Актриса на пуантах / Татьяна Кунина (Губкин)

Выпуск №1-261/2023, Лица

Актриса на пуантах / Татьяна Кунина (Губкин)

Ходить и танцевать Татьяна Кунина начала одновременно. Разумеется, это гипербола, но она недалека от истины. Татьяна родилась, выросла и сформировалась как личность в артистической семье. Ее родители работали в Государственном ансамбле песни и танца Республики Коми «Асъя кыа» («Утренняя заря»). Отец пел в хоре, мама танцевала в балете, а с генами, как говорится, не поспоришь. Татьяна, как и ее старшая сестра, продолжила семейную артистическую династию.

- В 6 лет я пошла в балетную школу в Сыктывкаре, с тех пор и танцую (улыбается). В свое время поступала в Ленинградское академическое хореографическое училище имени Агриппины Вагановой, но не прошла по конкурсу, а он был без преувеличения ошеломительным. Меня взяли в резерв, но сидеть на скамейке запасных не в моем характере. И дело не только в этом. Видимо, сыграл свою роль и юношеский максимализм, и пример сестры, которая уже училась. Глядя на нее, я понимала, что стезя балерины - это абсолютное самоотречение, строгая диета, жесточайшая дисциплина. Я была не готова к такому, но мне очень нравилось танцевать.

В июне 1990 года художественный руководитель ансамбля «Асъя кыа» Виктор Морозов пригласил Татьяну на работу. Актриса и сегодня с благодарностью и теплотой вспоминает этого чуткого человека и талантливого музыканта, под руководством которого ей посчастливилось 10 лет творить настоящее искусство в профессиональном ансамбле с высоким статусом.

Хлеб танцора не назовешь легким. Это ежедневный напряженный труд, многочасовые репетиции, работа у станка до седьмого пота, концерты, фестивали, гастрольные туры.

- Мы объездили много стран: Англия, Португалия, Испания, Франция, Бельгия, Монако, Голландия, Германия. Мне довелось участвовать в четырех крупнейших фольклорных фестивалях. Это впечатляет! Бывало, что гастрольный тур длился по два месяца. Согласитесь, довольно продолжительный период. Мне так хотелось в Россию! Я так скучала по Родине! Никогда бы не осталась жить за границей. Меня всегда тянет на борщ, на мамины котлетки. Хотя, лягушек во Франции я, конечно же, пробовала. Кстати, именно там я отметила свое 17-летие. И в этой гастрольной поездке, первой в моей сознательной жизни, очень пригодилось знание французского языка, азы которого я изучила в хореографическом училище в Уфе.

По сути, первые ее гастроли состоялись еще в детские годы. Родители с ансамблем колесили по необъятному Советскому Союзу, дочь ездила вместе с ними, постепенно приобщаясь к актерской жизни. Ей все было интересно, любознательная девочка как губка впитывала в себя яркие впечатления, новую информацию, премудрости хореографии. Например, дробушку из золотого танцевального фонда «Асъя кыа» выучила самостоятельно, и исполняла вполне профессионально за много лет до того, как стать по-настоящему профессиональной танцовщицей.

Опыт, приобретенный за годы работы в «Асъя кыа», очень помогает Татьяне Куниной в актерской профессии. Ее знакомство с театром произошло в Губкине, куда молодая женщина переехала из Сыктывкара на постоянное место жительства, оставив танцевальную карьеру, сделав выбор в пользу любви и замужества.

В провинциальном городке не было профессионального хореографического коллектива, чтобы развивать свой талант и оттачивать мастерство. Зато в Губкине был молодой, профессиональный по статусу театр, в который и направили Татьяну из Центра занятости населения на вакансию артиста драмы.

- Вы понимаете, говорю я сотруднику Центра, выписавшему направление в театр, что артист балета и артист драмы - совершенно разные понятия? Нет, я не смогу там работать. Лучше я буду преподавать танцы детям. В ответ на это он пояснил, что идти в театр все равно необходимо. Если не подойду в качестве актрисы, то меня признают профнепригодной, что даст право претендовать на другое место работы. И я пошла, с полной уверенностью в том, что просто исполняю обычную формальность. Но все сложилось иначе.

Сергей Семёнов, в то время руководитель ГТДМ, устроил Татьяне пробы на соответствие должности, после которых твердо настоял на том, чтобы артистка балета испытала себя на новом профессиональном поприще. И она решилась. Посмотрела прогон спектакля «Улыбка судьбы», поставленный по мотивам итальянской легенды, увидела, как работают актеры. Происходящее на сцене очаровало и покорило ее. Так 22 августа 2005 года в жизни Татьяны Куниной открылась новая страница. Театр в ее лице обрел профессиональную танцовщицу высокого уровня. Она получила возможность реализоваться как актриса драмы.

