Заблудилась молодость в "пятерках" / Светлана Дорохова (Чайковский)

Выпуск №9-259/2023, Лица

Заблудилась молодость в "пятерках" / Светлана Дорохова (Чайковский)

31 мая 2023 года исполняется 55 лет Светлане Валерьевне Дороховой - ведущему мастеру сцены Чайковского театра драмы и комедии, лауреату Пермского краевого театрального фестиваля «Волшебная кулиса».

Еще десять-пятнадцать лет назад она называла себя Страусенком Туком. Эту роль в сказке чайковского режиссера Сергея Борзенко «Я - цыпленок, ты - цыпленок!» актриса любила особо. Страусенок в спектакле был существом неуклюжим и неприспособленным к жизни. И за «псевдонимом» Светлана Валерьевна скрывала свою обреченность перед насильственным навязыванием ей амплуа гранд-кокет. Не без умилительно тонкого «аромата» ее природного кокетства, конечно.

К примеру, в угоду публике Алексей Орлов, в 2010-2022 годах главный режиссер Чайковского театра драмы и комедии, своеобразно «эксплуатировал» природное женское обаяние и чарующую прелесть актрисы. Это и понятно. Наш-то зритель клубничку любит! И в последнее двадцатилетие Дорохова ослепляла публику радужным фейерверком экстравагантных сценических образов. В их числе - глупая переспевшая девица Хозефина (Фифи) в мелодраме Алехандро Касоны «Дикарь (Третье слово)» и малолетняя проститутка в «Месье Амедее» Алена Рейно-Фуртона. А как хороша была ее легкомысленная красотка-попрыгунья Линда Лодж в комедии положений Рэя Куни «Кровать, леди и джентльмены»! Или Габи в «Восьми любящих женщинах» Робера Тома иже с ней и не отягощенная умом прелесть Джейн Уорзингтон в комедии положений Р. Куни «Он, она, окно, покойник». Ради спасения репутации своего любовника Уорзингтон-Дорохова была готова «плясать ламбаду» в эротическом красном пеньюаре на плоскостях амурных треугольников пьесы Рэя Куни - явных и мнимых.

С другой стороны, режиссеры различных школ и направлений чувствовали, что Дорохову-актрису нельзя «консервировать» только лишь сценическими судьбами дурочек и попрыгуний-стрекоз. К тонкому классическому профилю Светланы Валерьевны зритель обязательно припишет все мыслимые добродетели ее будущих положительных героинь: скромность, высокую нравственную привлекательность, чуждую жизненной грязи и пошлости. Как следствие, созданное актрисой «эксклюзивного и долговечного колье» из ролей юниц и молодых женщин-красавиц.

Достаточно полюбоваться двумя крупными «подвесками» в центре этого «колье». В комедии Мольера «Школа жен» в режиссуре Валерия Конева актриса на наших глазах превращала целомудренную девушку-прелестницу Агнессу в умную женщину, готовую ради любви совершить подвиг. А Лисистрата у Светланы Дороховой - это сценическая ода женщине, ее гармонии красоты и интеллекта на фоне саркастического отношения режиссера А. Орлова к вечным воителям-мужчинам как к касте. Если же вглядеться еще пристальнее, то о равноправии партнеров и естественном притяжении мужчины и женщины, их необходимости друг другу в мирной ауре доброты, любви и согласия. Увы, проблема равноправия двух полов - полюсов человечества - актуальна до сих пор.

Любопытно, что, играя представительниц прекрасного пола, от несовершеннолетних до женщин в возрасте тридцать «плюс», Дорохова-актриса почти не пользуется театральной косметикой (кроме ролей в сказочных спектаклях). Отец Небесный, позволив Светлане Валерьевне появиться на свет Божий, видимо, залюбовался своим творением и забыл отщелкивать года-костяшки на счетной доске ее жизни. Тем не менее, начиная с 1995 года, за 28-летний период работы в Чайковском театре драмы и комедии Светланой Дороховой накоплен бесценный опыт разноплановой актрисы. Ей подвластны и острохарактерные образы, и роли с глубокой психологической разработкой. Творческий потенциал, дарованный Светлане Валерьевне природой, щедро востребован и в классическом, и в современном репертуаре театра.

Другое дело, ее героини, которые хлебнули лиха. Вероятно, лишь в этих случаях актриса вспоминает, что само слово «грим» происходит от староитальянского qrimo - морщинистый. В драме в стиле inferno «Роман с кокаином» чайковского режиссера Дмитрия Доморощенова по повести М. Агеева (Марка Леви) Дорохова повергла зрителей в шок трагической судьбой Матери. Буквально на грани нервного срыва актриса показала, к чему приводит слепая до самопожертвования материнская любовь к своему жестокому чаду-эгоисту.

В трагикомедии Юрия Полякова «Как боги» в режиссуре Артема Палкина актриса прожила на сцене незавидную судьбу Веры Николаевны - жены отставного дипломата-китаеведа, пьяницы Леонида Ивановича Гаврюшина (заслуженный артист РФ Василий Костоусов). Умница, утонченная интеллигентка из «дворянок», Гаврюшина-Дорохова вынуждена добывать «хлеб насущный в поте лица своего» обучением этикету «новых русских». Другими словами - хорошим манерам хамоватых и развратных олигархов-«пальцы веером» и кандидатов в олигархи.

Среди сценических портретов Дороховой-актрисы особо выделяются ее героини-повелительницы собственных сложных судеб. Это и понятно. Они близки ей по духу. Будь Светлана Валерьевна «жертвой», так называемых, жизненных обстоятельств - и в свои пятьдесят пять прозябала бы в общежитской комнатке с двумя взрослыми сыновьями. Увы, ипотечный кредит артистке провинциального театра не по ее зарплате. Однако выход был найден...

Почти десять лет Светлана Валерьевна работает в театре костюмером. Причем, она «блистает» не только на сцене, но и в закулисье. А объем ее обязанностей колоссален: хранение, отбор и получение сценических костюмов, дежурство в период показов и репетиций, помощь актерам в переодевании, упаковка костюмов после окончания спектакля - всего не перечислить! У Дороховой-костюмера все идеально: костюмы постираны, отутюжены, исполнители действующих лиц любого спектакля одеты с иголочки. Без ее труда в закулисье зрители бы не увидели массу прекрасных постановок.

И пусть Светлана Валерьевна не входила в горящую избу, не останавливала на скаку коня. Сдюжить труд актрисы-костюмера, одновременно напряженно интеллектуальный и физический, по силам далеко не каждому.

Светлана Дорохова с легкостью осваивает экстренные вводы в роль, обладает великолепной способностью к быстрому перевоплощению. Каждое ее появление на сцене выливается в настоящий праздник для зрителя. Ведь она всегда интересна. В исполнительской технике актрисы нет штампов. Коллеги утверждают, что с ней легко работать. Она чувствует партнера и актерский ансамбль. Режиссеры в ней видят даровитую, постоянно развивающуюся исполнительницу. Все эти качества позволили Светлане Валерьевне Дороховой стать одной из ведущих актрис в труппе Чайковского театра драмы и комедии.

 

Фото из личного архива Алексея ОРЛОВА

Фотогалерея