Благозвучный строй / II Региональный театральный фестиваль «Интонация» (Белгород)

Выпуск №10-260/2023, Фестивали

Благозвучный строй / II Региональный театральный фестиваль «Интонация» (Белгород)

Что такое интонация? Она может быть очень разной, ее по-своему толкуют музыканты, применительно к каждому инструменту; певцы - оперные, мюзикловые, камерные, эстрадные; поэты и литераторы; в конце концов, просто люди, вступающие в диалог друг с другом, будь их разговор деловым, дружеским, любовным или даже скандальным. А значит - это некое состояние души, ощущаемое нами в разные моменты жизни.

Нечто неуловимое, но определяющее состояние души. Ведь недаром так созвучно это слово очень близкому по восприятию - «интуиция»...

Во второй раз прошел Региональный театральный фестиваль «Интонация», организованный Министерством культуры Белгородской области, Белгородским отделением Союза театральных деятелей РФ и Белгородским государственным академическим драматическим театром им. М.С. Щепкина. Перед началом каждого спектакля красивые, элегантные, молодые, но уже ведущие артисты Щепкинского театра с гордостью и долей юмора произносили: «Наш фестиваль получил такое название, поскольку всей театральной России известно, что любимым словом руководителя фестиваля Виталия Ивановича Слободчука является «интонация». Интонация по Слободчуку - это то, что объединяет, подобно камертону задает настрой и высоту общения людей». И это естественно: Виталий Иванович - музыкант по образованию, владеющий одним из самых завораживающих инструментов, скрипкой. А потому звучали эти слова по-особому убедительно: в непростые для всех нас, а особенно для Белгородской области времена залы были переполнены зрителями, погруженными во многих спектаклях фестиваля в возникающую и все более отчетливо звучащую интонацию общения: с героями произведений, написанных давно или недавно, с яркими актерскими работами, со всеми, кто приехал в Белгород, и кто живет в нем. Потому что настрой и высота общения стали на эти несколько дней общими для всех.

Может быть, отчасти и поэтому важно было открыть «Интонацию» мюзиклом М. Дунаевского, М. Бартенева и А. Усачева «Алые паруса» по мотивам повести великого романтика и сказочника Александра Грина в исполнении Детского музыкального театра ДШИ № 1 (Белгород). Спектакль поставил артист и режиссер Щепкинского театра Андрей Зотов, обладающий даром раскрывать в юных и зрелых артистах эмоции, о которых они до конца не ведают, вынимать с самого донышка души то, на что способны, глубоко проживая судьбы своих героев. Потому так открыто и радостно звучат уже в самом начале спектакля слова маленькой Ассоли (Дарья Каткина), подхватываемые хором: «Через горы обид, через годы невзгод...», и возникает предчувствие, предощущение ожидания, объединяющего тех, кто на сцене, и тех, кто в зале: мечта непременно сбудется, если ждать и верить. Рождается атмосфера, ненавязчиво, но уверенно созданная как режиссером и артистами, так и художником Мариной Шепорнёвой, хормейстером Надеждой Чуйковой, балетмейстером Ларисой Байбиковой, репетитором по вокалу Натальей Лапиной, безукоризненно выполнившей свою сложную работу, дирижером Юрием Меркуловым.

Слаженная и вдохновенная работа не могла не вовлечь зрителей в прекрасную, вечную сказку о том, как сбываются мечты, если умеешь верить и терпеливо ждать. От того и прощаются заметные «нестыковки», которые есть практически в каждом спектакле. К таковым относятся в «Алых парусах» усеченная линия Менерса (Егор Мильшин), рисованая на экране «живой» рукой кроваво-красная история матери Ассоль, биография Грея (Илья Быков), повествующая о том, почему в подобной аристократической среде вырос мечтательный, неравнодушный, благородный юноша. Но главное, что смутило в спектакле, - народные сцены, в которых исчезло противопоставление пошлого мирка обитателей Каперны и замкнутое существование Ассоль (взрослую девушку играет Татьяна Матинова) и ее отца Лонгрена (Вячеслав Чижков). В некоторых сценах оно не просто исчезало, а оборачивалось прямо противоположной стороной: так эмоционально и единодушно заступались жители приморского городка за Ассоль, что конфликт, заложенный в содержание Александром Грином, стирался почти до основания.

Тем не менее, спектакль получился живым благодаря тому что, по мысли Андрея Зотова и артистов труппы, главное чувство вело зрительный зал к высокой мечте, сбывающейся для всех, кто умеет пережить «горы обид и годы невзгод». И всегда найдется рядом тот, кто подобно матросу Пантену (отличная работа Игоря Абдримова!) поможет в нужный момент подсказкой и поддержкой...

Вечером первого дня фестиваля Белгородский государственный академический драматический театр им. М.С. Щепкина показал спектакль по пьесе Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас» в режиссуре Станислава Мальцева (Иркутск), сценографии Марины Шепорнёвой, музыкальном оформлении Руслана Родионова, работе балетмейстера Александра Малахова и в поистине блистательном проживании ансамбля артистов этой прославленной труппы. С первых минут действия этой простой человеческой истории о начале войны, которая еще не чувствуется в далеком Пермском краю, и спустя несколько лет после ее завершения - словно из воздуха рождается пронзительная нота особой интонации. Она настолько естественна в обыденном житейском существовании, когда комические и драматические ситуации неразделимо смешаны, что зал в едином порыве откликается на каждое малое и большое событие происходящего. И тишина стоит такая плотная, что, кажется, ее можно резать ножом...

Каждая черта характера прожита, каждое эмоциональное состояние определено, каждая деталь сценографии, каждая музыкальная фраза, каждый оттенок настроения выверены до такой степени, что возникает ощущение жизни вместе с этими людьми в одно время в одном месте. Три сестры, Александра (Вероника Васильева) и ее муж Иван (Роман Рощин), Софья (Валерия Ерошенко) и ее муж Петр (Сергей Купчичев), их дочь Женя (Наталья Ткаченко), Анна (Юлия Волкова), чей муж Михаил на сцене не появится, но мы знаем о нем, словно и он присутствует рядом; милиционер Римас Альбертович (Илья Васильев), причастный ко всем их заботам. Семья - единая, неразделимая, гармонично сложенная из семи «я» и впустившая нас в свое непростое бытие.

Каждая деталь в этом удивительном спектакле становится важной: вот вся дружная семья веселится на берегу, а потом, разомлевшие после бани, они пьют самогон и поют, как же замечательно поют (педагог по вокалу Яна Шевелёва) о казаке, под которым обломилась доска! И глаза Сани, не отрывающей взгляда от мужа, сияют такой влюбленностью! А прильнувшая к плечу мужа Софья словно предчувствует вечную разлуку. Мы не видим спрятавшегося где-то в кустах Римаса, который боится нарушить эту атмосферу семейного счастья, но по его походке, когда он выходит в опустевший двор, понимаем, как долго ждал он этого момента, чтобы сообщить о том, что Иван и Петр должны срочно скрыться. А вот Иван уходит из дома и последнее, что делает, поддергивает вверх гирьку настенных часов - пусть не останавливается ни на секунду время, пусть стремится вперед. Он так же поддернет ее спустя четыре года после войны, возвратившись из небытия и не ведая, с кем решит остаться его любимая Санька: с ним или с Римасом, который так поддерживал семью в годы войны и был влюблен в нее давным-давно: пусть неостановимое время рассудит. А Александра, повернувшись к залу спиной, будет сидеть и ждать: кто из двух мужчин останется в ее доме. По ее спине мы словно прочтем ее мысли и мольбы, забыв о том, что всего несколько минут назад она была оживлена предстоящим решением жить с Римасом, а он будет накрывать стол белоснежной скатертью. И этим жестом «расскажет» нам, как оказалась в ссылке в глубинной России литовская семья, сохранившая свои обычаи...

Обо всех этих деталях можно долго рассуждать, но это была лишь одна из многих граней «Интонации», заставившая в финале зал подняться в едином порыве после того, как перед нами проплыли вверх и уплыли навсегда фотографии тех, кого уже нет. Не просто выбранные из хроники и Интернета, а бабушек, дедушек, отцов и матерей тех, кто служит сегодня этому театру. И, наверное, в каждом зрителе пробудилась память о своих ушедших.

Еще один спектакль был посвящен военной теме - «Рядовой Воробышек» Рагима Мустаева по мотивам биографий «сыновей полка», посвященный 80-летию Прохоровского танкового сражения. Его поставил режиссер Николай Щебеньков (художник Александр Хижняков, композитор Илья Мищенков) в Белгородском государственном театре кукол. Впечатления сложились довольно смутные и неопределенные: сочетания кукол с экраном, на котором они «дублируются», от чего особенно выделяются моменты, когда они едят или разговаривают с закрытыми ртами. Есть и второй экран, на котором проходят хроникальные кадры войны. Спектакль адресован публике 6+, которая, как все мы знаем, значительно больше тянется к экранам, чем к театру. Так ли нужно было это театру? Актеры в живом плане задействованы значительно больше кукол, что для сегодняшнего театра кукол стало уже почти общим местом. Но насколько это оправдано, если артисты в масках, скрыв лицо, носят в руках противогазы, изображая немцев? Дерево, которое таскают из кулис на сцену и обратно артисты, утяжеляет действие, ничего не добавляя к его месту. И еще множество недоумений вызвал спектакль, главными из которых являются два основных: в финале спектакля подробно рассказывается об осиротевшем мальчике Сереже (Валерия Ахламова), усыновленном майором Воробьевым (Максим Гольянов) и медсестрой Ниной (Кристина Маслова), что по логике должно было быть в начале, чтобы дети-зрители поняли, о чем и о ком идет речь. И второе: не стоит ли подумать о том, чтобы дети не терялись в многочисленности планов, а были сосредоточены на происходящем?

«Рядовой Воробышек» был первым премьерным спектаклем. Будем надеяться, что после подробного обсуждения что-то в нем изменится...

Участвовали в фестивале и спектакли студентов кафедры актерского искусства Белгородского государственного института искусств и культуры. IV курс представил спектакль «Свои люди - сочтемся» А.Н. Островского, поставленный руководителем, профессором кафедры, замечательной актрисой БГАДТ Мариной Русаковой, П курс, руководимый яркой актрисой Щепкинского театра Оксаной Бгавиной, показал документальный спектакль в жанре вербатима «Красота спасет мир?».

К сожалению, с Островским не все сложилось. Будущие артисты больше показывали, нежели проживали, углубляясь в возрастные с явственным фольклорным оттенком характеры своих персонажей. Довольно много суетились, старательно иллюстрировали почти каждую реплику, от чего в зрительном зале возникала скука. Возможно, отчасти это происходило от внутреннего зажима не приобретших опыт сценического общения друг с другом и со зрителем студентов. Возможно, они растерялись от самого факта участия в серьезном фестивале со столь обязывающим названием.

Зато второкурсники были раскованы, смелы, независимы. Накануне юбилея Ф.М. Достоевского он опрашивали на улицах прохожих об отношении к великому писателю, интересовались их мнением: спасет ли мир красота? И - становились этими прохожими разного социального статуса, разного возраста, что вносило в диалоги много юмора. Тем более что некоторые их этих случайно встреченных людей были запечатлены на видео, и можно было сравнить их с созданными студентами «портретами». Это было смешно, ярко, некоторые из ребят воспринимались как актеры, овладевшие серьезными навыками профессии.

Хорошо, что в программу фестиваля включили моноспектакль актрисы Щепкинского театра Анны Лего «Тэффи. Королева русского юмора» (режиссер Сергей Денисов, художник Марина Шепорнёва). Он идет с успехом на Малой сцене БГАДТ, но на этот раз был сыгран в Музее.

