Встряхнуть и город, и людей / Елена Пекарь (Воркута)

Выпуск №9-259/2023, Гость редакции

Встряхнуть и город, и людей / Елена Пекарь (Воркута)

Предыдущий 79-й и нынешний 80-й сезоны стали для Воркутинского драматического театра имени Б.А. Мордвинова чрезвычайно насыщенными. К своему юбилею, который будет отмечаться ближайшей осенью, театр движется в потоке ярких премьер, гастролируя и принимая гастролеров, участвуя в фестивалях и устраивая иные события. О настоящем и ближайшем будущем уникального заполярного театра - беседа с его директором, председателем Союза театральных деятелей Республики Коми Еленой Пекарь.

- Елена Александровна, завершается 80-й сезон театра. Чем он отличался от предыдущих, в чем его особенности, как юбилейного?

- Уже само начало сезона было необычным. Впервые мы не открывали его премьерой, как все последние годы, а начали давать спектакли из репертуара уже с начала сентября. И, кроме того, наш сентябрь был насыщен поездками: мы приняли участие в двух фестивалях. Это Международный фестиваль искусств «Апас, Тетюши, Буа - культурная дуга» в Буинске в Татарстане, где мы с большим успехом показали один из самых сильных своих спектаклей - «Прощание с Матёрой». Второе событие состоялось в прошлом году сентября в Москве. Там на проекте «Бенефис» моноспектакль «Маргарита» представила заслуженная артистка России Валентина Григорьевна Аноприенко. А между этими поездками 23 сентября 2022-го мы открыли 80-й театральный сезон премьерой спектакля «Милые бранятся - только тешатся» по двум пьесам-шуткам А.П. Чехова: «Предложение» и «Медведь». Премьерные показы шли три вечера подряд, и все с аншлагами!

А уже в начале октября мы провели большие гастроли в Сыктывкаре - тоже под знаком 80-го театрального сезона. И эти гастроли были масштабными: целых шесть дней, настоящий марафон. Нам удалось хорошо подготовиться и представить шесть самых разных спектаклей. Сразу продолжая тему гастролей уходящего сезона, отмечу еще несколько знаковых поездок, в том числе после длительных перерывов. В конце января мы съездили в Ухту, где не были около двадцати лет, по два раза показали три разных спектакля для семейного просмотра: «Бременские музыканты», «Волшебник Изумрудного города» и «Морозко». Ухтинцы приняли нас просто прекрасно! А едва вернувшись из Ухты, в начале февраля отправились в Усинск. Те же три спектакля для детей с родителями и новую постановку «Милые бранятся - только тешатся» наши ближайшие соседи приняли просто замечательно. А вообще по Коми мы гастролируем достаточно интенсивно: в прежние годы, кроме Усинска, у нас были гастроли в Печоре и Инте. Наконец, в конце марта-начале апреля мы уже у себя приняли большие полноценные гастроли коллег из Сыктывкара - старейшего в Коми Академического театра драмы имени В. Савина. Это был их первый приезд за двенадцать лет. Шесть дней, шесть спектаклей, девять показов - и каждый раз полные залы! Всё срослось, всё случилось и прошло успешно. Как положено, Воркута встретила гостей настоящей пургой, что даже северян-сыктывкарцев изрядно «взбодрило», но все сочли это хорошим предзнаменованием. И, действительно, примета не подвела!

А буквально через месяц после первой премьеры сезона на малой сцене состоялись первые показы поэмы одиночества «Говорит Москва/Лёха» по одноименным пьесам очень востребованного сегодня молодого российского драматурга Юлии Поспеловой. В декабре получилось подготовить уже две премьеры: новогоднее приключение для детей «Волшебный посох» и вечернее шоу для взрослых «Успеть за два часа, или Новогодний переполох». Это был настоящий марафон!

- Расскажите, пожалуйста, подробнее про «Милые бранятся...» и «Говорит Москва/Лёха».

- Это очень разные спектакли. К работе над «Милые бранятся - только тешатся» мы приступили еще в конце 79-го сезона. Спектакль из двух одноактовок, жанр которого мы определили как сатирические эскизы о любви, получился очень забавным, динамичным, веселым. У воркутинского зрителя комедийный жанр пользуется наибольшей популярностью, жизнь-то в Воркуте непростая: холодно, по большей части темно, людям и так хватает стрессов, особенно в последнее время. Постановка получилась действительно добротная, качественная, с очень хорошими актерскими работами и интересными режиссерскими ходами. И, конечно, нам захотелось показать ее на фестивале. Подали заявку на «Мелиховскую весну» - к огромной нашей радости, нам ее одобрили, и 26 мая мы показали наш новый спектакль в Мелихово, в Музее-усадьбе А.П. Чехова, в рамках одного из старейших, авторитетнейших театральных фестивалей России.

Второй спектакль мы изначально планировали на малую сцену. И это тоже что-то очень новое для нашего театра, потому что никогда еще мы не сидели со зрителем за одним столом и на таком близком, почти интимном расстоянии друг от друга. В основе спектакля две разных истории, которые рассказываются параллельно: одна про великого вождя, вторая про обычную рядовую советскую семью. Одна актриса ведет одну линию, вторая - другую, они чередуются в своих рассказах. Сначала было немножечко сложно для восприятия, потому что мы не привыкли к такому повествованию. И я, и, мне кажется, многие зрители искали связь между первым и вторым рассказами, пытались их как-то соединить в одно целое. Только спустя какое-то время ты понимаешь, что это совсем разные истории. И в этом, собственно, заключался режиссерский ход и некий эксперимент, который, я считаю, удался.

- Эти два спектакля объединяют два момента: то, что в один вечер помещены сразу две пьесы, и то, что их режиссеры - приезжие. Почему именно они - Захар Комлев из Сыктывкара и Михаил Егоров из Москвы?

- У нас же уже был опыт сотрудничества с Захаром в 2019 году: именно он поставил мюзикл «Буратино», который оказался очень успешным. А вот почему тогда я с ним начала сотрудничать - это хороший вопрос! Сотрудничество с Захаром у нас случалось еще до моего назначения в Воркуту, пока я жила в Сыктывкаре: по линии Союза театральных деятелей мы сделали с ним несколько проектов, а в 2019-м он меня очень выручил - спас проект ко Дню театра, который прошел под названием «Необыкновенная история самых обыкновенных артистов». Этот проект ежегодно собирал деятелей не только профессиональных, но и любительских театров на одной сцене Академического театра драмы имени В. Савина, и это всегда была крайне сложная задача. А в тот год он вообще внезапно оказался под угрозой срыва. Но директор театра Михаил Николаевич Матвеев, когда я пришла к нему с сообщением, что праздник может не состояться, сказал: «Мы обязательно что-нибудь придумаем!» Пригласил Захара Комлева - актера и режиссера своего театра, тот очень быстро включился и всё сделал. Поэтому я без колебаний пригласила Захара уже в Воркуту на постановку мюзикла «Буратино». У меня не было никакого сомнения, что это получится, потому что я уже знала его режиссерский почерк, режиссерское мышление, что этот профессионал вообще делает всё качественно, оперативно и интересно. Наш с Захаром «Буратино» оказался очень живучим и везучим: мы его показали на IV Северном фестивале в Сыктывкаре, он вошел в десятку финалистов премии «На благо мира» в 2020 году, получил награды на Республиканском театральном конкурсе имени Степана Ермолина.

Сотрудничество с Михаилом Егоровым мне предложили актрисы-исполнительницы «Говорит Москва...» Оксана Ковалёва и Ольга Ермакова. Этот режиссер в 2017 году поставил в ВДТ сразу три спектакля, один из них успешно идет до сих пор. Тогда же у них начались первые попытки освоения драматургии Юлии Поспеловой, сложился творческий тандем. Так что и актрисы уже представляли, что это будет за постановка, и театр с режиссером был знаком.

- Какие премьеры театр выпустил в сезоне после Нового года?

- Актеры у нас любят что-то делать самостоятельно. И уже к началу декабря несколько актрис подготовили спектакль на малую сцену - лирическую комедию по пьесе Григория Берковича «Дура & Дурочка». Постановка получилась удачной и, как показало время, очень востребованной у воркутинской публики. Готовясь к новогодней кампании и гастролям в Ухту и Усинск, мы эту работу ненадолго отложили, но в начале февраля уже показали горожанам. Это стало нашей первой премьерой в 2023 году. А спустя месяц, в марте, выдали сказку, опять же на малый зал, для самых маленьких «Храбрый мышонок». Этот спектакль был не только иммерсивным, но и фактически кукольным - первым в истории ВДТ, где куклы не просто используются, а являют собой всех действующих лиц. Необычная не только для нас, но и для воркутинцев, сказка очень быстро стала невероятно популярной! К тому же она получилась мобильной, и весь остаток сезона мы ее активно возим по детским садам города.

И, едва «выдохнув» после этой премьеры и последовавших за ней гастролей сыктывкарского театра, мы приступили к плотной работе над новым большим полотном - спектаклем для семейного просмотра «Волшебная лампа Аладдина». Сразу после успеха «Милые бранятся...» нам стало ясно, что сотрудничество с Захаром Комлевым надо обязательно продолжить! И еще до Нового года мы с ним определились, что следующей - уже третьей нашей совместной работой станет красивая, масштабная постановка для детей и родителей. Выбрали название, уже в феврале у нас были готовы эскизы костюмов и декораций, цеха принялись за работу, а в конце марта началась непосредственная постановочная работа. В конце апреля у нас прошли четыре премьерных показа этой восточной сказки - невероятно красивой, музыкальной, с потрясающими танцами, которые поставила Ангелина Комлева - актриса, хореограф, супруга Захара. «Волшебная лампа Аладдина» также была однозначно принята воркутинцами - полные залы, исключительно восторженные отзывы, большой резонанс в городе. Многие зрители, побывав на спектакле впервые, заявили, что хотят приходить на него еще и еще!

А еще с начала февраля мы параллельно приступили к работе над сентиментальной комедией по пьесе Андрея Иванова «Божьи одуванчики». Это будет очень милый, «театральный» спектакль о любви, одиночестве, людях старшего поколения... Его премьерные показы мы назначили на 16, 17 и 18 июня - и ими фактически закроем 80-й сезон, в котором, в общей сложности, у нас получится восемь премьерных постановок. Закрытие сезона премьерой для нас тоже будет новым опытом, и его также можно отнести к необычным особенностям юбилейного сезона.

- А еще театр всерьез задумался о проведении своего первого фестиваля.

- Да, уже придуманы и тема, и название нашего фестиваля - «ВоркутЛаб» (Воркутинская театральная лаборатория). Хочется, чтобы к нам приехали молодежные коллективы, чтобы на нашей сцене прошли интересные, креативные молодежные постановки, хочется вообще встряхнуть и город, и людей. Ну и конечно, чтобы это стало ярким культурным событием. Говорят, всякое начало тяжело, но хочется, чтобы оно было не только тяжелым, но и мощным, ярким, красивым. Нам очень хотелось провести первый в Воркуте театральный фестиваль в этом сезоне или хотя бы в этом календарном году! Но, учитывая ресурсы нашего небольшого, в общем-то, театра (в нем работают всего полсотни человек), решили «придержать» себя в своих желаниях и сначала хорошо, достойно отметить свое 80-летие ближайшей осенью - это будет очень масштабное для нас мероприятие. А потом уже браться за фестиваль, приглашать гостей. Скорее всего, эта тема актуализируется через год - к следующей весне.

- Как театр намерен отметить свое 80-летие?

- «Сильвой»! Именно этой опереттой Воркутинский музыкально-драматический театр впервые открыл свой занавес 1 октября 1943 года. Конечно, это не будет оперетта, ведь наш театр сейчас драматический, в нем нет оркестра, хора, балета, да и достаточного количества артистов с соответствующей вокальной подготовкой. Поэтому мы сделаем музыкально-драматический спектакль по мотивам одноименной оперетты, с включением в сюжет реальных исторических моментов, связанных с появлением и становлением в системе ГУЛАГа нашего театра, его уникальной историей. Сценарий по заказу театра написал Сергей Коробков - драматург, кандидат искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения Театрального института им. Б.В. Щукина, главный редактор журнала «Большой театр», заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии Правительства РФ, лауреат премии им. С. Дягилева. А режиссером-постановщиком мы пригласили Валерия Маркина - режиссера, актера, доцента кафедры мастерства актера Театрального института им. Б.В. Щукина. Он приедет в Воркуту уже в конце июня и начнет постановочную работу, а после летнего перерыва мы ее продолжим, чтобы в октябре встретить 80-летие театра во всем блеске.

- В последние годы театр добивается успехов: участвует в конкурсах и фестивалях, выигрывает гранты и стипендии на постановки. А в прошлом году спектакль «Пегий пес, бегущий краем моря» стал лауреатом премии Правительства Республики Коми. Что для театра значит эта победа?

- Я бы хотела назвать премию «Пегому псу...» не победой, а достижением театра. То, что мы получаем финансирование на участие в фестивалях, гранты на приезд критиков и педагогов - это всё наша текущая работа. Хорошо, что есть такие программы, в которых можно поучаствовать - и это у нас происходит на постоянной основе. А спектакль «Пегий пес...» - сам по себе целое явление, и я не думаю, что только для нашего театра. Наверное, это очень знаковый спектакль для театральной картинки достижений всей республики. И об этом, кстати, свидетельствует реакция на него сыктывкарской публики в октябре на наших гастролях. Как мне кажется, это та постановка, которая в целом декларирует достижения театра в разрезе общей региональной театральной культуры. Зрители выходили с показа в состоянии оцепенения, с вывернутыми наизнанку душами, с мокрыми от слез глазами. Шикарные актерские работы, технологическая подача на экран живого укрупненного плана, работа экшн-камеры, имитирующей состояние покачивания лодки на воде, авторское сопровождение сюжета «рассказчицей», потрясающая музыка, написанная специально для этого спектакля композитором Динаром Хаматнуровым... Все это находится в таком синхроне, в такой взаимосвязи, в таком динамическом и эмоциональном развитии, что ты как зритель уже не понимаешь, в какой реальности находишься. Поэтому так трудно, выходя из зала, включаться от всего пережитого в объективную реальность. Глобальная тема о важных человеческих ценностях, о выборе между жизнью и смертью ставит перед каждым, кто погружается в эту историю, вопросы высшего смысла бытия, о которых в наше непростое время мы редко задумываемся. За всю историю ВДТ это первая премия Правительства Коми, которой был удостоен спектакль, а в его составе творческий коллектив театра - Гульнар Хаматнурова, Николай Аникин, Анатолий Жуков, Евгений Канатов, Ольга Коколевская. И это, безусловно, большая удача и серьезное достижение всего коллектива театра, задействованного в рождении спектакля.

- Материально-техническая база театра в последние годы существенно улучшилась. В каком материально-техническом состоянии театр подходит к своему 80-летию?

- Уже несколько лет мы входим в программу «Театры малых городов России», которая позволяет нам существенно улучшать технические возможности нашего сценического пространства. Буквально в ноябре прошлого года к нам поступило новое современное световое оборудование, и наши текущие спектакли заиграли в новом свете, возможности для новых постановок тоже расширились.

А если говорить о материально-технической работе в театре, то это, конечно, ремонты - наш малый зал тому пример. Сейчас уже можно говорить о том, что мы готовы провести фестиваль, потому что у нас есть полноценный малый зал, а высококачественное световое оборудование там позволяет провести любой спектакль. В конце концов, у нас там красиво! То же самое на большой сцене: возможностей сейчас, конечно, гораздо больше, чем еще пять лет назад. У нас появился репетиционный зал на третьем этаже, мы его отремонтировали, а в этом сезоне и оснастили зеркалами, что очень помогает в проведении репетиций по пластике. Вообще, постоянно занимаемся ремонтом помещений: здание старое и всегда нуждается в ремонтной работе.

- Елена Александровна, в феврале исполнилось пять лет, как вы возглавили ВДТ. Пришли в год юбилея, и вот-вот уже новый. Что удалось сделать за этот срок?

- Да, мне «повезло»: пришла аккурат к юбилею, прямо «с корабля на бал»! Могу сказать, что я ни разу не пожалела о своем решении приехать сюда работать, потому что дело, которым занимаюсь - настоящее, большое. Конечно, многотрудное, сложное. Наш театр находится на севере, за северным полярным кругом. Мы здесь вдвойне, втройне и впятерне боремся с разными трудностями - даже с погодными, климатическими. Вот грянул мороз - и никто не пришел на спектакль, налетела пурга - и всё. Тем более что сейчас можно билеты онлайн и купить, и сдать. То козырек оторвет, то ограждение снесет, то еще что-нибудь... Конечно, всё непросто, но здесь в самом городе ощущается какая-то семейственность, здесь все друг другу помогают, здесь один за всех и все за одного, потому что люди понимают: иначе в Воркуте не выжить. И точно так же мы в театре. У нас, как в любом творческом коллективе, бывают разногласия, споры. Но все прекрасно понимают, что если, как лебедь, рак и щука, все будут тянуть в разные стороны, ни у кого ничего не получится. И так нагрузка бешеная. Мы давно отошли от показа спектаклей только на город и на неделе проводим целевые спектакли, приглашаем школы, выезжаем со спектаклями по детсадам. Мы должны выполнять очень-очень много разных задач. И, мне кажется, мы достаточно успешно с этим справляемся - потому что у нас в театре есть команда.

- Насколько помогает или мешает театру то, что его директор - еще и председатель Союза театральных деятелей Коми? Как-то это влияет на работу театра?

- Это никак не влияет на работу театра и никак не мешает. Просто я сейчас настолько «пустила корни» в своей работе в Воркутинском театре, что мне все труднее и труднее выбираться в Сыктывкар по вопросам СТД, нежели раньше. И сложнее уделять равнозначное внимание всем театрам. Сейчас очень многими вопросами занимается мой заместитель Ева Стрелец. Большинство республиканских театров находятся в Сыктывкаре. Поэтому моя жизнь сейчас соткана из огромного количества поездок. Стараюсь не пропускать значимые театральные события в столице Коми, а дороги - это достаточно тяжело. Расстояния не ближние, на них уходит очень много времени, хочется и там с деятелями театра пообщаться, что-то вместе сделать, самой поучаствовать, сказать какое-то слово. И здесь работа засасывает... Но пока всё хорошо. Если мои театральные деятели в Сыктывкаре на меня еще не пожаловались, - значит, всё в русле нормы.

Но вообще, сейчас и деятельность Союза немножко по-другому выстраивается. Если раньше это были, в основном, какие-то многочисленные мероприятия, то сейчас больше, так сказать, индивидуальной работы. У СТД нет своей площадки, где мы могли бы встречаться, у нас есть просто офисный кабинет на базе Республиканского Дома творчества. Сейчас очень много российских проектов по линии СТД. Мы отправляем людей на учебу и в Коми приглашаем специалистов. Работы в Союзе очень много, просто она не на виду. Это наши ветераны, которых мы опекаем, навещаем и помогаем. Еще один большой наш проект - Республиканский театральный конкурс имени Степана Ермолина, проходящий раз в два года, и мы уже на пути к следующему конкурсу. Ну и юбилей самого Союза, кстати говоря, в один год с юбилеем ВДТ: в 2023 году Воркутинскому театру исполнится 80 лет, а СТД Коми - 75. Так что сейчас я, как и пять лет назад, буду параллельно готовиться к двум юбилеям и после праздника в театре будем выходить на празднование в СТД.

- В последние пять лет в театре появилось много новых, в том числе молодых лиц: и в актерской труппе, и в цехах, других подразделениях...

- Да, у нас очень обновился штатный состав театра, стало много молодежи, в том числе на ключевых постах. Пришли молодые актеры Михаил Марчук, Исабель Монк и опытный Анатолий Жуков. Наша ведущая актриса Гульнар Орлова год назад стала еще и заведовать труппой. Мой заместитель Светлана Кава пришла со мной вместе, позже прибыла администратор Анна Воронова. В цехах появились художник по свету Иван Фролов, художник-декоратор Галина Иванова, реквизитор Виктория Иванова, помощник режиссера Екатерина Илли... Есть новые лица в хозяйственном блоке, среди машинистов сцены... В конце концов, мы вернули в штат театра должность завлита. Так что люди не просто приходят работать в театр - они едут к нам из других городов и регионов. При этом продолжают работать специалисты очень опытные, которые в театре уже несколько десятилетий: костюмер Алла Геннадьевна Горшунова, заведующая звуковым цехом Валентина Степановна Сихварт, ведущие актеры Николай Аникин, Марина Юлдашева, Оксана Ковалёва...

- Люди театра - народ суеверный, но, может, поделитесь планами на будущее? О ближайших вы рассказали, а в дальней перспективе?

- На сегодня у нас, по большому счету, всё есть, и обо всем этом мы сейчас поговорили. Просто нужно эти направления продолжать и развивать, идти по всем фронтам вглубь. Единственное, чего у нас пока нет - своего фестиваля, но и его мы уже наметили. А какие-то постановочные эксперименты могут возникнуть всегда. Ах да - и еще хочется получить «Золотую Маску»! Все театральные премии, которые в Коми есть, уже хотя бы по одному разу театром и его артистами получены - дело за главной театральной наградой страны. 

Фотогалерея