Чувствовать сердцем / Василий Пектеев (Йошкар-Ола)

Выпуск №10-260/2023, Лица

Чувствовать сердцем / Василий Пектеев (Йошкар-Ола)

Кажется, совсем недавно в Марийском национальном театре драмы им. М. Шкетана состоялось праздничное закрытие театрального сезона, а жизнь продолжает бурлить. Идет подготовка к новому сезону, который будет посвящен юбилею классика марийской литературы, выдающегося и талантливого драматурга Сергея Чавайна. В начале октября республика торжественно отметит 135-летие со дня его рождения. Недавно состоялась сдача спектакля «Пасека» по одноименной драме С. Чавайна в постановке режиссера Василия Пектеева.

Имя Василия Александровича Пектеева, известного режиссера, нынешнего художественного руководителя Шкетановского театра, хорошо знакомо жителям Республики Марий Эл. Любителям поэзии он известен под псевдонимом Санян Вачи. В 2010 году появился сборник его стихов под названием «Омо» («Сны»). Необычная, порой даже неожиданная форма изложения мыслей в стихах, глубина чувств, проявляющихся в каждой строчке, великолепное знание и владение марийским языком восхищают читателя с первых строк. Для него характерно умелое, сердцем прочувствованное, безошибочное использование метафор, эпитетов, олицетворений, аллегорий... Стихи эмоционально наполненные, проникнутые душевными, нравственными переживаниями поэта не только о своей судьбе, но и о судьбе своего края, своего народа. Внутреннее «я» проходит через каждую строчку поэта. Многие его стихи переложены на музыку. Автобиографические нотки проявляются и в киноповести «Мӱкш тӱня марий» («Человек из царства пчёл»), опубликованной на марийском и русском языках в 2018 году. Повесть написана красивым, богатым, образным марийским языком, читается на одном дыхании.

Судьба к Василию Пектееву, парню из марийской глубинки, не всегда была благосклонной, а в отдельные исторические моменты суровой и даже драматичной. Сразу после выпускных экзаменов, в 1971 году, молодой человек, положив комсомольский билет в карман и, заняв деньги у соседки, поехал в Москву поступать в ГИТИС, где учился его старший брат. Страстно хотел стать актером: виртуозно играл на гармони, обладал прекрасным голосом, участвовал во многих школьных и сельских концертах художественной самодеятельности, любил ставить разные сценки. К сожалению, для поступления на актерский факультет одного комсомольского билета оказалось недостаточно. В том же году он устроился в Театр им. М. Шкетана простым монтировщиком, а в 1973-м поступил на отделение русского языка и литературы историко-филологического факультета Марийского педагогического института им. Н.К. Крупской. И все же в 1975 году судьба привела на режиссерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Через пять лет на сцене марийского театра Василий Пектеев поставил свой дипломный спектакль «Дикий мёд» по одноименной драме Миклая Рыбакова. Создал он его в жанре психологической новеллы, что оказалось совершенно ново для марийской сцены. Со временем был назначен главным режиссером и художественным руководителем театра, одновременно занимался общественно-политической деятельностью. В 1992 году его избрали председателем Всемарийского Совета, и он стал первым Оньыжа марийского народа. Эту общественную функцию Василий Пектеев выполнял до 2000 года. К сожалению, в 2002 году его отлучили от марийского театра, он был вынужден покинуть республику, и, соответственно, с репертуара театра сняли все его спектакли.

Во время работы Василия Пектеева в качестве главного режиссера и художественного руководителя Марийский театр драмы вышел на новый творческий уровень. В 1990 году состоялась очередная гастрольная поездка театра в Эстонию. В 1991 году в Москве с триумфом прошел его спектакль «Анахореты» по пьесе мордовского драматурга Александра Пудина. В 1992 году на Международном фестивале театров финно-угорских народов в Ижевске театр получил приз за лучшую режиссуру к спектаклю «Очаг» (автор пьесы - Александр Пудин, режиссер - Василий Пектеев). В 1993 году в рамках Дней марийской культуры в Финляндии театр представил в Хельсинки постановку «Свечи памяти». На следующий год на фестивале «Майатул» в финском городе Нурмесе спектакль «Блеск монет» в постановке Василия Пектеева или Вайски Пекканена - так его «окрестили» финские журналисты - был признан одной из лучших работ фестиваля. Отмечу, что одним из главных инициаторов и организаторов фестиваля финно-угорских театров под названием «Майатул» и выступил Василий Пектеев. «Майатул» продолжает жить, а его центром стала Йошкар-Ола, столица Республики Марий Эл.

В 1994 году режиссер и актер Василий Пектеев исполнил роль композитора Яна Сибелиуса в международном спектакле «Четвертая Сибелиуса» по одноименной драме Александра Пудина в постановке финского режиссера Олли-Пекка Улкуниеми. В 1997 году на очередном фестивале «Майатул» в Йошкар-Оле главный приз вручили спектаклю «Ой, куница играет» (автор драмы - Александр Пудин, режиссер-постановщик - Василий Пектеев). Можно с уверенностью сказать, что Театр драмы им. М. Шкетана стал одним из ведущих национальных театров России.

В 1998 году Ассоциация европейских театров присудила этому коллективу в числе 30 лучших российских театров приз «Золотую пальму». Однако сложившиеся обстоятельства не позволили художественному руководителю Василию Пектееву выехать за призом и привезти его в столицу республики.

В 2018 году состоялось долгожданное возвращение Василия Александровича в родной коллектив. Он вновь руководит Шкетановским театром, становится востребованным режиссером, продолжает удивлять своими постановками публику. Подчеркну, что работа художественного руководителя национального театра в современных условиях требует от человека не только высокого профессионализма, творческого подхода к решению многих повседневных задач, связанных с нормальной работой театра, но и терпения, выдержки, принципиальности, умения отстаивать интересы своего коллектива как центра творческой жизни республики. А здесь многое зависит от репертуара, за качество которого несет ответственность художественный руководитель.

У каждого национального театра есть конкретные задачи и цели - прививать любовь, уважение к своему народу, языку, его традициям и обычаям, воспитывать патриота малой и большой родины. И еще один принципиальный и существенный нюанс: только при коллегиальной работе художественного руководителя и директора любой театр расцветает, становится центром притяжения не только в своей республике, но и за ее пределами. Сегодня у Марийского театра драмы есть все условия для нового выхода на мировой уровень: талантливые режиссеры, профессиональный коллектив с высоким актерским мастерством и необыкновенными музыкальными способностями, и художественный руководитель, мастер сцены Василий Пектеев.

К постановке своих спектаклей он подходит творчески, вдумчиво. В итоге рождаются произведения с глубоким философским подтекстом и морально-этическими ценностями. За последние пять лет он поставил более 10 спектаклей. Многие из них достойны пополнить золотой фонд театра, как, например, современный, поэтичный спектакль «Снегурочка»; блестящие инсценировки романа «Элнет» С. Чавайна и эпической поэмы «Югорно» А. Спиридонова и А. Мокеева; народная комедия «Блеск монет»; глубоко проникнутый заботой о сохранении и бережном отношении к марийским традициям и обычаям спектакль «Золотая утка»; гоголевский «Ревизор» и другие работы.

Инсценировки для большинства своих спектаклей по произведениям марийских писателей и поэтов Пектеев пишет сам. Восхищает их жанровое разнообразие, а законами жанров режиссер владеет прекрасно, умело устанавливает эмоциональный контакт со зрителями. В результате получаются захватывающие, необыкновенные, удивительные спектакли. Театралы, знакомые с творчеством Василия Пектеева, не оставляют без просмотра ни одну его новую постановку. Например, в спектакле «Снегурочка» по одноименной пьесе А.Н. Островского, которым торжественно открыли XII Международный фестиваль театров финно-угорских народов «Майатул» в ноябре 2018 года, режиссеру удалось гармонично соединить талант выдающегося драматурга и традиции марийских фольклорных обрядов. Интересные мизансцены естественно вписывались в канву постановки. Авторское слово сохранено и удачно дополнено режиссерскими находками. Зрелище получилось потрясающим и многогранным. Публика и театральная критика высоко оценили спектакль. Театральный сезон 2020-2021 открыли постановкой «Снегурочки» на русском языке. В сентябре того же года коллектив театра участвовал с русскоязычным вариантом спектакля во II Фестивале национальных театров России «Крымская театральная осень», проходящем в городе Керчь Республики Крым.

Василий Пектеев придерживается в своих постановках принципа ансамблевости, каждый компонент спектакля подчиняет единому замыслу, единой цели - воплощению идеи пьесы. Показателен в этом отношении спектакль «Югорно». Прозорливость и мастерство режиссера позволили построить подходящую для сцены сюжетную линию, сохранить идейный смысл и стиль языка эпоса. Он удачно ввел в сюжет двух вестников, чьи барабаны гремят или затихают в такт основным событиям, неразрывно связывая их и создавая целостную картину на сцене. Премьера спектакля, состоявшегося 18 декабря 2018 года, стала крупным событием в культурной жизни республики в преддверии 100-летия Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана. Этнографически яркая, масштабная постановка тесно перекликается с современной жизнью марийцев. Она призывает к единству, сплоченности, бдительности, чтобы не повторять ошибок прошлого, чтобы каждый зритель после просмотра эпоса задумался о смысле жизни, своем внутреннем «я», впустил Бога в свою душу и сердце, потому что деньги и власть никого и никогда не приводили к добру.

Глубоко потрясает спектакль «Элнет», непосредственно связанный с историей марийского народа, его судьбой и будущим. Он отличается сильной инсценировкой, в нем показаны самые впечатляющие события из жизни главных героев - Григория Петровича Веткана и простой марийской девушки Чачи. В спектакле, да и в самом одноименном произведении классика марийской литературы С. Чавайна, много драматических линий, и все они являются актуальными для народа мари: любовь и ненависть, преданность и ревность, отношение к своему языку, народу, его культуре и обычаям. Злободневной остается проблема сохранения марийского языка и марийского народа.

В спектакле удачно использована методика постановки в «черной комнате». Сцены с артистами на черном фоне получились эффектными, «выпуклыми». Например, вербовка главного героя мало кого из зрителей оставляет равнодушным: земский начальник Зверев и становой пристав Константин Ильич - их фигуры подсвечены - как бы давят, нависают над Григорием Петровичем. Сцена производит сильное впечатление. Возникает ощущение, что над тобой кружатся черные коршуны, и что они вот-вот схватят, раздавят и уничтожат. Спектакль проникнут щемящей болью и глубокой тревогой за судьбу марийского народа. Велика заслуга режиссера, умеющего вызывать своей постановкой самые разнообразные чувства у зрителя. За высокохудожественное сценическое воплощение романа «Элнет» Василий Пектеев получил специальную премию жюри фестиваля «Йошкар-Ола театральная-2019».

Особой похвалы заслуживает «Ревизор», премьера которого состоялась 7 апреля 2023 года. Спектакль смотрится на одном дыхании. Героев пьесы и события режиссер переносит в сегодняшнюю марийскую глубинку, он их преобразовывает, осовременивает. Сцены великолепны, они создают единое пространство, единый мир, в котором живут, вращаются гоголевские персонажи. Игра актеров захватывает, постоянно вовлекает зрителя в суть происходящего на сцене. Все реплики, жесты, мимика, интонация и костюмы направлены на достижение одной цели - показать зрителям, каким не надо быть в жизни. Хлестаков в исполнении народного артиста РМЭ Сергея Данилова незабываем. Он весь в движении, и в любом из моментов движения совершенен. Он - воплощение неудержимой фантазии, лжи, но лжи красивой, чувственной, вдохновляющей. Наблюдать за игрой актера одно удовольствие - это спектакль в спектакле. Стена на всю ширину сцены с огромной двустворчатой дверью отделяет мир реальный или жизнь собственную от мира идеального или жизни чужой, но «подлинной». Только иногда дверь приоткрывается героям пьесы, и желание заглянуть туда, по «ту ее сторону», огромно. Масштабно показана и тема доносительства. Меня, как зрителя, восхитили мизансцены, в которых Хлестаков, оставаясь на какое-то мгновение один после «визита» очередного чиновника в доме городничего (или мэра современного городка), куда «чужих» редко приглашают, мгновенно превращался в самого себя. По крайней мере, и мимика, и тело актера говорили об огромном внутреннем напряжении, об испуге, тревоге, безысходности положения. Но очередной стук в дверь, и новый всплеск фантазии, и взлет на вершину «подлинной» жизни. Удивительное, моментальное перевоплощение. В целом, все актеры подобраны в спектакле мастерски, в игре каждого чувствуется скрупулезная работа постановщика.

Параллельно с работой режиссера и художественным руководством театра Василий Пектеев с удовольствием преподает молодому марийскому поколению актерское мастерство. Своих учеников он часто приглашает для участия в массовых сценах и иногда даже для исполнения небольших ролей в спектаклях на сцене Марийского театра драмы. Например, их можно увидеть в его новом спектакле «Цена любви».

Василий Пектеев является лауреатом Государственной премии им. И.С. Палантая, лауреатом Национальной театральной премии им. Йывана Кырла, лауреатом многих театральных фестивалей. Он заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл. В 2020 году Василию Александровичу присуждена медаль ордена «За заслуги перед Марий Эл».


Фото из архива Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана

Фотогалерея