Время серьезного театра/Краевой ТЮЗ им.Ленинского комсомола (г. Красноярск)

Выпуск №1-121/2009, Портрет театра

Время серьезного театра/Краевой ТЮЗ им.Ленинского комсомола (г. Красноярск)

 

В культурной жизни Красноярска много памятных дат. Памятен для любителей театра и день 7 декабря. На правом берегу Енисея в Доме культуры им. В.Маяковского торжественно открылся Краевой театр юного зрителя имени Ленинского комсомола.

Давно мечтали красноярцы о своем детском драматическом театре. Наконец, весной 1964 года эта мечта стала воплощаться в реальность. Краевой комитет партии и крайисполком приняли решение о создании в городе театра юного зрителя.

Красноярск в те годы не имел высококвалифицированных кадров театральных работников, и было решено обратиться к выпускникам ЛГИТМиКа с предложением поехать в Красноярск, чтобы создать в далеком сибирском городе молодежный театр.

В конце июля в Красноярск во главе с режиссерами В.И.Галашиным, Г.М.Опорковым и В.П.Дориным приехала большая группа молодых актеров: Николай Олялин (ныне народный артист Украины), Лариса Малеванная (народная артистка России), Николай Королев (ныне заслуженный артист России), Лев Бриллиантов, Юрий Затравкин, Алексей Ушаков (заслуженный артист России, и сейчас работает в театре), Валерий Косой и другие.

На первом сборе труппы 1 августа В.И.Галашин сказал: «Главное для нас сейчас – не столько сделать тот или иной спектакль, сколько открыть театр со своим лицом. Я думаю, мы должны сделать отличительной чертой нашего репертуара проблемные, актуальные пьесы о жизни молодого современника».

Среди первых постановок Красноярского ТЮЗа сказка К.Гоцци «Ворон»» (реж. В.Доронин), «Моя старшая сестра» А.Володина (реж. Г.Опорков), «Океан» А.Штейна (реж. В.Галашин, Л.Малеванная), «Вор в раю» (реж. Г.Опорков), «Мой бедный Марат» А.Арбузова (реж. Л.Малеванная). Спектакли приезжают смотреть московские критики и отмечают смелость и мастерство исполнителей. Выделяют Ларису Малеванную в ролях Нади («Моя старшая сестра»), Нинуччи («Вор в раю»), Жанны д'Арк («Жаворонок») и др.

За прошедшие годы свои постановки на сцене нашего театра осуществили не только Валерий Галашин, Геннадий Опорков, Валентин Дорин, но и Исаак Штокбант, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Юрий Мочалов, Юрий Погребничко, Борис Цейтлин, Юрий Копылов, Александр Попов, Александр Каневский, Владимир Ветрогонов, Владимир Берзин, многие другие.

2009 год - юбилейный для Красноярского ТЮЗа, театр празднует свое 45-летие.

Коллектив начал готовиться к юбилею заранее. Состоялась премьера спектакля «Двенадцатая ночь - тринадцатое утро» по комедии Шекспира. Режиссер-постановщик этого спектакля Александр Каневский в 1980 г., будучи выпускником Ленинградского театрального института, возглавил Красноярский ТЮЗ. Через год А.Каневский был удостоен Премии Министерства культуры СССР за создание спектакля «Сирано де Бержерак», который по итогам Всесоюзного фестиваля тюзов был отмечен в числе лучших. В прошлом сезоне А.Каневский вернулся в Красноярск и поставил спектакль «Севильский цирюльник» П.Бомарше (см. «СБ, 10» № 9-109), получивший на Краевом фестивале две награды. И вот новая работа.

«Замысел спектакля «Двенадцатая ночь - тринадцатое утро» идет от Красноярского ТЮЗа. Ему 45 лет. Он появился на поздней волне хрущевской оттепели, возник как откровение, своего рода культурный десант из Санкт-Петербурга. Нынешний спектакль посвящается 70-м годам, - сказал о своей постановке режиссер. - Двенадцатая ночь - последняя ночь карнавала. Прощание со старым, а дальше что? А дальше все что угодно, все что хотите. Вам решать. Этот спектакль придумал шут. Свои мысли я делегировал шуту, которого будет исполнять Максим Бутивченко. Я доверил ему рассказать мою историю. Он по возрасту - я в 70-х. Оттепель закончилась, как последняя ночь карнавала, а что дальше? Выбор за вами».

Смысловым ключом этой истории, ее эмоциональным посылом к сегодняшнему дню, ее постановочным мотивом является вопрос: а могут ли люди, оказавшись в обычной, а не празднично-вымышленной жизни, руководствоваться в своих поступках высокими романтическими представлениями или для этого необходимы особые условия. Вот эти мысли режиссер транслировал молодежной аудитории, которой адресован этот спектакль.

Световое и сценографическое решение поддерживает светлую, праздничную атмосферу, создающую возможность легкой импровизационной игры молодых людей, попавших на своеобразный, странноватый Остров Любви. Костюмы художницы И.Титоренко (Москва) созданы в модном театральном стиле. В спектакле интересная авторская музыка Евгении Терехиной (Астана), актеры сами играют на музыкальных инструментах, в стиле ВИА 70-х, ведь и всю эту историю разыгрывают, по замыслу режиссера, те ребята.

Театральная критика отметила хорошую работу актеров, особо выделив Вячеслава Ферапонтова (Мальвольо), Геннадия Старикова (сэр Тоби Белч), Сергея Тисленко (сэр Эндрю Эгьючик), Дениса Зыкова (герцог Орсино), Максима Бутивченко (шут Фесте), Алину Старикову (Оливия).

Событием для Красноярска стала и премьера спектакля «Странная миссис Сэвидж» Дж.Патрика в режиссуре А.Максимова (Санкт-Петербург).

Эта премьера тоже посвящена 45-летию ТЮЗа. В главной роли — легендарная для Красноярска Лариса Малеванная. Свою творческую деятельность она начинала здесь, и очень многие в городе помнят и любят актрису. Спектакль вернул в ТЮЗ зрителя, который ушел в трудные для театра 90-е годы и в период длительного ремонта. Встреча с давними друзьями была для всего театра большой радостью.

Может возникнуть вопрос, почему именно эта пьеса была поставлена в ТЮЗе? Что показалось режиссеру Андрею Максимову таким важным для современных подростков и молодежи в этой истории? Приемные дети помещают мать, создавшую «Фонд счастья», в пансион для душевнобольных: они не могут принять и понять того, как она тратит наследство их отца. Успешные богатые молодые люди не умеют и не хотят думать о других. Это современные потребители, для которых материальные ценности заменили все другие. И это так злободневно! Наша страна вместе со всем миром заигралась в потребление. Уже успело вырасти целое поколение потребителей. Бездуховность вслед за Америкой и Европой накрывает волной и Россию.

Глупый, трусливый, жадный сенатор Тит (А.Черкасов), хитрый подловатый судья Сэмуэл (В.Ферапонтов), злая, жадная эгоистичная Лили-Бэл (Е.Пономарева) — они знакомы и узнаваемы, мы сталкиваемся с этими типажами в нашей жизни.

Попав в «Тихую обитель», миссис Сэвидж дарит свою любовь и участие больным, и публика наблюдает, как происходит чудо: они преображаются. На протяжении всего спектакля у зрителя возникает вопрос: кто из действующих лиц здоров — дети, над чувствами которых властвуют деньги, или милосердные обитатели больницы?

Хочется также отметить изящную, легкую сценографию художника А.Н.Баженова, которая сыграла немаловажную роль в создании необыкновенной атмосферы спектакля.

Театр считает, что пришло время задуматься над серьезными проблемами и поведать о них зрителю. Ведь все в жизни неслучайно, и кризис не случаен - это возможность остановиться, задуматься, чтобы переосмыслить прожитое, чтобы пришло отрезвление. А театр должен помочь оценить происходящее и определить истинные ценности, он должен быть честным, побуждать к размышлению, должен стать серьезным, т.к. время всеобщего веселья закончилось.

45 лет для театра - это немного, но горожане любят свой ТЮЗ и гордятся поистине легендарной его историей. Красноярскому ТЮЗу всегда везло на встречи, и хочется верить, что впереди у него долгая и счастливая судьба.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.