Всё начинается с любви / Памяти Виктора Зорькина (Курск)

Выпуск №1-261/2023, Вспоминая

Всё начинается с любви / Памяти Виктора Зорькина (Курск)

Нынешним летом Курский драматический театр имени А.С. Пушкина попрощался с одним из лучших своих актеров. 30 июня после продолжительной тяжелой болезни ушел из жизни заслуженный артист РФ Виктор Александрович Зорькин. Курская культура потеряла не только талантливого, многогранного и характерного артиста, сыгравшего на сцене драматического театра более 150 ролей, но и сценариста, режиссера, поэта, наставника. Еще семь лет назад, отмечая свое 65-летие, Виктор Зорькин принял участие в проекте «Разрешите познакомиться?» и вышел к зрителю, чтобы рассказать о себе и ответить на вопросы, а встречу начал со стихотворения Роберта Рождественского «Все начинается с любви...». Да, именно так! В жизни Виктора Александровича все началось со всепоглощающей любви к театру.


«Быть тебе, Витька, артистом, как Юрий Никулин»

Родился Виктор Александрович в 1951 году в семье военных. Появился актер на свет 8 марта, о чем в интервью замечал: «Раньше, в детстве, я даже этого немного стеснялся, но потом понял: так это моя особенность. Конечно же, я делю праздник со своей супругой и всеми женщинами, которые меня окружают в жизни. Я очень трепетно отношусь к прекрасной половине человечества, потому что на их плечи многое ложится в этой жизни, и мне приятно в этот день вместе с ними принимать поздравления».

Первая встреча с театром в жизни Виктора Александровича произошла, когда он был третьеклассником - класс повели на спектакль в Воронежский театр. И с этих пор, как признавался он сам, просто «ошалел» и все думал, как это возможно: перевоплощаться в другого человека?! Будто в сказке оказался. Тогда он и понял, что хочет быть артистом.

Правда, в тот период при его школе не было ни драматической студии, ни театрального кружка. Поэтому весь свой артистический талант Виктор Зорькин щедро демонстрировал перед одноклассниками на уроках, за что регулярно получал замечания.

«У меня дневник сохранился за девятый класс. Как-то сын нашел его и опешил: «Ты меня ругаешь за плохое поведение, а сам!» - вспоминал артист. А у меня весь дневник красной ручкой исписан: родителей в школу, родителей в школу... И всегда причина одна - "неудовлетворительное поведение"».

Помимо актерского, проявился в то время у Виктора Александровича талант сценариста и поэта. Он был капитаном команды КВН, редактором школьной газеты - творческая энергия нашла свое применение. Зорькин признавался, что точные науки ему никак не давались. Но учителя шли навстречу, даже позволяя списывать на экзаменах, чтобы он все-таки получил аттестат. «Все знали, что я решил во что бы то ни стало быть артистом, - замечал он. - Вот и делали поблажки».

Хранил Виктор Александрович и выпускной альбом, в котором одноклассники оставляли пожелания. Они были уверены: Зорькин обязательно станет актером. Так и писали: «Быть тебе, Витька, артистом, как Юрий Никулин!»

«Почему-то пророчили мне комедийную карьеру, - говорил Виктор Александрович. - Видимо, слишком много хохмил».


Шеф воинской части

Несмотря на то, что родители Виктора Зорькина были люди военные, его желание поступать в театральный вуз одобрили. «Отец даже нашел объявление о наборе во вспомогательный состав Воронежского театра, - рассказывал он. - После школы остался в театре работать монтировщиком декораций. В надежде, что меня заметят и я стану артистом. Параллельно бегал в массовках, а потом ушел в армию. И что интересно - шефом воинской части был Вахтанговский театр! Нас возили на спектакли каждое воскресенье! Это было счастье! А вернувшись из армии, узнал, что в Воронеже открылся институт искусств, где набирают актерский курс. Это судьба! Учеба была в удовольствие! С нами занимался великий Борис Захава. Когда смотрю «Войну и мир», где он играл Кутузова, ком к горлу подступает: он же со мной Чичикова репетировал!»


От Силы Ерофеича до Каменного гостя

Когда одноклассники прочили Виктору Александровичу карьеру комедийного актера, оказались немного неправы. Как показало время, дарование его было поистине многогранным. И любая роль оказывалась по плечу. Будь то Сила Ерофеич из «Правда - хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского, Вурм из «мещанской трагедии» Шиллера «Коварство и любовь» или Командор в комедии «Дон Жуан, или Каменный гость» Ж.-Б. Мольера!

Это доказывает, что Виктор Александрович Зорькин творческий, одаренный и очень работоспособный артист, в его репертуар входили роли русской и зарубежной драматургии, классической и современной. В каждом образе артист был интересен. Появляясь на сцене, Виктор Зорькин сразу же завладевал вниманием зрительного зала.

