Не бояться быть смешной / Наталья Панова (Оренбург)

Выпуск №9-259/2023, Лица

Не бояться быть смешной / Наталья Панова (Оренбург)

Наталье Пановой - актрисе Оренбургского драматического театра им. М. Горького исполнилось 75 лет, 55 из которых посвящены служению сцене. И она не делает из этого никакого секрета. Признаться, нечасто встретишь женщину, которая не скрывает своего возраста.

- А зачем скрывать? - смеется Наталья Ивановна. - Тем более сейчас, когда в Интернете всё про тебя известно: рост, вес, сколько у тебя детей, сколько было романов и с кем. И потом, как ни молодись, природу не обманешь. Окна моей квартиры выходят на детский сад. Иногда я стою у окна, пью кофе и пытаюсь угадать со спины - мама или бабушка идет за ребенком. И ни разу не ошиблась. У человека в возрасте психофизика другая. Так что свой возраст принимаю спокойно. Но пенсионеркой себя не считаю.

Для бенефиса она выбрала спектакль «Милые люди» по рассказам Василия Шукшина, где играет две роли - бабку Маланью в «Сельских жителях» и старуху Отавину в «Бессовестных». Особенно ей нравится вторая героиня, которая, устав от одиночества, собирается замуж за такого же одинокого старика, помолодев и преобразившись без пластических хирургов и чудодейственных пилюль в предчувствии долгожданного человеческого тепла.

Еще один повод удивиться: актриса с интеллигентным лицом, голливудской улыбкой, элегантной фигурой, созданной для костюмных ролей, и вдруг деревенская старуха.

- Я очень люблю характерные роли, - признается актриса. - В них есть, что играть. Особенно в шукшинских персонажах, комичных и трогательных одновременно. Я никогда не боялась быть смешной. И потом, мне дорог Шукшин, так глубоко знавший и чувствовавший душу русского народа.

В ее семье артистов не было. «Я из публики», - шутит актриса, говоря о себе. Папа, имевший деревенские корни, был военный. Мама - из купеческого рода. Ее семья после революции эмигрировала из Оренбурга в Китай. Оттуда родители перебрались в Турцию.

- А дочери захотелось романтики, - улыбается Наталья Ивановна. - И она из Харбина отправилась не в Стамбул, а в Россию, на Дальний Восток, где и встретила моего отца. Там я и родилась...

Пьянящий вкус аплодисментов она ощутила в седьмом классе, когда играла в школьных постановках. Они тогда жили в Новосибирске. Занятия вела бывшая актриса, которая не скупилась на похвалу, что поощряло в способной ученице страсть к лицедейству. Особенно довольна была юная артистка, когда удавалось рассмешить публику. Видимо, из тех лет и произрастает ее особая симпатия к «комическим» старухам.

Оканчивая школу с медалью (а доучивалась Наталья уже в Оренбурге), она, как чеховская героиня, рвалась в Москву - постигать сценическое мастерство. Поступать приехала в Школу-студию МХАТ, но срезалась на третьем туре. Судьба постаралась подсластить пилюлю, подослав к ней второго режиссера фильма «Гранатовый браслет», снимавшегося тогда на «Мосфильме» по одноименной повести А. Куприна. Тот пригласил ее на роль второго плана. В главной блистала Ариадна Шенгелая. Но и тут не сложилось.

Наталья вернулась в Оренбург, где как раз завершался набор в филиал Школы-студии МХАТ при Оренбургском драматическом театре. Основной костяк «взрослых» артистов, которые хотели получить высшее образование, уже набрали. Требовалось разбавить курс молодежью. Шанс учиться при театре - один на миллион. И Наталья его не упустила.

Учеба длилась четыре года. Экзамены ездили сдавать в Москву. В дипломном спектакле по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», по которой был снят фильм «Летят журавли», она сыграла главную героиню - Веронику. Постановку смотрел сам автор, присутствие которого добавило волнения. Диплом был получен, и молодая актриса органично влилась в труппу театра. Возглавлял его в ту пору легендарный Юрий Иоффе, чье время ныне именуют не иначе, как золотым веком оренбургского театра. Родители против выбора дочери не возражали.

- Правда, мама, женщина образованная, знавшая пять языков, Мельпомену не жаловала, - вспоминает Наталья Ивановна. - Бывая в Москве, больше любила пройтись по магазинам, чем по театрам. Но ей было приятно, что дочь стала артисткой. Зато папа, который был из «простых», наоборот, попав в столицу, стремился посмотреть нашумевшие спектакли. Однажды так потратился на билеты в знаменитые театры, что еле наскреб деньги на обратную дорогу.

Ее первой работой стала роль Настеньки - младшей дочери купца в сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». Потом целая галерея молодых героинь: Марья Антоновна в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Марфинька в «Обрыве» И.А. Гончарова, Лидочка в «Свадьбе Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина. Со временем список продолжили царица Александра Федоровна в спектакле по пьесе А.Н. Толстого «Перед возмездием», Полина в «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова, купчиха Белотелова в комедии «За чем пойдешь, то и найдешь» А.Н. Островского, Софья Петровна в «Прощальной гастроли князя К.» по Ф.М. Достоевскому, сваха в «Женитьбе» Н.В. Гоголя, Лида в «Прибайкальской кадрили» В. Гуркина, Розмари Мортимер в «Клиническом случае» Р. Куни и другие роли. Всего - более ста.

Она и сегодня занята во многих спектаклях текущего репертуара. В нынешнем послужном списке - Анна Семеновна Ислаева в «Месяце в деревне» И.С. Тургенева, Анна Павловна в «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова, Таисия Петровна в «Земле Эльзы» Я. Пулинович, миссис Пирс в «Моей прекрасной леди» Ф. Лоу, А. Лернера.

Группа столичных критиков, приезжавшая недавно в оренбургский театр оценить постановки по русской и зарубежной классике, отметила как удачу спектакля «Обыкновенная история» образ матушки Александра Адуева, созданный Натальей Пановой. В частности, ее пронзительный по интонации и душевной глубине монолог в сцене прощания с сыном, покидающим родные Пенаты. Запоминается даже чисто визуально ее благородный образ и в тургеневской пьесе «Месяц в деревне». А ей, в свою очередь, памятна работа над этой постановкой со столичным режиссером Борисом Морозовым, очень подробно разбиравшим и глубоко осмысливавшим с актерами «зерно» роли.

Но более всего ей близок «ее» режиссер - художественный руководитель Оренбургского драматического театра, народный артист России Рифкат Исрафилов, проповедующий русский психологический театр. Он и дал актрисе возможность раскрыться в характерных ролях, расширив творческий диапазон. И не только в деревенских старухах, но и героинях пикантных французских комедий. В них она чувствует себя абсолютно в своей стихии, так же как в нашумевшей в свое время постановке по пьесе Ф. Булякова об умирающей русской деревне «Выходили бабки замуж», не говоря уж о шукшинских историях.

В общем, без работы в свои три раза по 25 Наталья Ивановна не сидит. А с появлением в театре Малого зала и возвращением в труппу заслуженного артиста России Олега Ханова ее еще и прибавилось. Дело в том, что Олег Закирович собирается ставить на малой сцене «Вечер» А. Дударева - пьесу о доживающих свой век в обезлюдевшей белорусской деревне трех забытых богом и детьми стариках. Наталья Ивановна, в очередной раз отодвинув на неопределенный срок давно планирующуюся операцию на глаза, взялась учить роль старухи Ганны.

Казалось бы, если не всё, то многое уже сыграно. Но если вы спросите у Пановой, где бы ей еще хотелось сыграть, она, не задумываясь, ответит: «В пьесах Горького. Вот где характеры!» Однако при этом не забудет сказать: «Но в определенном возрасте, надо вовремя уйти со сцены. Лучше на год раньше, чем на день позже».

Пусть этот возраст для Натальи Ивановны наступит как можно позже.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея