Преодоление границ / XIV Молодежный фестиваль «Будущее театральной России» в Ярославле

Выпуск №1-261/2023, Фестивали

Преодоление границ / XIV Молодежный фестиваль «Будущее театральной России» в Ярославле

Фестивали дипломных спектаклей, появившиеся в пространстве современного театрального искусства в конце минувшего века, сегодня воспринимаются как сформировавшийся феномен. Буквально с момента зарождения они находятся в центре внимания театральной педагогики и критики, театра в целом.

Всероссийский молодежный фестиваль «Будущее театральной России», ежегодно проводимый в Ярославле Театром драмы имени Федора Волкова и Ярославским государственным театральным институтом имени Фирса Шишигина - крупнейший и уникальный в ряду такого рода фестивалей. Концепция ярославского фестиваля в разные годы менялась, двигаясь от актуальных вопросов состояния отечественной театральной школы к прагматическим вопросам трудоустройства выпускников. «Будущее театральной России» не имеет себе подобных по широте географического охвата вузов-участников, количеству представленных театральных школ, практической заинтересованности театров в молодых актерах, выходящих на фестивальные сцены. Именно это и делает его уникальной площадкой для осмысления текущего состояния и перспектив отечественной системы профессиональной подготовки актеров и их трудоустройства.

Фестиваль дипломных спектаклей позволяет профессиональному сообществу здесь и сейчас увидеть молодого актера, воспитанного в той или иной школе в синтезе или эклектике педагогических традиций.

Современный театр пограничен. Он балансирует на стыке искусств, тенденций, смыслов. Удержать баланс порой нелегко. Эпоха постсовременности размыла одни границы, но взамен возвела новые, и неважно, говорим ли мы исключительно об искусстве или выходим на уровень общечеловеческих ценностей. В этом поле живет и театральная школа, и фестиваль, призванный констатировать ее состояние.

Сегодня фестивалю, существующему в профессиональном пространстве актерской школы, как никогда необходимо заявить и свою нравственную позицию, актуализировать, сберечь непреходящие нормы этики и морали, сделать явной черту между истинными и вымышленными ценностями.

Подобные рассуждения могут показаться общими, но когда оказываешься в захваченном фестивалем Ярославле, повсюду узнаешь участников по апельсиново-оранжевым лентам бейджей, ощущаешь, что фестиваль - везде, он не ограничен пространством сцен и стенами театров. Он порождает всеобщее сближение, преодоление границ.

Со сцены о границах заговорили сразу. Первый же спектакль, открывший фестиваль, «Тартюф» Мольера в постановке режиссера Татьяны Морозовой с выпускниками мастерской Бориса Морозова Российского института театрального искусства - ГИТИС напомнил зрителю об извечной проблеме границ истинного разума и формальной логики, здравого смысла и абсурда, искренности и лицемерия. Простая, почти схематичная сценография и современный облик персонажей намекали, что проблемы носят вневременной и внепространственный характер.

О тяге к свободе и к жизни, о возможности или невозможности совершать выбор, живя в обществе, забывшем эти слова, размышляли студенты выпускного курса ЯГТИ им. Ф. Шишигина на сцене своего вуза в спектакле «Музей». Художественный руководитель курса и режиссер Андрей Зубков решил одноименную пьесу Евгения Водолазкина в жанре трагифарса. Действие разворачивается в Ленинграде, в молодом Советском государстве, полном амбиций, свято верящем в свой неповторимый путь в будущее, разорвавшем связи с прошлым, но так нуждающемся в собственной истории. Действующие лица маршируют, рапортуют, выстраиваются в живые акробатические фигуры в безукоризненно белом стерильном мире. Однако новому миру пришлось дорого заплатить за эту стерильность. Простые человеческие чувства и эмоции, даже величайший дар человека - незнание о часе собственной смерти - все это было отринуто, возведено в ранг музейных экспонатов. В развитие этой мысли задником служит гигантское изображение одного из самых известных музеев Ленинграда/Санкт-Петербурга, но не «Эрмитажа», полного образцов изящества и вершин красоты, а «Кунсткамеры», собрания редкостей и ошибок природы. Но как в этой белизне уцелеть тому, с чьих глаз спали шоры, увидевшему другие цвета и оставшемуся один на один со своим желанием жить и выбирать для себя, а не для блага по-декабрьски холодной страны?

О границах между людьми, живущими бок о бок, а точнее, о том, как их преодолевают, и документальный спектакль «Как это сказать» Российской государственной специализированной академии искусств из Москвы. Студенты мастерской Екатерины Мигицко проделали масштабную работу - собрали интервью у инвалидов по слуху, членов их семей, друзей, пообщались с людьми, работающими с ними, сделали видеозаписи занятий с глухими и слабослышащими детьми. В результате получился документальный спектакль-квинтэссенция человеческих переживаний. В нем и радости от успехов, и боль неудач, и страх не понять и быть непонятым, и восторг от таких простых для «обычных» людей вещей, как точно произнесенный звук, правильно услышанное слово. Зрительный зал, изначально разделенный на три сектора (игровое пространство в центре, по двум сторонам - ряды для зрителей: один - для слышащих, второй - для лишенных слуха), уже через несколько минут превратился в единое пространство, объединяющей силой стало общее стремление к пониманию. В тот момент на камерной сцене Волковского театра творилось волшебство - неслышащие слышали, а неговорящие имели голос. Спектакль «Как это сказать» - образец того, как минимальными средствами удается добиться единения актера и зрителя, причем не просто вербально, а на некоем тонком уровне, который постигается не слухом или зрением, а сердцем.

Темы эфемерности границ между поколениями и прочности национальной памяти поднимались в нескольких спектаклях. О судьбах простых людей, живших в годы становления и укрепления советской власти, рассказывали студенты Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова. Художественный руководитель курса Тансулпан Бабичева и режиссер Рима Харисова привезли в Ярославль спектакль «Буренушка» по роману Тансулпан Гариповой. В этой постановке история нескольких башкирских семей, чьи судьбы трагически переплелись на фоне эпохальных для страны событий, обрела истинно эпический размах, разрушив границу между реальным и мифическим. На учебной сцене ЯГТИ звучала певучая башкирская речь и фольклорные песни кочевого народа, протяжные, увлекающие души зрителей в странствие по бескрайним землям Башкортостана.

Ярославцы, студенты мастерской Сергея Куценко в off-программе фестиваля показали спектакль «Возвращения» - «эскизы» по мотивам произведений Андрея Платонова в постановке Замиры Колхиевой. В авторской трактовке Колхиевой коллаж из отрывков рассказов, сценариев и писем писателя предстает в виде последовательности эпизодов, а зритель оказывается в разгаре съемочного процесса. Кажется, что актеры играют не персонажей Платонова, а самих себя, занятых в съемке бесконечных дублей фильма о войне. Зритель становится свидетелем перестановок, переодеваний, слышит указания невидимого режиссера, сам с головой погружается в кинематографический аврал. Поначалу сумбурное действо, где одну и ту же роль могут играть разные актеры, где одни и те же сцены «переснимаются», причем с разными вариантами концовок, с кадрами из трофейных немецких фильмов и кинохроники вперемежку с игровыми фрагментами, обретает собственный смысл. Это не просто сцены неснятого кино, а эпизоды памяти, ставшие общими и для отдельных людей, и для разных поколений, впечатанные в национальную культурную ДНК.

Спектакль «Возвращения» вошел в оff-программу фестиваля, особую серию вечерних показов, проходивших в Учебном театре ЯГТИ. В оff-программе представлены камерные спектакли, поэтому показы проходили в аудиториях вуза, которые в ярославском Учебном театре играют роль малых сценических площадок. В этом году оба спектакля программы - постановки выпускников ЯГТИ, поэтому ярославцам помогали не просто стены родного Учебного театра, но и стены родных аудиторий, в которых они проучились четыре года.

Ради спектакля «Земской доктор» по рассказам М. А. Булгакова подопечные доцента Андрея Зубкова превратили свою аудиторию в палату уездной больницы, в которой временно поселили молодого врача Сергея Васильевича Полякова, решившего уехать из Москвы в глухую провинцию. Идея постановки принадлежит студенту курса Алексею Косогорову, он же придумал поместить в аудитории дерево, ставшее осью сценографического решения. Это голый ствол, искривленный, одинокий и никчемный. Непонятно, живо ли это дерево или оно гибнет в суровую зиму, как погибает и главный персонаж спектакля, тщетно пытающийся найти убежище от самого себя и своих демонов. Молодые артисты снова выводят зрителя на размышления о законах жизни и смерти, о злой иронии судьбы. Для сильного человека самый грозный противник - он сам, и даже наиболее стойкие могут растерять волю и мужество, став узниками в стенах собственного сознания.

На камерной сцене Волковского театра исследованием человеческого подсознания и трюков, которые оно играет со своим хозяином, занимались выпускники московской Высшей школы сценических искусств (Театральной школы Константина Райкина). В основу спектакля «Платонов» легла ранняя пьеса А. П. Чехова «Безотцовщина», однако постановка режиссера Арины Жарковой и студентов курса Александра Коручекова - самостоятельное произведение. Несмотря на то, что спектакль сфокусирован на любовных многоугольниках, его создателям удалось уйти от мелодраматичности и сместить ракурс повествования на более сложные вопросы. В результате получилось сочинение в лучших традициях постмодернизма с его нарочитой условностью места и времени происходящего, с периодическим уходом в вербатим и глубокий психологизм во взаимодействиях персонажей, граничащий с абсурдом. Однако непростые условия, в которые режиссер поместила своих актеров, не сбивали их, а наоборот, казалось, помогали придавать чеховским фразам сегодняшнее звучание. Снова и снова персонажи «Платонова» пробуют на прочность границы дозволенного и общепринятой морали и пытаются выяснить, может ли человек продолжать существовать, растоптав и чужие жизни, и свою собственную.

Студенты курса Арвида Зеланда из Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург) пели гимн жизни, любви и молодости, пластическим возможностям человеческого тела. На учебной сцене ЯГТИ петербуржцы показали пластическую композицию «Парафраз» в постановке Полины Красавиной. Следуя за названием, каждый номер постановки был парафразом, то есть иносказанием, художественной ассоциацией с жизненными перипетиями, с этническим колоритом разных стран, со сценами быта и даже с миром зверей и птиц. Для каждого студента курса участие в спектакле стало шансом продемонстрировать свою профессиональную оснащенность, особенно в области сценического движения, владения приемами сценического боя, танца и вокала. Для зрителя же «Парафраз» - возможность за полтора часа не раз изумиться творческим находкам педагогов и студентов, создавших спектакль. Постановка эклектична, в ней свободно сосуществуют различные танцевальные стили, фольклор и современность, фехтование разными видами оружия, акробатика, сольное и ансамблевое пение.

Творчество способно объединять мир взрослых и мир детства. В этом уверены студенты Екатеринбургского государственного театрального института. Выпускники курса Андрея Неустроева привезли в Ярославль спектакль для детей «Конек-Горбунок». Благодаря фантазии режиссера Антона Зольникова любимая несколькими поколениями зрителей сказка Петра Ершова о приключениях крестьянского сына Ивана и его верного друга Конька-Горбунка приобрела актуальные смыслы. Взрослые легко считывали сатирические иронические аллюзии на современную массовую культуру. Для юных зрителей спектакль стал не просто красочным и динамичным зрелищем: вместе с героями любимой сказки ребята вспоминали алфавит, упражнялись в счете, знакомились с предметами быта русской деревни.

Но почему дети, воспитанные на одних и тех же добрых сказках, выросшие в одной стране, взрослея, превращаются в людей, не способных понять друг друга, будто говорящих на разных языках? Столкновение героев с полярно отличающимися мировоззрениями происходит в драме «Подсобное хозяйство» по пьесе Владимира Жеребцова «Чморик». Андрей Новиков и его сестра Катя, открытые, выросшие в интеллигентной семье молодые люди из Ленинграда, оказавшись в армейской части в казахстанской степи, на собственном опыте узнают, как легко люди переступают границы дозволенного. Пересечение миров, которые, казалось, никогда не должны были встретиться, едва не приводит к трагедии, но именно эти обостренные до предела обстоятельства и заставляют зрителя задуматься о грани между добром и злом, о цене выбора, о том, как остаться человеком среди потерявших человеческий облик. Об этом говорили выпускники мастерской Сергея Куценко со сцены Учебного театра ЯГТИ.

Студенты мастерской Юрия Фильшина Нижегородского театрального училища (колледжа) им. Е. А. Евстигнеева привезли на фестиваль «пронзительную житейскую драму» «Молодая хозяйка Нискавуори» по одноименной пьесе финской писательницы Хеллы Вуолийоки (режиссер Владимир Иордан). Несмотря на то, что постановка подробно воспроизводит детали быта семьи из финской глубинки и затрагивает национальные проблемы, волновавшие народ Финляндии в конце XIX века, непреходящие вопросы человеческого бытия актуально звучат и из уст современных российских студентов-актеров. Два поколения семьи Нискавуори застыли на непреодолимой черте между чувством долга перед семьей и собственным счастьем, видя подобную жертву единственно правильным способом существования.

Темы семьи и жизни человека в социуме были ключевыми и в спектакле Театрального института Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Выпускники мастерской Риммы Беляковой показали комедию «Хроники московского захолустья» по пьесе А. Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Место действия спектакля режиссера Олега Загуменнова - улочка на окраине тогда еще не столичной Москвы с ее ретроградными нравами и устоями, строго диктовавшими правила жизни героям комедии. Загуменнов возвел на большой сцене Театра имени Федора Волкова глухие заборы, прямые символы ограничений, существовавших в косных умах современников Островского, а, быть может, живых и по сей день.

Бесспорно, ко всем перечисленным выше спектаклям можно задать немало вопросов. В первую очередь, часто появляется опасение, что нравственный потенциал этих постановок не раскрывается полностью или вовсе уходит на второй план в угоду «оригинальному» режиссерскому решению. Так происходит, например, в «Тартюфе» ГИТИСа, в котором авторский текст отчаянно сопротивляется жизни внутри донельзя упрощенной сценографии, звучанию из уст персонажей со стертой или искаженной фактурой. И дело не в переносе действия в современность, поскольку такие попытки актуализировать классику давно не являются новшеством. Подобная проблема и у екатеринбургского «Конька-Горбунка», где вставлены номера с аллюзиями на современную повседневную культуру. Некоторые из них выглядят весьма безобидно, например, жар-птицы показаны фанатками ЗОЖа, а Иван ездит не на Коньке, а на модном самокате (кстати, в шлеме, что похвально для детского спектакля). Но тут же отдых «жар-птиц» на природе переходит в пьянку, сцену утра царя играют под песню группы «Дюна» «Привет с большого бодуна» (в перепевке курса Неустроева «Привет от батюшки царя», но «дети девяностых», приведшие детей на сказку своего детства, поймут), а царская свита отпускает шуточки на злободневные политические темы. Оба спектакля спасают оригинальные тексты произведений, красоту которых, к счастью, не удалось уничтожить внешними атрибутами.

Перегруженность лишними смыслами, чуждыми изначальным текстам, порождает на сцене бессмыслицу, опасную тем, что она способна формировать ложные представления о нравственных нормах и просто хорошем вкусе, если мы говорим о потенциальном воздействии на аудиторию, особенно детскую. У самих будущих артистов это может снижать планку требований профессионализма.

Большой объем афиши фестиваля (двадцать четыре спектакля), к сожалению, не позволяет уделить внимание каждому спектаклю, каждой из приехавших на фестиваль театральных школ (девятнадцать вузов и два средних учебных заведения). Поэтому в качестве принципа отбора спектаклей для анализа была выбрана доминирующая, на наш взгляд, на фестивальной сцене тема преодоления границ, взаимного обогащения через диалог.

Эта тема отчетливо дала о себе знать и в образовательной программе фестиваля «Шишигинская школа. Интенсив», без которой теперь «Будущее театральной России» представить сложно, так органично и, главное, оправданно она заняла важное место в работе фестиваля. Диалог, взаимодействие, взаимообогащение театральных школ - одна из главных задач образовательной программы фестиваля. Студенты 2-3 курсов театральных школ из Воронежа, Екатеринбурга, Крыма, Луганска, Новосибирска и Саратова получили возможность пройти мастер-классы ведущих педагогов ЯГТИ по современному танцу (лауреат международных и всероссийских конкурсов хореографического искусства Михаил Белов), сценическому бою и фехтованию (лауреаты Международного фестиваля сценического фехтования «Серебряная шпага» Виталий Новик и Антон Егоров). На вопрос: «Зачем актеру школы Станиславского необходим метод Страсберга?» участники образовательной программы искали ответ на мастер-классе профессора Сергея Черкасского, руководителя актерской мастерской РГИСИ (Санкт-Петербург), известного эксперта по системе Станиславского и педагогическим практикам Страсберга, тесно связанным с ней. Образовательная программа фестиваля носит имя основателя Ярославской театральной школы Фирса Ефимовича Шишигина (1908-1985), народного артиста СССР, лауреата государственных премий, художественного руководителя Театра имени Федора Волкова (1961-1978), выдающегося советского режиссера и театрального педагога. В конце 2022 года Ярославскому театральному институту было присвоено его имя.

«Будущее театральной России» - едва ли не единственный фестиваль, работу которого организуют в теснейшем контакте театр и театральная школа (Театр имени Федора Волкова и ЯГТИ). Это во многом объясняет жизнестойкость фестиваля (он прошел в четырнадцатый раз) и его огромную практическую значимость. Фестиваль, как показывает время, справляется со своими задачами: демонстрировать актуальное состояние отечественной театральной школы и решать вопросы трудоустройства ее выпускников.

Фотогалерея