К слову, Сила Ерофеич Грознов, как признавался он сам, - одна из любимых ролей. С любовью относясь к персонажу, Виктор Зорькин сумел и зрителей расположить к нему. Когда Сила Ерофеич появляется на сцене, все взгляды прикованы только к нему. Сложный грим, особая манера двигаться и измененный голос сделали свое дело: даже театралы со стажем не сразу поняли, кто скрывается за маской отставного унтер-офицера. Разумеется, это стало возможным благодаря вдумчивой и старательной работе над ролью, проделанной Виктором Зорькиным. Заметно, что к персонажу, а возможно, и к себе самому, Виктор Александрович относится с некоторой долей иронии. И Грознову это только на пользу. Будучи самоироничным, артист создал персонаж в меру комичный и забавный, но при этом справедливый и хитрый, умеющий просчитать последствия и выгоду, которую он получит. Виктор Зорькин передал Силе Ерофеичу присущее ему обаяние, потому сразу расположил к себе зрителя. Отдельных слов, пожалуй, заслуживает и пластика актера в этой роли. У Островского Грознов едва ходит, недаром Филицата называет его ветхим старичком, но Виктор Зорькин эту «ветхость» сочетает с неожиданной бодростью. Все вместе позволяло создать интересный образ, за которым внимательно следил зритель.

А в спектакле «Семь криков в океане» по пьесе А. Касоны у Виктора Зорькина прямо противоположная и весьма сложная роль. Это Сантьяго Сабала. Вначале ничем не примечательный, язвительный и угрюмый, Сантьяго в своей исповеди обнажает подлинную сторону своей души: под оболочкой внешнего безразличия скрывается ранимая душа. Виктор Зорькин перевоплощался в человека, пострадавшего из-за любви. Его герой, позволив себе поддаться страсти, невольно проигнорировал долг и само понятие морали, и впоследствии ему пришлось за это расплачиваться. Наблюдая за персонажем, удается увидеть, как сильно давит на Сантьяго его вина. Тем не менее, он несет свой крест и ведет себя, насколько это возможно, достойно. Здесь смешались в одно горькая участь, отчаянное смирение и нетерпеливое ожидание конца мучений. Внешне этот герой часто невозмутим, но его спокойствие - всего лишь «декорация», за которой мечется несчастная душа. Виктор Зорькин давал почувствовать свои эмоции взглядами, движениями, голосом.

А роль Командора в комедии «Дон Жуан, или Каменный гость» являлась, пожалуй, одной из мистических в карьере артиста. В этом спектакле Виктор Александрович появляется на сцене всего два раза - в конце первого и, соответственно, в конце второго актов. Оба раза появление артиста в образе Командора носит мистический характер, и зрители, затаив дыхание, следят за ним. Неторопливость, нарочито торжественно растянутые фразы и в особенности тембр голоса - все пробирает до дрожи. Своими действиями его герой утверждает мысль о небесном возмездии, настигшем Дон Жуана, ставит финальную точку в повествовании. И даже когда артисты выходят на поклон, на лице Виктора Зорькина еще можно заметить застывшую маску Командора.


Достоевский - «Дядюшкин сон» - Зорькин...

Одной из последних ролей Виктора Зорькина стал Князь К. в читке повести «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского. Публика признала: читка произведения является полноценным спектаклем, который впоследствии включили в репертуар театра.

Как рассказывала автор проекта, актриса Мария Нестерова, «Дядюшкин сон» - одно из любимых ее произведений. Еще до начала работы над читкой у нее уже был претендент на роль Князя К. - Виктор Александрович Зорькин. Все сразу сложилось: «Дядюшкин сон» - Достоевский - Зорькин.

Когда Виктору Александровичу задали вопрос о том, не смутила ли его роль древнего старика и старого ловеласа, практически выжившего из ума, он ответил: «Ни в коем случае. Ведь роль Князя трагикомическая, а это всегда очень интересно играть. Материал отличный!»

Виктор Зорькин в роли Князя К. поначалу вызывал смех, но с развитием событий он сменялся пронзительным чувством жалости к персонажу.

«Я считаю, что в этом произведении все фигуры трагические: мать, Зина, Мозгляков. И у всех не случилось в этой жизни самого главного: любви и счастья, - замечал Виктор Александрович. - Кто такой князь? У него же ничего нет. Детей нет, состояние промотал. И вдруг в конце жизни его согрело воспоминание. В повести говорится о сне, а ведь вся жизнь князя пролетела как сон. И в результате ничего не осталось. Ведь не случайно в монологе он произносит: «А где то солнце? Где то утро?». Очень грустная и правдивая история...»


О детских сказках и елках

Виктор Зорькин занимал особое место в общественной и культурной жизни не только театра, но и Курской области. Он автор большинства сценариев праздничных мероприятий городского и областного масштаба. На протяжении многих лет Виктор Зорькин являлся режиссером новогодних сказок и представлений у елки, а также театральных «капустников», творческих поздравлений для коллег.

