Успех, признание, восторг / Памяти Натальи Гундаревой (Москва)

Выпуск №1-261/2023, Вспоминая

Успех, признание, восторг / Памяти Натальи Гундаревой (Москва)

Ее появление на сцене было стремительным, ее дебют - ослепительно ярким, ее карьера - блестящей. Роли - неожиданные, «штучные». Кураж, энергетика, победительное обаяние, смелость, напор, пронзительная лиричность, скрываемая под маской насмешницы, клоунессы, бесстрашной «бой-бабы».

Наталья Гундарева прожила на сцене всего три десятилетия, восхитив, ошеломив и исчезнув в расцвете зрелого таланта, оставив горькие сожаления и феерические воспоминания.

Поступление в Щукинское училище было спонтанным решением и осуществлением тайной, скрываемой мечты. Ее, полненькую, смешную, нелепую, напористую, неожиданно сразу взяли на курс замечательного педагога Ю. Катина-Ярцева. Конечно, фактура диктовала определенные роли. Не знаю, кому пришла в голову счастливая мысль выбрать для дипломного спектакля «Пышку» Мопассана и предложить главную роль Гундаревой. Но оказалось, они были созданы друг для друга - актриса и персонаж. Уютная, домашняя, хлопотливая, наивная и сердечная, эта Пышка не обижалась на спесивых попутчиков, с радостью кормила их, извлекая съестные припасы из объемистых баулов, наивно и искренне произносила патриотические речи, соглашалась только во имя общего блага отправиться на свидание к оккупанту, горько плакала, стараясь скрыть обиду, нанесенную презирающими ее обывателями.

Много лет спустя эта Пышка отзовется в образе такой же по-матерински заботливой мадам Жужу из веселого дома, пришедшей с подарками от «девочек» к дерзкому гусару Плетневу в фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово»...

А пока толстушка с гладко зачесанными волосами оказалась нарасхват - родной Вахтанговский, Современник, МХАТ и Театр Маяковского приглашали выпускницу в свои труппы. Возможно, как и все щукинцы она мечтала о Вахтанговском. Но ее рацио, никогда не подводившее, подсказало правильный выбор - Маяковка. В Вахтанговском блистали примы Борисова и Максакова, каждый год самые красивые выпускницы пополняли звездную труппу.

А в Маяковке был Андрей Гончаров, поставивший мощные спектакли, отмеченные столичными театралами, и молодой актрисе было на что надеяться. Так и случилось. Вскоре ей дали роль Липочки в пьесе Островского «Свои люди - сочтемся» («Банкрот»). И с первого же появления на сцене стало ясно - на московском театральном небосклоне взошла новая яркая звезда. Гончаров почувствовал ее актерскую и человеческую природу, умело использовал и пышность форм, и сочность красок, которыми, как оказалось, так виртуозно владеет недавняя выпускница.

Нахрапистая, наглая, капризная, безжалостная, отличавшаяся душевной черствостью, ее Липочка подкупала своей наивной дремучестью, и при всем сказанном, искренностью, подлинностью, открытостью чувств. Некоторое время спустя после громкой премьеры в Маяковке в одном из московских театров я встретила артиста, который был с симпатичной, смутно знакомой молодой женщиной небольшого роста, стройной. Я тихонько спросила: кто это, откуда я ее знаю? Он ответил - Гундарева.

Вместо нахрапистой, пышнотелой огромной девицы - подтянутая, милая женщина.

Позже в спектакле «Виктория», Гундарева (леди Гамильтон) стремительно шла из глубины сцены к рампе, заполняя постепенно собой все пространство огромной сцены Театра Маяковского. Я уже хорошо знала ее, встречалась с ней в жизни, несколько раз брала интервью... Я спросила: почему так происходит, как ей, невысокой, удается заполнить собой всю сцену? Лукаво усмехнувшись, она ответила - таланту много...

Это действительно было так - огромный талант, мощное обаяние, умение без остатка с необыкновенным азартом раствориться в персонаже, поистине творили на сцене чудеса.

Она заражала своей страстностью, мощью чувств, безоглядностью погружения в чужой характер, становящийся ее вторым «я». Она удивительным образом, словно в сценический костюм, влезала в психофизику своих героинь, не забывая, однако, оставить зазор между собой и образом.

Если пристрастно сосчитать - театральных ролей было не так уж много. Странно и несправедливо, но на просторах интернета о ней написано до обидного мало, и, в основном, о киноработах. Поэтому перечислю спектакли Гундаревой: «Банкрот, или Свои люди - сочтемся», «Бег», «Леди Макбет Мценского уезда», «Жизнь Клима Самгина», «Молва», «Агент 00», «Виктория!?», «Жертва века» («Последняя жертва»), «Театральный романс» («Кукушкины слезы») - все спектакли в постановке А.А. Гончарова. Последнюю роль Леттис она сыграла в спектакле, поставленном Т. Ахрамковой, «Любовный напиток». И еще - «Я стою у ресторана...» Э. Радзинского, современная история об одинокой женщине, мечтающей о любви, сыгранная с Сергеем Шакуровым. Едва ли два десятка наберется, считая первые, эпизодические роли.

Летело время, Гончаров старел, спектакли репетировал подолгу, годами. Наталья Георгиевна сетовала, что новых художественных открытий нет, мастер пытается вернуть прежний успех, возвращается к старым названиям, в частности, снова поставил «Дети Ванюшина».

А она жаждала новых характеров, сложных задач. Окрепший талант, филигранное мастерство, отточенное на сцене и на киносъемках, требовали работы. Хотелось постоянно подпитывать признание, успех, твердо обозначившие уникальную многоплановость актрисы, в чьем исполнении трагедия, азарт, злость и нежность сплавились в тугой узел небывалой страстью. Как она это играла - безоглядность чувств, мощный ураган любви! Как трепетало женское естество, как электрические разряды животного влечения перекидывались со сцены в зрительный зал, завораживая и оглушая зрителей!..

Недаром ее партнер, первый исполнитель роли Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда», Виктор Корешков вскоре стал ее мужем. Сценические страсти захватили актрису и в жизни. Брак продлился недолго, стало ясно, что сцена и жизнь устроены по разным законам, но тот спектакль их закрутил в вихре небывалого напора и силы.

Сыграла она и словно написанную для нее - темпераментной, безудержной, раскованной, отчаянной - роль Люськи, полковой жены генерала Чарноты из «Бега». Любящей, бесстрашной, циничной и нежной. Появилась жесткая Лариса Садофьева в спектакле «Молва».

В Гундаревой была простонародная сила, органика, открытость. Хороша, дерзка, налетает как ураган, но... своя, близкая... Ей удавались героини Островского - эффектной, неожиданной, нахальной и забавной предстала хитрая пройдоха Глафира Фирсовна в «Жертве века».

Гундарева неожиданно обнажила потаенные струны души, показала еще одну ипостась своей многогранной и непредсказуемой натуры. В спектакле «Я стою у ресторана...» появилась хорохорящейся, беспрерывно, отчаянно играющей с обстоятельствами и собственной судьбой, покинутой, одинокой, нет, не жалкой - беззащитной, ранимой. Показала виртуозное владение жанром трагикомедии. Могла быть и такой.

В последней своей роли в родной Маяковке - Леттис в «Любовном напитке». Ее Леттис была отчаянным борцом с рутиной, скукой, серой бесцветностью жизни. Романтиком, фантазеркой, что скорее под стать юной романтичной девице, чем зрелой, умудренной жизнью женщине. Но в ней всегда пряталась неизжитая детскость, лукавство, готовность к неожиданным поступкам, эксцентричность.

А еще ей хотелось быть супергероиней, красавицей. Подобно тем, что победительно улыбались с журнальных обложек.

Такой она была в спектакле «Агент 00», где играла Мадам - в шляпе, ярком макияже, в модном костюме.

Наталья Гундарева решила кардинально изменить внешность. Помню модный журнал двухтысячных, где был репортаж о ней, преображенной, очень стильной и ... чужой. Еще одна надменно-эффектная красотка.

Конечно, многое из того, что недодал ей театр, она «доиграла» в кино, создав на экране образы, ставшие знаковыми.

Многодетная мать, гордящаяся свой семьей, отчаянно борющаяся с непростыми обстоятельствами, но остающаяся любящий, сильной и женственной («Однажды, двадцать лет спустя»). Обманутая, страдающая разлюбленная жена Бузыкина Нина Осенний марафон»), играла сердечных женщин, готовых помочь, чужую боль воспринимающих, как свою («Хозяйка детского дома», «Одиноким предоставляется общежитие»).

Играла женщин жестоких, циничных, бессердечных («Подранки»), играла опустившуюся бомжиху в «Небесах обетованных», шикарную эстрадную приму («Зимний вечер в Гаграх»). Ее помнят и любят по киноработам, преданные театралы не забывают театральные шедевры.


В августе Гундаревой исполнилось бы 75 лет. У нее была счастливая жизнь - успех, признание, восторг, обожание зрителей, роли на сцене и экране, которым можно позавидовать, любовь, фестивали, поездки, путешествия, друзья, поклонники...

У ее жизни оказался трагический финал - тяжелая болезнь, отчаянье от невозможности одолеть судьбу.


В памяти тех, кто видел ее на сцене, она останется как одна из самых ярких актрис последней четверти ХХ века.

Фотогалерея