памяти семьи юным мальчиком. Прототипами героев были дети близких друзей, опекуном которых, после смерти их родителей, стал Джеймс Барри. Удивительная страна, в которой жизнь течет по особенным правилам и состоит из бесконечных схваток между капитаном Крюком и Питером Пэном, влечет к себе детские умы, воспринимающие окружающий мир как сказку, в которой всегда побеждает добро. Театр «Буфф» решил обратиться к этому светлому материалу и предоставил свое видение повести.

В спектакле раскрывается несколько смысловых пластов. С одной стороны - вызывающие трепет авантюрные события на острове, с другой - вскрывающиеся во взаимоотношениях героев глубинные различия между миром взрослых и детей, женским и мужским взглядом на жизнь.

Детская аудитория в полном восторге от спектакля - легкая, завораживающая музыка (музыкальный руководитель Александр Лихачев), зажигательные танцы (балетмейстер Даниил Кириллов), фантастический полет в облаках на остров и выразительная сценография (художник-постановщик Яна Штокбант), удивительные световые эффекты и проекции (художник по свету Ксения Нужина) позволяют создать объемный, сказочный мир. Образ феи Динь-Динь метафорично представлен в виде мерцающего облачка, помогающего Питеру Пэну (Георгий Хромов-Борисов) выходить победителем из любой ситуации. Желание, вера и игра воображения становятся главными силами, которые позволяют герою жить так, как ему хочется. Питер Пэн - неисправим, его тянет к новым знакомствам, которые помогают научиться воспринимать всерьез чужие границы, но в глубине души он остается все тем же фантазером и мечтателем. 

Венди (Карина Калугина) воплощает собой совершенно иное начало. Это подчеркивается и на музыкальном уровне: когда она поет вместе с пропащими мальчишками (Виктория Коннова, Анна Лищенко, Екатерина Портнягина, Маргарита Таничева), музыка приобретает стройность и гладкость, бравурный рэп уступает гармонии и теплу. Стремящаяся созидать, она сразу же вносит порядок в жизнь мальчиков, который для них непривычен, но очень приятен. Она становится эпицентром их мира, уделяет внимание каждому и дарит свою любовь. Истинно женские качества вступают в противоречие с мужской тягой к приключениям, проверкам себя на прочность и безграничной свободе. Вместе с братом Джоном (Нурадин Суюндуков) Венди хочет домой. Питер Пэн восклицает: как можно променять целый фантастический остров на дом, в котором постоянно нужно следовать каким-то правилам? Герой не понимает, что домой тянет чувство любви и привязанности, которое им гораздо ближе, чем внутренняя независимость, наполняющая его душу. Несмотря на храбрость, умение защищать близких Питер Пэн оказывается вечным беспечным скитальцем, ищущим яркие эмоции.

Мир взрослых отличается от мира детей, особенно от влекомых к порядку и покою отцов, которых все должны слушать и уважать. Какой путь проходят мальчишки на пути взросления! В мире Венди и Джона дети не в приоритете, и, лишь потеряв их, родители начинают понимать, что же было самым главным в их жизни. Маме (Алена Булыгина) и папе (Сергей Коннов) предоставляется возможность выйти из привычного уклада бытия и переоценить свои отношения с близкими. Конечно, все эти смыслы легко и непринужденно проникают в ткань приключенческой истории, позволяя ей сиять различными глубинными оттенками.

Особым юмором наполнены взаимоотношения между пиратами. Недалекий, но воспринимающийся как главарь капитан Крюк (Сергей Коннов) придумывает всевозможные хитроумные планы, как отомстить Питеру Пэну, а его лихая команда неудачников (Дмитрий Маковейчук, Арсений Полиевиц, Даниил Усков) не справляется с приказаниями. Зрители полностью оказываются на стороне пропащих мальчишек и всеми силами пытаются уберечь Питера Пэна от смерти. Когда на месте привязанной пленницы Тигровой Лилии (Алена Булыгина) обнаруживается скелет, зрительный зал сливается в едином порыве смеха, услышав комментарий пирата: «Вы ее что, съели?»

Премьерный спектакль, помимо безграничного позитива, акцентирует внимание на том, как хорошо, когда в человеке гармонично развивается мужское и женское начало. Стремление к созиданию и буйная сила, желание сохранить и открыть новое, отдать и получить любовь - важные качества человеческой души. Питер Пэн учит: чтобы достичь какой-то цели, нужно зарядиться позитивными эмоциями, поверить в возможность мечты и сделать первый шаг. Детская жажда ежесекундно испытывать радость и воспринимать жизнь не как череду упорядоченных смыслов, а как волшебное хитросплетение чудес, будит энергию творчества и помогает взрослым ощутить свежее дыхание жизни.

Фотогалерея