"Что наша жизнь? - Игра!" / "Свадьба Кречинского" в Малом театре

Выпуск №1-261/2023, Премьеры Москвы

"Что наша жизнь? - Игра!" / "Свадьба Кречинского" в Малом театре

В репертуаре Малого театра спустя 26 лет после поставленного Виталием Соломиным в 1997-м году мюзикла «Свадьба Кречинского» по мотивам пьесы Александра Васильевича Сухово-Кобылина вновь появился музыкальный детектив о мошеннике в белых перчатках, делающем ставку на богатое наследство влюбленной девушки, пускаясь при этом во все тяжкие, вплоть до воровства. Думаю, в этом событии немалую роль сыграла популярность Алексея Франдетти, открывающего своими «ключами» мюзиклы, покоряющие зрителей. Вот и Малый театр решил рискнуть, пригласив на постановку именно этого режиссера. К тому же труппа, сердцем прикипевшая к водевилям, в каком-то смысле родоначальникам русских мюзиклов, не могла подкачать. Все так, но случилось непредвиденное. Яркий художественный образ спектакля с говорящими метафорами, перформансами и световыми иллюминациями превратил актеров в символические фигуры, обслуживающие литературный сюжет в драматических интермедиях на фоне варьете. Именно сценография Вячеслава Окунева выражала главную идею спектакля о силе денег в потребительском обществе, где нравственность, честность выглядят атавизмами, мешая двигаться игроку все выше.

Таков разорившийся дворянин Кречинский Алексея Фаддеева, способный «запудрить мозги» любому, тем более использовать любовь наивной девушки для своих махинаций без всяких угрызений совести. Но сколько веревочке не виться и у нее есть конец. Раскаянье настигает его, когда обманутую Лидочку уже не вернуть и остается только казнить себя за жизнь, брошенную под ноги эфемерной выгоде. Поэтому в финальном звучании колоколов можно услышать дарованное свыше прощение заблудшей душе Кречинского, которое раскрывается в следующей пьесе Трилогии А.В. Сухово-Кобылина «Дело».

Сценография Вячеслава Окунева с первой минуты «Свадьбы Кречинского» (музыка Александра Колкера) включает зрителей в атмосферу русского Бродвея с рекламными вывесками банков, дорогих бутиков, ресторанов. Это та среда, где уверенно чувствуют себя коронованные монстры, где рекой льется шампанское, совершаются незаконные сделки, продается любовь и пышным цветом расцветает индустрия развлечений с ангажированными звездами, напоминающими заводных кукол. Многофигурные композиции из белых изящных фигур создают ощущение воздушного зефира, поданного на десерт загулявшим господам.

Итак, Михаил Кречинский бросает вызов судьбе, играя краплеными картами, спасаясь от кредиторов пущенным слухом о женитьбе на дочери богатого помещика Муромского. Обладая незаурядными способностями и острым умом, Кречинский действует по заранее разработанному сценарию, используя доверчивость Лидочки, не подозревающей о подмене дорогого бриллианта, заложенного в банке за 40 тысяч рублей, фальшивым. Сумма немаленькая, позволяющая Кречинскому расплатиться с долгами, выйти «сухим из воды», и все будет шито-крыто. Как бы не так, обаятельный авантюрист разоблачен, капкан захлопнулся. Зря только потратился на корзины роз, приемы будущих родственников и свадебный фрак. Казалось бы, обманутая Лидочка (Аксинья Пустыльникова) должна презирать красавца в белых перчатках, унизившего и обокравшего ее, но первая любовь не спрашивает, кому отдавать свое сердце. «Пускай судьба нас развела, я только вас всегда ждала», - поет девушка, похожая на сказочную принцессу, раскачиваясь на высоко подвешенных к луне качелях. Опасный трюк выглядит настолько эффектно, что его можно сравнить с номером эквилибристов под куполом цирка в сопровождении оркестра Малого театра под управлением Александра Мещерякова.

События детективного характера развиваются стремительно. Можно сказать, по замкнутому кругу, в который вовлечены и харизматичные ловцы удачи в лице Кречинского, и не способный связать двух слов ярославский помещик Петр Муромский, отец невесты (Виктор Низовой), и кокетка-тетушка Анна Антоновна в гротесковом исполнении Елены Харитоновой, мечтающая о собственном салоне, и жаждущий крови ростовщик Бек, похожий на паука с длинными лапками в изображении Василия Дахненко, обозначенного художником большой буквой «Б», намекающей на слово «беда». И, наконец, голубая героиня Лидочка, воплощение жертвенности и красоты, наделенная даром прощения и веры в добро.

Драматические интермедии, соединяясь с вокальными номерами, смотрятся как бытовые в окружении танцующего кордебалета, что противоречит игровой природе мюзикла.

Не хотелось бы сравнивать абсолютно непохожие музыкальные сочинения, и все-таки не могу не отметить, что Виталий Соломин делал ставку на мощный актерский темперамент, объемные характеры в стиле гротеска, отвечающего литературному стилю Сухово-Кобылина. Наверное, поэтому время оказалось не властно над мюзиклом Виталия Мефодьевича. Ну, а приглашенный Алексей Франдетти предпочел красочный гламур с досконально разработанным видеорядом праздничного фасада прожигателей жизни, способных купить все за исключением любви. «Игра, идет игра!..» - скандирует хор белых фигур, напоминая дрессированных обывателей, мечтающих о счастье в золотой клетке.

 

Фото предоставлены Музейно-информационным центром Малого театра



Фотогалерея