Некамерный масштаб/ ХХ фестиваль камерных спектаклей (г.Враца)

Выпуск №1-121/2009, Содружество

Некамерный масштаб/ ХХ фестиваль камерных спектаклей (г.Враца)

 

В очаровательном городе Враца, что находится среди скал в 110 километрах от Софии, прошел юбилейный, ХХ Фестиваль камерных спектаклей.

Камерные и моноспектакли ныне завоевывают все большие театральные пространства, хотя и требуют от актеров высокого профессионализма, умения разговаривать со зрителем глаза в глаза, порой на оголенной сцене, не прикрываясь изощренными мизансценами.

Афиша фестиваля в этом году была очень интересной и разнообразной - господствовала русская классика, русская современная, а также зарубежная драма. И несколько удивило отсутствие современной болгарской пьесы и болгарской классики.

Открывали фестиваль хозяева - Драматический театр города Враца, которому в прошлом году исполнилось 70 лет, спектаклем «Мне снится сон» по пьесе Михаила Булгакова «Бег».

Поразительно, как режиссер Николай Поляков смог втиснуть на камерную сцену одну из самых эпических, жанрово-сложных пьес Булгакова. Он сделал свою сценическую версию этой русской истории ХХ века, пожертвовав ее масштабом. Однако театру удалось показать судьбу людей, не принявших революцию, проигравших битву за Россию и бежавших из нее.

Действие здесь разделено на две части – холодные осенние дни 1920 года в Крыму, когда были разгромлены остатки Деникинской армии, и бегство в Константинополь, где герои оказались обречены на нищету и безысходность.

Трудной была задача актеров – в усеченной сценической версии выписать характеры, точно передать реалии жизни, обнажить душу.

В центре болгарского спектакля – генерал Хлудов в исполнении замечательного актера Анастаса Попдимитрова. Это не озлобленный вешатель, заливший кровью земли Крыма, а раздавленный, противоречивый человек, страдающий от головной боли и от мук совести, он несет тяжкий крест. Анастас Попдимитров получил награду за лучшую мужскую роль фестиваля.

Генерал Чарнота у Огняна Симеонова бесшабашно обаятелен, наделен вечным азартом и веселостью игрока и в то же время горьким сознанием своей ненужности никому, даже «походной жене» Люське, которую ярко сыграла Росица Огнянова.

Мягко и органично играют Анатолий Бенкин (Голубков) и Жанна Илиева (Серафима Корзухина). Подхваченные водоворотом событий, они, как листья, оторванные от дерева, летят куда-то, понимая весь ужас своего положения.

Когда Голубков-Бенкин появляется в Константинополе с шарманкой, звучит песня Максима Трошина «Мне приснился сон», она становится лейтмотивом действия, разрывая душу.

Известный актер Софийского Народного театра им. Ивана Вазова Мариус Донкин и режиссер Невена Митева создали моноспектакль «Камера обскура» на основе романа Владимира Набокова (инсценировка Нины Мазур). Актер психологически точно превращается в различных героев романа, заставляет поверить, что перед нами не один, а много персонажей. Сцена будто заполнена их жизнью, страданиями, разрушительной любовью, ненавистью, изменами, предательством.

«Женитьбу» Н.В.Гоголя показал Драматический театр им. Константина Величкова из Пазарджика в постановке молодого режиссера Гаро Ашикяна.

Ну, кажется, чем можно удивить нас, видевших десятки спектаклей по пьесе Гоголя, особенно в год его 200-летия? И тем не менее болгарский театр смог это сделать — удивить, заворожить и даже потрясти.

Добрин Досев в роли Подколесина — большой ребенок. Он очень серьезен в своем костюмчике, из которого давно вырос, — коротенькие брючки, кургузый пиджачишко, беспомощно болтающиеся длинные руки, которые он не знает, куда девать.

Невероятно смешон этот Подколесин, стареющий, седеющий тинейджер. Хочется следить за каждым движением актера, за каждым его словом. И совершенно заслуженно он получил Первую премию за лучшую мужскую роль фестиваля.

Агафья Тихоновна - Мира Янева похожа на скромно одетую, невзрачную гимназисточку, с гладко зачесанными волосами, испуганную серую мышку. Она находится полностью во власти своей тетушки, экстравагантной красавицы, не выпускающей изо рта сигару.

Кажется, что такой Подколесин и такая Агафья необыкновенно подходят друг другу. Внешне неприметные, закрытые, с замедленными реакциями, как будто заторможенные и как будто безразличные ко всему.

Они очень комичны, эти гоголевские герои, но сквозь комизм пробивается горечь: они не умеют приспособиться к окружающей жизни, именно поэтому и становятся так понятны и близки нам.

Пазарджикский театр показал и второй спектакль - «Искусство заметать мусор под ковер» по произведению Ингмара Бергмана «Сцены из семейной жизни» в постановке Десиславы Шпатовой. Действие идет одновременно в разных частях сцены, где выстроены красивые интерьеры с точными деталями быта. Героев спектакля играют три пары актеров: Мариану - Красимира Василева, Ирмена Чичикова и Росица Александрова, а Юхана - Иво Русев, Христо Бонин и Веселин Мишев. В разное время и в разном возрасте — сперва молодые, двадцатилетние, а потом уже состарившиеся, умудренные опытом, они ведут диалог в форме вопросов и ответов о личной жизни, о счастье, о верности, об изменах, о том, что такое идеальная семья и можно ли любить вечно.

Пьесы петербургского драматурга Людмилы Разумовской широко идут на сценах отечественных и зарубежных театров. Они привлекают своей исповедальностью, размышлениями о человеке, о добре и зле. Шуменский театр им. Васила Друмева обратился к ее пьесе «Сестры» («Сад без земли»). В этом грустном и одновременно жестоком спектакле, поставленном Василеной Радевой, всех героев обуревают страсти — ненависть, оскорбленная любовь, вина за содеянное.

