Наталия Сац. Всегда первая

Выпуск №1-261/2023, Вспоминая

Наталия Сац. Всегда первая

120 лет со дня рождения, 30 лет со дня смерти


Больше всего Наталии Ильиничне Сац подходит слово «первая». Она основала первый в мире театр для детей. И не один, а целых шесть. Она поняла, что недостаточно просто нескольких детских утренников во взрослых театрах. Детям нужен свой театр, созданный именно для них, где все, от устройства фойе до репертуара, то есть перечня спектаклей; от картин на стенах до размера стульчиков в буфете, предназначено для детей и сделано так, чтобы им было спокойно, весело, интересно, и обязательно захотелось прийти еще. Поэтому в созданных ею театрах всегда шло очень много сказок - не только про стародавние времена, но и про сегодняшний день, не только про героев из легенд, но и про ровесников и современников ее юных зрителей. И все ее спектакли (а она поставила их больше сотни) всегда были сделаны специально для детей: ярко, понятно и очень талантливо, так, чтобы ребенок мог не только посмеяться, но и подумать, не только отдохнуть, но и узнать что-то новое.

Самые известные театры, созданные Наталией Сац, работают и сегодня, и называются они Российский академический Молодежный театр (бывший Центральный детский театр) и Детский музыкальный театр имени Наталии Сац в Москве, и Театр Юного Зрителя (сейчас он называется Русский театр для детей и юношества имени Наталии Сац) в Алма-Ате.

Наталия Сац стала первой в мире женщиной-оперным режиссером. И ставила она оперы не только в Москве, но и за границей. В 1931 году, когда ей было 28 лет, ее пригласили в Берлин поставить оперу Джузеппе Верди «Фальстаф». И она сделала это так хорошо, что уже в следующем году выпустила «Свадьбу Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта в оперном театре Буэнос-Айреса.

Наталия Сац первая поняла, что перед началом спектакля с детьми надо разговаривать, и стала перед каждым показом произносить свои знаменитые «вступительные слова». И эта традиция жива во многих театрах до сих пор. Наталия Сац первая стала заказывать знаменитым композиторам, писателям и художникам произведения для детей. Например, если бы не она, то известного сегодня на весь мир «Пети и волка» Сергея Прокофьева просто бы не было. Это Сац придумала, что Сергей Сергеевич должен написать музыкальную сказку-путеводитель по оркестру для детей, уговорила его согласиться и вместе с ним сочиняла сюжет. А потом сама всю жизнь выходила к детям в роли Чтеца во всем мире, причем в каждой стране исполняла «Петю и волка» на языке этой страны. Не то чтобы она была полиглотом, но она знала множество языков и при необходимости могла быстро выучить текст на чужом языке и произносить его почти без акцента, за что публика, конечно же, была ей очень благодарна.

Еще Наталия Сац первая в мире придумала, что в театре для детей должна быть игровая комната, «Комната младших братьев и сестриц», как она ее называла. Такое специальное помещение в театре, где много игрушек и раскрасок, куда на время спектакля можно отвести младшего ребенка, пока старший в зале смотрит на сцену. Благодаря придумке Наталии Сац, родители могли взять с собой всех детей, но младших оставить в детской театральной комнате под присмотром специального педагога и спокойно смотреть постановку со старшим. Сейчас такие детские комнаты есть не только в детских, но и во многих взрослых театрах.

Театральных педагогов как постоянных и важных наравне с артистами участников встречи детей и театра тоже придумала Наталия Ильинична. Она поняла, что до начала спектакля, в антракте и после окончания детей-зрителей нужно занимать чем-то интересным, и при этом имеющим отношение к театру, и создала в своем театре специальный отдел, где работали люди, которые знали и умели общаться с детьми, проводить с ними интересные занятия, рассказывать им просто, легко и доступно про театр и обсуждать спектакли. Конкурсы рисунков, музыкальные викторины, игры - чего только они не придумывали под руководством Наталии Сац, которая всегда больше всего ценила, чтобы люди рядом с ней горели общим делом, посвящали ему всю свою жизнь и отдавали ему себя без остатка. Она и сама была революционер, открыватель всего нового, создатель небывалого, человек, который всегда добивался того, о чем мечтал, и создавал это своими руками, своей энергией и талантом.

И Первый московский театр для детей, и Центральный детский театр, и Театр Юного зрителя в Алма-Ате, и Детский музыкальный театр - все они организованы Наталией Сац с нуля, созданы такими крепкими и жизнеспособными, талантливыми и яркими, что их творческая судьба продолжается вот уже несколько десятилетий после ее ухода из жизни.

В 1908 году композитор Илья Сац, отец нашей героини, написал музыку к спектаклю «Синяя птица» и официально стал композитором и заведующим музыкальной частью Московского Художественного театра. К ним в дом начали приходить артисты, стало весело, ведь почти каждый вечер у них бывали то актер Василий Качалов, то режиссер Константин Станиславский, то английский художник и режиссер Гордон Крэг. А еще Илья Сац начал заниматься музыкой с маленькой Наташей - учил ее играть на фортепиано и водил их с младшей сестрой по ярмаркам, где рассказывал о народных инструментах, а потом собирал дворовых детей и устраивал с ними игрушечный оркестр. Наташа тоже устраивала свой собственный оркестр музыкальных игрушек и ставила спектакли с сестрой и местной дворовой ребятней, которую организовывала «на раз», чтобы представить на сцене сказки и песни, а самой быть «дирижером».

Музыка так хорошо давалась Наташе, что ее отдали учиться в специальную музыкальную школу, Музыкальный институт Е.Н. Визлер. И она стала заниматься на фортепиано всерьез, начала ходить в гимназию, а еще пропадала за кулисами Московского Художественного театра и смотрела все, что только можно. И все больше и больше влюблялась в музыку и в театр.

Илья Сац умер в 1912 году, когда Наташе было 9 лет. Ее мама начала давать уроки вокала, чтобы заработать на жизнь, но и Наташа сама вскоре тоже начала работать - занималась с учениками музыкой, чтобы поддержать семью. Но перед этим их позвали провести лето на дачах артистов Художественного театра, на «Княжей горе» на Днепре, где они вместе с сотрудниками театра и их детьми работали на земле и ставили спектакли. Так впервые Наташа Сац не просто смотрела, а сама создавала настоящий, «взрослый» спектакль, вернее, принимала в этом посильное для хваткой, умненькой и очень развитой девочки участие.

А руководил постановкой Евгений Вахтангов. Так Наталия Сац окончательно «заболела» театром, и, вернувшись в Москву, стала ходить в Театральную студию актрисы Софьи Халютиной. Так что к своим пятнадцати годам, к 1918 году, когда в России уже случилась революция, и жизнь страны поменялась, Наталия Сац была образованным и опытным в музыкальном и театральном деле человеком. А в пятнадцать лет она стала начальником Детского отдела Темусека (так назвали тогда Театрально-музыкальную секцию Московского Совета). Она должна была раз в неделю давать спектакли для сирот и беспризорников во всех районах Москвы. Ей дали лошадь, повозку - и она отправилась работать, создавать детский театр. Вот тогда и проявились гениальные организаторские способности Наталии Сац, которая смогла придумать, что ставить, уговорить артистов участвовать в этих постановках, найти для них театральные костюмы и музыкальные инструменты, отыскать деньги, чтобы платить им за работу. Пятнадцатилетняя начальница Детского отдела Темусека справлялась со своей работой так хорошо, что с ней соглашались сотрудничать даже знаменитые артисты. Все они выступали для детей рабочих и сирот в клубах фабрик и заводов, и за три года сыграли под началом Наталии Сац 1823 детских спектакля и концерта! А сама она начала мечтать о том, чтобы в Москве возник настоящий Театр для детей.

Нашла помещение бывшего Театра миниатюр в Мамоновском переулке, 10, и добилась, чтобы его отдали под Театр для детей. Нашла деньги на ремонт и на то, чтобы нанять музыкантов и артистов, собрала команду единомышленников, отрепетировала первый спектакль, составила репертуар на первый сезон, и вот в октябре 1918 года открылся Первый Детский театр Моссовета. В одном зале там обосновался театр марионеток, в другом установили экран для театра теней, в третьем - балаган театра петрушек. На афише - басни Крылова, русские сказки «Мена», «Масленица в деревне», «Крестьянские дети», пьеса «Давид» о победе мальчика над великаном.

В 1921 году Наталия Сац создает Московский театр для детей. Надо было снова начать все с нуля. Она нашла помещение заброшенного кинотеатра «Арс» на Тверской, 61. Требовалось найти деньги на ремонт и провести его. Отыскала, отремонтировала, успела к открытию сезона поздней осенью. Уговорила артистов и 18 музыкантов работать в театре для детей. Нашла пьесу «Жемчужина Адальмины», которую сама же, в соавторстве с режиссером Волконским, и поставила на открытие театра. Уговорила режиссера Алексея Дикого сделать «Пиноккио». Выпустила спектакли «Тысяча и одна ночь», «Гайавата - вождь ирокезов» и «Негритенка и обезьяну», который за 6 лет сыграли 1000 раз. Всего в Московском театре для детей она сама создала 17 спектаклей и еще написала пьесу «Про Дзюбу», которая шла с огромным успехом.

Женщина-легенда, женщина-вихрь, женщина, которой часто говорили «нет», и которая всегда превращала его в «да». В ее жизни в 20-е и 30-е годы был только театр. Знакома - со всеми. Работа - на износ. Успехи - феноменальные. Признание - мировое. Поездки в Берлин и Буэнос-Айрес на постановки опер относятся именно к этому периоду, когда ей все удавалось, и однажды в нищей, переполненной людьми Москве добилась того, чтобы ей выделили пять комнат и настоящий аэроплан в качестве главных призов в лотерее помощи школе, где она была председателем организационной комиссии. По всей столице тогда по ее распоряжению расклеили такие афиши: «Вы хотите иметь комнату в центре Москвы? Спешите купить билеты на лотерею помощи школе». «Как Вы передвигаетесь по Москве? На трамвае, на такси? Этот способ передвижения устарел. Лотерея «Недели помощи школе» поможет Вам выиграть аэроплан».

В 1936-м она получила для своего театра новое здание - на Театральной площади, прямо рядом с Большим театром и напротив Малого, то самое, где сейчас располагается РАМТ, наследник созданного Наталией Сац Центрального Детского.

В 1936-м Алексей Толстой по ее просьбе написал пьесу «Золотой ключик» на основе своей только что вышедшей книжки про Буратино, и этим спектаклем она открыла новое помещение театра. В том же году Сергей Прокофьев по ее заказу и при ее участии сочинил симфоническую сказку «Петя и волк», премьера которой состоялась на сцене Концертного зала имени Чайковского Московской филармонии. Спектакли ее театра ездили по больницам, чтобы их могли посмотреть дети, которые не поднимались с кроватей. Концерты и поэтические вечера проходили в интернатах для слепых детей.

Наталия Ильинична поставила на Красной площади главную Елку страны, специально для которой выпустили подарочные наборы конфет в ярких коробках-игрушках. Была коробка-кубик «Сказки Пушкина», которую создал знаменитый художник Вадим Рындин. Была коробка «Домик дедушки Крылова» - ее придумали художники Кукрыниксы. Была еще коробка «Елка», на которой можно было менять игрушки, и, конечно же, коробка «Театр», в которой можно было «играть в театр» дома на столе, когда съешь все конфеты. Да-да, новогодние «сладкие подарки» в праздничных коробках, без которых до сих пор не обходится ни одна Новогодняя Елка, тоже придумала Наталия Сац!

В 1937 году Наталию Сац арестовали безвинно, как тысячи других людей по всей стране. Когда началась Великая Отечественная война, она сама была в лагере в Сибири, ее сын отправился на фронт, а дочь оказалась в детдоме в эвакуации. И когда через несколько лет они встретились на вокзале в Москве, то не узнали друг друга - так сильно изменились за эти тяжелые годы.

Но Наталия Ильинична не была бы собой, если бы даже в условиях тюрьмы не продолжала заниматься театром. В лагере в Сибири она создала Джазовый оркестр «Драмджаз», который исполнял произведения Чайковского, Дунаевского, Хренникова, Крейслера и Сарасате. Музыкантов Сац отыскала среди своих коллег-заключенных и тем спасла их от работ на лесоповале, крайнего истощения и, возможно, смерти. Еще она нашла там артистов и поставила с ними «Без вины виноватых» и «Бесприданницу» Островского, где сама сыграла Ларису Огудалову, и, конечно, детский спектакль - по пьесе «Явление весны», которую сама сочинила.

В Алма-Ате, выйдя из лагеря, Сац поставила в оперном театре оперу Джакомо Пуччини «Чо-Чо-Сан», которую приходил смотреть сам великий кинорежиссер Сергей Эйзенштейн. И, конечно, организовала Театр Юного Зрителя. Снова - в заброшенном кинотеатре, снова - с нуля, снова - придумав и создав театр как пространство чуда, волшебства в жизни ребенка. В ее алма-атинском театре для детей, который открылся в ноябре 1945 года, в фойе было панно со сценами из классической литературы, театральный и концертный залы, где детям рассказывали о современной и классической музыке, а перед театром - настоящий фонтан и первый в Алма-Ате детский кинотеатр, который Наталия Сац устроила в помещении небольшого здания во дворе. А на сцене театра шли пьесы С. Михалкова и В. Каверина, А. Толстого и У. Шекспира. Ее дочь Роксана стала актрисой и начала работать в Алма-Атинском ТЮЗе, а сама Наталия Сац поступила на заочное отделение театроведческого факультета московского театрального института, ГИТИСа.


В конце 50-х Наталия Ильинична снова оказалась в Москве после недолгой работы в Саратовской филармонии. В Центральный детский театр, который она когда-то создала, ее не взяли работать, и она стала служить в Детском отделе Гастрольно-концертного объединения, потом - Мосэстрады. Тогда она и получила прозвище «Генеральная Снегурочка СССР», потому что поставила и сыграла тысячи новогодних представлений. Потом стала главным режиссером Всероссийского гастрольного театра, написала книгу «Дети приходят в театр», которая вышла в 1961 году, и все это время мечтала о детском музыкальном театре. Таком, какого нет нигде в мире. Музыкальном. Сац начала говорить об этом всюду. И постепенно вокруг нее собралась группа единомышленников, которые так же поверили в ее идею, как и она, и так же готовы были за нее бороться. Помогали ей и композиторы Кабалевский, Шостакович, Хачатурян, Хренников, которые потом сочинили для ее театра новые оперы и балеты для детей.

21 ноября 1965 года на сцене Московского театра эстрады премьерой оперы М. Красева «Морозко» открылся первый и единственный в мире профессиональный Детский музыкальный театр. В этом театре всегда и все было впервые. Первая в мире женщина-режиссер. Мировые премьеры опер и балетов для детей, созданные специально по заказу Наталии Сац. Симфонические концерты и лекции для юных зрителей. Постоянные гастроли по всему миру.

Было все, только не было своего здания. Театр ютился в малюсеньком помещении на Никольской улице, над рестораном «Славянский базар», и не мог вместить даже четверти всех детей, которые хотели посмотреть спектакли Детского музыкального. И тогда Наталия Сац стала строить другое здание, большое и прекрасное, чтобы все дети всей страны могли попасть на ее спектакли. Она нашла кусок земли на проспекте Вернадского, недалеко от здания Московского Государственного Университета, и закипела стройка!

Сац брала любые материалы, которые ей давали, и принимала любую помощь. Она установила на крышу фигуру огромной (6 метров в высоту!) скульптуры Синей птицы - символа своего театра. Стены фойе обшили ракушечником, люстры в первом фойе и в зале отлили из алюминия, кресла в зрительном зале сделали так, что они напоминали морские волны, а на сцене установили самое новое по тем временам оборудование.

В Палехе специально для нового детского театра создали огромные панно с персонажами из музыкальных сказок, и возникло Палехское фойе, Палехская музыкальная шкатулка, маленький концертный зал с роялем.

Буфет расписали райскими птицами. В Ротонде - большом круглом помещении над кассовым залом - установили огромную клетку с попугаями, везде в фойе расставили аквариумы с рыбками, разбили зимний сад, ручки на входных дверях отлили в форме скрипичного ключа, выткали на занавесе сцену из оперы «Садко», украсили фасад фигурами персонажей из разных сказок, а на площади перед театром разбили фонтаны. Получился настоящий Дворец музыки. 6 октября 1979 года новое здание Детского музыкального театра было открыто.

В этом театре Наталия Ильинична Сац собрала, воплотила и развила все идеи, которые придумывала всю свою жизнь. Сформировала команду настоящих единомышленников, для которых дело детского театра было главнейшим в жизни, и здесь одним из главных помощников оказалась ее дочь Роксана Николаевна Сац - она стала завлитом театра, руководителем педагогической части и либреттистом. Наталия Ильинична устроила в театре детскую комнату и лекторий, детскую студию и школьный фестиваль, организовала «пионерский актив театра», специальный отряд из детей, которые помогали встречать зрителей, и, конечно, заказывала произведения композиторам, искала и ставила оперы и балеты для детей, устраивала юношеские симфонические концерты и поэтические вечера, ездила с театром на гастроли и преподавала в ГИТИСе, где учила будущих режиссеров музыкального театра.

Жизнь в ее театре кипела, не затихала ни на день под ее руководством вплоть до 1993 года, когда Наталия Ильинична Сац ушла из жизни. Но ее театр, главное ее детище, ее воплощенная мечта, ее идеальный мир, - жив до сих пор. Им руководит сегодня режиссер Георгий Исаакян. В репертуаре театра - больше 60 спектаклей для зрителей всех возрастов: от получасовых мини-опер для годовалых детей до барочных партитур - для взрослых, от старинных опер - до самых современных партитур, написанных специально по заказу театра. Здесь идут классические и современные балеты, проходят детские концерты, устраиваются фестивали и научные конференции. Спектакли теперь проходят в каждом уголке театра: в Ротонде, в зрительском фойе и даже в Живописном цехе. Театр ездит на гастроли, принимает участие в фестивалях и становится лауреатом самых престижных в театральном мире наград. Но главное, что каждый сезон, каждый месяц и каждый день сюда приходят зрители, чтобы увидеть на сцене чудо музыкального театра. Детского музыкального театра имени Наталии Сац.

 

Фото предоставлены Московским государственным

академическим детским музыкальным театром им. Н.И. Сац


Фотогалерея