Конечно, все было в новинку, каждый день приносил какое-то открытие, осознание, новый опыт. Первая роль, роль Царицы в «Сказке о царе Салтане» (режиссер-постановщик Сергей Семёнов), навсегда стала для нее самой важной, но, конечно, не единственной любимой. И это понятно, ведь роли как дети. Невозможно выделить ту, которую любишь больше, но некоторые столь созвучны душе и характеру актера, что происходит абсолютный резонанс.

В качестве такого примера можно привести роль Кошки в спектакле «Кошка, которая гуляла сама по себе» по Киплингу (режиссер-постановщик Сергей Семёнов), за лучшее пластическое воплощение которой Татьяна Кунина получила награду на III Фестивале театрального искусства для детей среди профессиональных театров и драматургов «Что за прелесть эти сказки» (Саров Нижегородской области, 2015).

В этой роли она необычайно органична, чувствуется, что в «кошачьей шкурке» ей очень уютно и комфортно, и дело здесь не только в природной грации и отработанной пластике. Актриса с детских лет очень любит кошек, ей нравится за ними наблюдать. Она хорошо изучила нрав и повадки этих горделивых независимых животных, что, безусловно, помогло ее просто фантастическому перевоплощению в Кошку на сцене.

Наблюдательность, уверена Татьяна Александровна, очень важна в профессии актера, ведь приходится играть такие разные роли. Очень важно их понимать, чувствовать, как именно сыграть, на чем поставить главный акцент, чтобы попасть точно в цель. За короткое время спектакля на сцене порой проходит целая жизнь, и нужно прожить ее без фальши.

У каждого спектакля есть свой зритель, у актера - круг поклонников. Разумеется, невозможно соответствовать эстетическим вкусам и предпочтениям всех театралов одновременно. Конструктивную критику актриса благодарно принимает, делает выводы, и идет дальше. Даже негативный опыт, и зачастую в первую очередь именно он, - мощный стимул к профессиональному росту. Пусть даже отрицание, только не равнодушие. Главное, чтобы в зале не было безразличных лиц, пустых глаз.

- Разумеется, всем нравиться невозможно. Но если ты чувствуешь по настроению зала, что твоя игра задевает за живое, что спектакль трогает самые потаенные струны души, бередит какие-то воспоминания, вызывает определенные эмоции - это дорогого стоит! Техническую сторону роли можно отшлифовать до совершенства, но без души не будет ни гармонии, ни искренности.

Знаете, один и тот же спектакль каждый раз играется как первый раз. Даже, если актер безупречно выполняет задачу, поставленную перед ним режиссером, дважды одинаково не сыграть. Ты по-разному чувствуешь своего героя, по-разному выходишь на эмоции. В этом особая прелесть театра.

Образы, созданные Татьяной Куниной на губкинской сцене, нашли живой отклик в сердцах зрителей. Актриса пользуется неизменным успехом, и является одной из ведущих актрис ГТДМ. В ее творческом портфолио особое место занимают роли, которые дают возможность проявиться в качестве танцовщицы.

Одна из таких, роль Тамары Самсоновой в спектакле «Блокадный арабеск» по мотивам повести Ю. Яковлева «Балерина политотдела» (режиссер-постановщик Нина Лаврова), принесла актрисе диплом лауреата премии имени М.С. Щепкина в области театрального искусства за лучшую актерскую работу театрального сезона 2020-2021 гг.

Можно вспомнить и трогательную Балерину в «Стойком оловянном солдатике» по мотивам сказок Х.К. Андерсена (режиссер-постановщик Нина Лаврова), которой сопереживают все зрители, от мала до велика; и грациозную, но коварную Метель в одноименном спектакле по одной из «Повестей Белкина» А.С. Пушкина. В снежную стихию, сыгравшую роковую роль в судьбах людей, режиссер-постановщик Инна Ковалева вдохнула жизнь буквально, сделав ее одушевленным персонажем. Этот неординарный образ Татьяна Кунина воплотила с необыкновенной экспрессией. Из всех ролей эмоциональные ее привлекают особенно.

- Мне ближе характерные роли, где эмоции внутри кипят и просятся наружу. Главный режиссер Ирина Суханова ставит очень эмоциональные спектакли, и роли, которые я исполняю, мне очень нравятся. В спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе Владимира Гуркина я играю Софью - трепетную, легкоранимую натуру. Этой женщиной управляют эмоции, с которыми ей трудно совладать. Мне важно понимать и чувствовать человека, которого я играю, но при этом не заиграться. Из образа нужно уметь выходить вовремя. Иногда сделать это очень сложно. Спектакль окончен, но в тебе он еще продолжается какое-то время. Ты находишься в его поле, ощущаешь его энергетику, проводишь работу над ошибками. Порой уже дома.

С того дня, как театр радушно распахнул для нее дверь в удивительный мир, Татьяна Александровна ни разу не пожалела о том, что решилась круто изменить свою жизнь. Театр принял ее, она его полюбила. Сегодня роли, сыгранные ею на сцене ГТДМ, исчисляются десятками, и в каждую вложена часть души и сердца.

Новый творческий сезон Губкинского театра для детей и молодежи открылся бенефисом актрисы к ее юбилею. В спектакле «Зимы не будет» по одноименной пьесе Виктора Ольшанского (режиссер-постановщик Инна Ковалева) Татьяна Кунина играет «кошачью маму», добросердечную пенсионерку Прасковью Филипповну. Пожилая женщина бескорыстно заботится о бродячих животных, выкраивая средства из своей скудной пенсии. По стечению обстоятельств она сама стала бездомной, но личная драма не ожесточила ее светлую душу. Роль очень созвучна жизненным принципам актрисы. Один из основных - не предавай. Душевная доброта порой осложняет жизнь, и это из личного опыта актрисы, но без нее жить вообще невозможно - абсолютно уверена Татьяна Кунина.

- Образ Паши Большой (Прасковьи Филипповны) рождается в процессе работы над ролью, индивидуальные черты он обретает постепенно. От репетиции к репетиции все ярче прорисовывается характер. Конечно, самая яркая черта моей героини - доброта. Она любит и людей, и животных, причем абсолютно бескорыстно. Такова суть этой женщины, и я буду стараться раскрыть ее как можно глубже.

Я не задумываюсь над тем, что спектакль «Зимы не будет» - мой бенефис. Не хочется бенефисов ... Понимаешь, что закрывается определенный этап жизни, а она и без того слишком быстро летит, только годы мелькают. Не хочется пафоса, хочется просто жить и работать, получая в награду любовь и признание зрителей.

Считается, что юбилей - самое время подводить итоги. Творческий путь Татьяны Куниной отмечен не одной значимой вехой. Есть среди них особенно дорогие и памятные. Например, почетные грамоты Министерства культуры Республики Коми и Управления культуры Белгородской области. Конечно, это приятно, когда твой труд замечают и по достоинству оценивают, но есть в жизни нечто куда более важное. И для Татьяны Александровны - это семья.

- Самое главное - семья. Для меня мои родные - источник сил и вдохновения. Конечно, бывают сложности, какие-то проблемы, не без того. Но такова жизнь. Нужно всегда поддерживать в себе и в тех, кто дорог, оптимизм, особенно в трудных ситуациях.

В ряду духовных ценностей Татьяны Александровны и настоящая дружба. С каждым годом круг самых близких людей все больше сужается, и те, кто остаются рядом, становятся еще дороже. Настоящих друзей не может быть много, но дружеские отношения с окружающими поддерживать важно, уверена актриса, особенно с коллегами.

- В нашей профессии нужно дружить. Относиться друг к другу бережно просто жизненно необходимо. Мы выходим на сцену как партнеры, а не конкуренты. Конечно, бывают и стычки, мелкие ссоры, но это обычно на эмоциях, в запарке. Мы все с разными характерами, да еще какими! Понимание, доброта, способность сопереживать крайне важны. Конечно, каждый может совершить ошибку, но признать это может только сильный и добрый человек. И я очень рада, что наш коллектив добрый.

Я верю в людей, верю в хорошее. Думаю, что в жизни всегда есть место чуду, и чудеса происходят. Мое заветное желание - домик у моря. В детские годы я каждое лето проводила у бабушки на черноморском побережье. Возможно, это память детства меня зовет. Море - мое место силы, которое дает подпитку, и помогает идти дальше.


Есть у Татьяны Куниной мечта. Заветная. Осознавая себя неотъемлемой частью Губкинского театра для детей и молодежи, она мечтает, чтобы каждый спектакль нашел своего зрителя, чтобы театр бесконечно жил и развивался, меняя мир к лучшему.

 

Фото Марины РЕМИЗОВОЙ предоставлены театром


Фотогалерея