Слово о Мастере / Юрий Бурэ (Курск)

Выпуск №1-261/2023, Лица

Слово о Мастере / Юрий Бурэ (Курск)

Совсем немного осталось в российском театре людей, которых можно отнести к поколению, сформированному прямыми наследниками творчества К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Еще меньше их в провинции, где и раньше нечасто можно было встретить мастеров старой школы, добившихся признания всероссийского уровня.

Одним из таких последних могикан является Юрий Валерьевич Бурэ - художественный руководитель Курского драматического театра имени А.С. Пушкина, уже без малого 40 лет стоящий у руля творческой жизни этого коллектива. В год 85-летия мэтра русского психологического театра будет справедливо вновь напомнить о нем широкому кругу российских театралов.

В своем творчестве Юрий Валерьевич исповедует принципы, которые унаследовал от сподвижницы К.С. Станиславского, большого мастера театральной педагогики Марии Осиповны Кнебель. При всех соблазнах новомодных театральных течений Бурэ упрямо и убедительно реализует их в своем театре. И это не слепая вера, не набор застывших истин, полученных в годы учебы. Наоборот - нелюбовь к штампам в основе его метода. Но вечные темы он не считает пережитком прошлого. Борьба добра со злом, торжество справедливости над беззаконием, нравственности над пошлостью обусловливают его интерес к драматургии. Вроде бы банально, но ведь сегодня так много бессмыслицы в театре, что впору объявлять революцию в отстаивании прежних идеалов.

Один из принципов Юрия Валерьевича Бурэ - «публика всегда права» - требовал от него, сомневаясь и экспериментируя, искать в драматургическом наследии именно то, что вызовет отклик в душах и умах зрителей сегодня. Поэтому он избегает постановок, которые удовлетворяют амбиции творцов, но оставляют равнодушными людей, их созерцающих. Не боится брать в репертуар «легковесные» пьесы, считая, что даже незатейливая комедия дает пищу для размышлений. Его кредо - в провинциальном театре высокая драматургия должна соседствовать с популярной. Но при одном условии - зрителю должно быть все понятно. При любой интерпретации его нельзя ставить в тупик. Медленно, но верно театр, возглавляемый Юрием Бурэ, добился впечатляющих цифр посещаемости и занял место в верхних строчках российского рейтинга. И, если анализировать репертуар последних сорока лет, нельзя сказать, что этот показатель достигается творческой всеядностью. В основе - как правило, добротная зарубежная и отечественная классика.

Для режиссерского почерка худрука характерна масштабность постановок, сопряженная с универсально-функциональными декорациями. Являясь по первому образованию архитектором, Юрий Валерьевич ставит перед художником такие конкретные задачи, что тому остается лишь завершить задуманное постановщиком оформление.

Например, в культовом курском спектакле «Сирано де Бержерак» Э. Ростана цилиндрообразная башня, представляющая собой основное место действия, дополнена цепями, свисающими вдоль подъема, ведущего на самый верх. В конце спектакля они превращаются из элементов оформления в символы человеческих пороков, которые главный герой поочередно сбрасывает, как бы освобождаясь от них. А финальные его слова сопровождает падение купола, выполненного из ткани, обозначающее смерть поэта, которую символизирует и выпавшая из его рук шпага, вонзившаяся в землю. Именно на ней гаснет и освещавший ее луч света. И подобные яркие образы возникают в каждом спектакле. Они усиливают эмоциональный ряд восприятия. Оригинальные режиссерские находки придают постановкам современное звучание, но не уводят от сверхзадачи, определенной драматургом.

Юрий Валерьевич Бурэ способен увидеть в традиционном драматургическом материале нераскрытые мысли авторов, при этом не исказив сути произведения. Это его излюбленный метод. Спектакли «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Жертвы века» А.Н. Островского и многие другие при наличии традиционного классического прочтения органично включают новые элементы в решении отдельных мизансцен и образов.

Постановки Мастера отличаются зрелищностью, в них много музыки, не просто сопровождающей действие, а логически «вытекающей» из него и одновременно эмоционально ведущей за собой. В одном спектакле он делает стержнем песни Б. Окуджавы, которые сливаются с событиями Великой Отечественной войны («Соловьиная ночь» В. Ежова), в другом - связующим звеном является пение В. ОбодзинскогоБожьи одуванчики» А. Иванова), а недавняя премьера «В ночь лунного затмения» Мустая Карима основана на национальных восточных мотивах.

Был в практике Юрия Валерьевича Бурэ очень необычный для 1980-х эксперимент. Спектакль по мотивам романа М. Пьюзо «Крестный отец» шел в два вечера. Он был настолько актуален и мастерски сотворен, что публика, не считаясь со временем, много лет наполняла зал и в Курске, и в любом городе на гастролях театра, предвкушая встречу с масштабным полотном.

Юрий Бурэ сформировал труппу, в которой царят взаимопонимание и дружеская поддержка. Можно сказать, редкое и даже нетипичное качество актерской жизни. В ней нет конфликтов и скандалов, иной раз сотрясающих театры. Конечно, это не означает отсутствия неудовлетворенных актерских амбиций и обид. Психология курских артистов такая же, как и в других театрах страны. Но художественному руководителю удается микшировать потенциальное напряжение своим авторитетом и железной логикой, перед которой стихают любые эмоциональные всплески.

Профессиональный рост артистов Юрий Валерьевич стимулирует специальной системой баллов, из-за чего много и плодотворно занятые в репертуаре актеры получают вполне солидную зарплату, хотя, вероятно, никогда и никому не удастся определить ее оптимальный уровень. Ведь сфера культуры всегда была обделена вниманием власти, если иметь в виду материальную обеспеченность служителей Мельпомены.

Художественный руководитель сумел решить возникшую в 90-е годы и существующую до сих пор проблему дефицита актерских кадров в провинциальном театре. Выступив инициатором создания актерского отделения в местном Колледже культуры, он вместе с коллегами подготовил десятки молодых артистов, многие из которых составляют сегодня более трети труппы Курского театра. Другие разъехались по театрам страны. Это было непростым делом из-за новизны и традиционного стремления молодежи «в Москву, в Москву». В итоге - театр избежал кризиса, грозившего перерасти в коллапс: наряду с приехавшими в город выпускниками других учебных заведений главные роли в Курском театре сегодня исполняют и его бывшие студенты.

Еще об одном качестве Юрия Валерьевича. Личная скромность, отсутствие любых признаков высокомерия, бравады и театрального позерства отличают его от некоторых собратьев по цеху. Но при этом он не ведет себя подобострастно в высоких кабинетах, не является завсегдатаем великосветских тусовок, не терпит слухов и сплетен, очень не любит обсуждать недостатки в поведении других людей, сохраняет чувство собственного достоинства. Он беспристрастен даже к своим ученикам, требуя от них не только проявления профессионализма, но и формируя в каждом чувство свободы от человеческих пороков. Чтобы кто-нибудь из них не «зазвездился», учит - скромность должна быть в основе жизни творца. И сам более других соответствует этому качеству.

Мое личное восприятие Мастера прошло путь от полного неприятия до восторга. Дело в том, что на первый взгляд Юрий Валерьевич - бесстрастный и замкнутый человек, близко не допускающий к себе никого. Даже удивляло, как он может создавать так ярко наполненные эмоциями спектакли. Добавлял отчужденности его «механический» ритм жизни: день за днем одно и то же. Дом - работа - дом. Я представлял себе, что, если вывезти худрука в один из районов города, он оттуда сам не выберется. Настолько сильна поглощенность своим делом.

Со временем понял, что это и есть подлинное проявление преданности своему предназначению. Далеко не каждый художник обречет себя на такую жизнь. Постепенно произошедшее сближение открыло мне богатый внутренний мир этого человека. Тонкое восприятие хорошей классической и популярной музыки, способность наизусть цитировать мысли мастеров театра разных эпох и многое другое явило разносторонне развитую личность. Все артисты знают, как трепетно худрук заботится о здоровье каждого, подключаясь в трудные периоды их жизни, используя свой авторитет и влияние. Но главное - умение быть порядочным даже по отношению к недоброжелателям. В конце 90-х был тяжелый эпизод в биографии Юрия Бурэ, когда те, кого считал товарищами и друзьями, вынудили его уйти из театра. Увы, не единичная печальная история. Прошло несколько лет. Вернувшись в начале двухтысячных годов, Юрий Валерьевич сказал: «Я простил, но не забыл», и это никак не отразилось на творческой жизни тех, кто вчера его предал...

Все это и многое из того, что не удалось поведать читателю, достойно оценено государством и обществом. Юрий Бурэ имеет почетные звания народного артиста России, лауреата Государственной премии РСФСР и Национальной премии «Золотая Маска» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Он - почетный гражданин Курской области, обладатель многих ведомственных премий, государственных и региональных наград. И мы искренне поздравляем его с юбилеем!

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея