Обрести собственную судьбу / Вспоминая Владимира Борисова (Самара)

Выпуск №10-260/2023, Вспоминая

Обрести собственную судьбу / Вспоминая Владимира Борисова (Самара)

... Впервые я увидела этого артиста в спектакле Куйбышевского (ныне Самарского) драматического театра им.М.Горького в спектакле Петра Монастырского «Хитроумная дурёха» по пьесе Лопе де Веги «Дурочка». Он был уже не просто знаком, а любим без преувеличения миллионом зрителей по многосерийному фильму «Вечный зов», в котором сыграл Семена. Но на сцене я увидела его впервые в роли Лауренсио, одного из главных героев пьесы испанского драматурга.

Владимир Борисов, казалось, был рожден для воплощения героев «плаща и шпаги»! Природа наделила артиста мужской, мужественной красотой, ростом, обаянием, врожденной артистичностью; воспитание добавило благородных манер; Театральное училище имени М.С.Щепкина, в котором он учился на курсе Михаила Ивановича Царёва, развило, утвердило все эти черты, научив и мастерски владеть искусством речи. Владимир Борисов был неотразим в непростой роли молодого человека, изменившего любви ради расчета и превратившего богатую дурочку в любящую, умную и хитрую женщину, какой стала она под влиянием его поначалу показной, а затем и искренней влюбленности. Сколько страстей, сколько огня пылало в спектакле!.. И Владимир Борисов стал одной из самых ярких искр этого пламени...

Первые роли подарили артисту зрительский успех, интерес, быстро переросший в популярность и любовь. Им заинтересовались кинематографисты, и Владимир Борисов снялся в «Емельяне Пугачеве», в фильмах «Хлеб, золото, наган», «На исходе лета», «На таежных ветрах», «За явным преимуществом», «Главный». Но столь оглушительного успеха, какой сопутствовал «Вечному зову», эти ленты не снискали.

Позже мне довелось видеть артиста в некоторых предшествующих Лауренсио ролях и оценить масштаб его дарования. Петр Львович Монастырский, опытный режиссер-педагог, воспитавший коллекционную труппу, с дальним размахом доверил дебютанту роль Левши в одноименном спектакле по пьесе Б.Рацера и В.Константинова (спектакль держался в афише два десятилетия при неименном зрительском успехе). В том же 1975 году Монастырский дал молодому артисту роль Тимофея в «Золотой карете» Л.Леонова (за эту роль, спустя всего два года после окончания Театрального училища, Борисов был удостоен Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского), словно испытывая недавнего выпускника в проявлении разных, почти полярных возможностях, нащупывая грани его таланта. И таким своеобразным способом, присущим этому режиссеру, проводил своего рода мастер-классы по овладению самыми разными жанрами.

А далее последовал калейдоскоп характеров: Хлестаков в гоголевском «Ревизоре», Тригорин в чеховской «Чайке», Алёша в «Братьях Карамазовых» по Ф.М. Достоевскому, Беркутов в «Волках и овцах» А.Н. Островского. За полтора десятилетия, проведенных Владимиром Борисовым в труппе Петра Монастырского, артист обрел не только высокое мастерство, но и опыт существования в различных жанрах выразительно, запоминающе на долгие десятилетия как партнерами, так и зрителями, с каждой новой работой все сильнее влюбляющихся в своего молодого кумира.

В середине 90-х Петра Монастырского сменил на посту руководителя Самарского академического театра драмы им.М.Горького Вячеслав Гвоздков. Опытный режиссер, известный своими спектаклями не только в российских, но и в театрах Эстонии, Литвы, Узбекистана, Гвоздков сразу оценил мощный и разносторонний талант Владимира Борисова, занимая артиста от сезона к сезону во многих своих спектаклях, из которых для меня поистине бесценными оказались три работы артиста. Он был таким, словно сошел со страниц романа Владимира Набокова «Король. Дама. Валет» героем, в котором естественным образом соединялись персонаж и писатель - так вырастал облик времени, описанном в романе; так отражалась культура эпохи, утраченной еще предшественниками тех, кто заполнял зрительный зал.

Борисов играл завораживающе, в тончайших переходах своего внутреннего состояния не назидая, не навязывая зрителю мысль о том, что действие происходит в почти ненавистном Набокову городе Берлине, а потому толковать все возможно с точки зрения «их нравов».

Главным было понять, прочувствовать, насколько повторимо многое в самых разных временах. Это была мысль режиссера, блистательно воплощенная артистом. И спектакль остался незабываемым, полагаю, для всех, кому довелось его видеть.

И известие о том, что в 1999 году Владимир Владимирович Борисов удостоен звания «Народного артиста РФ», было более чем естественным - он был признан, любим и почитаем тем народом, который зовется зрителями, отдавшимся своему кумиру однажды и навсегда.

В 2001 году к 180-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского Вячеслав Гвоздков поставил по собственной композиции, усилив текст музыкой А. Шнитке, «Униженных и оскорбленных» Ф.М.Достоевского с непривычным, до последнего штриха соответствующим характеристикам писателя Владимиром Борисовым-князем Валковским. Это был отнюдь не классический злодей-соблазнитель: величественный, красивый, не ведающий понятия нравственности, обычно рассматриваемый в литературоведении как тип последователя «французской аристократии дореволюционных времен». Режиссер и артист усложнили подобную трактовку образа - благо, им помогало в этом наступившее в стране время, четко обозначившее две морали: хозяев жизни и обыкновенных людей. Вседозволенность и аморальность князя Валковского, сыгранного Борисовым, имели свою притягательность, не роковую, а вполне естественную тягу дочерей разорившегося англичанина Смита и обедневшего Ихменева к влиятельному красавцу-соблазнителю, такому внимательному, так влекущему в свои умело расставленные сети...

Кроме того, спектакль еще в более сильной степени раскрыл такие черты дарования Владимира Борисова, как его врожденные и развившиеся на сцене музыкальность и пластичность. Музыка Альфреда Шнитке, сложная и глубокая, совпадали с переживаемыми Валковским состояниями, сменяя одно другим, и точно выражались пластикой артиста.

В спектакле Вячеслава Гвоздкова «Замок в Швеции» Франсуазы Саган Владимир Борисов сыграл брата графини, хозяйки замка, Себастьяна. В этой истории, причудливо замешанной на различии жанров от детектива, мистической пьесы до мелодрамы, переходящей в фарс, артист ярко сыграл героя, являющегося не только родным братом, но и любовником Элеоноры. Через каждое новое событие-состояние он легко, пластично переходил в обновленном качестве, оставаясь при этом собой. И мастерство Борисова вызывало восхищение!..

Были и другие спектакли Гвоздкова, в которых артист представал всякий раз иным, ни в чем не повторяясь. Владимир Борисов увлекал ролями комедийными, даже фарсовыми, что при его облике казалось невозможным. Он умело дарил своим персонажам чувство юмора пополам с чувством личностного достоинства, умудряясь не принести в жертву одному другое. От этого каждая его комедийная роль становилась столь незабываемой.

Борисов работал с разными режиссерами, думается, внося в их трактовки немало собственного, идущего от умения проникнуть вглубь каждого характера, добавив личностных черт и качеств. Получив в студенческие годы высокую школу Малого театра и признанного Мастера, он укреплял и развивал навыки профессии неустанно. Борисов был очень разным и невероятно органичным в роли Вышневского в поставленном Вениамином Фильштинским «Доходном месте» А.Н.Островского и Абелем Знорко в «Загадочных вариациях» Э.-Э.Шмитта. Мистическим Лонгреном в «Алых парусах» по Александру Грину (режиссер Яак Аллик) и возвышенным, подлинным рыцарем Дон Кихотом в «Человеке из Ламанчи» Дэйла Вассермана, Джона Дэриона и Митча Ли в постановке Раймундаса Баниониса.

Каждое его появление на сцене в любом спектакле становилось явлением - в этом нет ни малой доли преувеличения, потому что Владимир Борисов был личностью, щедро одаренной и ни грана своего таланта не зарывшей в землю. Казавшийся немного замкнутым при всей доброжелательности к собеседникам, он распахивался настежь на подмостках.

И в этом было счастье не только его, но и зрителей...

В 2015 году Валерий Гришко поставил к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне спектакль «Завтра была война» Бориса Васильева. Владимир Борисов сыграл роль Люберецкого, благородного интеллигента, прекрасно понимающего все, что происходит в стране, но своим талантом продолжает служить ей, оберегая дочь от сомнений и душевных колебаний. Казалось, что артист вложил в этот образ больше, чем написал прекрасный писатель, благодаря знаниям о репрессиях, полученным всеми нами за десятилетия, прошедшие уже после написания пьесы...

К 70-летию одного из уникальных артистов звездной труппы, Владимира Владимировича Борисова Валерий Гришко поставил спектакль «Лев зимой» Д. Голдмена, отдав дань таланту мастера, который блистательно воплотил образ короля Генри. Поразили яркий темперамент, поистине королевское достоинство, психологическая наполненность, точность существования в диалогах с возлюбленной Элис, отвергнутой королевой, сыновьями - масштабность интонаций от властности до вкрадчивости... Перед зрителями жил «до кончиков ногтей король»!

Год назад ушел из жизни Валерий Гришко...


А в последний раз я видела Владимира Борисова чуть больше полугода назад в Белгороде на фестивале «Актеры России - Михаилу Щепкину». Самарский театр привез спектакль по рассказам Василия Шукшина «Вот так и живем» в постановке главного режиссера Михаила Лебедева. Владимир Борисов был занят в финальном эпизоде, рассказе «Верую!», в котором играл Попа. Мне посчастливилось видеть этот спектакль раньше, на Самарском театральном фестивале, где работа Владимира Борисова вызвала подлинный шок: его темперамент, горящие огнем глаза, скупые движения пьянеющего от собственных речей расстриги буквально зажигали зрительный зал. Казалось, что каждое провозглашенное им: «Верую!», относившееся к техническому прогрессу или к внутренним запросам человека, теряло юмористический смысл, а завораживало не тем, к чему конкретно относилось, а самим азартным, убежденным посылом этого человека подчинить нас необходимым всем и каждому чувствам. И переполненный зрительный зал, поначалу посмеявшись, постепенно затихал, подчинялся, чтобы после паузы разразиться громом аплодисментов...

Мы совсем немного общались после спектакля, показанного в Белгороде, театр возвращался домой. Владимир Владимирович был, как всегда, доброжелательным, приветливым; немного уставшим, но довольным. Требовательный к себе на протяжении всей творческой жизни, он всегда хорошо знал, что случилось, а что не случилось в сегодняшнем спектакле. Договорились о следующей встрече.

Но ее уже никогда не будет. 26 апреля, через несколько дней после премьеры спектакля «Мюнхгаузен», в котором он играл старшего барона, Владимир Борисов скоропостижно скончался. Это стало неподдельным горем не только для Самарской драмы, но и для отечественного театра в целом. Для самарцев, преданно любивших своего кумира на протяжении долгих десятилетий. Для жителей многих городов, куда выезжал театр со спектаклями, в которых играл Борисов. Для тех, кто по сей день ловит в телевизионных программах «Вечный зов» и вновь восхищается молодым белокурым красавцем, так сильно сыгравшим Семена.

Томас Манн писал: «Талант есть способность обрести собственную судьбу». Думаю, что не случайно вспоминаются мне сегодня эти слова: Владимир Борисов не только обрел ее, но оставил о ней непреходящую память, окрашенную болью и горечью по своему уходу.

 

Фото из архива Самарского отделения СТД РФ

и официального сайта театра 

Фотогалерея