Одна из ярчайших представительниц Серебряного века, Надежда Александровна Тэффи была уникальной личностью - мало кто обладал столь ярким юмором, переплетенным с печалью. Особенно - среди женщин-писательниц. Она была не просто любима, а обожаема поклонниками читающей России, от гимназистов до императора Николая II, потому что каждый ее рассказ представлял собою подлинный шедевр по отточенности стиля, характеров, по великолепному литературному, не терявшему индивидуальной окраски языку. Сергей Денисов мастерски выстроил по воспоминаниям Надежды Александровны спектакль, в котором у Анны Лего появилась щедрая возможность предстать перед зрителем несколько манерной юной девушкой (что абсолютно оправдано!), декламирующей в духе и стиле своего далекого времени стихотворение «Есть в небесах блаженный сад у Бога...», и пройти путь к трагическому моменту эмиграции, когда покидает пристань пароход «и тихо-тихо отходит...моя земля...», оторваться от которой так мучительно. На этом пути через раннюю славу, спектакли, поставленные по ее произведениям, встречи с самыми разными людьми, всполох революции, любовь соотечественников сначала изредка, а затем все чаще будут преобладать элегические ноты. И в завершении пути словно из воздуха возникнет «Элегия» Массне в исполнении Федора Ивановича Шаляпина...

И странным, хотя и вполне естественным образом «Элегия» будет продолжать звучать где-то в потаенных уголках души на протяжении спектакля Старооскольского театра для детей и молодежи имени Б.И. Равенских «Васса Железнова» Максима Горького, причудливо, но органично сочетаясь с романсом в исполнении Елены Камбуровой. В последние десятилетия (начало положил Анатолий Васильев спектаклем Московского драматического театра имени К.С. Станиславского) режиссеры чаще обращались к первому варианту пьесы, созданному М. Горьким в 1910 году. В нем героиня, Васса Железнова, являлась владелицей кирпичного завода, резко отличалась от инфантильных и инертных домочадцев волевым характером, но сосредоточена была на материнстве. Во втором варианте, переработанном в 1935 году, воочию увидев результаты свершившейся революции, Горький делает свою героиню владелицей крупной судоходной компании, для которой на первом плане - бизнес.

Семен Лосев, художественный руководитель театра, глубокий режиссер, верный последователь своего учителя Георгия Александровича Товстоногова, как мало кто, умеет расслышать не легкий шелест, а «ветер времени» и сознательно обращается к второму варианту пьесы, не заостряя, а, скорее, обозначая конфликт Вассы с невесткой, революционеркой Рашель. Их противостояние во многом отражает сегодняшнюю ситуацию, потому и не нуждается в педалировании: достаточно того, что Рашель, разделяющая людей по социальному статусу, ненавидит любые проявления капиталистического сознания и пытается бороться с ними из-за границы. Васса же, «человек дела», не отдает ей сына Колю, чья фотография постоянно висит на портале, повернутая к залу, как символ собственности, потому что крупному бизнесу необходим наследник.

В спектакле Старооскольского театра (постановка Семена Лосева, режиссер Лариса Гурьянова, сценография Татьяны Сопиной, костюмы Татьяны Скуридиной, музыкальное оформление Антона Дягтеренко) тщательно выверены все детали интерьера дома, одежды персонажей, музыкального сопровождения сменяющих друг друга эпизодов, в каждом из которых - свой «взрыв» с классическими составляющими: завязка, кульминация, развязка. А «взрывы» в этом большом и по виду уютном доме сменяются по нарастающей: только узнает Васса (Марина Карцева), строгая, подтянутая, деловая о нависшей над семьей угрозой суда над растлителем малолетней главой семьи, как появляется и он сам, Сергей Железнов (Андрей Костиков), расслабленный, уверенный, что жена заплатит любые деньги за его «грехи» и он будет и дальше жить, как привык. Экономка Анна (Валентина Жулина), льстивая, угодливая, всегда рядом, наготове в кармане у нее блокнотик, в котором записано все, что происходило в доме, пока хозяйка отсутствовала. Брат Вассы Прохор (Дмитрий Горбовский), бездельник в вечном подпитии, спаивающий потихоньку старшую дочь Наталью (Анна Величкина), лихой Лёха Пятёркин (Сергей Скоков), готовый угождать всем и во всем, незаменимый «элемент» любых безумств в отсутствии Вассы Борисовны, Юрий Мельников (Сергей Лысенко), юрист, готовый уладить взяткой любое дело, его сын Евгений (Виктор Игнатов), подчеркнуто влюбленный в Наталью, а еще больше - в будущее ее наследство...

Одно на другое наслаиваются страшные события: необходимость избежать суда; уговоры Вассой Сергея отравиться и не позорить дочерей; холодное отравление когда-то любимого мужа; доносы друг на друга; попытки вскрыть сейф; постоянное раздражение, доходящее порой до точки кипения; постоянно присутствующая экономка, которая безмятежно сидит в углу с вязанием, словно назначена Мойрой, плетущей нити происходящего; приезд Рашель (Юлия Арсёнова)... Тягостная, удушливая атмосфера нагнетается мастерски, не разряжаясь взрывами событий, доходя до финального аккорда - отравления Натальей матери. Случайно или обдуманно произошло это?

Но есть в спектакле для меня не до конца оправданные моменты. Первый и главный связан с младшей дочерью Вассы Людмилой (Ольга Кузнецова). Ее детское платьице, бантик в волосах, несколько наигранная инфантильность никак не соответствуют возрасту девушки. Да, она «особенная», как принято сегодня говорить, но эта подчеркнутость никак не сочетается с явными проявлениями интереса к Пятёркину, с проницательностью, скрытой в оценке происходящего.

Второй момент - финальное явление умирающей Вассе призрака отравленного мужа. Оно очень выразительно и эмоционально: он строен, красив, в белых одеждах, такой, в кого она влюбилась жизнь назад и стойко терпела унижения десятилетиями. Сергей манит ее к себе и - на заднике возникает церковь, словно память о той, что благословила их брак десятилетия назад, подобно благословению на иную жизнь. И которая в равной степени невозможна для него, растлителя малолетних, и для нее, забывшей об умирающем вдали сыне и перед смертью поручившей верной Анне донести в полицию на Рашель, чтобы та не смогла забрать Колю...

Несмотря на это, и спустя время забыть спектакль не могу, продолжая мысленно с чем-то спорить, а с чем-то запоздало соглашаться. Главное же в том, что он создан мыслящим, глубоким и неравнодушным режиссером, наследующим лучшим традициям русского психологического театра.

Спектакль Губкинского театра для детей и молодежи «Женитьба» Н.В. Гоголя воспринялся как подарок для вдохновенной труппы, для зрителей, экспертного совета. Это яркое, с легким «хулиганским» оттенком, стремительное и смешное действо началось еще в фойе, когда сваха Фёкла Ивановна (Виктория Леонтьева) в шутовском костюме в сопровождении трех девушек-невест (Татьяны Куниной, Марины Димитровой и Софьи Окшиной), играющих на различных музыкальных инструментах пели, плясали и заигрывали с толпой зрителей песенкой о «невероятном происшествии». И все входили в зал уже «разогретыми», с ощущением ожидаемого праздника. Режиссер Ирина Суханова (она же замечательна в роли тетушки Арины Пантелеймоновны), художник Анна Плахова, композитор Наталья Арситова, балетмейстер Евгений Калашников, хормейстер Марина Димитрова придумали и продумали все до мелочей. Каждый характер точно определен и «прочитывается» с первого появления: мечтательный и нерешительный Подколёсин (Игорь Суханов), которому совершенно не важны ни вакса, ни сапоги, ни фрак, а нужно лишь общение с хмурым, сдерживающим раздражение, занятым делами слугой Степаном (Вадим Тулумбаев), появляющемся в комнате то с молотком, то с топором. Суетливая, настырная Фёкла Ивановна в некоем подобии короны, вытянутый в струночку приятель Кочкарев (Назарий Мантур), в котором при виде ненавистной свахи мгновенно рождается мстительный план закабалить узами брака мечтательного Подколёсина. Нежная, боязливая Агафья Тихоновна (Наталья Грибкова), в которой отчаянно борются желание выйти замуж за дворянина и страх перед новой, неведомой жизнью, служанка Дуняша (Алёна Зотова), шустрая, веселая, приветливая ко всем. А галерея женихов просто ослепляет! Яичница (Анатолий Долбилов), Жевакин (Артем Окшин), Анучкин (Артём Жуков) - каждому нужна не столько жена, сколько воплощение мечты: о богатом приданом, о благородных манерах и знании французского языка, об избавлении от одиночества. Они по-своему смешны и столь же по-своему жалки в тот момент, когда, такие разные, соединяются в том, что мечта недостижима... И как великолепно отделен от них купец Стариков (Евгений Калашников), твердо знающий, что добьется своего, останется единственным из всего круга этих никчемных людишек! Потому так уверенно усаживается среди них и с наслаждением грызет яблоко.

А чего стоит «коллективный портрет» женихов! Обычно в спектаклях Агафья Тихоновна пишет имена на бумажках и, пытаясь вынуть из сумки одну, вытаскивает все сразу. Здесь же Кочкарев, подслушавший ее сомнения, прилепляет к мольберту с небрежно набросанным мужским портретом, брови в форме рожек, торчащие вверх, нелепые нос и губы и - получается чудовище!

Какое бы веселье не царило в зале на всем протяжении спектакля, сколько бы смеха не прерывало реплики, а финальный полет Подколёсина в свободу вызвал минутную грусть от невероятности этого происшествия, когда, казалось бы, все было улажено интригами изворотливого Кочкарева...

Финал фестиваля закольцевался музыкальной постановкой. Белгородская государственная филармония представила спектакль известного не только в России, но и в Европе Ансамбля песни и танца «Белогорье» «Снегурочка» по мотивам сказки А.Н. Островского на музыку Николая Бирюкова и Елены Латыш-Бирюковой (режиссер Ирина Тихонова, дирижеры Ольга Усова и Евгений Алешников, художник Марина Шепорнёва, хореограф Елена Скиба, хормейстер Юлия Чернова). Сила любви и добра, подкрепленная музыкой и выразительным актерским существованием Снегурочки (Милена Дедова), Леля (Сергей Стародумов), Купавы (Светлана Ижбердеева), Мизгиря (Вячеслав Шевченко), Царя Берендея (Александр Попов), органичностью народных сцен, внесла свою необходимую интонацию, завершая этот очень нужный и важный фестиваль. Обидно было то, что спектакли такого уровня должны исполняться не под фонограмму, а с оркестром...

Из впечатлений от двух спектаклей, открывших и закрывших фестиваль, возникло твердое ощущение: пора создавать в Белгороде музыкальный театр. Время пришло. И об этом необходимо задуматься региональным властям, Министерству культуры Белгородской области. Как и о том, чтобы всемерно поддержать начинание министерства в тесном контакте с Белгородским региональным отделением СТД РФ, БГАДТ имени М.С. Щепкина: II Региональный фестиваль «Интонация» доказал, насколько он необходим и театрам области, и зрителям. А для этого в театре давно сформировалась и работает «в единой интонации» большая команда, которую возглавляют Виталий Слободчук и его энергичные соратницы Наталья Почернина и Наталья Зотова.

Интонации бывают разными, но обобщаются они определением Виталия Слободчука: «Интонация - это взять и суметь свое дело в театре сделать достойно, не фальшиво, не безразлично, не просто так, а с душой. Строй должен быть. И строй должен быть благозвучным».


Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея