Энергия убеждений / Александр Вилькин (Москва)

Выпуск №1-261/2023, Лица

Энергия убеждений / Александр Вилькин (Москва)

Не припомнить, когда отмечал свои юбилейные даты актер, режиссер, создатель и руководитель Театрального центра «Вишневый сад», профессор Театрального института им. Б.В. Щукина, народный артист РФ Александр Вилькин. Интеллигентный, общительный, обладающий замечательным чувством юмора, этот Мастер умело пользуется тем, что родился в последней декаде июля, когда пустеет столица, наступает театральная пауза и не приходится слушать многочисленные официальные и дружеские поздравления, принимая букеты и дары от поклонников и коллег.

Наверное, потому что его творческий и человеческий девиз выражен очень простыми, не однажды сказанными словами: «Не играть, а делать». Правда, сказаны впервые эти слова были по поводу профессий актера и режиссера, но, думается, мы вправе отнести их к подростковой поре будущего талантливого артиста, когда в школьные годы, стремясь получить хорошую оценку по литературе, он задумал сделать спектакль по чеховскому рассказу «Налим». Купив живую рыбу и тайком пронеся ее в школу вместе с какой-то подобранной корягой, он наполнил таз водой и, когда начался по сюжету процесс ловли, вытащил трепыхавшуюся рыбу, а в ошалевших от эффекта зрителей, как и в самого персонажа, полетели брызги воды. Он и придумал, и сыграл, но мы вправе считать, что именно так осуществилась первая режиссерская работа. Благодаря ей юный Александр Вилькин смутно ощутил желание не столько играть, сколько делать. Может ли кто-то поручиться, что случилось это не просто так, а сама судьба подала знак?..

Поступив в легендарное тогда еще Училище имени Б.В. Щукина вместе со своей сестрой, изумительной актрисой Натальей Вилькиной, рано ушедшей из жизни, Александр Михайлович позже закончил и режиссерский факультет, поставив в Красноярске дипломный спектакль «Побег в Гренаду» Г. Полонского, а через год в Риге «Птицы нашей молодости» Иона Друцэ. Уже по двум этим названиям можно судить об интересе молодого режиссера к разнообразию жанров и способов их воплощения. С течением времени эта черта Александра Вилькина приобретала все более отчетливо выраженное стремление к постижению новых форм в единственной для него эстетике заповедей русского психологического театра.

На протяжении 27 лет Вилькин служил в Театре на Таганке не только артистом труппы, но и незаменимым ассистентом Юрия Петровича Любимова. В одном из недавних интервью Александр Михайлович сказал: «Помогает до сих пор внутренняя энергия убеждений, заложенных еще в Театре на Таганке у Юрия Петровича Любимова... Пока Господь дает силы, пытаюсь вести театр, руководствуясь правилом, сформулированным еще древнеримским императором Марком Аврелием: "Делай что должен, и свершится чему суждено"».

Это правило последовательно осуществлялось в предельно глубоко сыгранных ролях, главной среди которых, по убеждению многих зрителей, остался по сей день Дмитриев в «Обмене» по Ю. Трифонову. Александр Иняхин очень точно отметил: «Незабываемо сыграв когда-то на Таганке рефлексирующего «непротивленца» Дмитриева в «Обмене» Трифонова, артист создал своего рода архетипическую фигуру, в которой безжалостно отразилось гнилое время. Здесь очень кстати оказалась специфическая «органика скепсиса», Вилькину присущая». А параллельно шла актерская и режиссерская работа в кинематографе, на телевидении, радио, режиссерская - в целом ряде московских и провинциальных театрах, в разных городах и труппах Польши. Достаточно назвать хотя бы малую часть из них: «Чайка» А.П. Чехова в Московском драматическом театре им. Вл. Маяковского, «Процесс» Ф. Кафки в Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского, «Танго» С. Мрожека в Новом драматическом театре Москвы, «Усвятские шлемоносцы» Е. Носова и «Контракт на убийство» С. Мрожека в Центральном академическом театре Советской Армии, «Священные чудовища» Ж. Кокто в Театре Сатиры... И не забыть тем, кто видел, «Кто боится Вирджинии Вульф?» Э. Олби в Омском драматическом театре с легендарной актрисой Татьяной Ожиговой! Ставил в Челябинске, Вильнюсе, Ярославле, других городах страны, в Польше же большим успехом пользовались постановки «Вишневого сада», «Мандата», «Двенадцатой ночи», в прославленном варшавском театре «Повшехны» «И дольше века длится день» по Ч. Айтматову. В 1998 году в Польше на Международном Шекспировском фестивале спектакль «Двенадцатая ночь» был удостоен первой премии, а за «выдающиеся достижения в развитии современного театра Польши» Александр Вилькин был награжден орденом «Поморский гриф». И неизменно театральная критика и нашей страны, и Польши отмечала в его работах редчайшее качество режиссуры: остроту формы, изящество ее воплощения, воспитанные вахтанговской школой, в органическом сочетании с мхатовским психологизмом. И отмечалось это не только критиками, но и артистами, что случается не так часто. Вера Васильева, работавшая с Вилькиным в спектакле «Священные чудовища» в Театре Сатиры, говорила: вокруг каждого произведения им настолько много прочитано, что «слушая его, актеры чувствуют себя учениками, с которыми делится большой мастер».

Нельзя не отметить, что Александр Вилькин - не только практик, но и талантливый теоретик. Его статьи по проблемам театра не раз привлекали внимание широкого круга читателей, а опубликованная в журнале «Современная драматургия» в 1988 году под полемическим названием «Отчего стрелялся Константин?», приобрела немало сторонников.

Но главным делом жизни этого разносторонне одаренного человека, конечно, стал Театральный центр «Вишневый сад», вымечтанный десятилетиями и открывшийся в 1995 году. Более двух десятков лет театр вел кочевое существование, пока не обрел свой дом на Малой Сухаревской площади. И в этом уютном доме шли и продолжают идти пьесы и инсценировки весьма изысканного репертуара - Уильямс и Беккет, Ионеско и Чапек, Томпсон и Островский, Мольер и Кокто, Олби и Берггольц, Достоевский и Гоголь, Арбузов и, конечно, Чехов... «В нашем Театральном центре «Вишневый сад» сезон традиционно открывается одноименным спектаклем, и неизменно - аншлаг. Традиция русского психологического театра - способствовать нравственному оздоровлению общества. Театр ставит диагноз и, указывая на симптомы заболевания, помогает лечить недуги», - говорит Александр Михайлович. И добавляет: «Я умею ставить о том, что у меня болит. Больше я ничего не умею».

Жаль, что свой яркий актерский дар он демонстрирует на сцене все реже. Невозможно забыть его Сальери в давнем спектакле «Моцарт и Сальери», как и Оргона в «Тартюфе», как уже упомянутого Дмитриева в «Обмене», как героя художественного фильма «Ночной звонок» или мэра города в «Гражданине начальнике» и еще многих актерских свершений. Но для Александра Вилькина важнее прочего другое: он назвал свой театр именно так, потому что превыше всего ценит и оберегает то, что может погибнуть, а нередко уже погибло или продолжает погибать на наших глазах: интеллигентность, верность традициям и заветам, культуру в самом высоком понимании этого слова, необходимую экологию души. Есть ли для всего этого ряда понятие более обобщенное и поэтичное, чем Вишневый сад, завещание Антона Павловича Чехова 120 лет назад не только отечественной, но и мировой культуре?.. И потому выбор для Александра Вилькина как творца и личности - превыше всего, несмотря на его ироническое и справедливое признание: «Руководить театром может только неискоренимый оптимист...»

 

Фото из открытых источников в Интернете

Фотогалерея