Школьная классика на сцене / "Ревизор" Бугурусланского драматического театра им. Н.В. Гоголя

Выпуск №9-259/2023, Гости Москвы

Школьная классика на сцене / "Ревизор" Бугурусланского драматического театра им. Н.В. Гоголя

В начале марта в Московском Центральном Доме Литераторов Бугурусланский драматический театр им. Н.В. Гоголя представил программный спектакль «Ревизор» в рамках Фестиваля «Школьная классика».

В который раз идет этот фестиваль: уже сложились свои обычаи и традиции. Постепенно и незаметно школьники начинают глубже понимать тенденции, связанные с интерпретацией русской классики. Нередко и нежелательные сегодня, свойственные в целом современному российскому драматическому театру, - от слепой иллюстрации текста до пустого «осовременивания», а иногда и вульгарной, пошлой редакции.

Было опасение, что спектакль «Ревизор» Бугурусланского драматического театра не станет исключением: юные зрители уже привыкли ко всему. Режиссер Вячеслав Сорокин словно балансирует между такими ожиданиями современной публики и верностью автору. Он опирается на традиционное реалистическое решение, которое несколько условно трансформирует художник: от приземленного «кабинета» Городничего до триумфальной арки. В спектакле есть и острые подходы, и современный взгляд, и традиционная реалистичность. Публика, на удивление, очень живо реагирует на давно ушедшие события российской глубинки и даже аплодирует артистам в удачно сыгранных эпизодах.

Вячеслав Сорокин не отказался от сатирической заостренности образов и тем драматурга. Этот острый взгляд позволяет более чем смело решать отдельные сцены. К примеру, сцены объяснения Хлестакова (Эдуард Женихов) с дочкой Городничего Марьей Антоновной (Ольга Граф) и его женой Анной Андреевной (Инна Крилевец) решены более чем откровенно. Персонажи готовы чуть ли не на наших глазах переступить грань безобидного флирта. Предельно заострены и все официальные лица-маски - как Городничий (Евгений Крилевец), этакий не сдающийся матерый градоначальник, так и свора чиновного люда. Это пугающийся всех и вся смотритель училищ Лука Лукич (Сергей Зиновьев), «твердолобый» судья Ляпкин-Тяпкин (Руслан Аминев), вездесущий попечитель богоугодных заведений Земляника (Артем Берлин), пьяненький любитель чужих историй почмейстер Шпекин (Александр Чуркин) и вечно борющиеся за первенство двое местных помещиков-сплетников Добчинский (Сергей Еремеев) и Бобчинский (Данил Денисов).

Правда, артистам не всегда хватает глубинных мотивировок такого поведения, отчего внешний рисунок оказывается иногда формальным, особенно в первом действии. На фоне всего спектакля более точны по отношению к замыслу режиссера финальные сцены. Это если не «немая сцена» по Гоголю, то пара, действительно, шоковых для персонажей, кульминационных эпизодов. К таким фрагментам относятся момент сообщения об ошибке - подмене столичного чиновника мелкой сошкой и известие о приезде настоящего Ревизора. Эти сцены вполне оправдывают режиссерский рисунок и усилия труппы. Об этом же свидетельствует эмоциональный прием зрителей-школьников.

История оказалась узнанной ими и, значит, признана современной. Можно сказать, что спектакль по русской классике получился, а это со школьной классикой бывает нечасто. Театр по праву может решать большие задачи, связанные с прочтением классических произведений именно в духе традиций русского психологического театра. Это на сегодняшний день актуально, на что и нацелен фестиваль «Школьная классика» и на что направлены усилия его генерального директора Дениса Новосельцева. В связи с этим можно пожелать дальнейших успехов как фестивалю, так и Бугурусланскому драматическому театру в создании ярких классических спектаклей, которые воспитывали бы у подрастающего поколения эстетический вкус, глубокое понимание и проникновение в существо произведений наших великих авторов, сохраняя и приумножая художественные традиции великой русской литературы.

 

Фото из архива театра

Фотогалерея