Колесо жизни / М.Н. Кузнецова. «От "Сардая" до "Йывана Кырла"»: обзоры премьерных спектаклей театра имени М. Шкетана.

Выпуск №9-259/2023, Книжная полка

Колесо жизни / М.Н. Кузнецова. «От "Сардая" до "Йывана Кырла"»: обзоры премьерных спектаклей театра имени М. Шкетана.

М.Н. Кузнецова. «От "Сардая" до "Йывана Кырла"»: обзоры премьерных спектаклей театра имени М. Шкетана. Йошкар-Ола: Издательский дом «Марийское книжное издательство», 2022


Новую книгу о Марийском национальном театре драмы имени М. Шкетана можно назвать кратким, но вполне исчерпывающим экскурсом в судьбу известного творческого коллектива. Это результат глубокой исследовательской работы Маргариты Кузнецовой - известного в Республике Марий Эл и за рубежом финноугроведа, доцента кафедры финно-угорской и сравнительной филологии Марийского государственного университета, кавалера венгерского ордена «Рыцарский крест» за высокие достижения в языкознании, участницы многих международных симпозиумов и конференций, автора более 100 научных работ.

С национальным театром драмы имени М. Шкетана Маргариту Нифонтовну связывают долгие годы сотрудничества и сотворчества. Во многом благодаря ее усилиям сложились прочные контакты россиян с венгерскими театрами и научными сообществами, занимающимися проблемами сохранения финно-угорских языков, а в 2019 году на Шкетановской сцене сыграли премьеру спектакля «Илена-йÿлена» по пьесе венгерского драматурга Чабы Секея «Цветок шахт». Взяться за написание книги «От "Сардая" до "Йывана Кырла"» побудил и глубоко личный мотив. Впервые она побывала в Марийском национальном театре еще школьницей в 1970 году, и эта намоленная сцена навсегда стала для нее храмом искусства. Составляя обзоры наиболее значимых постановок и используя рецензии марийских, московских, петербургских критиков и театроведов, Маргарита Кузнецова добавляет и собственные впечатления, от чего строгая и энциклопедическая форма нового издания приобретает авторские черты.

Опираясь на исследования предшественников, в частности, на обстоятельную монографию М.А. Георгиной «Марийский драматический театр: страницы истории (1917-1978), изданной в Йошкар-Оле в 1979 году, Маргарита Кузнецова существенно переработала и дополнила этот материал, предложив новую классификацию периодов становления Шкетановского театра. Первый этап очерчен 1929-1934 годами, когда костяк труппы составили выпускники Марийской студии музыкально-драматического искусства, и коллектив под руководством Наума Календера начал работать в статусе профессионального. Большим событием стало приглашение на Первую Всесоюзную олимпиаду театров и искусств народов СССР, где актеры сыграли свои лучшие спектакли «Пасека» и «Живая вода», отразившие самобытную марийскую культуру, и были награждены дипломом первой степени.

В последующие годы, когда труппу возглавил Николай Станиславский, в репертуаре появилась русская и зарубежная классика - «Гроза» и «Доходное место» А.Н. Островского, «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Жорж Данден» Ж.-Б. Мольера, а наряду с этим первый национальный водевиль «Окса тул» («Клад») и народно-поэтическая драма «Акпатыр» марийского поэта, переводчика и драматурга Сергея Чавайна. Именно благодаря «Акпатыру», по мнению критиков, в марийском драматическом искусстве произошел поворот «от натуралистического примитива к реалистическим обобщениям, от мертвой схемы - к многообразию красок, к созданию образов живых людей».

Сезон 1936-1937 годов выделен особо: в театр пришел выпускник ГИТИСа Алексей Маюк-Егоров, первый профессиональный марийский режиссер. Одной из самых ярких его работ стала музыкальная комедия «Салика» С. Николаева, щедро показавшая исконные традиции народа мари, а сама пьеса теперь входит в золотой фонд национальной драматургии, и ее жизнь на сцене продолжается. К сожалению, этот период омрачен роковыми событиями, связанными с политическими репрессиями. Беспочвенные обвинения в причастности к националистической контрреволюционной организации оборвали жизнь и Маюка-Егорова, и многих актеров труппы.

Марийский театр всегда жил в ритме большой страны. Им руководили талантливые режиссеры, и каждый вписывал свои строки в театральную летопись. Первой постановкой Георгия Иосселиани стала инсценировка романа Н. Островского «Как закалялась сталь». В годы Великой Отечественной войны тяготы жизни легли на плечи выпускника Марийского музыкально-театрального техникума Сергея Савельева. В память об Алексее Маюке-Егорове он вернул на сцену «Салику». Режиссер Сарра Кириллова, с именем которой связан один из самых значительных периодов жизни Шкетановского тетра, назвала его «тихим рыцарем». Именно Савельев первым подарил сценическую жизнь пьесам марийского поэта и драматурга Николая Арбана, чья драма «Черный волк» позднее вошла в репертуар многих русских и национальных театров страны.

Ставку на классику делал Евгений Амантов, возглавивший коллектив в конце 1940-х и называвший ее действенным средством для совершенствования профессионального мастерства актеров. Режиссер Иван Бабенко, напротив, выбирал в основном произведения марийских драматургов. Он наполнял свои постановки народной музыкой и песнями, которые исполнялись актерами не только на сцене, но и в зрительном зале, и этот абсолютно новый для национального театра прием действовал на публику завораживающе. В 1956 году, окончив ГИТИС, в театр пришел Сергей Иванов, его время совпало с реабилитаций классика марийской литературы Сергея Чавайна, и молодой режиссер вновь вывел на сцену героев его пьес. Позднее он поставил первую национальную оперу «Акпатыр» композитора Эрика Сапаева.

С 1974 по 1987 годы театр возглавляла Сарра Кириллова, обладавшая одновременно талантами актера, режиссера и руководителя. Ее называли «матерью театра», и это, пожалуй, главная оценка ее творчества. Сарра Кириллова поставила немало спектаклей, отмеченных высокими наградами, в том числе Государственной премией Марийской АССР, но вершиной ее творчества называют «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского и «Короля Лира» У. Шекспира. Маргарита Кузнецова особо подчеркивает, что Сарра Степановна всегда уделяла серьезное внимание подготовке молодых актеров, при ней в труппу пришли выпускники двух национальных студий ГИТИСа. Среди них Василий Пектеев, в 1987 году сменивший Кириллову на посту главного режиссера и сделавший очень многое и для дальнейшего развития театра, и для сохранения культуры и языка марийского народа. К слову, 28 апреля в Доме актера Марийского регионального отделения СТД РФ провели вечер памяти Сарры Степановны Кирилловой. С теплом говорили о «матери театра», актеры читали отрывки из ее замечательной книги «Наш театр», увидевшей свет только в 2007 благодаря усилиям Василия Пектеева.

Жизнь длится от премьеры к премьере, а время все расставляет по своим местам: одни пьесы сходят со сцены очень быстро, другие продолжают путь сквозь десятилетия и все так же волнуют и постановщиков, и зрителей. Значительная часть книги «От "Сардая" до "Йывана Кырла"» посвящена лучшим театральным работам Шкетановского театра, появившимся в репертуаре с 1922 по 2020 годы и отразившим становление национальной сцены, рождение новых имен в драматургии, режиссуре, актерском искусстве. Маргарита Кузнецова делает обзоры 56 премьер, анализируя рецензии разных лет, опубликованные в марийских периодических изданиях, в журналах «Страстной бульвар, 10» и «Петербургский театральный журнал».

Глава начинается рассказом о спектакле «Сардай» классика марийской драматургии М. Шкетана, поставленном в 1922 году на сцене тогда еще передвижного театра, где сам Шкетан (настоящее имя Яков Павлович Майоров) сыграл главного героя Сардая. Прошло много лет, и философская притча о том, что происходит с человеком, когда он из бедняка превращается в алчного хищника-богача, актуально и мощно прозвучала в сложные 1990-е в постановке Василия Домрачева. Судьба драматурга Шкетана оборвалась трагически в 1937 году, но его пьеса «Эх, родители...», впервые поставленная в 1923 году, до сих пор не сходит с подмостков в различных режиссерских версиях. В 2008 году свое решение национальной классики предложил Олег Иркабаев, и на региональном фестивале «Йошкар-Ола театральная» его работа получила Гран-при. В золотом фонде театра и «Летняя ночь» по пьесе марийского драматурга Николая Арбана, имевшая несколько сценических воплощений, начиная с 1946 года, и привлекавшая постановщиков своей человеческой глубиной. В 2009 году к этому материалу обратился режиссер Роман Алексеев.

Почти столетие живет на марийской сцене «Пасека» С. Чавайна, с которой когда-то артисты молодой труппы вышли в большое театральное пространство. Два года назад Василий Пектеев вернул на сцену еще одно произведение этого драматурга - созданную в 1936 году пьесу «Клад», и поставил зрелищный спектакль «Блеск монет». Среди лучших работ театра и народная музыкальная комедия «Салика» С. Николаева, которая появилась в репертуаре в 1938 году и с той поры привлекает режиссеров, умеющих разглядеть в ней новые грани. Свою интерпретацию пьесы в 1976 году предложила Сарра Кириллова, в 1999 и 2004-м к ней вернулись Василий Пектеев и Василий Домрачев, и сегодня этот спектакль пользуется большой зрительской любовью. Маргарита Кузнецова пишет о ярком актерском ансамбле в этой задорной, оптимистической, современной, романтической и в то же время социально направленной постановке, наполненной этнографическими сценами с элементами традиционной марийской свадьбы.

Имя Йывана Кырла без сомнения знаковое для марийской культуры. Сегодня его бронзовый памятник встречает приезжающих на железнодорожном вокзале Йошкар-Олы. Поэт и актер, исполнитель роли Мустафы в первом советском звуковом фильме «Путевка в жизнь», он тоже служил в национальном театре, создавая убедительные и запоминающиеся образы своих героев. Его творческий путь оказался стремительным, но коротким и трагически оборвался в 1943 году. Спустя полвека на сцене Шкетановского театра Василий Пектеев поставил спектакль «Ой, куница играет...» по пьесе мордовского драматурга Александра Пудина, обратившись к судьбе Йывана Кырла и обозначив такую важную тему, как взаимоотношение творца и власти. И, словно замыкая очередной круг жизни, в 2020 году молодой режиссер Степан Пектеев осуществил по собственной инсценировке экспериментальную постановку «Йыван Кырла. "Путевка в жизнь"», основанную на биографических и архивных материалах и отразившую дух той эпохи. Рассказывая о судьбе своего земляка, Степан Пектеев делает важное обобщение и вспоминает историю всего марийского народа, который даже в самые мрачные времена сохранил свою душу живой. Размышляя об этой значимой для репертуара Марийского национального театра драмы имени М. Шкетана работе, Маргарита Кузнецова очень точно пишет: «Вечное движение, движение по спирали, потому что жизнь возвращается иногда на круги своя, только в более изощренной, завуалированной форме. Соединение прошлого, настоящего и будущего. Но как мы перешагнем из прошлого в будущее, зависит только от нас, людей, живущих здесь и сейчас». 

Фотогалерея