Был для каждого дядей Сашей... / Вспоминая Александра Свиридова (Тольятти)

Выпуск №9-259/2023, Вспоминая

Был для каждого дядей Сашей... / Вспоминая Александра Свиридова  (Тольятти)

 В память об Александре Анатольевиче Свиридове, в сороковой день, в Тольяттинском театре кукол была сыграна легендарная, не так давно трижды номинировавшаяся на премию «Золотая Маска» «Повесть временных лет». Благодаря компьютерной обработке видеозаписи, магическим видением бродил по сцене его летописец Нестор, звучал голос актера. Кажется, весь город пришел в этот вечер в переполненный зал, чтобы вновь встретиться с любимым артистом. А затем о нем, не скрывая волнения, вспоминали коллеги, друзья, родные и, конечно, зрители - и дети, и взрослые. В фойе театра была организована выставка кукол, с которыми работал артист, его театральных костюмов, фотографий, личных вещей. 

В детстве Сашу увлекали журналистика и телевидение. Окончив Куйбышевский государственный институт культуры, вместе с женой в начале 70-х годов в Тольятти он стал одним из основоположников Камерного театра, который хотя и не имел профессионального статуса, но был весьма популярен в городе. Спустя несколько лет пути этого творческого коллектива и семейного дуэта Свиридовых разошлись.

В Тольяттинском театре кукол Александр Свиридов прослужил почти полвека - с 1977 года и до последнего дня. Он не имел официального звания заслуженного артиста, но был для города больше, чем артист. Мастер традиционной школы кукловождения, он создал около сотни разножанровых образов в спектаклях Романа Ренца, Савелия Романова, Янины Дрейлих, Александра Янушкевича. В новаторских для своего времени постановках Александра Розенгартена увлеченно занимавшийся пантомимой Свиридов сыграл ряд ролей, вошедших в историю театра. В спектакле «Куда ты, жеребенок?» он сыграл коня, образ которого не раз сравнивали с легендарным Холстомером Евгения Лебедева.

Когда в 2004 году на должность главного режиссера Театра кукол назначили небезызвестного в Тольятти Юрия Тя-Сена, Свиридов одним из первых выступил против, заявив, что не будет работать под руководством человека, не понимающего искусства театра кукол и к тому же делающего несчастными играющих в его спектаклях артистов. Коллектив поддержал Александра Анатольевича, всегда открыто выражавшего свою позицию. Театр переживал не самые лучшие времена. Один за другим сменялись главные режиссеры и директора, на ровном месте возникали творческие и личные конфликты. Как председатель профсоюзного комитета, Свиридов делал все для спасения театра. В одном из обращений на имя Главного государственного инспектора труда по Самарской области он писал: «Дирекция театра не создает условий для постановки новых кукольных спектаклей, а запрещает их. В результате дети города с ноября 2003 года не увидели ни одной премьеры, кроме самостоятельной внеплановой работы актеров. Руководство не объясняет своего бездействия, но откровенно игнорирует предложения труппы театра. Художественный совет фактически не имеет возможности осуществлять свои полномочия. Политика дирекции направлена на то, чтобы закрыть театр».

Благодаря таким людям, как Александр Анатольевич Свиридов, Тольяттинский театр кукол выстоял, сохранив и коллектив, и собственное творческое лицо.

Его Петрушке аплодировали и в России, и в Германии, и в Италии, на фестивале «Ля страда ди Пульчинелла». Петрушка Свиридова обладал уникальным ярмарочным тембром, при том, что актер работал без специального пищика для голоса. Используя фольклорные мотивы, он писал сценарии для своих авторских программ с Петрушкой.

Александр Анатольевич помогал молодым коллегам освоить нюансы работы с марионеткой, тростевой, планшетной, теневой куклой, быть психологически точным в живом плане. В театре, в детских садах и школах он проводил увлекательные мастер-классы для юных зрителей и их родителей. А как исполнял частушки! Как читал поэтические произведения!.. А еще он был самым лучшим, самым добрым Дедом Морозом! Нельзя было представить без него ни День города, ни День Победы.

Настоящий русский человек и настоящий русский актер, добрый, светлый, по-детски доверчивый, наивный, простодушный и прямолинейный, Александр Анатольевич Свиридов был душой Тольяттинского театра кукол. Для каждого из нас он был дядя Саша. Его обезоруживающую улыбку, голос, тепло души забыть невозможно...  

Фотогалерея