«Родимое пятно» Николая Коляды — моноспектакль Мимозы Базовой в Софийском театре «Сфумато» в режиссуре Ивана Добчева. Это исповедь актрисы, которая обнажает себя до предела. В ее откровениях, смело брошенных в зал, — страдания из-за отсутствия ролей в театре и неиспользованных творческих сил, из-за умирающей рядом матери, боль одиночества.

Драматический театр из города Ловеч, приятно удивил спектаклем «История без нравоучительного финала» (Ингмар Бергман, «Личные разговоры») режиссера Валерия Пырликова.

Историю об обычном любовном треугольнике в семье пастора Генрика (Николай Чилов) необыкновенная игра Анеты Янковой-Пырликовой (жена пастора Анна) превратила в событие фестиваля. Диву даешься, в какие глубины человеческого естества проникает актриса, какую гамму чувств, какой перепад и перелив насторений демонстрирует, как меняется ее способ существования на сцене. И совершенно понятно, почему она получает награду за лучшую женскую роль фестиваля.

Русенский драматический театр им. Савы Огнянова показал спектакль «Фламбе» известного израильского драматурга Ханоха Левина.

Четыре актера в искрометном ритме, под бравурную музыку разыгрывают миниатюры.

Вот мужчина звонит из автомата женщине, которую он когда-то любил, чтобы узнать, не забыл ли он у нее бритву 30 лет назад; к иллюзионисту приходит молодой человек и просит разрезать его жену пополам; в телевизионной передаче контролер автобуса и кассир кинотеатра очень смешно выясняют, кто из них важнее.

В этих смешных сценках грустный юмор и абсурд житейских обстоятельств.

Драматический театр им. Стефана Кирова из города Сливена представил пьесу «Молли Суини» Брайана Фрила, которого называют ирландским Чеховым.

Профессор - Тодор Близнаков, Молли - Мария Сапунджиева и ее муж - Стефан Иванов присутствуют на сцене одновременно, но, не общаясь между собой, произносят монологи, в которых, каждый по-своему, со своей точки зрения, рассказывают историю слепой Молли.

Автор и режиссер Борислав Чакринов ищет ответы на множество жизненных вопросов, главный из которых — есть ли общее между понятиями «смотреть» и «видеть».

Очень интересной и разнообразной была международная программа фестиваля. Княжеско-Сербский театр из города Крагуевац представил пьесу классика сербской литературы Йована Поповича «Ложь и конгениальная ложь». Это яркое представление в изящном соединении комедии дель-арте и фарса.

Почти на пустой сцене — огромный старинный фаэтон, трансформирующийся то в гостиную, где с аппетитом едят жареную курицу и пьют вино, то в спальню, когда его полог прикрывает любовные утехи молодых героев, то в обычное средство передвижения. Действующие лица одеты и загримированы как клоуны. Два голодных проходимца, у которых нет ни гроша, изощренно лгут, выдавая себя за барона, который и с царицей на короткой ноге, и его слугу. Режиссер Драган Яковлевич создал легкий и изящный фарс, изобилующий неиссякаемой фантазией, изобретательностью, необыкновенно пластичны актеры, похоже и сами получающие огромное удовольствие от игры.

Драматург и актриса Белградского театра «Славия» Лиляна Лашич, автор пьесы «Дом без окон», считает, что «если какой-то народ не видит своего будущего, он обречен на гибель. Я сама была свидетелем этой гибели, поэтому я должна была написать об этой боли, которая засела во мне!» Эта пьеса, поставленная режиссером Владимиром Лазичем, - о бедной, вымирающей семье: старуха мать, путающая все времена и всех живущих и умерших; ее безработный сын и его жена, бывшая актриса; их дети — Йовица, которую никто не берет на работу, несмотря на знание многих иностранных языков, и сын Марк, который выносит все из дома и продает — от картин и ковров до отопительной батареи.

В конце концов, от красиво и богато обставленной квартиры остаются только голые стены и одна икона. В результате дочь уезжает к своему возлюбленному в Новую Зеландию, вероятно, навсегда, а сын, получив повестку из полиции, кончает с собой.

А вокруг этого дома с заколоченными окнами все время раздаются выстрелы, и никто из этих одиноких, потерянных людей без будущего, отгородившихся от всего мира, не знает, кто стреляет и почему.

Малый драматический театр (город Битола) и Новый театр (город Охрид) из Македонии показали антитоталитарный спектакль «Граница» Венко Андоновского (режиссер София Ристевская).

Постановка московского Театра «У Никитских ворот» «Все течет - жизнь и судьба» никого не оставила равнодушным. Она состоит по сути из двух моноспектаклей, которые созданы Марком Розовским на основе двух произведений Василия Гроссмана.

В первой части на сцене выстроена огромная, грубо сколоченная деревянная пятиконечная звезда, служащая декорацией-символом. Маргарита Рассказова повествует о голодоморе 30-х годов от имени молодой украинки. Рассказ изобилует горькими и страшными деталями, но пронизан и сочным украинским юмором.

Во второй части на сцене такая же, но шестиконечная звезда, и еврейская женщина - Райна Праудина — из гетто за несколько часов до расстрела пишет письмо сыну, пишет так, будто собирается прожить долгую жизнь.

Этот пронзительный спектакль звучит как единый вопль двух разных женщин, объединенных одной страшной судьбой.

Вот уже 20 лет собирает фестиваль в городе Враца лучшие камерные спектакли Болгарии и гостей из-за рубежа. До свидания, XX фестиваль, и здравствуй XXI!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.