"Вы смотрите комедию..." / II Всероссийский моножанровый театральный фестиваль «Комедiя-фест» (Нижний Новгород)

Выпуск №10-260/2023, Фестивали

"Вы смотрите комедию..." / II Всероссийский моножанровый театральный фестиваль «Комедiя-фест» (Нижний Новгород)

Эти слова звучали каждый вечер, сопровождаясь предупреждением о необходимости выключить телефоны и не фотографировать артистов во время действия, не разговаривать вместе с артистами и вместо них, так как в противном случае сбегутся сотрудники театра, будут показывать на провинившегося пальцами и кричать: «Вот он, вот он!»

Так проходил II Всероссийский моножанровый театральный фестиваль «Комедiя-фест» в Нижнем Новгороде с 1 по 9 июня в Театре Комедiя.

Идея принадлежит директору театра Дмитрию Коновалову, который много лет вынашивал этот проект. Осуществить его удалось только в ноябре 2022-го, в год 75-летия театра. Высокая оценка участников, жюри, театрального сообщества воодушевила и театр, и городские власти, которые охотно поддержали начинание, выделили средства на второй фестиваль. Состоялся он уже в начале лета, чтобы приезжие коллективы смогли почувствовать красоту и величие города на Волге - столицы закатов, прогуляться по территории древнего Кремля, побывать на СТРЕЛКЕ, там, где Ока впадает в Волгу, прокатиться на катере... Да мало ли прекрасных мест в Нижнем Новгороде, недавно отметившим свое 800-летие, необыкновенно похорошевшем к юбилею.

География фестиваля оказалась даже довольно экзотической: Южно-Сахалинск, Новосибирск, Ижевск, Краснодар, Вологда, Москва, Нижний Новгород. И еще гости фестиваля - «Вишневый сад» в постановке Юрия Муравицкого Московского Театра на Таганке, не участвовавшего в конкурсе.

В фестивальном буклете четко изложены соображения по поводу комедии в современном театре и театре вообще, проблемы востребованности и многоликости жанра: «Комедию нередко воспринимают как жанр, призванный лишь развлекать и увеселять зрителей. Меж тем она отражает реальность во множестве оттенков юмора. Разные режиссерские решения, смысловые акценты, способы существования актеров и методы решения сценических задач делают спектакли в жанре комедии совершенно непохожими друг на друга. Комедия способна задавать сложные вопросы и предлагать нетривиальные ответы. Фестиваль, посвященный этому жанру, стремится разрушить стереотипное представление о комедии и предложить театральные решения, подходящие современному восприятию мира».

Открывал фестиваль спектакль Вологодского областного ТЮЗа «Женитьба» Н.В. Гоголя, поставленный Ириной Зубжицкой. Сохранили авторское определение жанра: «совершенно невероятное событие в 2-х действиях». Надо сказать, что простая, хоть и неожиданно завершающаяся история кажется незамысловатой только на первый взгляд. В спектакле много остроумных находок, неожиданных приспособлений, удививших решений. Веселый смех сопровождал постановку. Но, точно чувствуя природу гоголевского комизма, режиссер оставляет чувство горечи и печали.

Довольны своей жизнью и веселы только лихой Степан, слуга Подколёсина (Александр Андрюшин) и его игривая зазноба Дуняшка, девочка в доме невесты (Алена Данченко). Они поют и пляшут, милуются, в них кипит жизнь. А вот главные герои - невеста и пять женихов - страшно озабочены, мечтают о переменах и боятся их. Вернее, по-настоящему боится перемен только Подколёсин. Иван Кузьмич в исполнении Виктора Харжавина на первый взгляд и энергичен, и готов к сватовству, но на деле оказывается человеком, смертельно боящимся жизни, ее многообразия, сложности. Артист постепенно раскрывает характер героя, особенно в диалогах со своим другом Кочкаревым (Андрей Камендов), искусителем и соблазнителем, и в трепетном, неловком объяснении с невестой.

Интересна Агафья Тихоновна Екатерины Чаукиной. Она не проста, не глупа, не наивна. Напротив, видно, что в ней какая-то скрытая внутренняя жизнь. Растерянность перед окружающей реальностью немолодой девицы, выросшей в замкнутом мире дремучего невежества, соединяется со стремлением что-то изменить и робостью перед такой страшной громадой действительности. Актриса убедительно показывает внутреннюю деликатность своей героини, которая боится обидеть, огорчить, поскольку хорошо понимает, как одинок и незащищен человек во враждебном мире.

Ее появление с двумя длиннющими косами, которые крепко держат в руках сваха (Валентина Бурбо) и тетка (Алла Петрик), и смешно, и символично. Отчаянное желание скрыться выливается в то, что она, сняв шапку с косами, нахлобучивает ее на голову тетки.

Одинокая несчастная девица, загнанная в угол пронырливым Кочкаревым. Но вот, кажется, счастье улыбнулось - а жениха-то нет как нет... Ирина Зубжицкая придумывает неожиданный ход: Дуняша завязывает на талии невесты толстые ремни, от которых тянутся к колосникам тросы. Взлетит? Улетит на небеса? Нет, все проще и печальнее. В одно мгновение подвенечное платье распадается на две половины и стремительно улетает под колосники. И стоит Агафья, брошенная невеста, в нижней рубашонке, раздетая перед всем миром, лишившаяся надежды на счастье.

Нельзя не отметить интересных женихов - Яичницу (Денис Долбышев), Анучкина (Василий Лимонов). И особо выделить яркую, убедительную, очень театральную работу Игоря Рудинского, представившего своего Жевакина и робким, и трогательным, и увлекающимся, и смешным.

Чехов-центр из Южно-Сахалинска в основу своего спектакля «#Люблюнемогу» положил текст современного автора, присутствовавшего на показе, Ольги Никифоровой. Это зарисовки, близкие по стилю тем пьесам, которые долгие годы культивировал Театр doc. Диалоги молодых людей, которые не могут, а порой и не хотят услышать партнера, понять его, пойти навстречу. Монологи, раскрывающие судьбу человека. Режиссер-постановщик Георгий Сурков сумел выстроить спектакль, объединив кусочки жизненной мозаики в привлекательное, забавное, поучительное зрелище, организовав актеров так, что создается ощущение жизненной круговерти. В сером пространстве, где только стулья и окна, в мареве повседневности режиссер выхватывает фигуры участников, привлекая к ним зрительское внимание.

Спектакль явно затянут, поскольку случайное соединение историй может быть бесконечным; авторские наблюдения в какой-то момент начинают утомлять, поскольку предмет исследования - бытовые неурядицы и несоответствия. Тем не менее, замечательно, что коллектив сумел преодолеть огромные расстояния и познакомил зрителей, жюри, любителей театра и нижегородских театралов с интересной, перспективной, творческой труппой.

На фестивале среди авторов лидировал Уильям Шекспир - по его пьесам сыграли четыре спектакля, и два из них по «Много шума из ничего». Это и понятно. Интрига, злодейства, любовь, блестящая комическая пара, балы, где актеры увлекают зрителя в стихию танцев и озорства. Стоит отметить работу Нижегородского ТЮЗа, созданную главным режиссером Алексеем Логачевым. На сцене светлая ажурная конструкция, которая легко трансформируется, разделяется на секции, в считаные минуты меняет место действия (художник Мария Утробина). Здесь удобно спрятаться, чтобы подслушать, сделать выводы и попасться в ловушку. Это и сад, и комнаты... Четко и внятно простроены мизансцены, убедительно проработаны характеры героев.

Специально для этого спектакля был сделан новый перевод, авторы которого А. Логачев, М. Вирозуб, А. Неганов. Упругий текст помогает движению интриги, актеры демонстрируют владение жанром. Иван Пилявский показывает насмешника Бенедикта настоящим мужчиной - сильным, ироничным и очень надежным. Его пикировки с непоседой и задирой Беатриче (Анна Сильчук) - игра взрослого, уверенного мужчины с милой девушкой. Похоже, он с самого начала очарован этой смелой и своенравной красавицей. Поэтому так органичен его переход от шутливого противника к человеку, готовому вступиться за честь семьи Леонато. Очарователен дуэт полицейского пристава Клюквы (Александр Барковский) и его помощника Канавы (Анатолий Чухнов). Актеры демонстрируют свое мастерство, что становится яркой и запоминающейся краской спектакля. На мой взгляд, в некоторых сценах не хватает энергии, но сочный текст так и тянет на неспешную, подробную игру. Спектакль был отмечен жюри среди лучших, театру вручили памятную статуэтку и диплом победителя с формулировкой «За поиск нового театрального языка».

В спектакле «Много шума из ничего» Московского Губернского театра весь правый угол сцены был занят форменными баррикадами из стульев. Ни функционально, ни художественно их присутствие не оправдано. Они создавали образ хаоса и неуюта (сценография и костюмы Евгения Шутина). Как объяснили представители театра, такое оформление обозначает разруху после только что оконченной войны. Но поскольку пьеса не о тяготах послевоенного времени, а о зарождении любви, предательстве, зависти, то такое нагромождение создает странное впечатление.

В спектакле много танцев, переодеваний, он энергичен и громогласен, отбивается ритм на барабанах, круговерть веселящейся молодежи увлекает. Интересны работы Андрея Исаенкова (Бенедикт), Натальи Шклярук (Беатриче), Сергея Медведева (Дон Хуан), Андрея Щеткина (Дон Педро), забавны Клюква (Евгений Гаманой) и Кисель (Сергей Бурлаченко). Постановщик спектакля - Анна Горушкина.

Неожиданно на фестиваль попал спектакль «Ромео и Джульетта» Новосибирского молодежного драматического театра, который еще называется «Первым театром». Он молод, организован в 2008 году, сориентирован и на молодежную публику, и на молодых артистов, для которых работа здесь, в дружной команде, готовой к эксперименту, становится прекрасной стартовой площадкой. Театр добирался до Нижнего Новгорода с огромными трудностями, возникли финансовые проблемы, и явление его на фестивале вопреки всем преградам стало настоящим чудом.

Спектакль поставлен москвичом Алексеем Золотовицким, в нем много гэгов, откровенного стеба, хватает и молодой энергии, невероятной увлеченности, веры в идеи своего креативного режиссера. Спектакль смеется над традициями, обозначая жанр как остросюжетный детектив. И вправду, в сильно сокращенной и избавленной от ряда персонажей истории действие развивается стремительно. Никаких красивых боев на шпагах, никакого «нафталина». Практически все решается ударом тока в специально для этого существующей зловещей будочке. Впрочем, их четыре этих будочек - что-то вроде католической исповедальни, которые становятся то покоями Джульетты, то домом Капулетти и знаменитым балконом. Хотя, нет никакого балкона: Джульетта в домике, а Ромео на крыше. Будочка- «убивец» стоит особняком. Приготовленный к смерти персонаж заходит туда - разряд тока, всполохи света, будка трясется, оттуда валит дым и извлекают... урну с прахом. Их много, этих урн, расставленных по периметру площадки на полу, внутри которой лежат те, кто разыграют это действо. Забавно, что зрители извлекают комическое из того, как трансформировался сюжет четырехсотлетней давности. Можно спорить о правомерности такого решения. Однако... занимательно? Несомненно. Быстро и весело - 1 час 50 минут без антракта. Мнения разделились, но спектакль, как говорят сегодня, «зацепил». И в результате «Ромео и Джульетта» получил диплом «За смелость в превращении трагедии в комедию и за проявленную решительность при преодолении трудностей в пути на наш фестиваль».

И, наконец, блестящая постановка из Краснодара, удостоенная Гран-при - «Ночь любовных помешательств» Шекспира в переводе О. Сороки и постановке Даниила Безносова в Молодежном театре творческого объединения «Премьера». Вроде все те же составляющие - озорство, стеб, осовременивание в костюмах и повадках, намеки на известные произведения кино и театра, прямые цитаты оттуда, но все вместе объединено вкусом постановщика, смелостью мысли, энергией продвижения сюжета. Художник-сценограф Михаил Кукушкин расположил по кругу по всему планшету и под углом стволы деревьев. Не сразу понятно, что это «вид сверху»: так воспринимаешь чащу с высоты птичьего полета. На заднике - большой желтый круг, куда можно зайти. Одновременно он стал экраном, за которым появляются герои, превращаясь для зрителя в отчетливые тени.

Вот идут в чащу, скрываясь подальше от злых взрослых, сгибаясь под тяжестью рюкзаков в простеньком спортивном костюме и шапочке Лисандр (Евгений Парафилов) и Гермия (Евгения Великодная). Просто и выразительно показан их уход «в леса». Они устраиваются на ночлег - перевернутая скамья, за ней ложатся во всем походном снаряжении герои и только их голые ступни на ребре скамейки видны зрителю. Вот ступни сблизились, переплелись, поглаживают друг друга, вот «отвернулись» друг от друга. Как просто, как театрально, как выразительно! Никаких раздеваний и имитаций - образ трепетной любви молодых, жаждущих близости и пугающихся ее. И смешно, и трогательно. Или Робин, добрый Малый, сельский эльф (Александр Киселев), огромный неторопливый мужчина в белом одеянии - брюки, рубаха, длинные темные волосы сдерживаются повязкой. Широкие, словно замедленные, значительные движения, вальяжная походка. Напоминает индейца из знаменитого «Полета над гнездом кукушки». Сила, легкое презрение к обыденному - отсюда и путаница, им созданная, когда он капал волшебный элексир на глаза героев, которая привела к неожиданностям, составившим суть комического.

Очаровательна Титания, царица эльфов, Людмилы Дорошевой. С «бесконечными» ногами, обутыми в супермодные, причудливой формы ботильоны. Лениво расслабленная и от этого еще более соблазнительная. Ее ноги служат для Робина то «микрофоном», то «гитарой», и снова - пластическая выверенность, изящество, вкус, что составляют суть спектакля. Нельзя не отметить и несчастную влюбленную Елену Юлии Макаровой, деятельную, привязчивую, трогательную. И, конечно, гомерически смешными становятся сцены ремесленников, решивших порадовать герцога и его невесту постановкой пьесы. Уж сколько было видено тех, кто неумело и неловко изображал стену, фонарь, льва, Пирама и Фисбу. Но Анатолий Дробязко, Алексей Замко, Дмитрий Морщаков, Алексей Алексеев, Александр Теханович, Алексей Суханов превзошли многих, старательно «вживаясь» в образы своих нелепых персонажей и заставляя буквально стонать от смеха.

Хозяева фестиваля представили спектакль по пьесе Дамира Салимзянова «Дуры мы, дуры», поставленный Надеждой Ковалёвой. Жанр - «новогодняя комедия». Простенькую историю о потере и обретении счастья немолодой женщиной в новогоднюю ночь переросла просто «датский» спектакля для тех, кто ходит в театр в новогодний вечер и в течение длинных зимних каникул для взрослых, и стала очень востребованным репертуарным спектаклем. Зал был полон, реакция яркая и непосредственная, радость от встречи с прекрасным и ожидаемым абсолютная. Конечно, этот спектакль не фестивальный, но такие простые истории просто необходимы зрителю, пришедшему и отдохнуть, и развлечься, и снова поверить в сказку и в то, что «все поженятся».

Три женщины, три подруги, готовые поддержать друг друга, очень живые, узнаваемые непохожие. И это - достоинство спектакля. Мария Кром играет Наилю, очень точно передавая национальный характер, пластику, своеобразную мелодику речи. Лариса Светланы Бердниковой настоящая «бой баба», всеми силами скрывающая свою тонкую ранимую душу. Татьяна Елены Ериной кажется безвольной жертвой оборотистого молодца, решившего воспользоваться нерастраченной нежностью и материальными возможностями одинокой женщины, но есть в ней стержень, позволяющий не потерять себя, остаться человечной и чуткой. Стасик Николая Пономарева - убедительно показанный тип мужчины-неудачника, человека закомплексованного, потерявшегося в жизни, но глубоко порядочного. Эти люди, встретившиеся накануне Нового года, дарят зрителю надежду на счастье. Отсюда - теплый прием, бурные аплодисменты. Смех, как известно, бывает разный - гневный сарказм, издевка, лукавая улыбка, добрый юмор. Театр дарит тепло и надежду - не в этом ли одна из его задач?!

Государственный русский драматический театр Удмуртии привез спектакль по повести Анны Красильщик «Давай поедем в Уналашку»». Сразу уточню, приведя цитату из программки спектакля: «Уналашка (Unalaska) название города и острова на Аляске, где живут 4130 человек и около 600 белоголовых орланов. Это одно из самых суровых мест на планете». Уналашка здесь решительно ни при чем. Просто герой истории мальчик Марк услышал это слово и загорелся идеей отправиться туда. В таинственную Уналашку. Жанр спектакля определен как «очень важное расследование», и это оказывается добрая забавная сказка, маркированная +8 для малышей и взрослых. Именно тут, в театре, и те, и другие учатся слышать и понимать друг друга.

Мальчик пытается выяснить, кто его дедушка. Алексей Мельников не изображает ребенка, просто становится им, что видно по реакции, искренности, точности оценок, по его энтузиазму и наивной вере в людей, бесхитростности и открытости. Мир детства показан тонко, с добрым юмором, изрядной долей иронии. Мамин ухажер, названный ребенком Крысозаяц, с горбинкой, хвостом и вполне себе «крысовнешностью» - это не ухажер сам по себе, просто заурядный и не очень деликатный человек, а некое чудовище, вторгающееся в мир мальчика и его очень симпатичной мамы, поэтому он так уродлив и противен. Просто мальчик видит его таким. Михаил Солодянкин показывает своего героя довольно неприятным типом, находя единственно нужную интонацию. В этом спектакле у актеров несколько ролей, и Солодянкин играет и папу мальчика - веселого и обаятельного. Вместе с пытливым Марком мы попадаем в мир его жизни: видим и маму (Екатерину Воробьеву), и правильную Бабушку (Ольга Слободчикова), и дедушку - несколько очень разных типажей лихо демонстрирует Андрей Демышев.

Спектакль поставлен Никитой Трофимовым, сумевшим очень личностно почувствовать и передать мир ребенка. Декорации художника Шуры Мошуры просты, но выразительны и органичны. На небольшом помосте подвижные щиты, разлинованные как страницы блокнота. Впереди, на авансцене - маленький мальчишеский мир - игрушечная железная дорога, домики, семафор - вожделенная, таинственная, почти сказочная Уналашка. Спектакль родился из эскиза, представленного на режиссерской лаборатории Ижевска «Театральная молодежка». Это первый и успешный его выезд на гастроли - ему достался приз зрительских симпатий, за что проголосовало 91,7% процентов зрителей.

Неожиданным и очень важным стало появление на фестивале спектакля Московского еврейского театра «Шалом» «Моня Цацкес - знаменосец», поставленный его художественным руководителем Олегом Липовецким по повести Эфраима Севелы (инсценировка Лары Бессмертной и Олега Липовецкого). Хохот сменился горькими слезами, заставив всех, бывших в тот вечер в небольшом, на 200 мест зале нижегородского Дома актера, испытать самый настоящий катарсис. Веселые истории происходят на фронте, во время Великой Отечественной войны. Смекалка, хитрость Мони и его откровенное везение, которое так необходимо в экстремальной ситуации, позволяют выходить сухим из воды в самых острых ситуациях. А трагедия еврейского народа, сконцентрировавшаяся в гибели семьи Мони и его черном отчаянии и жажде мести, оборачивается всепрощением и высшим пониманием ценности человеческой жизни.

Олег Липовецкий продемонстрировал блестящую работу с актерами, виртуозное умение самыми простыми мизансценами добиться подключения всего зала к происходящему. В черном игровом пространстве лишь четыре актера и четыре стула. Художник по свету Максим Бирюков добивается поразительного эффекта с помощью скрупулезно выстроенной световой партитуры. Каждый из актеров играет по несколько ролей. Антон Шварц - Моня Цацкес и Рэб Мойше. Огромные выразительные глаза, предельная серьезность и наивность. При этом быстрая сообразительность, мгновенная реакция. Именно ответственность и сосредоточенность, испуг, который за секунды переплавляется в нахождение самого фантастического выхода из критической ситуации, рождает смех, сопровождающий немыслимые приключения Мони.

А его Рэб Мойше мудр и сосредоточен, в нем - огромная сила духа, которая побеждает зло. А еще Антон Шварц читает фрагменты Псалмов Давида, поднимая увиденное на всечеловеческий, всемирный, библейский уровень постижения Бытия и достигая истинного трагизма. Философия и обыденность, подлость и героизм удивительно сплетены в спектакле.

Николай Тарасюк играет разных героев - закомплексованного и верного товарища Фиму Шляпентоха, Шлейме Гаха, преданного служку раввина, подлого политрука Каца. В нем жалкое соединяется с агрессивным, проникновенное с простецким. Антон Ксенев здесь - по другую сторону баррикад. Его простецкие персонажи - быдловатый старшина Качура, ярый антисемит, служака подполковник Штанько, Зепп Зингер, еврей, попавший в круговорот войны. Ксенев остро, зло показывает своих героев, в которых предрассудки и некая затаенная обида на жизнь рождают бессмысленную жестокость. Карина Пестова, единственная женщина в мужской компании, не жалея сатирических красок, играет сластолюбивую и сердобольную Марью Антоновну, жену подполковника Штанько, пышногрудую Цилю Пизмантер. И так же убедительно, акварельными нежными красками изображает трепетную Фирочку, возлюбленную Мони.

«Моня Цацкес - знаменосец», столь неожиданно вписавшийся в фестивальные показы, хотя тема его одна из самых страшных страниц мировой истории, перевернул души зрителей, получил памятную статуэтку и диплом победителя «За смех, который делает нас мудрее и сильнее».

Показы спектаклей, обсуждение их членами жюри, впервые активное привлечение зрителей для участия в разговоре о постановках, мастер-классы, лекции, капустники, круглый стол, на котором обсуждались проблемы комического в современном театре - всё это II Всероссийский моножанровый театральный фестиваль «Комедiя-фест», который уже полюбился и зрителям, и актерам, и критикам, всерьез заинтересовал театральное сообщество. И, что чрезвычайно важно, поддержан администрацией города, которая одобрила его проведение в следующем, 2024 году.

Нельзя не отметить дружную, слаженную, четкую работу фестивальной команды театра во главе с Анастасией Разгуляевой и Артемом Николаевым.


Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея