Начинается игра / XXVII Международный молодежный театральный фестиваль «Русская классика. Лобня»

Выпуск №1-261/2023, Фестивали

Начинается игра / XXVII Международный молодежный театральный фестиваль «Русская классика. Лобня»

Каждый год в июне в городе Лобня Московской области начинается праздник для всех ее жителей и театральных деятелей России - Международный молодежный театральный фестиваль «Русская классика», который проходит на сцене Лобненского Камерного театра.

Зрители ждут его с нетерпением, полностью заполняя небольшой уютный зал театра, с удовольствием остаются после показа, когда жюри начинает обсуждение спектакля с актерами. Часто они и сами задают вопросы, высказывают собственное мнение. В этом году в числе экспертов были театральные критики Анна Кузнецова, Александр Иняхин и автор этого материала.

Открылся фестиваль моноспектаклем «Наташина мечта» по пьесе Ярославы Пулинович, представленным Русским драматическим театром имени Н.А. Бестужева из Улан-Удэ - почетным гостем фестиваля, чей визит приурочен к 100-летию Республики Бурятия. Это рассказ о безответной любви девочки из детского дома. Лишенную внимания, теплоты и, главное, матери, героиню замечательно сыграла Анастасия Турушева. Не сыграла, а прожила свою роль на сцене в мечтах о любви и счастливом замужестве. Узнав, что у журналиста Валерия есть девушка, Наташа жестоко расправляется с соперницей, заявив, что первая в него влюбилась, а, кроме того, та обеспечена, у нее все есть, а у Наташи - ничего. В финале мы слышим заключительную речь маленькой преступницы на суде с просьбой о помиловании...

«Рубеж героев» по повести В. Быкова «Третья ракета» привез на фестиваль Московский детский музыкально-драматический театр. Последний бой, судьба одного зенитного расчета, и в этом сюжете как в капле воды отразился подвиг миллионов советских людей, воевавших против фашистских захватчиков. Бойцы этого расчета боролись в одиночку, без всякой помощи. У них был выбор - остаться на позиции, выполнить приказ и отправиться на смерть, или отступить и попытаться спасти жизнь.

Все они очень разные. Жёлтых (Константин Быков) - командир расчета, самый старший среди бойцов по званию и по опыту, война для него давно стала трудной работой. Попов (Александр Манохин) - якут, наводчик, тоже ветеран. Остальные молоды: Лукьянов (Егор Куликов), с печатью прожитого, поскольку его разжаловали после плена; Кривенок (Евгений Фадин), резкий и вспыльчивый; Лозняк (Александр Трубин), волевой и стремительный, Задорожный (Руслан Киршин), для которого война - это фейерверк, салют, ордена, но именно он струсил и, бросив товарищей, убежал в тыл. Среди них чудесная девушка - санинструктор Люся (Юлия Митина), готовая всегда помочь, заботливая, родная. По сюжету погибают все, кроме Лозняка. У него остается только одна ракета, которой он и убивает появившегося предателя Задорожного... Свою работу режиссер Руслан Киршин посвятил бабушке, ребенком пережившей блокаду Ленинграда и являющуюся почетным гражданином города Лобня.

Известнейший режиссер, народный артист Украины и Латвии Аркадий Кац показал на фестивале спектакль «Крутится вертится шар...» по мотивам светлого и чистого рассказа Исаака Бабеля «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна», поставленный в Театре «У Никитских ворот». Два замечательных актера, Юрий Голубцов и Яна Прыжанкова сумели необыкновенно искренне и пронзительно рассказать историю встречи двух одиноких людей, которые неожиданно поняли, что близки и нужны друг другу. Но их разлука неизбежна, что оставляет легкую грусть в финале.

Лобненский театр «Камерная сцена» и режиссер Ксения Кузнецова поставили нелегкую задачу - сыграть все четыре части «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Это произведение необычайно трудно для постановки, потому что при всем разнообразии сюжетов в каждом из них происходит исследование жизни, характеров, древняя как мир, история страстей человеческих - любви, ревности, зависти, жажды власти. Актеры исполняют по несколько ролей и, к их чести, очень быстро и эмоционально перевоплощаются в своих персонажей.

В «Скупом рыцаре» Андрей Сорока играет Барона с такой глубиной, показывая мертвящую власть денег, что становится страшно и за обладателя сокровищ, и за его сына, обреченного на нищету. «Каменный гость» считается одной из самых лиричных мировых трагедий о любви. Дон Гуан (Георгий Фетисов) - обольститель, ощущающий свою свободу от всех запретов, в том числе и церковных, неотразим как в страстных признаниях, так и в смертельном поединке. Лаура (Валерия Головань) - олицетворение бунта и непокорности. А для Донны Анны (Маргарита Булгакова) любовь впервые раскрывает богатство ее духовного мира, поэзию души. И вот уже другая сцена - «Моцарт и Сальери», где герои переносятся в мир взаимоотношений гения и посредственности, зависти и злодейства. Здесь с огромной силой проявляется жизнеутверждающий оптимизм Пушкина. Моцарт в исполнении Георгия Фетисова, сыгравшего до этого Председателя в «Пире во время чумы» и Герцога в «Скупом рыцаре», - весельчак, выпивоха, но его высокая музыка проникает в душу. А Сальери (Андрей Сорока), разрушаемый завистью, погружен в низменные, порочные размышления, колеблется между голосом совести и стремлением убрать Моцарта со своей дороги.

Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» обратился к «Старосветским помещикам» Н.В. Гоголя в инсценировке С. Гришакова. Марина Осипова (Пульхерия Ивановна) и Сергей Гришаков (Афанасий Иванович) играют не историю маленьких людей, а притчу об одинокой семейной паре, прожившей простую, безмятежную жизнь, наполненную нежной и преданной любовью друг к другу. И когда приходит час умирать Пульхерии Ивановне, которая вдруг слегла и без всякой боли «угасла», то совсем скоро вслед за ней уйдет и Афанасий Иванович, не сумевший примириться с потерей своей половины. Очень украсила спектакль актриса Елизавета Пясковская, сыгравшая Кысю, так пластично и изящно отражавшая все эмоциональные переживания главных героев.

Дмитровский драматический театр показал очень популярную и широко идущую во все времена пьесу А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова». В этой постановке стоит отметить функциональную сценографию, мгновенно создающую атмосферу купеческого Замоскворечья конца XIX века. Мишенька Бальзаминов (Владимир Котик) - мечтатель, который думает, как жениться на богатой невесте и самому разбогатеть. Обычно его изображают эдаким недотепой, почти дурачком, но этот Бальзаминов, хотя есть в нем что-то от большого ребенка, очень энергичный и устремленный. Маменька (Екатерина Романова) очень любит своего Мишеньку и, кажется, живет его мечами даже больше, чем он сам. Интересен и необычен образ служанки Матрены в исполнении Олега Хаустова.

К сожалению, на фестивале не было режиссера Максима Мышанского, а ведь большинство замечаний было к нему. В спектакль введены четыре китайца, которые на протяжении всего действия то танцуют, то передвигают детали обстановки, и эта излишняя суета раздражает. Чрезмерно назойливы и глупы сестры Пеженовы - Анфиса (Алина Карлова) и Раиса (Ольга Леонова), однообразна Сваха в исполнении хорошей актрисы Марии Вавилонской.

Борисоглебский драматический театр имени Н.Г. Чернышевского (Воронежская область) на фестивале в Лобне впервые. И сразу - с «Чайкой» А.П. Чехова. Спектакль получился светлым, искренним, реалистичным. В театре прекрасная молодая труппа: в ней такие красивые статные мужчины, что любой столичный театр может позавидовать. Замечательная сцена Аркадиной (Альфия Яфарова) с Тригориным (Евгений Камельхар), когда она на коленях умоляет его остаться. Заречная (Валерия Марабян) - трепетная, эмоциональная, искренняя и очень современная в своих поисках настоящих чувств и смысла жизни.

«Кроткую» по рассказу Ф.М. Достоевского представил Азербайджанский академический музыкальный театр из Баку. Моноспектакль Шовги Гусейнова - об одиночестве. В монологах актера рождается поединок людей потерянных, нуждающихся друг в друге и не умеющих найти точки соприкосновения. Он и Она проносят через спектакль горькую мысль о том, как невыносимо бремя покорности, нестерпимы незаслуженные обвинения.

В Санкт-Петербурге есть известный Литературный театр Олега Попова, замечательного актера, режиссера, писателя. В своем ярком и талантливом моноспектакле «вЛЮБлённый МАЯКОWСКИЙ и ЕГО женщины\A» он воссоздал сложный творческий мир поэта через его стихи, отрывки из писем. Мы увидели совсем незнакомого нам Маяковского, который часто влюблялся, но страстно мечтал о большой любви. «...какими Голиафами я зачат - такой большой и такой ненужный?»

Из дальнего зарубежья не в первый раз приехали гости из Республики Северная Македония и Ирана. Известный актер театра, кино и телевидения, популярный режиссер Младен Крстевски поставил в Младинско-детском театре «Крин» из города Велес спектакль «Калхас» по «Лебединой песне» А.П. Чехова, сыграв главную роль.

Полагаю, Младен Крстевски допустил при постановке одну серьезную ошибку, назначив на роль суфлера совсем молодого актера, студента Академии искусств Ане Павлова. У Чехова два старика вспоминают свою жизнь, свою судьбу, а когда рядом сидит молодой человек, то меняется смысл происходящего. Но Младен Крстевски своей проникновенной игрой, бурей эмоций и тихой грустью, теплотой воспоминаний сглаживает эту ошибку. Он проводит параллель между своей судьбой и судьбой чеховского персонажа.

Наш старый добрый знакомый режиссер из Ирана Эсмаил Шафии поставил в театральной группе «Чайка» и привез на фестиваль неожиданный спектакль по мотивам произведений А.С. Пушкина и У. Шекспира «Моцарт, Сальери, Макбет и другие». Две иранские актрисы играют по несколько ролей - Сальери, Моцарта, короля Дункана, леди Макбет. В спектакле совершаются два убийства. Из ревности Сальери отравил Моцарта, чтобы стать лучшим композитором своего времени. Макбет убивает Дункана, чтобы самому стать королем. Обе актрисы очень пластичны и эмоциональны. Обрамляет спектакль прекрасная музыка Моцарта.

Финал фестиваля был великолепен: Туапсинский театр юного зрителя из Краснодарского края представил яркий, живой, современный спектакль «Конец игры» по пьесе А.Н. Островского «Не все коту масленица», которая вот уже 150 лет не покидает театральные подмостки. Режиссер Ирина Якубовская «опрокинула» текст Островского в современность, купеческий быт превратила в быт бизнесменов, которые держат модный магазин одежды «Dior», поэтому платья и костюмы на героях тоже от этого знаменитого кутюрье. Сделала она это так тонко и умело, что «смена эпох» не вызвала никакого отторжения. Пьеса Островского актерская, и все исполнители играют замечательно, воплощая образы своих персонажей искренне и динамично.

Хозяйка модного магазина вдова Дарья Федосеевна Круглова (Оксана Пилипенко), хлебнувшая лиха с разорившимся деспотом-мужем, не желает подобной участи для своей дочери, в которой души не чает. Поэтому она озабочена тем, чтобы удачно выдать замуж свою очаровательную Агнию (Светлана Полухина). У той есть жених Ипполит (Алексей Байцур), молодой, робкий и непрактичный, а главное, бедный. Он работает у своего родственника, старого богача Ахова (Павел Захарченко), привыкшего командовать и искренне уверенного в том, что может купить себе всё, даже жену. Но своевольная Агния решает свою судьбу иначе...

И жюри, и зрители единогласно посчитали «Конец игры» лучшим спектаклем фестиваля.

... Погасли огни в зале, но хочется надеяться, что через год всех нас ждет новая встреча с любимыми, знакомыми и новыми актерами из разных уголков страны, ближнего и дальнего зарубежья.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля


Фотогалерея