Ставил он и детские спектакли: «Спящая красавица» Т. Уфимцевой по мотивам Ш. Перро, «Снежная королева» В. Ткачева по мотивам сказки Х.-К. Андерсена, «Малыш и Карлсон» по А. Линдгрен, «Волшебное зеркало» Ю. Боганова, «Подарок Бабушки-яги» АПопова, «Аленький цветочек» по мотивам С. Аксакова, «Новогодняя Жар-птица» В. Илюхова, «Волшебная лестница» Т. Егоровой, «Деревянный король» В. Зимина и многие другие.

Как-то в интервью актер признался, что очень волновался перед постановкой первой сказки. Ведь ребятишки - публика особенная. «Прежде всего, с детьми нужно быть искренними, не надо с ними заигрывать и сюсюкать, - говорил Виктор Александрович. - Что касается восприятия спектакля, то ребята помладше очень сопереживают сказочным героям, верят им. После представления вместо цветов дарят актерам шоколадки, вручают фантики какие-то - так им хочется поблагодарить артистов. Особенно тех, которые играли положительных героев. Злодеев они всегда игнорируют! Удивительное дело, но подобное происходит и со взрослой публикой. Как бы гениально ни сыграл артист отрицательного персонажа, зритель не хочет отмечать его работу букетами цветов. Он играл злодея! Все-таки, несмотря ни на что, сохранилась в нас некая душевная наивность».

Приходилось Виктору Зорькину работать и Дедом Морозом на утренниках. «Давно это было, - рассказывал артист. - В этом деле, как и в любом, талант особый нужен... Надо уметь чувствовать настроение зала, нос по ветру держать. Как и взрослые, дети полны сюрпризов - выйдет малыш Дедушке стих читать и минут на 30 как затянет. А другим тоже хочется выступить, они же готовились - начинают хныкать. Тут на защиту своих чад становятся родители - всё, скандала не избежать! Так что с карьерой Деда Мороза давно покончено».


Патриотизм - особая тема

А иначе для него просто и быть не могло! Сам заслуженный артист служил в армии в начале 1970-х. «Я еще застал тех офицеров, которые прошли Великую Отечественную войну, - вспоминал Виктор Александрович. - Они очень отличались от офицеров, которые не воевали. Они любили солдат и относились к ним бережно». Актер подчеркивал, что День Победы - его любимый праздник. Виктор Александрович вел большую работу по патриотическому воспитанию молодежи. Он посещал встречи со школьниками и студентами, зрителями, где читал свои стихотворения о Великой Отечественной войне, говорил о патриотизме и вспоминал службу в рядах Советской Армии. На Малой сцене Курского драматического театра поставил военно-патриотический спектакль «Урок мужества» по произведениям советских и российских поэтов.

Плодотворный труд, достигнутые успехи в развитии театрального искусства Курской области, активная жизненная и гражданская позиция Виктора Зорькина отмечены многочисленными наградами. В 2008 году артисту присудили театральную премию губернатора Курской области имени народного артиста России А.П. Буренко, которая является символом большого таланта и беззаветной преданности сцене. В 2015 году вручили памятную медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне» от Российского организационного комитета «Победа», в 2016-м наградили памятной медалью от «Совета ветеранов УМВД России по Курской области», в 2017-м - памятным знаком «За труды и Отечество», а в 2019-м - Почетной грамотой Президента РФ.


«И гвоздь могу забить»

Талантливый человек талантлив во всём. Это можно было смело сказать и о Викторе Александровиче. «Думаете, я гвоздь не могу забить? Еще как могу! Дачу с нуля сам построил!» - подчеркнул как-то артист. - Умею работать со сваркой, болгаркой... Мне нравится в земле копаться, выращивать рассаду, урожай собирать. На даче у меня растет несколько сортов винограда, арбузы, клубника, картошка, редис, морковь, редька, свекла, капуста (броколли, цветная, кольраби), дайкон, тыква... Кстати, есть отличный рецепт салата: натереть на терке свежие тыкву, морковь и дайкон. Посолить, немного растительного масла и сметанка. Это, скажу я вам, объедение - за уши не оттащишь! Много всяких ароматных травок для чая выращиваю: мелисса, мята, душица... А можно и на рыбалку сходить или по грибы... У нас в театре, кстати, много грибников. Собираемся группой и едем в лес на тихую охоту».


В день прощания с Виктором Александровичем Зорькиным было написано и сказано немало теплых слов. «Много цветов. Не каждый большой юбилей приносил ему столько цветов. Теперь - можно», - писали поклонники артиста.

Коллеги поднимают и выносят из театра того, кто знал в этом здании каждую ступеньку. Каждый поворот за кулисами. Каждую складку занавеса, оттуда, со сцены. Там на сцене уже не раздастся его тихий смех. Не зазвучит его фраза из спектакля. Его собственный стих. Его шутка. Но близкие, знающие Виктора Александровича по работе, дружбе и простому человеческому общению, будут помнить. Будут вспоминать его рассказы, советы, легенды. Зрители, видевшие когда-либо артиста на сцене, тоже будут вспоминать. Таких людей не помнить нельзя.

Актеров принято провожать под аплодисменты. Они не смолкают, даже когда ритуальный автобус отъезжает. Все началось с любви, любовью и завершилось...

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея