Три вечера театрального счастья / Севастопольский академический русский драматический театр им. А.В. Луначарского

Выпуск №1-261/2023, Гастроли

Три вечера театрального счастья / Севастопольский академический русский драматический театр им. А.В. Луначарского

Благодаря федеральной программе «Большие гастроли», на излете июня - в начале июля петербуржцы вновь смогли увидеть спектакли Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского, желанного гостя в Северной столице.

Казалось, севастопольцы только-только были в Петербурге в рамках XXIV Международного театрального фестиваля Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева, но уже меньше чем через месяц на берега Невы вновь приехали спектакли главного режиссера театра Григория Лифанова. Площадкой для показа на этот раз стал Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, в эти же дни отправившийся на гастроли в Севастополь (одно из условий «Больших гастролей» - обменные туры театров, участвующих в программе). В обоих городах зрители заведомо «проголосовали рублем», но если музыкальная комедия априори - жанр, привлекательный для рядового зрителя, то почему петербуржцы так ждали выступления луначарцев?..

О театре из Севастополя, возраст которого уже перевалил за столетие, говорить можно лишь с придыханием. За век он пережил немало, но сохранил историю, традиции, язык и принадлежность к русской культуре. Новый, знаковый виток развития начался дюжину лет назад, когда в качестве очередного главного режиссера труппе был представлен Григорий Лифанов, ученик Марка Захарова. Преобразования были неизбежны, и сегодня можно констатировать, что труппа севастопольского театра является одной из сильнейших в стране, а его репертуар включает спектакли отечественных и зарубежных авторов, отвечающие интересам самого широкого зрителя.

В Петербург Театр им. А.В. Луначарского привез две премьеры прошлого, 2022 года - «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца и «Лес» Александра Островского, а также ставшую уже легендарной постановку «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова. Последний спектакль - пример творения, обладающего невероятным шлейфом зрительской любви, подпитывающей как исполнителей, так и весь театр в целом. Так что неудивительно, что именно этой постановкой Лифанова были открыты гастроли в Петербурге.



О людях откровенно

Премьеру «Мастера и Маргариты» впервые мне довелось видеть 30 июня 2018 года на родной сцене театра. Ныне спектакль, избавленный от пары «лишних» героев, претерпевший несколько актерских потерь и достойных вводов, по-прежнему остается многонаселенным (в постановке занято около сорока артистов), но невероятно динамичным и крепко сбитым. Думается, главным фактором его жизнестойкости является четкая выборка из романа, который многие режиссеры пытались перенести на драматическую сцену, но слишком часто теряли баланс земных, божественных и потусторонних линий и героев. В спектакле Лифанова, длящемся без малого четыре часа, нет четких сюжетных разделений как в романе, а есть лишь отображение порой изменяющего своей логичности саморегулирующегося мира, где нам, людям, которых Бог «просто устал любить», довелось жить. События, происходящие в Москве, соседствуют с событиями в Ершалаиме, а волшебные полеты Степы Лиходеева в Ялту и главной героини в поднебесье - с реалиями 30-х годов прошлого столетия; дьявольское притворяется человеческим, а человеческое часто проявляет себя далеко не с лучшей стороны. Воланд, об образ которого «сломаны зубы» многих прекрасных отечественных артистов, здесь имеет три ипостаси. Цветущего мужчину-Воланда играет Николай Нечаев, умудренного опытом величественного старика - Николай Филиппов, а царственное, наиболее жесткое из всех трех ипостасей и способное принимать решения женское воплощение герой находит в облике Людмилы Шестаковой. Чудесные подмены артистов в ходе действия происходят благодаря моментальным перестановкам или обманным маневрам по отвлечению зрительского внимания. Вопроса «зачем?» не возникает: этим Лифанов словно утверждает, что материя многолика, и предугадать, в каком качестве и виде она подставит человеку ножку или плечо, невозможно. Исход зависит лишь от нас, от нашей внутренней силы и обусловленных ее наличием или отсутствием желаний и поступков. И в этом видится сверхидея спектакля.

Зачинщиками и невидимыми участниками всех невероятных происшествий является свита Воланда - невозмутимая Гелла (Светлана Глинка), молчаливый Азазелло (Евгений Чернорай), экспрессивный затейник Коровьев (Евгений Овсянников) и обаятельный Бегемот (Роман Шукри). Они, да сквозной герой - Автор (Алексей Красноженюк) - представители иррационального и реального начал, столкновение которых неизбежно. Мастер (Геннадий Ченцов) и Маргарита (Мария Кондратенко), Понтий Пилат (Евгений Журавкин) и Иешуа (Илья Спинов) не являются здесь главными героями: они лишь часть представительства людей, сила и слабость которых проверяется обстоятельствами. Итоговое ощущение - вроде бы ты видел до боли знакомого Булгакова, но твердой режиссерской волей тебе помогли извлечь из него новые смыслы, без обдумывания которых ты уже никогда не сможешь открыть издавна любимой книги.



Достойное посвящение мастеру

«Обыкновенное чудо» - музыкальный спектакль, который Григорий Лифанов посвятил своему педагогу - Марку Анатольевичу Захарову. Телевизионный фильм, поставленный им в конце 70-х по одноименной пьесе Шварца, до сих пор остается культовым и воспитывает в захаровской эстетике уже нынешнее подрастающее поколение. Бурная динамика, подчеркнутая абсурдность, умный юмор, подробная актерская игра, отсутствие исторической привязки действия к эпохе - все это узнаваемые черты и лифановских постановок.

... Еще до открытия полупрозрачного занавеса, декорированного цитатами Шварца, на авансцене, почти одновременно с джаз-дуэтом, состоящим из Ильи Синькевича и Татьяны Сытовой, появляется головастый медведь с нарочитой, контрастной заплаткой на лбу. Костюм скрывает не потенциального возлюбленного Принцессы - юношу Медведя, а добродушного Трактирщика (Николай Филиппов), давнего друга волшебника, в чьем доме в первом действии разворачиваются события. Впрочем, декорация обоих действий едина. На подмостках - атмосфера и обстановка скорее модного клуба, нежели уютного домашнего интерьера. Стремятся к колосникам две передвижные винтовые лестницы. Скачет в никуда белый конь из папье-маше, напоминающий обликом лошадь, подаренную Бубликову из спектакля «Служебный роман» этого же театра (художник-то один!). Готовы принять троицу бэк-вокалистов высокие вращающиеся барные стулья. Огромный серебряный шар зависает посреди сцены, отражая спины выходящих периодически к рампе героев. Еще два таких же надувных шара прячутся почти в кулисах. Балкон для подтанцовки чудом держится на искрящемся заднике, загадочно мерцающая синева которого несколько раз за спектакль взрывается по низу кричаще розовым светом. Отверзающийся портал будет впускать на сцену придворных из свиты Короля, одетых пестро и странно. Шляпы-корабли и юбки-колокола на дамах соседствуют с многогранными шляпами-цилиндрами и утрированными угловатыми галифе мужчин.

Отступления от текста пьесы минимальные. Вступают в диалог Хозяин (Александр Аккуратов) и Хозяйка (Екатерина Семенова-Неврузова). Медведь замаскированный привозит верхом на белом коне Медведя-юношу (Петр Харченко). Вдоль задника слева является нежная Принцесса (Виктория Мулюкина). Приходит вооруженный торшером с красным абажуром Король (чудесный Анатолий Бобер), поначалу напоминающий экспрессией великого Евгения Леонова, а во втором действии впадающий в мрачную депрессию. За ним - скромняга Первый министр (Евгений Овсянников в этой роли - полная противоположность Коровьева). Следом - фрейлины Принцессы, возглавляемые шумной Придворной дамой Эмилией (Татьяна Бурнакина). Далее - прижимистый и манерный Министр-администратор Ильи Спинова...

Все как у классика, вот только порой герои, как и джаз-дуэт, дающий «вводные и резюмирующие» к действиям, начинают петь (композитор - Александр Жемчужников, стихи Романа Сорокина). Поют прекрасно, ведь неспособных к пению артистов, кажется, и вовсе нет в труппе, показывающей высокий вокальный класс в подавляющем числе репертуарных спектаклей. Сопровождает пение действующий оркестр, состоящий из нескольких музыкантов в масках диких зверей. Действие развивается: вот уже Трактирщик Эмиль нашел Эмилию, вот «указали на ошибки» наглому Охотнику (Сергей Санаев), изгнавшему Короля из его походного кресла. Влюбленные выясняют отношения... В происходящее на площадке погружаешься с головой, начисто забывая, который уже час, сколько тебе лет и где ты находишься. Признак именно лифановских спектаклей: эти постановки удивительным образом «втаскивают» зрителя в водоворот любых, даже известных заранее историй, рождающихся на сцене в неожиданных ракурсах.





В лесу лес не ровен, в миру - люди

Лифановский «Лес» - настоящая комедия: стремительная, легкая, рождающая смех, но заставляющая в финале чуть не плакать зрителей, живо реагирующих на точную актерскую игру Несчастливцева-Чернорая. Тут даже самые немногословные герои обретают запоминающийся облик (художник по костюмам Ника Брагина), а внеэпохальное, ладное, не позволяющее скучать действие наполнено режиссерскими придумками, характеризующими героев.

Так, вальяжно покуривающий длинный мундштук зрелый циник-барин Бодаев (Николай Нечаев) и вечно жующий хозяйские яблоки начинающий циник-лакей Карп (Петр Харченко) стоят друг друга, хотя и находятся в разных возрастных и социальных категориях. Оба по жизни являются индифферентными созерцателями, предпочитающими держаться в стороне от чужой игры «в страсти», которая затевается в поместье Гурмыжской. А вот в азартные наблюдатели можно записать жизнерадостного Милонова (Илья Синькевич). «По Лифанову» (впрочем, и в духе Островского!), меж ним и Бодаевым был явно заключен спор, женит ли хозяйка поместья на себе недоросля Алексиса. Ведь в момент объявления новости о браке Милонов прилюдно, но без лишних слов, сует проигранную ассигнацию невозмутимому приятелю, готовому, хладнокровно прибрав деньги, уже изречь «из партера» дежурное поздравление... Все же остальные обитатели имения - сплошь дурные самодеятельные актеришки, уверенные в неотразимой силе своего таланта: мол, сыграем так, что поверят. Так и в жизни, где люди, считая прочих дурнее себя, разыгрывают «свою игру», в погоне за выгодой не замечая, что сами становятся заложниками чужой партии.

Форвард фальшивых игрищ в фальшивом, «замороженном» художником Натальей Лось лесу - Гурмыжская. Ее роль блестяще исполняет Ирина Демидкина, которая создает точный образ молодящейся любительницы прекрасного, что пытается не упустить юного кавалера. И «на фортепианах» сыграет, и плечико обнажит, когда надо, и кудрями тряхнет так, что одуреть можно, и порхнет птичкой на крылечко, несмотря на полноту, а уж весела как - все хохочет, хохочет, хохочет... Быть может, эта помещица не слишком практична и расчетлива в финансовых делах, но вот в искусстве интриг ей нет равных: кавалера прихватит, племянницу выживет, племянника прочь прогонит - не моргнет. Разве что косноязычная и исполнительная ключница Улита (Ольга Лукашевич) ей под стать: и дуэтом обе славно выпевают, и понимают друг друга с полуслова, и наигрывают изо всех сил - каждая перед своим кавалером. Но если кавалер Улиты - профессиональный актер Счастливцев (Илья Спинов) вне сцены имитировать чувства не расположен и искренне ухлестывает за своей дамой, то Алексис Буланов (Петр Котров), приживал Гурмыжской, так люто изображает святую наивность и мальчишескую бездумную резвость, что залюбуешься и ничего дурного поначалу не увидишь в сияющем ослепительной улыбкой пареньке, безобидно пинающем камушки на садовой дорожке... И кто на кого из будущей неравной пары любовников охотился - не сразу разберешь.

«В образе» старается быть и купец Восмибратов (Геннадий Ченцов), приблатненный мужичонка, умеющий выигрывать любым способом, включая обман или отход на попятную. Его игра грубая, не гибкая, напролом, да и сынок его Петя (Алексей Гнедаш) не сильный пока «игрок», хотя для начинающего папенькину упущенную тысячу возвращает через невесту талантливо - не отнимешь. Его будущая жена, племянница Гурмыжской, Аксюша (Виктория Мулюкина) - единственная, кто живет истинными чувствами и порывами. Актрисе, как и в «Обыкновенном чуде», удается создать чистый, светлый образ юности, которая верит в счастье и необходимость любви. Героиня Мулюкиной, да проникшийся ее историей актер без ангажемента Несчастливцев оказываются в финале единственным оплотом искренности. С той разницей, что Несчастливцев, отягощенный знанием людей, уже выбрал возможность играть там, где правила игры честно оговорены заранее - на театральных подмостках. А наивная Аксюша останется в миру, и кем ей доведется стать, «игроком», равнодушным зрителем или жертвой чужой нечестной игры, пока еще неизвестно...


...Подытоживая любые гастроли, всегда хочется подвести финальную черту - определить лучший спектакль и назвать бесспорных фаворитов среди артистов. Сделать это в случае Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского крайне затруднительно. Потому что великолепны все три привезенные в Петербург постановки Лифанова. Потому что прекрасные художники-постановщики Тимофей Рябушинский («Обыкновенное чудо») и Наталья Лось («Мастер и Маргарита», «Лес»), художники по свету Дмитрий Жарков и Владимир Коваленко создают в сценическом пространстве целые миры. Потому что невозможен выбор между ярчайшей Татьяной Скуридиной, навсегда запоминающейся короткими комическими выходами в ролях Медсестры («Мастер и Маргарита») и Кухарки, натужно дующей в тубу по приказу самодурки-барыни («Лес»), и великолепной Ириной Демидкиной, равно блистающей в ролях Гурмыжской из пьесы Островского, солистки булгаковского хора, измученного пением «Славного моря...» и шварцевской фрейлины Оринтии. Потому что обладающий божественным голосом Александр Аккуратов прекрасен как в роли поэтично влюбленного в свою жену Хозяина в «Обыкновенном чуде», так и в образе известного наглеца Варенухи. А Ольга Лукашевич - не только бесподобная наушница Улита, но и отвратно самовлюбленная Женщина-Молния, разносящая телеграммы по Москве 30-х... Настоящий, интересующий зрителя театр всегда рождается там, где есть живые, неравнодушные, незаштампованные, многоплановые профессиональные артисты. Там, где Театр стоит выше личных амбиций. Там, где на творчество направлены общие усилия. И это все о нем - о Театре им. А.В. Луначарского.

Фотогалерея